Вирд

редактировать
Для использования в других целях, см Вирд (значения). Плакат для норвежского женского журнала Urd от Андреаса Блоха и Олафа Крона.

Вирд - это понятие в англосаксонской культуре, примерно соответствующее судьбе или личной судьбе. Это слово является предком современного английского языка weird, который сохраняет свое первоначальное значение только диалектически.

Родственный термин в древнескандинавского является Urðr, с подобным значением, но и олицетворял как один из норн, Урд (церковном, как Урд) и появляться во имя святого колодца Urðarbrunnr в скандинавской мифологии.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Судьба в германской мифологии
  • 3 Современное употребление в язычестве
  • 4 Другое использование
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

Этимология

Старый английский термин Wyrd происходит от общегерманского термина * wurđíz. Wyrd имеет соответствия в Старом саксонском würd, древневерхненемецкий wurt, древнескандинавский Urðr, голландский Уорден (стать), и немецким Верден. Прото-индо-европейский корень является * wert- «в свою очередь, поворот», в общегерманского * wirþ- со значением «сбыться, чтобы стать, чтобы быть из - за» (также в weorþ, понятие «происхождения "или" ценность "в смысле" коннотации, цены, ценности "и" принадлежности, идентичности, уважения, чести и достоинства ".

На картине изображены три лица с крючковатыми носами в профиль и глазами, смотрящими вверх. У каждого протянута рука с кривыми пальцами. Три ведьмы по Фюссли (1783)

Древнеанглийский wyrd - это отглагольное существительное, образованное от глагола weorþan, означающего «произойти, стать». Этот термин превратился в современное английское прилагательное weird. Адъективное употребление развивается в 15 веке в смысле «обладать властью управлять судьбой», первоначально от имени Странных Сестер, то есть классических Судеб, в елизаветинский период, оторвавшись от их классического фона как феи, и, что наиболее заметно, проявляется в роли трех ведьм в шекспировском « Макбете». Во многие редакции пьесы редакторы включают сноску, связывающую «Странные сестры» с древнеанглийским : wyrd или «судьба». С 14 века слово «странный» также использовалось на шотландском языке как глагол в значении «предопределить по воле судьбы». Следует отметить использование слова «странный» в « Дюне » Фрэнка Герберта для обозначения способности усиливать или расширять возможности, например, определенные слова используются как «странные слова».

Современное правописание weird впервые появляется в шотландских и северноанглийских диалектах в 16 веке и используется в стандартном литературном английском языке с 17 века. Обычная современная английская форма была бы wird, от раннего современного английского werd. Замена ВЕРДА по странному в северных диалектах «трудно объяснить».

Наиболее распространенное современное значение слова « странный» - «странный, странный» - впервые засвидетельствовано в 1815 году, первоначально с коннотацией сверхъестественного или знаменательного (особенно в словосочетании « странный и чудесный»), но к началу 20 века все чаще применялось к повседневным ситуациям..

Судьба в германской мифологии

Основная статья: Норны Норны по Иоганну Джертса (1889 г.)

Wyrd - существительное женского рода, а его родственное скандинавское слово urðr, помимо значения «судьба», является именем одной из норн ; urðr буквально означает «то, что произошло», verðandi - это «то, что происходит в процессе» (причастие глагола в настоящем времени, родственное weoran) и skuld «долг, вина» (от германского корня * skul- " to owe », также встречается в английском языке Should). « Некоторые ученые интерпретировали Вирд как дохристианское германское понятие или богиню судьбы. Другие ученые отрицают языческое значение вирда в древнеанглийской литературе, но предполагают, что вирд был языческим божеством в дохристианский период».

Между собой норны переплетают судьбу или ørlǫg (от ór «из, из, за ​​пределы» и lǫg «закон», и может быть истолковано буквально как «вне закона»). Согласно Voluspa 20, три Норна «устанавливают законы», «определяют жизнь детей времени» и «обнародуют свой ørlǫg ». С другой стороны, Фригг, хотя она «знает весь ørlǫg», «говорит это не сама» ( Lokasenna 30). ørlǫglausa "ørlǫg-less" встречается в Voluspa 17 по отношению к корягу, которому три бога дают дыхание, тепло и дух для создания первых людей, Аск ("Ясень") и Эмбла (возможно, "Вяз" или "Виноградная лоза").).

Упоминания о вирде в древнеанглийской литературе включают «Странник», «Wyrd biðful aræd» («Судьба остается неумолимой ») и « Беовульф», «Gæð a wyrd swa hio scel!» («Судьба всегда как она!»). В Страннике, Вирд это неугомонный и беспощаден. Она или оно «уводит графов от радостей жизни», и «усталый человеческий разум не может противостоять ей», ибо ее указы «изменяют весь мир под небесами».

Современное употребление в язычестве

Как и другие аспекты германского язычества, концепция вирда играет важную роль в современном германском язычестве.

Другое использование

Вирд Монс, гора на Венере, названа в честь «англосаксонской богини ткачества». По словам Дж. Дункана Спета, «Вирд (норвежский Урд, одна из трех норн) - древнеанглийская богиня судьбы, которую даже христианство не могло полностью вытеснить».

Смотрите также

использованная литература

  • Берта С. Филпоттс, «Вирд и провидение в англосаксонской мысли», Очерки и исследования 13 (1928), 7–27.
Последняя правка сделана 2023-03-20 07:04:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте