Дюна | |
---|---|
Афиша театрального релиза: Том Юнг | |
Режиссер | Дэвид Линч (в некоторых версиях указано как Алан Смити ) |
Продюсер | Рафаэлла Де Лаурентис |
Сценарий | Дэвид Линч |
На основе | Дюна. Фрэнка Герберта |
В главной роли | |
Музыка |
|
Кинематография | Фредди Фрэнсис |
Отредактировал | Энтони Гиббс |
Продакшн. компания | Дино Де Ла urentiis Corporation |
Распространяется | Universal Pictures |
Дата выпуска | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 136 минут 186 минут (ТВ-версия 1988 года) |
Страна | США |
Язык | Английский |
Бюджет | 40–42 миллиона долларов |
Кассовые сборы | 30,9–37,9 миллиона долларов (Северная Америка) |
Дюна - американский эпический научно-фантастический фильм 1984 года, написанный и снятый Дэвидом Линчем и основанный на фильме 1965 года. Фрэнк Герберт одноименный роман. В фильме снимается Кайл Маклахлан (в своем дебютном фильме) в роли молодого дворянина Пола Атрейдеса, а также ансамбль известных американских и европейских актеров в ролях второго плана.. Он был снят в Churubusco Studios в Мехико и включал саундтрек от рок группы Toto, а также Брайан Ино.
Действие происходит в далеком будущем, фильм рассказывает о конфликте между соперничающими благородными семьями, когда они сражаются за контроль над чрезвычайно суровой пустынной планетой Арракис, также известной как «Дюна». ". Планета является единственным источником препарата меланж, также называемого «приправой», который позволяет предвидеть и имеет жизненно важное значение для космических путешествий, делая его наиболее важным и ценным товар во вселенной. Пол Атрейдес - отпрыск и наследник могущественной благородной семьи, чья унаследованная власть над Арракисом приводит их к конфликту со своими бывшими повелителями, Домом Харконненов. Пол также является кандидатом в Квизатц Хадерах, мессианскую фигуру в религии Бене Джессерит. Помимо Маклахлана, в фильме есть большой актерский состав актеров второго плана, в том числе Патрик Стюарт, Брэд Дуриф, Дин Стоквелл, Вирджиния Мэдсен, Хосе Феррер, Стинг, Линда Хант и Макс фон Сюдов и другие.
После первоначального успеха романа в 1971 году начались попытки адаптировать «Дюну» как фильм. В течение 1970-х годов последовал длительный процесс развития, в течение которого Артур П. Джейкобс, Алехандро Ходоровски и Ридли Скотт безуспешно пытались вывести свои видения на экран. В 1981 году исполнительный продюсер Дино Де Лаурентис нанял Линча в качестве директора.
Фильм имел кассовые сборы, собрав 30,9 миллиона долларов из бюджета в 40 миллионов долларов, и был негативно оценен критиками, жестко критиковавшими сценарий, недостаточную достоверность исходного материала, темп, направление и редактирование, хотя визуальные эффекты, музыкальная партитура, игра и последовательность действий получили высокую оценку. После выпуска Линч отрекся от финального фильма, заявив, что давление со стороны как продюсеров, так и финансистов ограничивало его художественный контроль и лишало его права на финальную версию. По всему миру выпущено как минимум три версии. В некоторых версиях имя Линча заменено в титрах именем Алан Смитхи, псевдонимом, используемым режиссерами, которые не хотят, чтобы их ассоциировали с фильмом, за который они обычно приписываются. В расширенных и телевизионных версиях писателя Линча также упоминается как Иуда Бут. Со временем фильм стал культовым для после, но мнения разные среди поклонников романа и фанатов фильмов Линча.
A новая адаптация режиссера Дени Вильнева намечена к выпуску в 2021 году.
В далеком будущем известной вселенной правит Император падишах Шаддам IV. Самым важным веществом в империи является наркотик, известный как меланж или «пряность», который может продлить жизнь и расширить сознание. Наиболее выгодным и важным из его свойств является его способность помогать Гильдии Пространства с складывающимся пространством, обеспечивая безопасное, мгновенное межзвездное путешествие. Гильдия опасается заговора, который может поставить под угрозу производство специй, и отправляет эмиссара с требованием объяснений от Императора, который конфиденциально делится своими планами по уничтожению Дома Атридесов. Популярность герцога Лето Атрейдеса росла по всей империи, и он подозревается, что собирает секретную армию, которую Император Шаддам считает потенциальной угрозой своему правлению. План Шаддама состоит в том, чтобы передать Дому Атридесов контроль над планетой Арракис (также известной как Дюна), единственным источником пряностей. Как только они будут установлены на Арракисе, он намеревается устроить на них засаду своих давних заклятых врагов, Харконненов, с помощью элитных войск Императора, Сардаукар. Навигатор гильдии приказывает Императору убить сына герцога Лето, Пола Атрейдеса, молодого человека, которому снятся пророческие видения о своей цели. Приказ о казни привлекает внимание сестричества Бене Джессерит, поскольку Пол привязан к их многовековой программе разведения по созданию суперсущества, Квизатц Хадерах. Перед тем, как Пол уезжает в Арракис, Бене Джессерит преподобная мать Мохиам испытывает его, заставляя положить руку в коробку, что вызывает мучительную боль. К удивлению и возможному удовлетворению Мохиама, он проходит испытание.
Между тем, в индустриальном мире Гиеди Прайм садистский барон Владимир Харконнен рассказывает своим племянникам Глоссу Раббану и Фейду- Раута о своем плане уничтожить Атридесов путем манипулирования кем-то в Доме Атридесов с целью предать Герцога. Атрейдесы покидают свой родной мир Каладан в Арракис, бесплодную пустынную планету, населенную гигантскими песчаными червями. Коренные жители Арракиса называются фрименами, таинственным народом, который издавна хранил пророчество о том, что мессия приведет их к свободе. По прибытии на Арракис герцог Лето получает сообщение от одного из его помощников, Дункан Айдахо, что Свободных недооценивают. На самом деле их много, и они могут оказаться могущественными союзниками. Герцог Лето начинает завоевывать доверие Свободных, но прежде чем союз может быть установлен, Харконнены начинают атаку. Предатель Харконненов в доме Атридесов, доктор Веллингтон Юэ, личный врач Лето, отключает критические щиты и уничтожает звуковое оружие, оставляя Дом Атридесов почти беззащитным. Во время атаки Айдахо убит, Лето схвачен, и почти весь Дом Атридесов уничтожен. В плену Лето умирает в результате неудачной попытки убить барона Харконнена, используя капсулу с ядовитым газом, вставленную ему в зуб доктором Юэ. наложница Леди Джессика и его сын Пол переживают нападение и убегают в глубокую пустыню, где их захватывает съетч Свободных. Пол берет имя Свободных Муад'Диб и становится лидером, которого ждали Свободные. Он учит Свободных создавать и использовать Странные Модули - звуковое оружие, разработанное Домом Атридесов - и начинает нацеливаться на добычу специй. Он также влюбляется в Чани, молодого воина Свободных, с которым он столкнулся, когда впервые оказался среди Свободных, а Джессика становится преподобной матерью Свободных.
В течение следующих двух лет производство специй фактически остановлено, и Пол воссоединяется с Гурни Хэллеком, одним из старших помощников своего отца, оба из которых считали другого мертвым. Гильдия Пространства предупреждает Императора об ухудшении ситуации на Арракисе, и они опасаются, что Пол поглотит Живая вода, мощный яд, используемый Бене Джессерит для усиления своих способностей. Встреча открывается Павлу в вещем сне, но затем сны внезапно прекращаются. Потрясенный отсутствием видений, он вместе с Чани выходит в пустыню, пьет Воду Жизни и входит в транс. После пробуждения он трансформируется, получая мощные экстрасенсорные способности и способность управлять песчаными червями. Пол также восстанавливает свою способность видеть космос и будущее и узнает, что Император собирает огромный флот вторжения над Арракисом, чтобы уничтожить Свободных и восстановить контроль над планетой. Когда Император прибывает в Арракис, Пол начинает последнюю атаку на Харконненов и Сардаукар Императора в столице Арракине. Верхом на песчаных червях и размахивая своим звуковым оружием, его фрименские воины легко побеждают легионы Императора, а сестра Пола Алия убивает барона Харконнена. Оказавшись в Арракине, Пол сталкивается с побежденным Императором и вступает в смертельный поединок с Фейд-Раутой. После убийства Фейда Пол демонстрирует свои новообретенные силы и выполняет пророчество Свободных, вызывая дождь, падающий на Арракис, и Алия объявляет его Квисатц Хадерахом.
Кроме того, режиссер фильма, Дэвид Линч, в титрах не указан как Spice worker, а Дэнни Коркилл показан в экранных титрах, несмотря на то, что его сцены были удалены из театрального представления. выпуск.
Летом 1971 года продюсер Артур П. Джейкобс опционал на права на экранизацию на Дюну, но умер летом 1973 года, в то время как планы на фильм (включая Дэвида Лин, уже прикрепленного к режиссеру) все еще находились в разработке.
Права на экранизацию были возвращены в 1974 году, когда опцион был приобретен французским консорциумом во главе с Жан-Полем Гибоном, а Алехандро Ходоровски был назначен директором. Ходоровски обратился, среди прочего, к прогрессив-рок-группам, Pink Floyd и Magma в части музыки, Дэну О'Бэннону для визуальных эффектов и художников H. Р. Гигер, Жан Жиро и Крис Фосс за декорации и дизайн персонажей. В актерском составе Ходоровски представил Сальвадора Дали в роли Императора, Орсона Уэллса в роли барона Харконнена, Мика Джаггера в роли Фейда-Рауты, Удо Кьера как Питер Де Врис, Дэвид Кэррадайн как Лето Атрейдес, его сын, Бронтис Ходоровски, как Пол Атрейдес, и Глория Свенсон и другие. В конечном итоге проект был свернут по нескольким причинам, в основном из-за того, что финансирование прекратилось, когда проект разросся до 10–14-часового эпоса.
Хотя их версия фильма так и не вышла в производство, работа, которую Ходоровски и его команда поставили в Дюну оказала значительное влияние на последующие научно-фантастические фильмы. В частности, в классическом фильме Чужой (1979), написанном О'Бэнноном, для визуального оформления использовалась большая часть той же творческой группы, что и для фильма Ходоровски. Документальный фильм Дюна Ходоровского (2013) был снят о неудачной попытке Ходоровского адаптировать.
В конце 1976 года итальянский продюсер Дино Де Лаурентис приобрел права у консорциума Гибона. Де Лаурентис поручил Герберту написать новый сценарий в 1978 году; сценарий, который сдал Герберт, занимал 175 страниц, что эквивалентно почти трем часам экранного времени. Затем в 1979 году Де Лаурентис нанял режиссера Ридли Скотта, где Руди Вурлитцер написал сценарий, а Х. Р. Гигер был приглашен из постановки Ходоровского. Скотт намеревался разделить книгу на два фильма. Он работал над тремя черновиками сценария, используя Битва за Алжир в качестве ориентира, прежде чем перейти к режиссуре другого научно-фантастического фильма, Бегущий по лезвию (1982). Как он вспоминает, процесс подготовки к съемкам был медленным, а завершение проекта потребовало бы еще больше времени:
Но через семь месяцев я бросил Dune, и к тому времени Руди Вурлитцер придумал первый черновик. сценарий, который, как мне казалось, был достойным воплощением книги Фрэнка Герберта. Но я также понял, что Dune потребует намного больше работы - по крайней мере, на два с половиной года. И у меня не хватило духу атаковать это, потому что мой [старший] брат Фрэнк неожиданно умер от рака, когда я готовил картину Де Лаурентиса. Честно говоря, это меня напугало. Я пошел к Дино и сказал ему, что сценарий «Дюны» принадлежит ему.
В 1981 году истек срок действия девятилетних прав на фильм. Де Лаурентис пересмотрел права автора, добавив к ним права на сиквелы «Дюны» (написанные и ненаписанные). После просмотра Человека-слона продюсер Рафаэлла Де Лаурентис решил, что Дэвид Линч должен направить фильм. Примерно в то же время Линч получил несколько других режиссерских предложений, в том числе Возвращение джедая. Он согласился направить Дюну и написать сценарий, хотя он не читал книгу, не знал сюжета и даже не интересовался научной фантастикой. Линч работал над сценарием шесть месяцев с Эриком Бергреном и Кристофером Де Воре. Команда подготовила два варианта сценария, прежде чем они разделились из-за творческих разногласий. Впоследствии Линч работал над еще пятью проектами.
Вирджиния Мэдсен заявила в 2016 году, что она подписала контракт на три фильма, поскольку продюсеры «думали, что собираются снять Звездные войны для взрослых."
30 марта. В 1983 году с 135-страничным шестым черновиком сценария "Дюна" наконец-то приступила к съемкам. Он был полностью снят в Мексике. При бюджете более 40 миллионов долларов "Дюне" потребовалось 80 декораций, построенных на 16 звуковых сценах, и общая команда из 1700 человек. Многие из внешних кадров были сняты в Самалаюка Дюн Филдс в Сьюдад Хуарес, Чиуауа.
Черновая версия Дюны без пост-продакшн эффекты длились более четырех часов, но предполагаемая Линчем версия фильма (как это отражено в седьмом и последнем наброске сценария) длилась почти три часа. Universal и финансисты фильма ожидали стандартного, двух- Часовая версия фильма. Дино Де Лаурентис, его дочь Рафаэлла и Линч вырезали множество сцен, сняли новые сцены, которые упрощали или концентрировали элементы сюжета и добавляли голос- более повествований, плюс новое вступление Вирджинии Мэдсен. Вопреки слухам, Линч не сделал никакой другой версии, кроме театральной версии. Телевизионная версия была показана в 1988 году в двух частях общей продолжительностью 186 минут, включая резюме «Что случилось прошлой ночью» и вторую кредитную карту. Линч отрекся от этой версии, и его имя было удалено из титров, вместо этого было указано Алан Смитхи. Эта версия (без резюме и второго списка кредитов) иногда выпускалась на DVD как Dune: Extended Edition. Несколько более длинных версий были склеены вместе. Хотя Universal обратилась к Линчу с просьбой о возможной режиссерской версии, Линч отклонил все предложения и предпочитает не обсуждать Дюну в интервью.
Премьера Дюны состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия. 3 декабря 1984 г. в Центре Кеннеди и был выпущен во всем мире 14 декабря. Публикация перед выпуском была обширной не только потому, что он был основан на романе-бестселлере, но и потому, что его снял режиссер Линч, добившийся успеха с Головкой-ластиком и Человеком-слоном. Несколько журналов следили за производством и публиковали статьи, восхваляющие фильм перед его выпуском, все это было частью рекламы и мерчендайзинга «Дюны», в том числе документального фильма для телевидения, а также товаров, размещенных в магазинах игрушек.
Фильм открылся 14 декабря 1984 года в 915 кинотеатрах и заработал 6 025 091 доллар в первые выходные, заняв второе место по кассовым сборам внутри страны после полицейского из Беверли-Хиллз. К концу пробега Dune собрала 30 925 690 долларов (7 827 000 долларов в американских долларах 2020 года). При бюджете в 40 миллионов долларов фильм считался кассовым разочарованием.
Роджер Эберт дал Дюне одну звезду из четырех и написал: «Этот фильм - настоящий беспорядок., непонятная, уродливая, неструктурированная, бессмысленная экскурсия в мрачные области одного из самых запутанных сценариев всех времен ». Эберт добавил: «Сюжет фильма, несомненно, будет значить больше для людей, которые читали Герберта, чем для тех, кто гуляет по холоду», и позже назвал его «худшим фильмом года». На В фильмах с Джином Сискелем и Эбертом Сискель начал свой обзор со слов: «Это физически некрасиво, в нем есть по крайней мере дюжина кровавых сцен, некоторые из его спецэффектов. дешевы - удивительно дешевы, потому что этот фильм, как сообщается, стоил 40–45 миллионов долларов - и его история невероятно запутанна. Если я не ясно выразился, я ненавидел смотреть этот фильм ». Позже фильм был назван худшим фильмом 1984 года и "самым большим разочарованием года" в их эпизоде "Вонючки 1984 года". Другие негативные отзывы касались тех же проблем, а также продолжительности фильма.
Джанет Маслин из The New York Times также дала Дюне отрицательную оценку одной звезды из пяти. Она сказала: «Некоторые персонажи в« Дюне »обладают экстрасенсорными способностями, что ставит их в уникальное положение, когда они могут понять, что происходит в фильме», и объяснила, что сюжет был «опасно перегружен, как и практически все остальное в нем. «
Variety дал« Дюну »менее негативную рецензию, заявив, что« Дюна - это огромная, пустая, творческая и холодная научно-фантастическая эпопея. Визуально уникальный и изобилующий происшествиями фильм Дэвида Линча вызывает интерес благодаря своей обильной поверхности. аттракционы, но сами по себе не будут вызывать такого рода фанатизм, благодаря которому роман Фрэнка Герберта 1965 года стал одним из самых любимых в своем жанре ". Они также прокомментировали, что «адаптация Линча охватывает весь период романа, но простая настройка различных миров, персонажей, интриг и сил в действии требует более получаса пояснительного экранного времени». Им действительно понравился актерский состав, и они сказали, что «Франческа Аннис и Юрген Прохнов - невероятно привлекательная королевская пара, у Сиана Филипса есть несколько завораживающих моментов в роли могущественной ведьмы, Брэд Дуриф - фактически псих, а лучше всего - Кеннет Макмиллан, лицо которого закрыто. с гротескными наростами и который парит вокруг, как оживающий Синий Смысл ».
Ричард Корлисс из Time дал Dune отрицательный отзыв, заявив:« Большинство научных фантастические фильмы предлагают побег, отпуск от домашней работы, но «Дюна» так же трудна, как выпускной экзамен. Для этого нужно набраться сил ». Он отметил, что «25-летний Маклахлан впечатляюще растет в этой роли; его мягкие и избалованные вначале черты лица приобретают мужской гламур, когда он приступает к своей миссии». В заключение он сказал: «Актеры, кажется, загипнотизированы заклинанием, которое Линч соткал вокруг них, особенно блестящей Франческой Аннис в роли матери Пола, которая нашептывает свои реплики с безотлагательностью эротического откровения. В те моменты, когда Аннис появляется на экране, Дюна находит эмоциональный центр, который ускользнул от этого парада декора в стиле рококо и строгих спецэффектов. Она напоминает нам о том, чего можно добиться в фильмах, когда у них есть не только разум, но и сердце ».
Киновед Робин Вуд назвал «Дюну» «самым непристойным гомофобным фильмом, который я когда-либо видел», имея в виду сцену, в которой барон Харконнен изнасиловал и убивает молодого человека, истекая кровью, - обвиняя его в «управлении ассоциировать с гомосексуализмом в одной сцене физическую грубость, моральную безнравственность, насилие и болезни ». Писатель-гей Деннис Альтман предположил, что в фильме показано, как «ссылки на СПИД начали проникать в массовую культуру» в 1980-х годах, задавая вопрос: «Было ли это просто случайностью, что в фильме Дюна гомосексуальный злодей на его лице были гнойные язвы? "
В то время как большинство критиков отрицательно относились к Дюне, критик и писатель-фантаст Харлан Эллисон придерживался другого мнения. В своей книге критики фильмов 1989 года Наблюдение Харлана Эллисона он говорит, что производство за 42 миллиона долларов провалилось, потому что критикам было отказано в показе в последнюю минуту после нескольких переносов, решение Universal, которое, по словам Эллисона, сделало киносообщество нервничает и негативно относится к «Дюне» перед ее выпуском. Эллисон в конечном итоге стал одним из немногих положительных рецензентов фильма. Дэниел Снайдер также похвалил элементы фильма в статье 2014 года, в которой он назвал фильм «... работа с глубокими недостатками, которая провалилась как коммерческое предприятие, но все же сумела запечатлеть и выделить существенные части одного из самых плотных произведений научной фантастики». Снайдер заявил, что «сюрреалистический стиль» Линча создал «мир, который казался совершенно чуждым», полный «... причудливых последовательностей снов, изобилующих изображениями нерожденных зародышей и мерцающих энергий, а также тревожными пейзажами, такими как индустриальный ад родного мира Харконненов. [делая] фильм на самом деле более близким к Кубрику (2001: Космическая одиссея ), чем к [Джорджу] Лукасу. Он стремится поместить зрителя куда-нибудь незнакомым, но намекающим на большую скрытую историю ". Снайдер похвалил производство и заявил, что Герберт сказал, что он доволен фильмом Линча.
Историк-фантаст Джон Клют утверждал, что в то время как Дюна Линча «не жалела ничего для достижения своих поразительных визуальных эффектов»., экранизация «к сожалению - а может, и неизбежно - превратила плотный текст Герберта в мелодраму».
Несколько более благоприятных отзывов похвалили нуар - барочный подход Линча к фильм. Другие сравнивают его с другими фильмами Линча, которые столь же труднодоступны, такими как Голова-ластик, и утверждают, что для просмотра зритель должен сначала знать вселенную Дюны. За годы, прошедшие с момента первого выпуска, Dune получила больше положительных отзывов онлайн-критиков и зрителей. В агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 53% на основе 49 обзоров со средней оценкой 5,98 / 10. Критический консенсус сайта гласит: «Эта усеченная адаптация научно-фантастического шедевра Фрэнка Герберта слишком сухая, чтобы работать как грандиозное развлечение, но чутье Дэвида Линча к сюрреалистическому придает ей некоторую изюминку».
плохой коммерческий и критический прием, все первоначальные планы относительно сиквелов «Дюны» были отменены. Дэвид Линч, как сообщается, работал над сценарием для Мессия Дюны и был нанят, чтобы снять оба предложенных второго и третьего фильмов "Дюна". Позже Линч отказался от фильма:
Я начал продавать «Дюну». Оглядываясь назад, я понимаю, что это вина не только моя. Мне, наверное, не стоило делать эту картину, но я видел тонны и тонны возможностей для вещей, которые мне нравились, и это была структура, в которой их можно было реализовать. Было так много места для создания мира. Но я получил четкие указания от Рафаэллы и Дино де Лаурентис относительно того, какой фильм они ожидали, и я знал, что у меня нет окончательной версии.
Во введении к его сборнику рассказов 1985 года Eye, автор Герберт обсудил прием фильма и его участие в производстве, похвалил Линча и перечислил сцены, которые были сняты, но не вошли в выпущенную версию. Он написал: «Мне понравился фильм, даже если он был сокращен, и я сказал его так, как видел его: то, что дошло до экрана, - это визуальный праздник, который начинается, когда начинается« Дюна », и вы слышите мой диалог на протяжении всего фильма». Герберт также прокомментировал: «У меня, конечно, есть свои придирки по поводу фильма. Пол был человеком, играющим бога, а не богом, который может вызвать дождь».
Алехандро Ходоровски, который ранее был разочарован крахом о своей собственной попытке снять «Дюну», позже сказал, что был разочарован и завидовал, когда узнал, что Линч снимает «Дюну», поскольку он считал, что Линч был единственным режиссером, способным отдать должное роману. Сначала Ходоровски отказался смотреть фильм Линча, но сыновья потащили его. По словам Ходоровски, когда фильм разворачивался, он очень обрадовался, увидев, что это «провал». Ходоровски добавил, что это, безусловно, вина продюсеров, а не Линча.
В документальном фильме о минисериале Дюна Фрэнка Герберта (2000) актер Уильям Херт сказал, что он был поклонником серии книг и хотел стать частью фильма 1984 года, но, увидев то, чем он оказался, был более счастлив, что не получил в нем роли.
Дюна была номинирована на премию Оскар за лучший звук (Билл Варни, Стив Маслоу, Кевин О'Коннелл и Нельсон Столл ).
Фильм получил награду Stinkers Bad Movie Award за худший фильм.
Линия фигурок «Дюна» от компании по производству игрушек LJN была выпущена в 1984 году и не очень продавалась. Коллекция, стилизованная под фильм Линча, включала в себя фигуры Пола Атрейдеса, барона Харконнена, Фейда, Раббана, Стилгара., и сардаукарский воин, плюс позируемый песчаный червь, несколько транспортных средств и оружия, а также набор View-Master стереоскоп катушек. Фигуры Гурни и леди Джессики, представленные в каталоге LJN, никогда не были В 2006 году SOTA Toys выпустила фигурку Барона Харконнена для своей линейки «Now Playing Presents». В октябре 2019 года Funko анонсировала линейку виниловых пластинок «Dune Classic» POP! фигуры, первой из которых будет Пол в стилсьюте и F Эйд в синем комбинезоне, стилизованном под фильм 1984 года. Альтернативная версия Фейда в синей набедренной повязке была выпущена для 2019 New York Comic Con.
Некоторые игры Dune были стилизованы под фильм Линча. Parker Brothers выпустили настольную игру Dune в 1984 году, а затем последовала коллекционная карточная игра 1997 года под названием Dune в ролевой игре Dune: Chronicles of the Imperium в 2000 году. Первой лицензированной видеоигрой Dune была Dune (1992) из Cryo Interactive / Virgin Interactive. Его преемник, Westwood Studios 'Dune II (1992), обычно приписывают популяризацию и настройку шаблона для стратегии в реальном времени жанра компьютерные игры. За этой игрой последовала Dune 2000 (1998), ремейк Dune II от Intelligent Games / Westwood Studios / Virgin Interactive. Его продолжением была 3D видеоигра Emperor: Battle for Dune (2001) от Intelligent Games / Westwood Studios / Electronic Arts.
Marvel comics также опубликовал ряд комиксов, связанных с фильмом.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Дюна (фильм 1984 года) |
Awards | ||
---|---|---|
Перед началом. Krull | Stinker Award for Worst Picture . 1984 Stinkers Bad Movie Награды | Преемник. Revolution |