Женщины в древней Спарте

редактировать
«Почему вы, спартанские женщины, единственные, кто может управлять мужчинами?». «Потому что мы также единственные те, которые рожают мужчин ".

Горго, царица Спарты и жена Леонида, как цитирует Плутарх

Спартийские женщины были известны в Древняя Греция за то, что у них было больше свободы, чем у женщин в других частях греческого мира. В глазах современников за пределами Спарты спартанские женщины имели репутацию распущенных полов и властителей над своими мужьями. В отличие от своих афинских коллег, спартанские женщины могли законно владеть и наследовать собственность, и они обычно были лучше образованы. Дошедшие до нас письменные источники ограничены и в значительной степени не с точки зрения спартанцев. Антон Пауэлл пишет, что сказать, что письменные источники «не без проблем»... как преуменьшение было бы трудно превзойти ».

Как и в других местах в Древней Греции, в Спарте известно гораздо больше об элитах, чем о низших классах, и древние источники не обсуждают пол по отношению к негражданам, составлявшим большинство населения Спартанского государства.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Детство
    • 2.1 Образование
    • 2.2 Легкая атлетика
  • 3 Брак
    • 3.1 Брачный ритуал
    • 3.2 Матриархальные обязанности
  • 4 Женский гомоэротизм в Спарте
  • 5 Религия
  • 6 Одежда
  • 7 Не-спартизация женщины в Спарте
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки
Источники

Спарта - одно из трех государств в Древней Греции, наряду с Афинами и Гортином, для которых сохранились какие-либо подробные сведения о роли женщин. Эти свидетельства в основном относятся к классическому периоду и позже, но многие известные нам законы и обычаи, вероятно, восходят к архаическому периоду. Самые ранние свидетельства о жизни спартанских женщин происходят из архаической греческой поэзии, такой как парфения («девичьи песни») Алкмана, лидийского поэта, который жил и работал в Спарте в седьмом веке до нашей эры. Однако литературные источники, которые дают нам больше всего информации о жизни женщин в Спарте, появились позже и написаны исключительно не спартанцами.

Конституция лакедемонян Ксенофонта является еще одним важным источником для Спартанская история. Ксенофонт родился в Афинах, но работал наемником в Спарте. В его литературных произведениях обсуждались многие детали спартанских обычаев и обычаев. «Жизнь Ликурга» Плутарха также является важным источником информации об истории Спарты, особенно о Ликурге. Он описал брачный ритуал спартанцев, а также евгеническую политику Ликурга, провозглашенную в спартанской конституции. Считалось, что такая политика приведет к появлению самых сильных детей и, таким образом, усилит спартанскую армию. Нелитературные источники, включая археологию и античное искусство, ограничены.

Аристотель был гражданином Афин, который видел падение Спарты при своей жизни. Он написал Политика, который является основным источником по Спарте от Аристотеля, который сохранился до наших дней, и Конституцию Спарты, которая была утеряна. Аристотель критиковал спартанское государство прежде всего за то, что их женщины обладали большей властью над собственностью и мужчинами.

Детство
Согласно Плутарху, спартанские дети оценивались при рождении, а тех, кого считали нездоровыми, оставляли умирать. На этой картине Джузеппе Диотти изображен судимый ребенок. Неясно, подвергались ли этому обращению и девочки.

Согласно показаниям Плутарха, спартанцы практиковали детоубийство как нечто само собой разумеющееся, если бы дети считались нездоровыми. Из этого отрывка неясно, применимо ли это к девочкам или мальчикам, хотя свидетельства из других источников у Плутарха и Ксенофонта подразумевают, что это не так. Вполне вероятно, что девочек просто сразу после рождения отдавали на попечение матери. Однако недостаточно доказательств, чтобы сказать, так ли это на протяжении всей спартанской истории. Спартанских младенцев женского пола кормили так же хорошо, как и их собратьев мужского пола - в отличие от Афин, где мальчиков кормили лучше, чем девочек, - чтобы женщины были физически пригодными для вынашивания детей и родов.

Образование

Информацию об образовании спартанских женщин найти трудно, так как существует больше сохранившихся источников об образовании спартанских мальчиков. В Спарте мальчики получали образование в агоге с семи лет, по крайней мере, в течение некоторых периодов спартанской истории. Вполне вероятно, что всякий раз, когда государство организовывало образование мальчиков, оно также институционализировало образование девочек. В отличие от своих сверстников-мужчин, спартанские девушки во время обучения воспитывались дома с матерями. Они узнают об обязанностях и ответственности по уходу за домом, в основном потому, что мужчины в доме часто бывают в отъезде. Есть свидетельства существования той или иной формы официальной образовательной программы для девочек еще в архаический период, и эта система, похоже, была прекращена в эллинистический период. В какой степени образование для девочек было восстановлено в ходе реформ Клеомена III, неясно, но оно могло стать скорее добровольным, чем обязательным. Государственное образование для девочек было снова отменено в 188 г. до н.э. и восстановлено в римский период.

Молодые спартанцы, занимающиеся спортом, Эдгар Дега, c.1860.

В Спарте грамотность была очень важной. умение ограничено элитой. Однако есть свидетельства того, что некоторые женщины умели читать из классического периода. Например, сохранились анекдоты о Спарте, в которых матери пишут письма своим сыновьям, которые уехали. Упоминание Аристофаном спартанской женщины-поэта Клитагора и спартанских пифагорейцев, перечисленных Ямвлихосом, предполагает, что некоторые спартанские женщины могли быть очень грамотными.

Как Помимо чтения и письма, женщины изучали музыку, которая состояла не только из музыки, но также из танцев и поэзии. Похоже, женщины научились играть на музыкальных инструментах, о чем свидетельствуют сохранившиеся статуэтки. Мусике был важной частью спартанской религиозной деятельности, особенно в рамках культов Елены и Артемиды. Спартанские девушки танцевали в хорах, составленных из девушек примерно одинакового возраста, и ими руководила девушка постарше (chorēgos), которую обучал профессиональный поэт. Наряду с обучением песням и танцам эти хоры обучали девочек ритуальной и культовой деятельности. Танец также приносил пользу физическому: в «Лисистрате Аристофана» спартанский персонаж Лампито приписывает свою пригодность лаконскому танцу, известному как бибасис, который включал в себя удары ногами и прыжки ягодицами. Наконец, песни, под которые девушки танцевали, дали им возможность привить им спартанские ценности и гендерные роли.

Легкая атлетика

Спартанская бронзовая фигура бегущей девушки, одетой в одноплечий хитон (Британский музей )

В отличие от других мест в Греции, в Спарте незамужние девушки регулярно занимались спортом. Спартанский режим упражнений для девочек был разработан, чтобы сделать их «такими же физическими, как и их братья», хотя, в отличие от своих братьев, они фактически не тренировались. В своей Конституции спартанцев Ксенофонт сообщает, что Ликург требовал, чтобы женщины тренировались так же много, как и мужчины, и с этой целью учредил спортивные соревнования для женщин.

Ранние источники сообщают, что спартанские девушки практиковали бег и борьба; более поздние тексты также упоминают метание копья и диска, бокс и панкратион. Они также научились ездить верхом. Были обнаружены подношения по обету, изображающие спартанских женщин верхом на лошади. Возможно, что спартанские девушки тренировались обнаженными, потому что архаическое спартанское искусство изображает обнаженных девушек, в отличие от искусства других областей Греции. Девушки могли соревноваться в gymnopaedia, спартанском фестивале обнаженной молодежи. Они также участвовали в забегах на различных фестивалях, самым престижным из которых были Игры Хрейя. Выйдя замуж, спартанские женщины, вероятно, перестали заниматься спортом.

Брак

Спартанские женщины, кажется, выходили замуж относительно поздно по сравнению со своими сверстницами в других местах Греции. В то время как афинские женщины могли ожидать, что впервые выйдут замуж в возрасте четырнадцати лет за мужчин, намного старше их, спартанские женщины обычно выходили замуж в возрасте от восемнадцати до двадцати лет за мужчин, близких им по возрасту. Мужчинам-спартанцам в возрасте до тридцати лет не разрешалось жить со своими женами, вместо этого они должны были жить совместно с другими членами их сиссиции. Из-за отсутствия мужа женщины должны были вести домашнее хозяйство в основном в одиночку. В отличие от Афин, где государственная идеология считала, что мужчины несут ответственность за домашнее хозяйство, Сью Бланделл утверждает, что в Спарте вполне вероятно, что контроль женщин над домашней сферой был признан государством и, возможно, даже поощрялся им.

Согласно спартанской идеологии, основная роль взрослых женщин заключалась в вынашивании и воспитании здоровых детей. Этот акцент на деторождении, вероятно, был ответственным за акцент на физической форме у спартанских женщин, поскольку считалось, что у физически более сильных женщин будут более здоровые дети. Перед браком у потенциальной пары был испытательный срок, чтобы убедиться, что у них могут быть дети; если они не могли, то обычным решением были развод и повторный брак. Для спартанцев вся деятельность, связанная с браком, вращалась вокруг единственной цели - произвести на свет сильных детей и, таким образом, улучшить их вооруженные силы.

Спартанские браки также могли быть организованы в зависимости от благосостояния и статуса. Доказательства роли кириоев (мужчин-опекунов) в организации браков спартанских женщин не являются решающими, хотя Картледж считает, что, как и их афиняне (и в отличие от их гортинианцев ) коллеги, кириосам было поручено организовать брак спартанской женщины.

В древних источниках есть свидетельства того, что спартанцы практиковали полиандрию. Геродот говорит, что двоеженство Анаксандрида II, женившегося на второй жене, потому что его первая не смогла произвести на свет наследника, не было спартанским, но Полибий Писали, что это было обычным для его времени и освященной веками практикой. Эндрю Скотт предполагает, что многоженство было более распространено в древней Спарте в начале 4 века до нашей эры, когда количество спартанских граждан резко сократилось. Ксенофонт утверждает, что помимо многоженства, пожилых мужчин с более молодыми женами поощряли позволять более молодым, более подходящим мужчинам оплодотворять своих жен, чтобы иметь более сильных детей. Кроме того, Полибий утверждает, что когда у мужчины было достаточно детей, у него был спартанский обычай отдавать жену другому мужчине, чтобы у него тоже были дети.

Брачный ритуал

В ночь свадьбы невеста коротко постриглась и была одета в мужской плащ и сандалии. Невеста выглядела одетой как мужчина или молодой мальчик, чтобы ее муж воспринимал ее как менее опасную. Затем невесту оставляли одну в затемненной комнате, где ее навестил и ритуально захватил ее новый муж. Ожидалось, что мужчины будут навещать своих новых жен по ночам и тайком. Это было сделано для того, чтобы молодым парам было труднее заключить брак, что, как считалось, усиливало желание между мужем и женой и приводило к созданию более сильных детей.

Матриархальные обязанности

Картина, изображающая спартанку, дающую своему сыну щит. Спартанские женщины навязывали государственную идеологию милитаризма и храбрости. Плутарх рассказывает, что одна женщина, передавая своему сыну его щит, велела ему вернуться домой «либо с этим, либо на нем».

Поскольку спартанские мужчины проводили большую часть своего времени в казармах или на войне, спартанские женщины ожидались чтобы вести хозяйство самостоятельно. В отличие от Афин, где в соответствии с государственной идеологией за домашним хозяйством отвечали мужчины, Сью Бланделл утверждает, что в Спарте, вероятно, государство признало контроль женщин над домашней сферой. Из-за этого Аристотель критически относился к Спарте и утверждал, что мужчинами правят сильные и независимые женщины, в отличие от остальной Греции. Аристотель также критиковал спартанских женщин за их богатство. Он объяснил резкое падение государства от господства над Грецией до второстепенной державы менее чем за 50 лет тем, что Спарта превратилась в гинократию, женщины которой были несдержанны и любили роскошь.

Все спартанские женщины, а не только самые богатые, илота воспользовались бы своим трудом для выполнения домашних дел, которые в других местах Греции выпали бы на долю свободных женщин. Такие виды деятельности, как ткачество, которые считались женской работой в других местах Греции, не считались подходящими для свободных женщин в Спарте. Поэтому женщины были больше заняты управлением, сельским хозяйством, логистикой и другими задачами жизнеобеспечения.

Спартанский закон, кодифицированный как Ликург, выражал важность деторождения для Спарты. Вынашивание и воспитание детей считалось самой важной ролью для женщин в спартанском обществе, наравне с воинами-мужчинами в спартанской армии. Спартанским женщинам было рекомендовано производить много детей, предпочтительно мальчиков, чтобы увеличить военное население Спарты. Они гордились тем, что родили и вырастили храбрых воинов. Однако наличие сыновей, которые были трусами, было поводом для печали, и древний автор Элиан утверждает, что женщины, чьи сыновья умерли как трусы, сетовали на это. В отличие от них, родственницы спартанцев, героически погибших в битве при Левктре, по слухам, ходили на публике и выглядели счастливыми.

Спартанские женщины не просто чествовали своих сыновей, которые имели проявив храбрость и скорбя, когда этого не было, они сыграли решающую роль в обеспечении социальных последствий для трусливых мужчин. Когда Павсаний, предатель Спарты, укрылся в святилище Афины, его мать Феано, как говорят, взяла кирпич и поместила его в дверной проем. Следуя этому примеру, спартанцы замуровали дверь храма с Павсанием внутри. Точно так же Помрой цитирует три изречения Плутарха о спартанских женщинах, в которых рассказывается о спартанских матерях, которые сами убивают своих трусливых сыновей.

Женский гомоэротизм в Спарте

расслабляющим желанием.. Она смотрит на меня более тягостно. чем сон или смерть;. Она мила отнюдь не безрезультатно.. Но Астимелозия мне вообще не отвечает,. Когда у нее корона,. Как яркая звезда, падающая в небо. Или золотая ветвь, или мягкое перо.... Она продвигается шагающими ногами.... Влажное очарование Киниры. восседает на ее девичьих волосах.... А! Если она подойдет ближе и возьмет. за мою нежную руку, я стану ее.

Алькман, как цитирует Сандра Берингер

Парфенея Алькмана, или «девичья песня», была среди первых документов, обнаруженных, чтобы выразить гомоэротические чувства между женщинами. Это было исполнено как хоровые гимны юными женщинами в Спарте, и пьеса, вероятно, была заказана государством для публичного исполнения.

В стихотворении Алкмана есть стих, в котором младшие хоровые девушки восхищаются своими старшими хоровыми руководителями, которые вызывают восхищение, а также вызывают эти эротические чувства. Женщины описывают, как эрос (сексуальное влечение) их хоровых лидеров овладело их телами.

Религия

В древней Спарте женские культы отражали упор спартанского общества на роль женщин как воспитательниц и воспитательниц. Следовательно, культы сосредоточились на плодородии, женском здоровье и красоте. Культ Элейфии, богини деторождения, был важным культом для спартанских женщин. Также важным был культ Елены, когда многие предметы, используемые женщинами, например зеркала, подводки для глаз, гребни и флаконы для духов, были посвящены ее культовым местам. Помимо двух основных культовых мест, в центре Спарты находился храм Елены, и многие стелы с ее изображением были вырезаны и выставлены по всему городу. Циниска, первая женщина, одержавшая олимпийскую победу, также был культ в Спарте, «единственной известной женщине», которая была отмечена таким образом.

Плутарх в своей «Жизни Ликурга пишет, что только мужчины, погибшие в битве, и женщины, погибшие при исполнении религиозных обязанностей, должны иметь свое имя на надгробной плите. Это соответствовало бы репутации спартанцев как благочестивых людей, хотя в одном из переводов (латте) рукопись была исправлена, чтобы вместо этого читать, что женщины, умершие при родах, называли памятники, чтение, которое стало популярным среди многих ученых. В этой поправке, однако, отсутствуют археологические, литературные или эпиграфические свидетельства, подтверждающие ее, в то время как две сохранившиеся надгробные надписи спартанских женщин подтверждают первоначальное утверждение Плутарха о том, что эти почести были оказаны только тем женщинам, которые умерли, занимая религиозную должность. Спартанское общество было рабски построено вокруг обязанности всех граждан вносить свой вклад в государство, и неспособность сделать это не получила одобрения; в самых суровых терминах, спартанские женщины, умершие при родах, могли рассматриваться как не внесли никакого вклада в государственную жизнь, и поэтому им не был предоставлен какой-либо особый статус за их смерть. Спарта, однако, уделяла особое внимание религии, вероятно, больше, чем любой другой греческий город-государство, и поэтому именно женщины, погибшие на службе у государства, поклоняясь божествам Спарты, были удостоены надгробных плит с надписями.

Одежда
Дорианский пеплос, который носили спартанские женщины, крепился на плече булавками, называемыми фибулами. Эти образцы относятся к архаичному периоду и были обнаружены в святилище Артемиды Ортии, одном из самых важных религиозных объектов Спарты.

Спартанская женская одежда была простой и, как известно, короткой. Они носили дорийский пеплос с юбками с разрезом, обнажающими бедра. Дорианский пеплос был сделан из более тяжелого шерстяного материала, чем тот, который был распространен в Ионии, и крепился на плече булавками, называемыми фибулами. Во время забегов спартанские девушки носили характерный одноплечий хитон длиной до колен.

. Поскольку женщины не ткали собственную одежду, а вместо этого оставляли создание товаров на периойкои, покупка изысканная ткань и металлические браслеты были признаком богатства. Неизвестно, всегда ли женщины носили эти серебряные и золотые браслеты или только для религиозных церемоний и фестивалей. Ликург запретил женщинам пользоваться косметикой.

Молодые женщины отращивали длинные волосы и не покрывали их, но замужним женщинам не разрешалось носить длинные волосы и покрывать головы вуалью.

Не принадлежащие к спарте женщины в Спарте

Как и в других местах древней Греции, в Спарте об элитах известно гораздо больше, чем о низших классах, и древние источники не обсуждают гендер по отношению к не относящимся к ним. -горожане, жившие в Спарте. В Спарте жили различные группы свободных неспартийцев, илоты и, по крайней мере, позже в спартанской истории, личные рабы.

Согласно Ксенофонту, спартанские женщины не должны были выполнять домашний труд, за который несли ответственность женщины в других частях греческого мира. Он сообщает, что в Спарте ткали долаи (рабыни). В архаической Спарте эту роль выполняли женщины-илоты, но позже в спартанской истории, особенно после освобождения мессенских илотов, многие из этих женщин, вероятно, были личными рабынями. Женщины в периоических сообществах, по-видимому, несли ответственность за домашний труд в своем собственном домашнем хозяйстве, как и женщины в других частях греческого мира.

Плутарх говорит в своей жизни Ликурга, что из-за отсутствия денег в древней Спарте, и из-за строгого морального режима, установленного Ликургом, в Спарте не было проституции. Позже, когда золото и серебро стали более доступны, проституция, казалось, всплыла на поверхность. К эллинистическому периоду географ Полемон из Афин сообщил, что он видел в Спарте бронзовые статуи, посвященные проститутке Коттиной, и что возле храма Диониса был назван бордель.

Спартанские медсестры были известны по всей Греции, и в богатых семьях со всей Греции спартанцы выкармливали своих детей. Плутарх сообщает, что Алкивиада кормила спартанка по имени Амикла. Статус этих медсестер не ясен - они, вероятно, были не илоты, которые не были бы проданы иностранцам, но могли быть какой-то другой формой неграждан Лаконии.

В отличие от других рабов в древности. В Греции илотовское население поддерживалось воспроизводством, а не покупкой рабов. Из-за этого илоты могли свободно выбирать партнеров и жить в семейных группах, в то время как другие греческие рабы содержались в общежитиях для мужчин и женщин. Помимо отношений с мужчинами-илотами, у некоторых женщин-илотов, кажется, были дети от мужчин-спартанцев. Этих детей называли мотаками, и они, очевидно, были свободны и могли получить гражданство - согласно Элиану, адмирал Лисандр был мотаксом. Основная цель мотаке со спартанской точки зрения заключалась в том, чтобы они могли сражаться в спартанской армии, и Сара Помрой предполагает, что дочери спартанских мужчин и илотов, следовательно, были убиты при рождении.

См. Также
  • Портал Древней Греции
Примечания
Ссылки
Библиография
  • Бланделл, Сью (1995), Женщины в Древней Греции, Кембридж: Harvard University Press, ISBN 978-0-674-95473- 1
  • Берингер, Сандра (2013), «Женский гомоэротизм», компаньон греческой и римской сексуальности, John Wiley Sons Ltd., стр. 155–156, doi : 10.1002 / 9781118610657.ch9, ISBN 978111861065 7
  • Картледж, Пол (1981), «Спартанские жены: освобождение или лицензия?», The Classical Quarterly, 31 (1): 84–105, doi : 10.1017 / S0009838800021091
  • Картледж, Пол (2013), Спартанцы: эпическая история (новое изд.), Лондон: Pan Books, ISBN 978-1-447-23720-4
  • Кристенсен П. (2012), «Легкая атлетика и социальный порядок в Спарте в классический период», Classical Antiquity, 31 (2): 193–255, doi : 10.1525 / ca.2012.31.2.193, JSTOR 10.1525 / ca.2012.31.2.193
  • Диллон, Мэтью (2007), «Были спартанские женщины, которые умерли при родах. Удостоен могильных надписей? ", Гермес, 135 (2): 149–165, JSTOR 40379113
  • Дукат, Жан; Стаффорд, Эмма; Шоу, Памела-Джейн (2006), Спартанское образование: молодежь и общество в классический период, Суонси: классическая пресса Уэльса, ISBN 978-1-905125-07 -4
  • Фантам, Элейн; Фоли, Хелен Пит; Кампен, Натали Боймель; Помрой, Сара Б.; Шапиро, Х. Алан (1994), Женщины в классическом мире: изображение и текст, Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 9780195067279
  • Ходкинсон, Стивен ( 2000), Собственность и богатство в классической Спарте, Лондон: David Brown Book Co., ISBN 9780715630402
  • Хьюз, Беттани (2005), Елена Троянская: богиня, принцесса, шлюха, Лондон : Pimlico, ISBN 978-1-844-13329-1
  • Лерн, Герда (1986), Создание патриархата, Нью-Йорк: Oxford University Press
  • Миллендер, Эллен ( 2017), «Спартанские женщины», спутница Спарты, John Wiley Sons Ltd., стр. 504, doi : 10.1002 / 9781119072379.ch19, ISBN 9781119072379
  • Даниэль Огден (2003), «Женщины и бастарды на греческом Мир », Пауэлл, Антон (ред.), Греческий мир, Лондон: Рутледж, ISBN 0203042166
  • Плутарх ; Талберт, Ричард (2005), Плутарх на Спарте, Лондон: Penguin Books, ISBN 978-0140449433
  • Помрой, Сара Б. (1994), Богини, Шлюхи, Жены и рабы: женщины в классической древности, Лондон: Pimlico, ISBN 978-0-712-66054-9
  • Помрой, Сара (2002), Spartan Women, Oxford: Oxford University Press, ISBN 978-0-195-13067-6
  • Пауэлл, Антон (2004), «Спарта: представления современной женщины», The Classical Review, 54 (2): 465–467, doi : 10.1093 / cr / 54.2.465
  • Пауэлл, Антон (2001), Афины и Спарта: конструирование политической и социальной истории Греции из 478 г. до н.э., Лондон: Рутледж, ISBN 978-0-415-26280-4
  • Редфилд, Джеймс (1978), "Женщины Спарта », The Classical Journal, 73 (2): 146–161, JSTOR 3296868
  • Скотт, Эндрю Г. (2011),« Многоженство и Спартанское государство », Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 60 (4): 413–424, ISSN 0018-2311, JSTOR 41342859
  • Сили, Рафаэль (1976), История греческих городов-государств, ок. 700–338 г. до н.э., Беркли: University of California Press, ISBN 978-0-520-03177-7
  • Wiesner-Hanks, Merry E. (2011), Гендеры в истории: глобальная перспектива (второе изд.), Wiley-Blackwell, стр. 31, ISBN 978-1-4051-8995-8
Внешние ссылки

СМИ, связанные с женщинами Древней Греции на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-06-21 14:14:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте