Конституция Спарты

редактировать
Документ, описывающий структуру древнего спартанского правительства
Спарта
Зевс Научный художник Лувр E668.jpg . Зевс на троне со своим орлом

Эта статья является частью серии:. Конституция Спарты


Великая Ретра. Законы Ликурга. Политеи
Список царей Спарты. Герусия. Эфорат. Апелла. Спартиат. Периоеи. Илоты. Агоге. Сиссития

Спартанская армияДругие греческие города-государства • Юридический портал.
  • view
  • talk

Конституция Спарты, или Politeia, относится к правительству и законам дорийского города-государства из Спарты со времен Ликурга, легендарного законодателя, до присоединения Спарты к Римской республике: примерно с IX века до нашей эры до II века до нашей эры. Каждый город-государство Греции имел политию во все времена своей суверенной жизни, включая предшествующую ахейскую Спарту и последующую римскую Спарту. Однако политика Дориана Спарты была отмечена многими классическими авторами за ее уникальные особенности, которые поддерживали жестко слоистую социальную систему и сильную армию.

Содержание

  • 1 Акт основания
    • 1.1 Великая Ретра
    • 1.2 Законы Ликурга
  • 2 Структура спартанского общества и правительства
    • 2.1 Общество
      • 2.1.1 Спартиаты
      • 2.1.2 Периоеи
      • 2.1.3 Илоты
    • 2.2 Правительство
      • 2.2.1 Двойное царство
      • 2.2.2 Эфорс
      • 2.2.3 Герусия
      • 2.2.4 Апелла
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография

Акт основания

Великая Ретра

Согласно Плутарху, Ликург (которому приписывают проведение суровых реформ, которыми прославилась Спарта, примерно в 9 веке до н.э.) сначала искал совета у бога Аполлона, получив оракул из Дельф По поводу формирования своего правительства. Божественное воззвание, которое он получил таким образом, известно как «rhetra » и частично передано Плутархом следующим образом:

Когда ты построил храм Зевсу Силлабусу и Афине Силлании, разделил людей на «phylai » и «obai» и учредил сенат из тридцати членов, включая «архагетаев», затем время от времени «аппеллазейн» между Бабекой и Кнасьоном, и там представил и отменить меры; но народ должен иметь решающий голос и власть.

Плутарх дает в качестве объяснения: «В этих статьях« phylai »и« obai »относятся к разделению и распределению людей на кланы и фратрии, или братства; словом "архагеты" обозначаются цари, а "аппеллазеин" означает собирать людей, имея в виду Аполлона, пифийского бога, который был источником и автором государственного устройства. Бабека теперь называют Чеймаррус, а Cnacion Oenus; но Аристотель говорит, что Cnacion - это река, а Babyca - мост ».

Другая версия ретры дана Х. Мичеллом:

После постройки храма Зевсу Силланию и Афине Силлании и, «собрав филы» (φυλάς φυλάξαντα) и «послушавшись послушников» (ώβάς ώβάξαντα), вы должны создать совет из тридцати старейшин, включая руководителей.

То есть, после того, как люди были разделены согласно своим различным племенам ("филес" и "обес") они приветствовали бы новые реформы Ликургана.

Законы Ликурга

У спартанцев не было исторических записей, литературы или письменных законов, которые, согласно традиция, строго запрещенная постановлением Ликурга, за исключением Великой Ретры.

Выпуск монет был запрещен. Спартанцы были обязаны использовать железные оболочки (прутья или вертела), призванные поощрять самодостаточность и препятствовать алчности и накоплению богатств. Спартанский гражданин с хорошей репутацией - это тот, кто сохранил свои боевые навыки, проявил храбрость в бою, обеспечил продуктивность своих хозяйств, был женат и имел здоровых детей. Спартанские женщины были единственными греческими женщинами, которые владели собственностью самостоятельно, и от них требовалось заниматься спортом до замужества. Хотя у них не было формальных политических прав, от них требовалось смело высказывать свое мнение, и их мнения были услышаны.

Структура спартанского общества и правительства

Спартанское общество может быть представлено трехуровневой пирамидой, управляемой государством.

Структура спартанского общества, ок. начало 7 в. до н.э.

Общество

Спартиаты

Не все жители спартанского государства считались гражданами (частью демосов). Только те, кто успешно прошел военную подготовку, называемую agoge, имели право на участие. Обычно единственными людьми, имеющими право на получение agoge, были спартиаты - люди, которые могли проследить свою родословную до коренных жителей города - хотя было два исключения. Трофимы («приемные сыновья») - иностранные подростки, приглашенные на учебу. Это было высшей честью. Спартанский афинский магнат Ксенофонт послал двух своих сыновей в Спарту для их трофимского образования. Алкивиад, будучи алкмеонидом и, следовательно, членом семьи со старыми и прочными связями со Спартой, был принят как трофим и отличался как в агоге, так и во всем остальном (он был по слухам, соблазнил одну из двух королев-супругов своей исключительной внешностью). Другое исключение заключалось в том, что сыновья илотов могли быть зачислены в качестве синтрофов (товарищей, буквально «те, кого кормили или воспитывали вместе»), если спартиат формально усыновил его и оплатил его путь. Если синтрофос исключительно хорошо тренировался, он мог бы получить спонсорскую поддержку, чтобы он сам стал спартиатом. Свободный спартанец, успешно завершивший агоге, стал «пэром» (ὅμοιος, hómoios, буквально «подобным») с полными гражданскими правами в возрасте 20 лет и оставался им до тех пор, пока он мог внести свою равную долю зерна. на обычную военную столовую, в которой он был обязан обедать каждый вечер до тех пор, пока он был боеспособен (обычно до 60 лет). Это означало гарантию того, что каждый ровесник хорошо заботится о своих поместьях и имении. Такие hómoioi также должны были спать в бараках до 30 лет, независимо от того, состоят они в браке или нет.

Perioeci

Другими членами государства были Perioeci или Períoikoi, социальный класс и группа неграждан. В отличие от илотов Периоеи были свободны, но не были полноправными спартанскими гражданами. Они играли центральную роль в спартанской экономике, управляя торговлей и бизнесом, а также неся ответственность за ремесла и производство.

Илоты

Илоты были государственными крепостными, которые составляли 90 процентов населения. Они были гражданами завоеванных государств, таких как Мессения, которые были завоеваны из-за своей плодородной земли во время Первой мессенской войны.

Правительство

Дорическое государство Спарты, копируя дорическое критяне, учредило смешанное правление : оно состояло из элементов монархической, олигархические и демократические системы. Исократ называет спартанцев «подверженными олигархии дома, царству в кампании» (III. 24).

Двойное царство

Государством правили два потомственных царя из семейств Агиад и Эврипонтид, оба потомка Геракла и равные по власти так что никто не мог действовать вопреки власти и политическим постановлениям своего коллеги, хотя царь Агиад получил большую честь в силу старшинства своей семьи как «старейший из сохранившихся» (Herod. vi. 5).

Есть несколько легендарных объяснений этого необычного двойного царствования, которые мало различаются; Например, у этого царя Аристодема было сыновей-близнецов, которые согласились разделить царство, и это стало бессрочным. Современные ученые выдвинули различные теории для объяснения аномалии. Некоторые предполагают, что эта система была создана для предотвращения абсолютизма, и параллельна аналогичному случаю двойных консулов ​​Рима. Другие считают, что это указывает на компромисс, достигнутый, чтобы положить конец борьбе между двумя семьями или сообществами. Другие теории предполагают, что это было соглашение, которое было выполнено, когда сообщество деревень объединилось, чтобы сформировать город Спарта. Впоследствии два вождя из крупнейших деревень стали королями. Другая теория предполагает, что два царских дома представляют соответственно спартанских завоевателей и их ахейских предшественников: те, кто придерживается этой последней точки зрения, апеллируют к словам, приписываемым Геродотом (ст. 72) Клеомену I : «Я не дорийский, а ахейский»; хотя это обычно объясняется (столь же легендарным) происхождением Аристодема от Геракла. В любом случае, царство в Спарте было наследственным, и поэтому каждый царь Спарты был потомком семейств Агиад и Эврипонтид. Присоединение было дано ребенку мужского пола, который родился первым после воцарения короля.

Обязанности королей были в основном религиозными, судебными и милитаристскими. Они были главными священниками государства, совершали определенные жертвоприношения, а также поддерживали связь с Дельфийским святилищем, которое всегда имело большое значение. авторитет в спартанской политике. Во времена Геродота (около 450 г. до н.э.) их судебные функции были ограничены делами, касающимися наследниц, усыновлений и дорог общего пользования. Гражданские дела были разрешены эфорами, и уголовная юрисдикция была передана эфорам, а также совету старейшин. К 500 г. до н.э. спартанцы стали все активнее участвовать в политических делах окружающих городов-государств, часто оказывая поддержку спартанским кандидатам. Незадолго до 500 г. до н. Э., Как описано Геродотом, такая акция разожгла противостояние между Спартой и Афинами, когда два царя, Демарат и Клеомен, привели свои войска в Афины. Однако незадолго до начала битвы король Демарат передумал атаковать афинян и бросил своего соправителя. По этой причине Демарат был изгнан и в конце концов оказался на стороне персидского царя Ксеркса во время его вторжения в Грецию двадцать лет спустя (480 г. до н.э.), после чего спартанцы приняли закон, требующий, чтобы один царь остался позади в Спарте, в то время как другой командовал войсками в бою.

Аристотель описывает царство в Спарте как «своего рода неограниченное и постоянное полководство» (Pol. III. I285a). Однако и здесь царские прерогативы со временем были урезаны. Начиная с периода персидских войн, царь потерял право объявить войну, и его сопровождали в поле два эфоров. Его вытеснили также эфоры, контролирующие внешнюю политику. Со временем короли стали просто подставными лицами, за исключением их роли генералов. Реальная власть была передана эфорам и героузии.

Эфорсу

эфорам, избранным народными выборами из всех граждан, представляли демократический элемент конституции.

После введения эфоров они вместе с двумя королями были исполнительной властью государства. Сами эфоры обладали большей властью, чем кто-либо в Спарте, хотя тот факт, что они оставались у власти всего один год, уменьшал их способность вступать в конфликт с уже установленной властью в государстве. Поскольку переизбрание было невозможно, эфор, злоупотребивший своей властью или выступивший против устоявшегося центра власти, должен был понести ответные меры. Хотя пять эфоров были единственными официальными лицами, регулярно проходившими легитимацию путем народного голосования, на практике они часто были самой консервативной силой в спартанской политике.

Герусия

В Спарте был особый политик, герусия, совет, состоящий из 28 старейшин старше 60 лет, избираемых пожизненно и обычно являющихся членами королевской семьи. дворов и двух королей. Этот совет обсуждал важные решения государственной политики, которые затем могли предложить альтернативные действия демонстрациям.

Апелла

Коллектив спартанских граждан выберет одну из альтернатив путем голосования. В отличие от большинства греческих полисов, собрание спартанских граждан не могло ни устанавливать повестку дня решаемых вопросов, ни обсуждать их, а просто голосовать по представленным им альтернативам. Иностранные посольства или эмиссары не могли выступить перед собранием; они должны были представить свое дело Герусиям, которые затем посоветовались с Эфорами. Спарта считала любой дискурс извне потенциальной угрозой, а все другие государства - прошлыми, настоящими или будущими врагами, к которым нужно относиться как минимум осторожно, даже если они связаны договорами о союзе.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-09 01:48:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте