Moralia ( древнегреческий : Ἠθικά Ethika, свободно переводится как «Мораль» или «Вопросы, связанные с обычаями и нравами») представляет собой группу рукописей, начиная с 10 - го по 13 века, традиционно приписывается греческий ученый первого века Плутарха из Chaeronea. Эклектичный сборник содержит 78 очерков и транскрибированных выступлений. Они дают представление о римской и греческой жизни, но часто сами по себе являются вневременными наблюдениями. Многие поколения европейцев читали их или подражали им, в том числе Мишель де Монтень и философы- гуманисты эпохи Возрождения и философы Просвещения.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Содержание
- 1.1 Общая структура
- 1.2 Книги
- 2 издания
- 2.1 Ранние рукописи
- 2.2 Современные редакции
- 3 Конкретные идеи, содержащиеся
- 3.1 Дилемма происхождения
- 3.2 О реинкарнации
- 3.3 Об интеллекте
- 4 ссылки
- 5 Дальнейшее чтение
- 6 Внешние ссылки
СОДЕРЖАНИЕ
Общая структура
« Моралия» включает « О удаче или добродетели Александра Великого», важное дополнение к его « Жизни великого полководца»; О поклонении Исиде и Осирису, важнейшем источнике информации о египетских религиозных обрядах; и О Malice Геродота (который может, как речи на достижениях Александра, которые были риторическое упражнением), в котором Плутарх критикует то, что он видит, как систематическая ошибка в историях о Геродот ; наряду с более философскими трактатами, такими как « Об упадке оракулов», « Об отсрочке божественного возмездия», « О душевном покое» и более легких закусках, таких как « Одиссей и Гриллус» («Bruta animalia ratione uti»), юмористический диалог между Гомером «S Одиссей и один из Цирцея » заколдованных свиней с. Первыми были сочинены « Моралии», а написание «Жизней» занимало большую часть последних двух десятилетий жизни Плутарха.
Некоторые издания Moralia включают несколько работ, которые теперь известны как псевдоэпиграфы. Среди них « Жития десяти ораторов» (биографии аттических ораторов, основанные на Цецилии Калактском ), « О мнениях философов», « О судьбе» и « О музыке». Один « Псевдо-Плутарх » несет ответственность за все эти работы, хотя их авторство неизвестно. Хотя записанные мысли и мнения не принадлежат Плутарху и относятся к немного более поздней эпохе, все они имеют классическое происхождение и представляют ценность для историка.
Книги
Начиная с издания Стефана 1572 года, Моралия традиционно состоит из 14 книг, как в следующем списке, который включает английский, греческий оригинал и латинское название:
- I. (1a - 86a)
- 1. Об образовании детей ( Περὶ παίδων ἀγωγῆς - De liberis educationandis)
- 2. Как молодой человек должен изучать поэзию ( Πῶς δεῖ τὸν νέον ποιημάτων ἀκούειν - Quomodo adolescens Poetas audire debeat)
- 3. На слушании ( Περὶ τοῦ ἀκούειν - De recta ratione audiendi)
- 4. Как отличить льстца от друга ( Πῶς ἄν τις διακρίνοιε τὸν κόλακα τοῦ φίλου - Quomodo adulator ab amico internoscatur)
- 5. Как человек может узнать о своем прогрессе в добродетели ( Πῶς ἄν τις αἴσθοιτο ἑαυτοῦ προκόπτοντος ἐπ᾿ ἀρετῇ - Quomodo quis suos in virtute sentiat profectus)
- II. (86b - 171e)
- 6. Как получить прибыль от врагов ( Πῶς ἄν τις ὑπ᾿ ἐχθρῶν ὠφελοῖτο - De capienda ex inimicis utilitate)
- 7. О наличии многих друзей ( Περὶ πολυφιλίας - De amicorum multitudine)
- 8. Случайность ( Περὶ τύχης - De fortuna)
- 9. О добродетели и пороке ( Περὶ ἀρετῆς καὶ κακίας - De virtute et vitio)
- 10. Письмо соболезнования Аполлонию ( Παραμυθητικὸς πρὸς Ἀπολλώνιον - Consolatio ad Apollonium)
- 11. Советы по поддержанию здоровья ( Ὑγιεινὰ παραγγέλματα - De tuenda sanitate praecepta)
- 12. Совет жениху и невесте ( Γαμικὰ παραγγέλματα - Coniugalia praecepta)
- 13. Ужин семи мудрецов ( Ἑπτά σοφῶν συμπόσιον - Septem sapientium convivium)
- 14. О суевериях ( Περὶ δεισιδαιμονίας - De superstitione)
- III. (172a - 263c)
- 15. Высказывания королей и военачальников ( Βασιλέων ἀποφθέγματα καὶ στρατηγών - regum et imperatorum apophthegmata)
- 16. Изречения спартанцев ( Ἀποφθέγματα Λακωνικά - apophthegmata Laconica)
- 17. Учреждения спартанцев ( Τὰ παλαιὰ τῶν Λακεδαιμονίων ἐπιτηδεύματα - Instituta Laconica)
- 18. Изречения спартанских женщин ( Λακαινῶν ἀποφθέγματα - Lacaenarum apophthegmata)
- 19. Добродетели женщин ( Γυναικῶν ἀρεταί - Mulierum virtutes)
- IV. (263d - 351b)
- 20. Римские вопросы ( Αἴτια Ῥωμαϊκά - Quaestiones Romanae)
- 21. Греческие вопросы ( Αἴτια Ἑλληνικά - Quaestiones Graecae)
- 22. Греческие и римские параллельные истории ( Συναγωγὴ ἱστοριῶν παραλλήλων Ἑλληνικῶν καὶ Ρωμαϊκῶν - Parallela minora) ( псевдо-Плутарх )
- 23. О судьбе римлян ( Περὶ τῆς Ῥωμαίων τύχης - De fortuna Romanorum)
- 24. О удаче или добродетели Александра Великого ( Περὶ τῆς Ἀλεξάνδρου τύχης ἢ ἀρετῆς - De Alexandri magni fortuna aut virtute)
- 25. О славе афинян ( Πότερον Ἀθηναῖοι κατὰ πόλεμον ἢ κατὰ σοφίαν ἐνδοξότεροι - De gloria Atheniensium)
- V. (351c - 438e)
- 26. Об Исиде и Осирисе ( Περὶ Ἴσιδος καὶ Ὀσίριδος - De Iside et Osiride)
- 27. На эпсилоне в Дельфах ( Περὶ τοῦ εἶ τοῦ έν Δελφοῖς - De E apud Delphos, 384e - 394c)
- 28. Оракулы в Дельфах больше не даны в стихах ( Περὶ τοῦ μὴ χρᾶν ἔμμετρα νῦν τὴν Πυθίαν - De Pythiae oraculis)
- 29. Об устаревании оракулов ( Περὶ τῶν ἐκλελοιπότων χρηστηρίων - De defectu oraculorum)
- VI. (439a - 523b)
- 30. Можно ли научить добродетели? ( Εἰ διδακτὸν ἡ ἀρετή - Виртус доцери возможный)
- 31. О моральной добродетели ( Περὶ ἠθικῆς ἀρετῆς - De virtute morali)
- 32. О контроле над гневом ( Περὶ ἀοργησίας - De cohibenda ira)
- 33. О спокойствии разума ( Περὶ εὐθυμίας - De tranquillitate animi)
- 34. О братской любви ( Περὶ φιλαδελφίας - De fraterno amore)
- 35. О привязанности к потомству ( Περὶ τῆς εἰς τὰ ἔγγονα φιλοστοργίας - De amore prolis)
- 36. Достаточно ли порока, чтобы вызвать несчастье ( Εἰ αὐτάρκης ἡ κακία πρὸς κακοδαιμονίαν - An vitiositas ad infelicitatem sufficiat)
- 37. Являются ли воздействия души хуже, чем воздействия тела ( Περὶ τοῦ πότερον τὰ ψυχῆς ἢ τὰ σώματος πάθη χείρονα - Animine an corporisffectiones sint peiores)
- 38. О разговорчивости ( Περὶ ἀδολεσχίας - De garrulitate)
- 39. О том, как быть занятым ( Περὶ πολυπραγμοσύνης - De curiositate)
- VII. (523c - 612b)
- 40. О любви к богатству ( Περὶ φιλοπλουτίας - De cupiditate divitiarum)
- 41. О податливости ( Περὶ δυσωπίας - De vitioso pudore)
- 42. О зависти и ненависти ( Περὶ φθόνου καὶ μίσους - De invidia et odio)
- 43. О безобидном восхвалении себя ( Περὶ τοῦ ἑαυτὸν ἐπαινεῖν ἀνεπιφθόνως - De laude ipsius)
- 44. Об отсрочке божественного возмездия ( Περὶ τῶν ὑπὸ τοῦ θείου βραδέως τιμωρουμένων - De sera numinis vindicta)
- 45. О судьбе ( Περὶ εἰμαρμένης - De fato) ( псевдо-Плутарх )
- 46. Под знаком Сократа ( Περὶ τοῦ Σωκράτους δαιμονίου - De genio Socratis, 575a - 598e)
- 47. В изгнании ( Περὶ φυγῆς - De exilio)
- 48. Утешение жене ( Παραμυθητικὸς πρὸς τὴν γυναῖκα - Consolatio ad uxorem)
- VIII. (612c - 748)
- 49. Застольная беседа ( Συμποσιακά - Quaestiones convivales)
- IX. (748–771)
- 50. Диалог о любви ( Ἐρωτικός - Amatorius)
- Х. (771e - 854d)
- 51. Любовные истории ( Ἐρωτικαὶ διηγήσεις - Amatoriae narrationes)
- 52. Философ, которому следует вести диалог с людьми, обладающими властью ( Περὶ τοῦ ὅτι μάλιστα τοῖς ἡγεμόσιν δεῖ τὸν φιλόσοφον διαλέγεσθαι - Maxime cumibus philosopho esse Disrendum)
- 53. Необразованному правителю ( Πρὸς ἡγεμόνα ἀπαίδευτον - Ad principem ineruditum)
- 54. Должен ли старик заниматься связями с общественностью ( Εἰ πρεσβυτέρῳ πολιτευτέον - An seni respublica gerenda sit)
- 55. Принципы государственного управления ( Πολιτικὰ παραγγέλματα - Praecepta gerendae reipublicae)
- 56. О монархии, демократии и олигархии ( Περὶ μοναρχίας καὶ δημοκρατίας καὶ ὀλιγαρχίας - De unius in republica dominatione, populari statu, et paucorum imperio)
- 57. Что мы не должны брать взаймы ( Περὶ τοῦ μὴ δεῖν δανείζεσθαι - De vitando aere alieno)
- 58. Жития десяти ораторов ( Βίοι τῶν δέκα ῥητόρων - Vitae decem oratorum) ( псевдо-Плутарх )
- 59. Сравнение Аристофана и Менандра ( Συγκρίσεως Ἀριστοφάνους καὶ Μενάνδρου ἐπιτομή - Comparationis Aristophanis et Menandri compendium)
- XI. (854e - 919e)
- 60. О злобе Геродота ( Περὶ τῆς Ἡροδότου κακοηθείας - De malignitate Herodoti)
- 61. О мнениях философов ( Περὶ τῶν ἀρεσκόντων φιλοσόφοις φυσικῶν δογμάτων - De placitis philosphorum) ( псевдо-Плутарх )
- 62. Причины природных явлений ( Αἴτια φυσικά - Quaestiones naturales)
- XII. (920a - 999b)
- 63. На лице, которое появляется в сфере Луны ( Περὶ τοῦ ἐμφαινομένου προσώπου τῷ κύκλῳ τῆς σελήνη - De facie in orbe lunae)
- 64. О принципе холода ( Περὶ τοῦ πρώτως ψυχροῦ - De primo frigido)
- 65. Огонь или вода полезнее ( Πότερον ὕδωρ ὴ πῦρ χρησιμότερον - Aquane an ignis sit utilior)
- 66. Умнее ли наземные или морские животные ( Πότερα τῶν ζῴων φρονιμώτερα τὰ χερσαία ἢ τὰ ἔνυδρα - De sollertia animalium)
- 67. Звери разумны ( Περὶ τοῦ τὰ ἄλογα λόγῳ χρῆσθαι - Bruta animalia ratione uti)
- 68. О поедании плоти ( Περὶ σαρκοφαγίας - De esu carnium)
- XIII. (999c - 1086b)
- 69. Платоновские вопросы ( Πλατωνικὰ ζητήματα - Platonicae quaestiones)
- 70. О рождении духа в Тимее ( Περὶ τῆς ἐν Τιμαίῳ ψυχογονίας - De animae procreatione в Timaeo)
- 71. Краткое изложение Рождения Духа ( Ἐπιτομή τοῦ Περὶ τῆς ἐν τῷ Τιμαίῳ ψυχογονίας - Epitome libri de animae procreatione в Timaeo)
- 72. О стоических противоречиях с самим собой ( Περὶ Στωϊκῶν ἐναντιωμάτων - De Stoicorum repugnantiis)
- 73. Стоики говорят более парадоксально, чем поэты ( ιτι παραδοξετερα οἱ Στωϊκοὶ τῶν ποιητῶν λέγουσιν - Stoicos absurdiora Poetis dicere)
- 74. Об общих представлениях против стоиков ( Περὶ τῶν κοινῶν ἐννοιῶν πρὸς τοὺς Στωϊκούς - De communibus notitiis adversus Stoicos)
- XIV. (1086c и далее)
- 75. Невозможно жить так, как Эпикур ( Ὅτι οὐδὲ ἡδέως ζῆν ἔστιν κατ 'Ἐπίκουρον - Non posse suaviter vivi secundum Epicurum)
- 76. Против Colotes ( Πρὸς Κωλώτην - Adversus Colotem)
- 77. Правильно ли высказывание « Живи в неизвестности »? ( Εἰ καλῶς εἴρηται τὸ λάθε βιώσας - Recte dictum sit latenter esse vivendum)
- 78. О музыке ( Περὶ μουσικῆς - De musica) ( псевдо-Плутарх )
Редакции
Ранние рукописи
"Каталог передан группой рукописей Моралии, самой старой из которых является Parisinus gr. 1678 (очень повреждена на листах, содержащих список), копия десятого века, в которую вмешалась секундная стрелка двенадцатого века. чтобы добавить список; см. Irigoin (1987: CCCIII – CCGXVIII для введения и критического издания всего каталога) ". (Oikonomopoulou 174) Единственная сохранившаяся рукопись, содержащая все семьдесят восемь дошедших до нас трактатов, включенных в « Моралию » Плутарха, датируется примерно 1302 годом нашей эры.
Современные издания
- Плутарх. Моралия. 16 томов. (т. 13: 13.1 и 13.2, т. 16: указатель), пер. Фрэнка Коула Бэббита (том 1–5) и др., серия: « Классическая библиотека Леба » (LCL, тома 197–499). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета и др., 1927–2004.
Конкретные идеи содержали
Дилемма происхождения
В своем эссе «Симпозиумы» Плутарх обсуждает знаменитую проблему курицы и яйца. Хотя Плутарх не был первым, кто обсуждал эту проблему ( Аристотель уже обсуждал ее за сотни лет до Плутарха), он был первым, кто сформулировал вопрос в его современной форме.
О реинкарнации
В « Моралию» включено письмо Плутарха к своей жене, в котором он просит ее не поддаваться чрезмерному огорчению в связи со смертью их двухлетней дочери, которую назвали Тимоксеной в честь ее матери. В письме Плутарх выражает свою веру в реинкарнацию :
Душа, будучи вечным, после смерти, как птица в клетке, которая была выпущена. Если он долгое время находился в теле и приручен многими делами и долгой привычкой, душа немедленно принимает другое тело и снова оказывается вовлеченной в мирские проблемы. Хуже всего в старости то, что память души о потустороннем мире тускнеет, в то же время ее привязанность к вещам этого мира становится настолько сильной, что душа стремится сохранить ту форму, которую она имела в теле. Но та душа, которая остается в теле лишь на короткое время, пока не будет освобождена высшими силами, быстро восстанавливает свой огонь и переходит к высшим вещам.
Об интеллекте
Ум или Нус ( / п ¯u с /, греческий : νοῦς) философский термин для интеллекта. В « Моралии» Плутарх соглашается с Платоном в том, что душа более божественна, чем тело, в то время как ум более божественен, чем душа. Смесь души и тела приносит удовольствие и боль ; соединение разума и души порождает разум, который является причиной или источником добродетели и порока.
Рекомендации
дальнейшее чтение
- Алдерс, Герхард JD 1982. Политическая мысль Плутарха. Амстердам: Северная Голландия.
- Чепмен, Энн. 2011. Женский принцип в морали Плутарха. Дублин, Ирландия: Univ. Dublin Press.
- Джонс, Кристофер П. 1966. "К хронологии произведений Плутарха". Журнал римских исследований 56: 61–74.
- Опсомер, январь 2007 г. «Место Плутарха в истории платонизма». В Plutarco e la Cultura della sua Età. Под редакцией Паолы Вольпе Каччиаторе и Франко Феррари, 283–309. Неаполь, Италия: Д'Аурия.
- Рассел, Дональд А. 1973 г. Плутарх. Лондон: Дакворт.
- Титченер, Фрэнсис Б. 1995. «Использование Плутархом Фукидида в морали». Феникс 49,3: 189–200.
- Ван дер Стокт, Люк. 1999. "Плутарханская Гипомнема о любви к себе". Американский филологический журнал 120: 575–599.
- Ван дер Стокт, Люк. 2000. Риторическая теория и практика у Плутарха. Лёвен, Бельгия: Peeters.
- Ван Хоф, Лив. 2010. Практическая этика Плутарха: социальная динамика философии. Оксфорд: Oxford Univ. Нажмите.
- Ван Нуффелен, Питер. 2011. Переосмысление богов: философские чтения религии в постэллинистический период. Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк: Cambridge Univ. Pres
Внешние ссылки