Илоты

редактировать
Греческое население под властью Спарты
Спарта
Zeus Naucratis Painter Louvre E668.jpg . Зевс на троне со своим орлом

Эта статья является частью серии:. Конституция Спарты


Великая Ретра. Законы Ликурга. Политеи
Список царей Спарты. Герусия. Эфорат. Апелла. Спартиаты. Периэки. Илоты. Агоге. Сиссития

Спартанская армияДругие греческие города-государства • Юридический портал.
  • просмотр
  • говорить

илоты (; греч. : εἵλωτες, heílotes) были порабощенным населением, составлявшим большинство населения Лаконии и Мессении - территорий, составляющих Спарту. Со времен античности ведутся споры относительно их точных характеристик, например, составляли ли они этническую группу, социальный класс или и то, и другое. Например, Critias описал илотов как «рабов до предела», тогда как, согласно Pollux, они занимали статус между свободные люди и рабы ". Связанные с землей, они в основном работали в сельском хозяйстве в большинстве своем и экономически поддерживали спартанских граждан.

Количество илотов по отношению к спартанским гражданам менялось на протяжении всей истории спартанского государства; согласно Геродоту, на каждого спартанца приходилось семь илотов во время битвы при Платеях в 479 г. до н.э. Таким образом, необходимость контролировать илотовское население и предотвращать восстания была одной из главных забот спартанцев. Илоты подвергались ритуальному жестокому обращению, унижению и даже резне: каждую осень спартанцы объявляли илотам войну, чтобы их мог убить член Crypteia, не опасаясь религиозных последствий. Восстания и попытки улучшить положение илотов действительно имели место, такие как Заговор Цинадона.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Отношение к спартанцам
    • 2.2 Илоты и клерои
    • 2.3 Демография
    • 2.4 Эмансипация
    • 2.5 Особый случай: мотокрылы и мотыльки
  • 3 восстания илотов
    • 3.1 Заговор Павсания
    • 3.2 Резня в Таенаре
    • 3.3 Третья мессенская война
    • 3.4 Афинские форпосты
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Этимология

Существует несколько теорий относительно происхождения названия «илот». Согласно Гелланику, это слово относится к деревне Гелос на юге Спарты. Павсаний таким образом заявляет: «Его жители стали первыми рабами Лакедемонское государство и первыми стали называть илотами ». Это объяснение, однако, не очень правдоподобно в этимологических терминах.

Лингвисты связали это слово с корнем ϝελ-, wel-, как в λίσκομαι, halískomai, «быть пойманным, быть заключенным ". Фактически, некоторые древние авторы не считали термин этническим, а скорее указанием на рабство: Антиох Сиракузский пишет: «те из лакедемонян, которые не принимали участие в экспедиции, были признаны рабами и были названы илоты », в то время как Феопомп (фрагмент 122), цитируемый Афиней (VI, 416c), утверждает:«... и один народ называл своих рабов илотами, а другие называли их penestae... "" Во всех этих текстах наименование группы илотов является центральным и символическим моментом их сведения к крепостничеству. Таким образом, они институционально отличаются от анонимные доулои (рабы) ".

Безусловно, завоевание составляло один из аспектов гелотизма; таким образом, мессенцы, которые были побеждены в мессенских войнах 8 века до н.э., стали в Геродоте синонимом илотов.

Ситуация кажется менее ясной в случае первых илотов, которые, согласно Феопомпу, произошли от первоначальных ахейцев, которых дорийцы завоевали. Но не все ахейцы были низведены до илотизма: город Амикла, место проведения Гиацинфии, пользовался особым статусом, как и другие.

Современные авторы предлагают альтернативные теории: согласно Антиоху Сиракузскому, илоты были лакедемонянами, не участвовавшими в мессенских войнах; для Ephorus из Cyme они были perioeci («жители окрестных общин») с Хелоса, обращенные в рабство после неудавшегося восстания.

Характеристики

Отношение к спартанцам

По крайней мере, с классического периода количество спартанцев было очень мало по сравнению с илотов. В знаменитом отрывке Фукидид подчеркивает, что «большинство спартанских институтов всегда создавалось с расчетом на защиту от илотов». Аристотель сравнивает их с «врагом, постоянно подстерегающим спартанцев». Следовательно, страх кажется важным фактором, регулирующим отношения между спартанцами и илотами. Согласно традиции, спартиаты всегда носили свои копья, расстегивали ремни своих щитков, только когда были дома, чтобы илоты не схватили их, и запирались в своих домах. Они также приняли активные меры, подвергнув их тому, что Феопомп описывает как «совершенно жестокие и горькие условия».

Согласно Мирону Приенскому, антиспартанскому историку середины III века. БК:

Они возлагают на илотов все постыдные дела, ведущие к позору. Ибо они постановили, что каждый из них должен носить шапку из собачьей шкуры (κυνῆ / kunễ) и закутываться в шкуры (διφθέρα / diphthéra) и получать установленное количество избиений каждый год независимо от каких-либо проступков, чтобы они никогда не забыли, что они были рабы. Более того, если кто-либо из них превышал силу, соответствующую положению раба, они считали наказанием смерть; и они назначили наказание тем, кто их контролировал, если они потерпят неудачу.

Плутарх также утверждает, что спартанцы обращались с илотами «жестоко и жестоко»: они заставляли их пить чистое вино (которое считалось опасным - вино обычно разбавляют водой) "... и вывести их в таком состоянии в их общественные залы, чтобы дети увидели, что за зрелище пьяный человек; они заставляли их танцевать низкие танцы и петь смешные песни... "во время syssitia (обязательных банкетов). Однако он отмечает, что такое грубое обращение было применено относительно поздно, после землетрясения 464 г. до н.э..

Некоторые современные ученые выступают за переоценку древних свидетельств об илотов. Утверждалось, что кунэ на самом деле не была сделана из собачьей кожи и что дифтера (буквально «кожа») была общей одеждой бедных крестьян. Обязанность хозяев не допускать ожирения среди своих илотов на самом деле считается неправдоподобной: поскольку спартиаты жили отдельно, диетическое питание нельзя было строго контролировать; Поскольку ручной труд был важной функцией илотов (например, их использовали для ношения оружия и доспехов своего хозяина в кампании), было бы разумно держать их сытыми. Кроме того, рационы, упомянутые Фукидидом для илотов на Сфактерии, близки к нормальным. Свидетельства Майрона интерпретируются как экстраполяция действий, совершенных в отношении символических представителей. Короче говоря, Гроте пишет, что «различные анекдоты, рассказываемые о [илоте] обращении в Спарте, свидетельствуют не столько о жестокости, сколько о демонстративном презрении». За ним недавно последовал Дж. Дукат (1974 и 1990), который описывает спартанское отношение к илотам как своего рода идеологическую войну, направленную на то, чтобы заставить илотов думать о себе как о подчиненных. Эта стратегия, кажется, была успешной, по крайней мере, для лаконских илотов: когда фиванцы приказали группе лаконских заключенных илотов читать стихи Алкмана и Терпандера (народные поэты Фив), они отказались на том основании, что это вызовет недовольство их хозяев.

Другие современные ученые считают, что «хотя детали могут быть вымышленными, [свидетельства Майрона] действительно точно отражают общее спартийское отношение к илотам». Также подчеркивалось, что одним лишь презрением едва ли можно объяснить организованное убийство илотов, упоминаемое в нескольких древних источниках. Согласно Аристотелю, эфоры ежегодно объявляли войну илотам, тем самым позволяя спартанцам убивать их, не опасаясь религиозного осквернения. Эта задача, по-видимому, была дана крипте, выпускникам тяжелого испытания, принявшим участие в криптеи. Это отсутствие судебной защиты подтверждается Мироном Приенским, который упоминает убийство как стандартный способ регулирования илотовского населения. Согласно отрывку из Фукидида, 2000 илотов были убиты в тщательно организованном мероприятии в 425 г. до н.э. или ранее:

«Илоты были приглашены прокламацией, чтобы выбрать тех из своего числа, которые утверждали, что наиболее отличились от врага., чтобы они могли получить свою свободу; цель заключалась в том, чтобы испытать их, поскольку считалось, что первыми, кто заявит о своей свободе, будут самые энергичные и наиболее склонные к восстанию. Соответственно было отобрано до двух тысяч, которые короновали себя и обходили храмы, радуясь своей новой свободе. Однако спартанцы вскоре покончили с ними, и никто так и не узнал, как каждый из них погиб ».

Таким образом, Пол Картледж утверждает, что «история Спарты (...) в основе своей является историей классовой борьбы между спартанцами и илотами».

илоты и клеры

илоты были назначены гражданам для выполнять домашнюю работу или работать над своими klēroi или порциями. Клеры были первоначальными подразделениями Мессении после ее завоевания Спартой. В разных источниках упоминаются такие слуги, сопровождавшие того или иного спартанца. Плутарх имеет Тимайю, жену царя Агиса II, «достаточно настойчивую, чтобы шептать своим илотским служанкам», что ребенок, которого она ждала, был отцом Алкивиад, а не ее муж, что указывает на определенный уровень доверия. По мнению некоторых авторов, в IV веке до нашей эры горожане также использовали движимое имущество - рабов в домашних целях. Однако это оспаривается другими. Некоторые илоты также служили молодым спартанцам во время их агоге, спартанского образования; это были μόθωνες / móthōnes (см. ниже). Наконец, илоты, как и рабы, могли быть ремесленниками или торговцами.

От них требовалось отдавать заранее определенную часть своего урожая (ἀποφορά / apophorá), а илоты сохраняли излишки. Согласно Плутарху, эта часть составляла 70 medimnoi ячменя для мужчины, 12 для женщины, а также количество масла и вина, соответствующее количеству, разумному для нужд воина и его семьи. или вдова соответственно. Тиртей оспаривает существование апофора: «Во-вторых, хотя с них не взималась фиксированная дань, они привозили половину всей продукции своих полей в Спарту... Как носили ослы. своим тяжелым бременем, принося своим хозяевам половину всех плодов, которые приносит хлебная земля, в крайней нужде ». Павсаний описывает период сразу после первой Мессенской войны, когда условия были, вероятно, более суровыми. Кроме того, поскольку для получения процента от продукции потребовалось бы постоянно контролировать илотов, маловероятно, что такой налог можно было бы ввести в относительно далекую Мессению. Поскольку Тиртей был поэтом, сумма вполне могла быть поэтической фигурой речи, похожей на современное «полцарство». Фактически, обсуждается, относится ли эта цитата в первую очередь к илотам, поскольку описание Тиртеем Второй мессенской войны относится к вражеским фалангам, что указывает на то, что первая война могла закончиться тем, что мессенский народ стал вассальным государством Спарты, а не илоты.

Расплачиваясь данью, илоты часто жили неплохо; земли Лаконии и Мессении были очень плодородными и часто позволяли выращивать два урожая в год. Похоже, они могли пользоваться частной собственностью: в 425 г. до н.э. у некоторых илотов были собственные лодки. Определенное богатство было достижимо: в 223 г. до н.э. 6000 илотов купили свою свободу за 500 драхм каждый, значительную сумму в то время.

Демография

Илоты жили. в семьях и могли, по крайней мере, де-факто, заключать союзы между собой. Поскольку илоты в древности греков были гораздо менее восприимчивы к рассеянию семейных единиц, чем другие рабы, они могли воспроизводить себя или, по крайней мере, поддерживать свою численность. Вероятно, немаловажно для начала, их население увеличилось, несмотря на криптеи, другие массовые убийства илотов (см. Ниже) и потери в войне. Одновременно уменьшилось количество жителей Спартии.

Отсутствие официальной переписи населения не позволяет точно оценить численность илотов, но оценки возможны. Согласно Геродоту, илотов было в семь раз больше, чем спартанцев во время битвы при Платеях в 479 году до нашей эры. Длительная Пелопоннесская война истощила Спарту так много ее граждан, что ко времени заговора Цинадона, в начале IV века до н.э., только сорок пэров или граждан могли считаться в толпе 4000 человек на агоре (Xenophon, Hellenica, III, 3, 5). Общая численность илотов в то время, включая женщин, оценивалась в 170 000–224 000 человек.

Поскольку численность илотов технически не была движимой, их население зависело от уровня рождаемости среди местных жителей, а не от военнопленных или купленных рабов. Спартанцы поощряли илотов навязывать доктрину евгеники, подобную той, которую они сами практиковали. Это, согласно греческим верованиям того периода, обеспечило бы передачу не только генетических, но и приобретенных благоприятных характеристик последующим поколениям. Закалять эти селективные факторы были криптеи, в течение которых наиболее сильные и приспособленные илоты были основными целями криптов; выбор слабых целей будет истолкован как признак слабости. Это теоретически устранило самых сильных и наиболее способных потенциальных повстанцев, сохраняя при этом население в целом здоровым и эффективным.

Более того, спартанцы использовали женщин-илотов для удовлетворения потребностей государства в человеческом персонале: 'ублюдки '(nothoi), рожденные от спартанских отцов и женщин-илотов, занимали промежуточное положение в лакедемонском обществе (см. мотоклипы и мотыльки ниже) и пополняли ряды гражданской армии. Трудно определить, были ли эти роды результатом добровольных связей (по крайней мере, со стороны отца) или частью официальной государственной программы. Девочек, рожденных от таких союзов, не служивших военным целям, скорее всего, бросали при рождении и бросали умирать.

Эмансипация

Согласно Мирону Приенскому, цитируемому Афинеем, эмансипация илотов была «общей» (πολλάκις / pollákis). Текст предполагает, что это обычно связано с завершением военной службы. Первое явное упоминание об этой практике в отношении илотов встречается в Фукидиде (IV, 26, 5). Это связано с событиями в Сфактерии, когда Спарте пришлось освободить своих гоплитов, которые были осаждены на острове афинянами :

. «Дело в том, что лакедемоняне сделали объявление добровольцам о том, чтобы они несли на остров молотую кукурузу, вино, сыр и любую другую еду, полезную во время осады; предлагались высокие цены и обещанная свобода любому из илотов, которому это удастся ".

Фукидид сообщает что просьба увенчалась успехом, и илоты доставили припасы на осажденный остров. Он не упоминает, сдержали ли спартанцы свое слово; возможно, что некоторые из казненных позднее илотов были частью сфактерианских добровольцев, но позже сказали, что сдержали свое слово.

Другой такой призыв прозвучал во время вторжения фив в Лаконию в одной из решающих битв Пелопоннесских войн. Ксенофонт в Hellenica (VI, 5, 28) заявляет, что власти согласились освободить всех добровольцев илотов. Затем он сообщает, что более 6000 человек прислушались к призыву, что привело к некоторому замешательству спартанцев, которые изначально были ошеломлены этим числом. Ксенофонт заявляет, что опасения спартанцев развеялись, когда они получили помощь от своих союзников и беотийских наемников.

Тем не менее, в 424 г. до н.э. 700 илотов, которые служили Брасиду в Халкидики, были освобождены, и отныне они были известны как «бразидианцы». Свободу также можно было купить или достичь, пройдя традиционное спартанское образование. Как правило, освобожденные илоты назывались «neodamodes » (νεοδαμώδεις / neodamōdeis): те, кто воссоединился с δῆμος / dễmos (Deme ) Perioeci.

Moses Finley подчеркивает, что тот факт, что илоты могут служить гоплитами, представляет собой серьезный изъян в системе. По сути, система гоплитов была строгим методом обучения, обеспечивающим поддержание дисциплины в фаланге. Спартанцы приобрели значительную репутацию гоплитов из-за тактических способностей, которые развивались благодаря постоянным тренировкам. Помимо этого военного аспекта, быть гоплитом было ключевой характеристикой греческого гражданства. Введение илотов в эту систему привело, таким образом, к неизбежному социальному конфликту.

Особый случай: мотокрылы и мотыльки

Филарх упоминает класс людей, которые одновременно были свободными и негражданами: μόθακες / mothakes, испытавшие «агоге», спартанскую систему образования. Классическая историография признает, что илоты составляли большую часть этих мотаке. Тем не менее, эта категория создает ряд проблем, в первую очередь, словарного запаса.

Классические авторы использовали ряд терминов, которые, по-видимому, вызывают схожие концепции:

  • μόθακες / mothakes: коннотация свободы, Филарх утверждал, что они свободны (), Клавдий Элиан (Varia Historia, 12, 43), что они могли быть гражданами;
  • μόθωνες / mothōnes: коннотация рабства, слово обозначает рабов, рожденных в доме;
  • τρόφιμοι / trophimoi: ученики, приемные дети, которых Плутарх причислял к ксеноям (незнакомцам);
  • σύντροφοι / syntrophoi: буквально «те, которые были воспитаны с», то есть братья и сестры по молоку, данные Филархом как эквивалент мотаке;
  • παρατρέφονοι / paratrephonoi: буквально «те, кого кормили рядом с вами», значение несколько отличается от предыдущего (это слово также применимо к домашним животным).

Ситуация несколько усложняется из-за толкования Исихий Александрийский, что свидетельствует о том, что мотакеки были детьми рабов (δοῦλοι / doũloi), воспитанными в то же время, что и ребенок аренда граждан. Филологи решают эту проблему двумя способами:

  • они настаивают на чтении μoθᾶνες / mothãnes как hapax для μόθωνες (Арнольд Дж. Тойнби);
  • гипотеза о том, что дулои были интерполированы переписчиком, который смешивал мотокарды и мотоны.

В любом случае, к выводу нужно относиться осторожно:

  • мотыльки были молодыми слугами, которым поручили выполнять домашние дела для молодых спартанцев во время их обучения (Аристотель, I, 633c), они оставались рабами по достижении совершеннолетия;
  • mothakes были независимой свободнорожденной группой илотов.
Восстания илотов

Заговор Павсания

Исторически сообщается, что первая попытка восстания илотов была спровоцирована генералом Павсанием в V веке до нашей эры. Фукидид сообщает:

Кроме того, им сообщили, что он даже интригует илотов; и так оно и было, поскольку он пообещал им свободу и гражданство, если они присоединятся к нему в восстании и помогут ему осуществить его планы до конца.

Однако эти интриги не привели к восстанию илотов; Фукидид действительно подразумевает, что Павсания предали илоты (I, 132, 5 -... свидетельства даже самих илотов). Возможно, обещания, данные Павсанием, были слишком щедрыми, чтобы илоты им поверили; даже Брасид, когда он освободил своих илотов-добровольцев, не предложил полное гражданство.

Резня в Таэнаре

Резня на мысе Таэнар, мысе, образованном самой южной оконечностью Тайгет, также передается Фукидидом:

Лакедемоняне однажды подняли нескольких илотов-просителей из храма Посейдона в Тэнаре, увели их и убили; за что они считают великое землетрясение в Спарте возмездием.

Это дело, вспоминаемое афинянами в ответ на просьбу спартанцев об изгнании Перикла, который был Алкмеонидом по материнской линии - не датирован. Историкам известно только то, что это произошло до разрушительного землетрясения 464 г. до н.э. Здесь Фукидид - единственный, кто причастен к илотов: Павсаний говорит скорее о лакедемонян, приговоренных к смерти. Текст также не позволяет нам сделать вывод, что это было неудавшееся восстание илотов, только то, что была попытка побега. Кроме того, восстание илотов в Лаконии маловероятно, и мессенцы вряд ли укрылись бы на мысе Тэнарус.

Третья мессенская война

Восстание совпало с землетрясением 464 г. до н.э. убедительно засвидетельствовано, хотя греческие историки не согласны с интерпретацией этого события.

Согласно Фукидиду, илоты и периэки Фурии и Айфайи воспользовались землетрясением, чтобы восстать и закрепиться на горе. Ithome. Он добавляет, что большинство повстанцев были мессианскими корнями, что подтверждает привлекательность Итхома как исторического места мессенского сопротивления, и акцентирует внимание на периэках Турии, города на мессианском побережье. И наоборот, историки могли сделать вывод, что меньшинство илотов были лаконцами, что сделало это единственное восстание в их истории. Комментаторы, такие как Стефан Византийский, предполагают, что эта Айфейя находилась в Лаконии, что указывает на крупномасштабное восстание в регионе. Версия событий Павсания аналогична.

Диодор Сицилийский (XI, 63,4–64,1), вероятно, находившийся под влиянием Эфора Каймского, приписывал восстание в равной степени мессенцам и илотам. Эту версию событий поддерживает Плутарх.

Наконец, некоторые авторы берут на себя ответственность за восстание на илотов Лаконии. Это случай Плутарха в его «Жизни Кимона»: илоты долины реки Еврот хотят использовать землетрясение для нападения на спартанцев, которые, по их мнению, безоружны. Вмешательство Архидама II, призывающего лакедемонян к оружию, одновременно спасает их от землетрясения и нападения илотов. Илоты сбрасываются, но возвращаются к открытой войне, к которой присоединяются мессенцы.

Эти версии трудно согласовать. Тем не менее ясно, что в любом случае восстание 464 г. до н. Э. Стало для спартанцев серьезным травматическим событием. Плутарх указывает, что Crypteia и другие плохие методы лечения илотов были установлены после этого восстания. Если есть какие-либо сомнения в этих утверждениях, они, по крайней мере, подчеркивают немедленную реакцию спартанцев: собираются союзники, и начинается война с теми же Афинами, с которыми позже столкнется Пелопоннесская война.

Афинские аванпосты

Во время той же войны и после капитуляции спартанцев, осажденных в Сфактерии, афиняне установили в Пилосе гарнизон, состоящий из мессенцев из Наупактуса. Фукидид подчеркивает, что они надеялись использовать патриотизм последнего для умиротворения региона. Хотя мессенцы, возможно, и не спровоцировали полномасштабную партизанскую войну, они, тем не менее, разграбили эту территорию и поощряли дезертирство илотов. Спарта была вынуждена выделить гарнизон для управления этой деятельностью; это был первый из ἐπιτειχισμοί / epiteikhismoí («валов»), форпостов, установленных афинянами на вражеской территории.

Второй такой форпост находился на Китере. На этот раз афиняне нацелились на илотов Лаконии. Опять же, грабежи и дезертирство имели место, но не в тех масштабах, на которые надеялись афиняне или которых опасались спартанцы: не было восстания, подобного тому, что сопровождало землетрясение.

См. Также
Ссылки
Источники
  • Картледж, Пол. Спарта и Лакония. Региональная история 1300–362 гг. До н. Э. Рутледж, Нью-Йорк, 2002 (2-е изд.). ISBN 0-415-26276-3
  • Ducat, Jean:
    • (на французском языке) «Le Mépris des Hilotes», в Annales ESC, Number 29 (1974), pp. 1451–1564
    • (на французском языке) «Аспекты гелотизма», в Ancient Society, Number 9 (1978), pp. 5–46
    • (на французском) Les Hilotes. Athènes: École française d'Athènes, Бюллетень адской корреспонденции, доп. XX, 1990. ISBN 2-86958-034-7
  • (на французском языке) Финли, Моисей. "Sparte et la société spartiate", Economie et société en Grèce ancienne, Seuil, "Points Histoire", 1984. ISBN 2-02-014644-4
  • Гарлан, Ивон:
    • (по-французски) «Греческие рабы во время войны», в Actes du Colloque d'histoire, Безансон, 1970
    • (по-французски) Рабы в Древней Греции, Ла-Декуверт, колл. Коллекция "Textes à l'appui", Париж, 1995. ISBN 2-7071-2475-3
  • (на французском языке) Леви, Эдмон. Sparte: histoire politique et sociale jusqu’à la conquête romaine. Seuil, Коллекция "Points Histoire", Париж, 2003. ISBN 2-02-032453-9
  • Олива, Павел. Спарта и ее социальные проблемы, Академия, Прага, 1971
  • Помрой, Сара Б. Спартанские женщины, Oxford University Press, Оксфорд, 2002. ISBN 0-19- 513067-7
  • Talbert, RJA «Роль илотов в классовой борьбе в Спарте», Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Vol. 38, No. 1 (1st Qtr., 1989), pp. 22-40.
  • Plutarch, Lycurgus 28
Внешние ссылки
Wikisource содержит текст 1911 Британская энциклопедия статья Илоты.
Последняя правка сделана 2021-05-23 08:01:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте