Томоэ

редактировать
Японский символ завитка в виде запятой

Томоэ (, также пишется 鞆 絵 ), обычно переводится как "запятая " - это похожий на запятую вихревой символ, используемый в японском языке пн (примерно эквивалент геральдического значка или заряда Европейская геральдика). Он очень похож на обычную форму magatama.

Томоэ появляется во многих дизайнах с различным использованием. Самые простые, наиболее распространенные рисунки устройства содержат от одного до четырех томоэ и напоминают аналогичные рисунки, которые широко распространены по всему миру. Когда он описан в круге, он часто появляется в наборе из трех, с этим узором, известным как мицудомоэ (三 ツ 巴).

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Теории его происхождение
    • 2.1 История эмблемы Томоэ в Японии
    • 2.2 Семейный герб клана Сё
  • 3 Символика и использование
  • 4 Подобные рисунки
  • 5 Галерея
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
    • 7.1 Пояснительные сноски
    • 7.2 Цитаты
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Символ 巴 (китайское произношение bā) имеет несколько значений, от Сычуань топоним для корки, образованной сухостью частей тела, таких как руки или щеки, и, как глагол, несет смысл «надеяться», «ожидать» или «беспокоиться за». Китайский иероглиф используется для изображения, согласно интерпретации Бернхарда Карлгрена графа маленькой печати, питона. Само японское слово может иметь алтайское происхождение, поскольку его можно сравнить с среднемонгольским tomuγa (скрученный головной убор лошади, от глагола tomu (плести, скручивать)) и Ordos томок («мешочек, висящий на голове лошади»). В этой последней связи керамические фигурки лошадей Тан показывают небольшие мешки, привязанные к нижней части шеи, возможно, чтобы лошадь не запрокинула голову.

Согласно одной из точек зрения, это слово относится к изображение е (絵) томо (鞆), или рисунки на последнем, рассматриваемом томо, на архаическом японском томо, представляющем собой круглую кожаную защиту руки, такую ​​как нарукавник или перчатка европейской стрельбы из лука. Рой Эндрю Миллер описывает ее как «небольшой полый мешок или лампочку из сшитой кожи с кожаными ремнями для галстуков, иногда с тиснением в виде запятой, как декоративное устройство (томоэ) континентального происхождения». Его носили на левом локте или запястье лучника, чтобы предотвратить натирание тетивы (цуру: 弦), чтобы она вернулась в исходное положение при выпуске стрелы, или чтобы вселить страх в врага от резкого звука, издаваемого тетивой. попадание в защиту запястья. Таким образом, «томо-изображение» (томоэ) можно интерпретировать либо как визуальный каламбур на изображенном томо, либо, иначе, как взявшее свое название от этого объекта. Несколько таких примеров сохранилось в Наре в Сёсёине.

. Альтернативная интерпретация предполагает, что это стилизованная магатама.

Теории его происхождения

Происхождение рисунка томоэ - неуверенный. Узор, напоминающий томоэ с двумя запятыми (футацудомоэ), был обнаружен в древних культурах на всех обитаемых континентах. Стилизованный рисунок на чаше Яншао датируется 2000 годом до нашей эры. Мотив двух окружающих дельфинов, кусающих друг друга за хвосты, был обнаружен на критской керамике, датируемой минойским периодом (1700-1400 гг. До н.э.), и две рыбы, кусающие друг друга круговыми движениями повторяется как в китайской, так и в центральной мексиканской посуде. Его часто можно увидеть на останках доисторических кельтов, а одно зеркало из Балмаклеллана почти идентично мицудомоэ. В Китае двойная запятая стала ассимилироваться с философией Инь-Ян противопоставления мужских / женских принципов, формализованной в дизайне Тайджиту периода поздней династии Сун.. Это, в свою очередь, повторяется в 7 веке в Корее, где он был известен как Тэгык. и воспроизведены в японских образцах футатсудомоэ и мицудомоэ, первые связаны с обрядами гадания, вторые часто связаны с храмовыми барабанами с апотропическими функциями. Согласно Жану Герберту в этих контекстах, мицудомоэ олицетворяет трех духов, причем диада инь-ян представлена ​​арамитама (грубый ками ) и нигимитама (нежный ками), а третья запятая обозначает сакимитама, или счастливый дух.

Н. Гордон Манро утверждал, что в основе рисунка мицудомоэ, который также встречается у айнов, была восточноевропейская и западноазиатская фигура трискелиона, который, по его мнению, лежал в основе за дизайном китайского трехногого ворона и, по его мнению, его отражением в мифическом японском вороне Ятагарасу (八 咫 烏).

История эмблемы Томоэ в Японии

Рисунок митсудомоэ на тайко барабане

В качестве кожаного протектора запястья томо, по-видимому, использовался, по крайней мере, еще в период Кофун, где они часто подтверждаются на haniwa терракотовые статуэтки, изображающие лучников, и, возможно, даже имели, помимо своей военной функции, ритуальное или фетишное значение, возможно, связанное с их формой яичек.

Эмблема томоэ зарекомендовала себя как обычная эмблема во время господства Фудзивара в конце периода Хэйан, примерно в 10-11 веках, и распространилась до Камакура раз. Считается, что сходство между томоэ и Императором Оджином, обнаруженным в Нихонги, также может объяснить его растущую популярность среди самураев, поскольку Оджин был апофеозом как бог в святилищах Хатимана.

В рассказе Нихонги, когда Оджин родился, осмотр его тела показал мясистую опухоль на его руке, похожую на запястье воина или налокотник, и по этой причине его назвали хомута (誉 田: букв. (Лорд) Armguard) (OJ : pomuda), старое слово для томо.

фамильный герб клана Сё

знамена в японском стиле на Сё корабли клана.

второй клан Сё, правивший Королевством Рюкю на острове Окинава с 1470 по 1879 год, принял мицудомоэ в качестве своего фамильного герба. Поскольку это был герб королевской семьи, его использование когда-то было строго ограничено. Жители Окинавы, посетившие материковую Японию вскоре после отмены государственного устройства в 1879 году, были удивлены тем, что повсюду развевались знамена мицудомоэ. Во время американской военной оккупации Окинавы Гражданская администрация островов Рюкю США (USCAR) предприняла неудачную попытку создать «флаг Рюкю» на основе мицудомоэ, но обнаружила апатию оккупированных к бывший символ королевской семьи.

Символизм и использование

Мицудомоэ тесно связано с синтоистскими святилищами, в частности посвященными Хатиману, богу войны и стрельбы из лука. Хатиман в синтоистской космологии и ритуалах, как, например, в святилище Хакодзаки, неоднократно связан с числом три. В синтоистском мышлении это число используется для обозначения трех аспектов четырех митам или «душ» (другой, кушимитама считается гораздо более редким).

Он также часто отображается на знаменах и фонарях, используемых в фестивали и ритуалы, связанные с Аматэрасу-Омиками, которая в Кодзики противостоит своему брату Сусаноо, когда он узурпирует ее землю, одеваясь как лучник, украшенный бусы магатама и «устрашающая высокая защита рук» (itu nö takatömö).

Третий элемент его символической панорамы касается воды, ассоциации, порожденной ее закрученным узором. По этой причине он, как говорят, расположен на крышах и фронтонах как амулет против огня.

Поскольку Хатиману поклонялись как защитнику воинов, он был принят в качестве обычного элемента дизайна в японских семейных эмблемах (家 紋, камон ) различными самурайскими кланами, такими как Кобаякава и Уцуномия. Среди аристократов семья Сайонджи использовала его как семейный герб. Коясан Сингон секта буддизма использует мицудомоэ как визуальное представление цикла жизни.

Томоэ также является личным именем, восходящим, по крайней мере, к Томоэ Годзэн (巴 御前), известной женщине-воительнице, прославленной в Сказке о Хайке отчет о войне в Генпее. На фестивале Дзидай Мацури в Киото она появляется в шествии периода Хэйан в костюме самурая и в парадах как символ женской храбрости.

Томоэ также был принят как корпоративный логотип в Японии.

Аналогичный дизайн

Двукратный томоэ почти идентичен по элементам дизайна китайскому символу, известному как тайдзиту, а тройной томоэ очень похож на корейский трехцветный тэгык. Также обратите внимание, что отрицательное пространство между завитками четвертого томоэ образует свастику -подобную форму, которая довольно заметна во многих индийских религиях, таких как индуизм и джайнизм и буддизм. Похожий дизайн также можно найти в некоторых формах кельтской спирали трискеле, а также в баске лаубуру и сицилийском Тринакрия.

Галерея
См. Также
  • Ганкил, символ в тибетском и восточноазиатском буддизме, состоящий из трех вращающихся и соединенных между собой лезвий
  • Гогок, драгоценный камень в форме запятой, найденный на Корейском полуострове
  • Лаубуру, баскский крест
  • Мон (эмблема)
  • Свинья-дракон или zhūlóng, зооморфный каменный артефакт, произведенный в Китае в эпоху неолита в форме буквы С или запятой
Примечания

Пояснительные сноски

Цитаты

Источники
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Томоэ.
Последняя правка сделана 2021-06-11 06:30:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте