Обложка первого издания | |
Автор | Людвиг фон Мизес. Предисловие Мюррея Н. Ротбард |
---|---|
Страна | США |
Язык | Английский |
Предметы | Философия, Методология, История, Economics |
Publisher | Yale University Press, Институт Людвига фон Мизеса |
Дата публикации | 1957 |
Тип материала | Печать (Переплет и Переплет ) |
Страницы | 384 |
ISBN | 978-0865975699 |
OCLC | 167149 |
Теория и история: интерпретация Социально-экономическая эволюция - это трактат австрийской школы экономиста и философа Людвига фон Мизеса. Его можно рассматривать как продолжение развития мизесианской системы социальных наук. В частности, это обеспечивает дополнительную эпистемологическую поддержку его более ранних работ, особенно. Человеческая деятельность. В частности, Мизес развивает методологический дуализм, развивает концепцию тимологии - исторической ветви наук о человеческой деятельности - и представляет свою критику марксистского материализма.
Кроме того, Мизес выдвигает теорию познания и ценности. Позже он исследует и критически анализирует такие парадигмы мышления, как детерминизм, материализм, диалектический материализм, историзм, сциентизм, позитивизм, бихевиоризм и психология. Он утверждает, что эти школы мысли - одни политически мотивированные, другие ослепленные догматизмом - совершили эпистемологические и методологические ошибки и не способствуют научному пониманию человеческого поведения.
Экономист Мюррей Ротбард считал теорию и историю наиболее недооцененной работой Мизеса.
Мизес представляет книгу в четырех частях.
Введение и Часть первая - Ценность:
Первая часть устанавливает общую тему книги с Мизесом, вводящим концепцию методологического дуализма. Затем он излагает центральную теорию ценности. Что касается своего взгляда на науку - как на систематизированный свод знаний о природных и социальных явлениях - как на средство успешных действий в мире, Мизес утверждает, что для правильного понимания человеческого поведения мы должны атрибутировать - как методологическое средство - волеизъявление и цель поведения человека. Мизес считает это эпистемологической и методологической основой наук о человеческой деятельности. Раздел, который имеет дело с логическим следствием действия как такового, называется праксиология.
Часть вторая - Детерминизм и материализм:
Во второй части Мизес взвешивает свободу воли против. детерминизм полемика и комментарии о том, что долгие исторические дебаты мало что сделали для решения имеющихся проблем. Он утверждает, что, хотя естественные науки, открывая научные законы, должны предполагать строгую закономерность в возникновении причин и следствий, то есть детерминизм, такое предположение не может быть выполнено в случае человеческой деятельности. Далее он утверждает, что социальные науки должны принимать мысли, идеи и ценностные суждения, как в конечном итоге дано при анализе человеческой деятельности. Наше незнание происхождения и причин этих явлений, утверждает Мизес, заставляет нас - по крайней мере на время - принять дуалистический подход. Он утверждает, что попытки найти истоки и причины этих явлений тщетны, как и задача всех разновидностей материализма. Затем Мизес обращает свое внимание на доктрину материализма, в частности, на доктрину марксистского диалектического материализма.
Часть третья - Эпистемологические проблемы истории:
Третья часть посвящена логическим и эпистемологическим проблемам исторического анализа. Мизес объясняет индивидуалистический характер исторических человеческих событий. Он утверждает, что историк должен в конечном итоге столкнуться - при отслеживании причинных факторов, лежащих в основе прошлых человеческих действий, - с точкой, в которой дальнейшее сокращение невозможно, то есть с идеями и действиями отдельных людей. Он утверждает, что это «окончательная данность истории». Несмотря на индивидуальность исторических событий, Мизес по-прежнему настаивает на том, что существуют общие законы человеческого поведения, но они являются праксиологическими законами, то есть a priori, а не историческими законами, т.е. a posteriori. Однако историзм, согласно Мизесу, утверждал, что не существует общих законов, особенно экономических, человеческого поведения. Затем Мизес критикует историзм.
Мизес также обращается к проблемам сциентизма в контексте социальных наук, а именно к применению позитивизма и бихевиоризма в сфере человеческой деятельности. Однако более примечательным является представление Мизесом тимологии, исторической ветви наук о человеческой деятельности. Мизес утверждает, что тимология - это то, к чему все прибегают, пытаясь понять и предвидеть исторические и будущие действия своих собратьев, и она особенно полезна для историков. Затем он раскрывает объем тимологии и ее отношение к праксиологии.
Часть четвертая - Курс истории:
В заключительной части своего трактата Мизес анализирует и критикует различные предположения и интерпретации истории, включая общую интерпретацию современной западной цивилизации. Он также комментирует свое наблюдение относительно движения общества от классического либерализма, свободы и капитализма к социализму и тоталитаризму. Более того, Мизес отмечает рост идеологии богатства и равенства доходов и размышляет о ее истоках. Он утверждает, что рост антикапиталистической идеологии способствует нынешней тенденции к обнищанию общества. Он критикует понятие неизбежной «тенденции общества к прогрессу» и утверждает, что эволюция общества и цивилизации основывается - не на автоматическом и неизбежном пути, - а на лежащей в основе идеологии, которая может в любой момент измениться. В заключение Мизес делает несколько замечаний о неопределенности будущего и пренебрежении идеологическими факторами, которые могут дать начало цивилизации, но также и искоренить ее.