Тео Вербей (5 июля 1959 - 13 октября 2019) был голландец композитор.
Тео Вербей был голландским современным композитором-классиком, чья музыка исполняется оркестрами и ансамблями по всему миру. Его стиль можно рассматривать как связанный с постмодернистской музыкой. Вербей был также опытным аранжировщиком, который первым добился признания своей оркестровой инструментальной частью Сонаты для фортепиано Альбана Берга, соч. 1, произведение, которое он оркестровал в 1984 году, еще будучи студентом. Он учился в Королевской консерватории Гааги, которую окончил в 1986 году. Его главными учителями композиции были Питер Шат и Ян ван Влеймен. По окончании учебы Вербей быстро стал одним из самых исполняемых из ныне живущих голландских композиторов. В 1987 году он был награжден поощрительной премией Амстердамского фонда искусств для молодых композиторов, и с тех пор получил заказы от Королевского оркестра Концертгебау, Амстердамская симфониетта, Лондонской симфониетты, Residentie Orchestra., голландское Radio Filharmonisch Orkest и Голландский камерный оркестр радио, Klangforum Wien, Deutsche Oper Berlin и многие другие. Тео Вербей преподавал в Королевской консерватории Гааги и Консерватории ван Амстердама, а также входил в состав жюри Музыкального конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе в 1992 и 1997 годах. Его работы демонстрируют высокое уважение к структуре, красоте и большой исторической осведомленности, а также особое внимание к инструментальным цветам и тонким гармониям.
Вербей проявлял страстный интерес к текущим событиям и был членом читального клуба, посвященного изучению современной мысли. Его самые ранние музыкальные воспоминания связаны с пением детских стишков с одной из его многочисленных теток. Позже он начал играть на магнитофоне и петь в хоре мальчиков в своей гимназии. Он начал сочинять музыку в возрасте семи лет, писал небольшие пьесы для школьного оркестра. В старшей школе он также написал несколько поп-песен, а также музыку для джаз-рок-группы, членом которой он был.
Более поздние заказы включали Traurig wie der Tod, произведение для оркестра и хора, премьера которого состоялось в исполнении Нидерландского Radio Filharmonisch Orkest и хора Нидерландского радио, дирижер Джеймс Гаффиган, а также Lumen ad Finem Cuniculi, написанный для филармонии zuidnederland под управлением Дмитрия Лисса. Квартет Бродского поручил Вербею сделать отрывок для своего знаменитого песенного цикла «Деревья, стены, города». Вербей написал 4 прелюдии к бесконечности для квартета Штольца, произведение, которое включено в их компакт-диск «Голландские мастера и их вдохновение». Совсем недавно дуэт Андреа Васи и Себастьяна Кемнер исполнил балладу, сочинение для тромбона и фортепиано, написанное специально для них. В 2007 году Тео Вербей выполнил свою вторую комиссию для Королевского оркестра Концертгебау: LIED, для тромбона с оркестром, с Йоргеном ван Риеном в качестве солиста. Его «Фрактальная симфония» была выбрана хореографом Региной ван Беркель в качестве музыки для сопровождения ее балета «Память формы» в исполнении Ballet Mainz в 2009 году. Ван Беркель также основал второй балет на музыку Вербея, который был исполнен балетная труппа Deutsche Oper am Rhein в феврале / марте 2011 года под названием Frozen Echo. Премьера «Памяти формы» в Голландии состоялась в 2017 году, когда ее исполнили Introdans. В ноябре 2010 года пьеса Тео Вербея Bandersnatch для виолончели и фортепиано была представлена Лариссой Греневельд в рамках амстердамской биеннале виолончели. Это был второй заказ г-на Вербея для Биеннале.
В 2009/2010 Тео Вербей был резидентом Брабантского филармонического оркестра, базирующегося в Эйндховене, Нидерланды. В честь 60-летнего юбилея этого оркестра Вербей получил заказ на сочинение оркестровых вариаций, которые демонстрируют каждую часть оркестра как индивидуально, так и внутри ансамбля.
Вербей также сотрудничал с Klangforum Wien над их программой Free Radicals, создав саундтрек к фильму Мана Рэя 1923 года, Retour à la Raison. Это был не первый контакт Тео Вербея с кинематографом: в 1994 году режиссер Алехандро Агрести использовал пьесу Вербея TEGENBEWEGING как основу своего короткометражного фильма, который сформировал сегмент Hexagon, кинопроекта, созданного для Фестиваль Голландии.
. Тео Вербей не только сочинял собственные произведения, но и высоко ценил оркестровки. Один из его первых успехов, Альбан Берг Соната для фортепиано, соч. 1, в том числе много раз исполнялся Королевским оркестром Консертгебау. Другие оркестровки включали аранжировку фортепианной сонаты Леоша Яначека 1. X.1905. В 2006 году Амстердамская симфониетта попросила Тео Вербея аранжировать три оставшиеся части Альбана Берга Lyric Suite для струнного оркестра. По приглашению ECHO (European Concert Hall Organization) эта версия Lyric Suite была включена в успешное турне Amsterdam Sinfonietta 2011 года по шести крупным европейским городам. Наследники Игоря Стравинского дали г-ну Вербею разрешение завершить оркестровку незаконченной версии 1919 года Les noces для голосов, пианола, 2 цимбалам, фисгармония и ударные. Эта версия оказалась настолько успешной, что королева Нидерландов Беатрикс выбрала ее для своего ежегодного концерта в честь Дня королевы во дворце в Гааге. Вербей также оркестровал три цикла песен Мусоргского (Sunless, The Nursery и Songs and Dances of Death), которые исполняются регулярно. Он также аранжировал прелюдии Скрябина op. 33, а также Три хоровых прелюдии И.С. Бах для гобоя, скрипки, альта и виолончели.
Тео работал в Королевской консерватории Гааги с 1984 года преподавателем теории музыки, где он был известен как умный и целеустремленный учитель с твердая приверженность образованию молодых музыкантов. В 1995 году он также поступил на факультет Консерватории ван Амстердам.
В качестве учителя Вербей был известен своими обширными познаниями в истории и развитии инструментального искусства. а также его точные аранжировки и оркестровки. Он был предан преподаванию и очень серьезно относился к своим обязанностям. Он придумывал свое собственное решение для каждого задания на оркестровку, чтобы его ученики могли как бы оглядываться через его плечо. Тео Вербей пользовался большим уважением среди своих коллег, и не было споров о его авторитете как теоретика и оркестратора. Он также был известен своим добрым и внимательным подходом к ученикам вне класса. Он демонстрировал такое же уважение к своим коллегам, всегда был хорошо информирован и исключительно профессионален. Как композитор он принадлежал к вымирающему виду, «композиторам-теоретикам». В Нидерландах он представлял одно из немногих оставшихся звеньев между двумя дисциплинами, которые были связаны на протяжении всей истории музыки.