Альбан Берг Соната для фортепиано (Немецкий : Klaviersonate), соч. 1, был опубликован в 1910 году, но точная дата составления неизвестна; источники предполагают, что она была написана в 1909 году. Соната - единственное фортепианное произведение Берга, которому он присвоил номер опуса.
Берг впервые учился у Арнольда Шёнберга осенью 1904 года, беря уроки гармонии и контрапункта. Позже, осенью 1907 года, он вернулся, чтобы начать занятия по композиции, которые закончились изучением сонатных движений. К этому периоду относятся несколько эскизов сонатных движений, и считается, что соч. 1 следует из этих черновиков. Точная дата составления неизвестна; Хотя второе переиздание партитуры датировано 1908 годом, источники предполагают, что соната была написана только весной или летом 1909 года (Scheideler, 2006). Премьера фортепианной сонаты соч. 1 был дан в Вене 24 апреля 1911 г. Эттой Верндорф. На концерте прозвучали и другие произведения Берга и Антона Веберна. Пианист Лео-Поль Морен особенно исполнил произведение для его парижской премьеры в 1922 году.
Соната нетипична. классическая форма из трех или четырех контрастных движений, но состоит из одного движения, сосредоточенного в тональности си минор. Изначально Берг задумывал Сонату как более традиционную многодетальную композицию: за первой частью следует медленная часть и финал. Однако долгое время у него не было идей для этих других движений. Берг повернулся к Шенбергу, который заметил, что отсутствие вдохновения означает, что «[Берг]... сказал все, что мог сказать». Следуя совету Шенберга, Берг решил опубликовать законченный механизм и оставить его в покое.
Хотя пьеса имеет номинальную тональность си минор, Берг часто использует хроматизм, полнотональные гаммы и блуждающую тональность. центрируется, придавая тональности ощущение очень нестабильности, которое разрешается только в последних нескольких тактах. Структура произведения - традиционная сонатная форма, с экспозицией, развитием и репортажем; однако композиция также во многом опирается на идею Арнольда Шенберга о «развитии вариаций », метод, обеспечивающий единство музыкального произведения, выводя все аспекты композиции из единственная идея. В этом случае большую часть композиции можно проследить до двух открывающих жестов.