Принц пагод - это созданный балет для Королевского балета хореографа Джона Крэнко с музыкой по заказу Бенджамина Бриттена. Премьера состоялась 1 января 1957 года в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Лондон, дирижер Бриттен.
В феврале 1957 года Декка сделал запись слегка урезанной версии партитуры под управлением Бриттена Оркестром Королевского оперного театра.
Балет был возрожден в в том же месте 7 декабря 1989 года в новой постановке Кеннета Макмиллана, получившей признание за Дарси Бассел в главной роли. Другой спектакль, действие которого происходит в Японии, был создан Дэвидом Бинтли для фильма и был показан этой компанией 30 октября 2011 года; это было принято Birmingham Royal Ballet и танцевалось в 2014 году в The Lowry, Salford.
В январе 1954 г. анонсировал балет Sadler's Wells Ballet что Кранко сотрудничал с Бенджамином Бриттеном для создания балета. Кранко разработал черновой сценарий для произведения, которое он первоначально назвал «Зеленый змей», объединив элементы, взятые из Короля Лира, Красавицы и чудовища (рассказ, который он поставил для Сэдлерс Уэллс в 1948 году) и восточная сказка, опубликованная мадам д'Ольнуа как Серпентин Верт. Создав список танцев, просто описав действие и указав общее время для каждого, он передал его Бриттену и предоставил ему составить то, что в итоге стало «Принцем пагод».
Бриттен посвятил партитуру Имоджен Холст и Нинетт де Валуа.
Император должен решить, какая из двух его дочерей унаследует трон, и он выбирает злобную старшую сестру Белль Эпин вместо молодой и прекрасная Белль Роуз. Волшебные летающие лягушки забирают Белль Роуз в Страну Пагод, где она встречает Принца Страны Пагод, который в облике Саламандры. Белль Роуз и принц возвращаются на землю своего отца и противостоят ее злой сестре, в конце концов изгоняя ее.
Бриттен включил в себя многие элементы Балийский гамелан музыка в партитуру «Князя пагод», в том числе имитация семитонального пелога на западных инструментах. Впервые Бриттен познакомился с музыкой гамелана канадским композитором Колином Макфи, который жил на Бали с 1931 по 1938 год. Бриттен использовал звук «псевдогамелана» в нескольких своих работах, включая Пол Баньян и Питер Граймс, после знакомства с Макфи. Бриттен также исполнил произведения других композиторов, которые включали отсылки к музыке гамелана, такие как Фрэнсис Пуленк Концерт для двух фортепиано с оркестром, который Бриттен исполнил с композитором в 1945 году и снова в 1955, после того, как он согласился написать балет с Кранко.
Однако, возможно, самым важным опытом в музыке гамелана для Бриттена стал двухнедельный отпуск, который он взял на Бали в 1956 году. Он тщательно изучил гамелан, пока он был там, и сразу же начал включать балийские музыкальные идеи в «Принца пагод». Например, в Прелюдии балета тема Принца Саламандры воспроизводится несколькими инструментами в многослойной текстуре, где инструменты играют в разных тональностях и запускают тему в несколько разное время в технике, называемой полифонической стратификацией, что типично для балийской музыки гамелана.
Другой способ, которым Бриттен достигает звука гамелана, - это его инструменты. В его партитуре используются различные ударные инструменты, в том числе гонг, тарелки, колокольчики, ксилофон и вибрафон <53.>, и использует эти западные ударные инструменты по-разному для создания звука гамелана. Например, Бриттен сочетает звуки оркестрового гонга и контрабаса, чтобы представить балийский колотомический гонг.
пентатоническая гамма, подпись восточной музыки в целом, также часто появляется в балете, особенно в трубных фанфарах, которые встречаются на протяжении всего произведения. Интервал мажорной секунды появляется во всех пассажах гамелана Бриттена, который обычно считается диссонансным в западной музыке, но возникает из альтернативных гамм и строчек музыки в стиле гамелана.
Бриттен использует звук гамелана в своей музыке, чтобы символизировать волшебные пагоды Страны пагод, где главная героиня, принцесса Белль Роуз, попадает после столкновения с ее отцом, императором, и ее злой сестрой Белль Эпин. Когда Белль Роуз входит в Страну пагод, ее встречают музыкой гамелана. Точно так же, когда Саламандра выходит на сцену, его изображают рядом с более мягкой музыкой гамелана, чтобы создать мистический вид. Саламандра оказывается человеческим принцем Пагодаленда, и когда он принимает человеческий облик, музыка гамелана заменяется более традиционной западной оркестровой музыкой.
Этот спектакль был посвящен Марго Фонтейн.