Обложка первого издания | |
Автор | Том Харпур |
---|---|
Страна | Канада |
Язык | Английский |
Предмет | Сравнительное религиоведение |
Жанр | Религия, история, христианство |
Издатель | Thomas Allen Publishers |
Дата публикации | 2004 |
Тип носителя | Твердая обложка, Мягкая обложка, Электронная книга |
ISBN | 0-88762-145-7 |
Десятичное число Дьюи | 270,1 |
, за которым следует | Вода в вино: видение Евангелия, расширяющее возможности |
Языческий Христос: Возвращение утерянного света - научно-популярная книга 2004 г. Канадский писатель Том Харпур (1929–2017), бывший англиканский священник, журналист и профессор греческого языка и Нового Завета в Университете Торонто, который поддерживает Теория мифа о Христе. Харпур утверждает, что Новый Завет имеет много общего с древнеегипетскими и другими языческими религиями, что лидеры ранней церкви сфабриковали буквального и человечного Иисуса на основе древних мифов, и что мы должны вернуться к всеобъемлющей и универсальной религии, в которой дух Христос или Христос живет в каждом из нас.
Книга была названа бестселлером канадской научной литературы года журналами Toronto Star и Globe and Mail. Позже он был выпущен под названием Языческий Христос: убивает ли слепая вера христианство? в США издательством Walker Books и в Австралии Алленом Анвином. Он также был опубликован на пяти иностранных языках: в Монреале (Le Christ païen) издательством Éditions du Boréal, в Нидерландах (De heidense Christus) издательством Ankh-Hermes bv, в Германии (Der heidnische Heiland) издательством Ansata Verlag, в Бразилии ( O Cristo Dos Pagaos) от Editora Cultrix-Pensamento и в Японии (異教 キ リ ス ト) от Basilico. В 2007 году книга стала основой для документального фильма CBC, и в том же году Харпур опубликовал более научное продолжение под названием «Вода в вино: видение Евангелий, открывающее новые возможности».
На протяжении всей книги, Харпур подробно описывает истории и изречения в Новом Завете, которые, как он утверждает, также встречаются в древних мифах, особенно указывая на сходство между Иисусом и египетским богом солнца Гором. Он утверждает, что ряд языческих культур в разных регионах и временных периодах опирался на такие символические темы, как непорочное зачатие, божественный отец, звезда на востоке, воскрешение мертвых, нисхождение в ад, распятие, воскресение и другие. Харпур утверждает, что практически все слова и действия, приписываемые Иисусу в Евангелиях, «возникли за тысячи лет до этого». Хотя такие руководители ранней церкви, как Иустин Мученик и Св. Августин, как сообщается, признавал определенные общие черты между языческими религиями и христианством, Харпур объясняет, что степень этого сходства была скрыта до открытия Розеттского камня в 1799 году.
Согласно Харпуру, большинство современных исследователей Библии согласны с тем, что Евангелия были написаны через много десятилетий после предполагаемой смерти Иисуса, и он приходит к выводу, что Священные Писания непоследовательны, неточны и не представляют поддающихся проверке исторических записей. Харпур даже утверждает, что первоначальные авторы Нового Завета намеревались объединить популярные языческие мифы с пророчествами Ветхого Завета, никогда не намереваясь, чтобы читатели воспринимали эти аллегорические истории буквально. В том, что он называет «одной из самых далеко идущих трагедий в истории», он представляет случай, когда христианская церковь в третьем и четвертом веках «совершила роковую и роковую ошибку», а именно изобрела миф о буквальном и историческом Иисусе. основанный на «возвышенной истине». Он также предполагает, что ультраконсервативные христиане «сделали все, что было в их силах, путем подделок и другого мошенничества, сожжения книг, убийств персонажей и самих убийств, чтобы уничтожить важнейшие улики». Согласно источникам Харпура, их пропаганда включала выборочное редактирование Священных Писаний и вставку ложных отрывков об Иисусе в текст еврейского историка Иосиф Флавий.
Задавая вопрос: «можем ли мы? с какой-либо властью сказать, что Иисус из Назарета действительно существовал как историческая личность », - заключает он,« Я очень сильно сомневаюсь, что мы можем », добавляя, что его постепенное осознание того, что Иисус был« мифической копией многих предшествующих спасителей », было трудно принять сам. В соответствии с теорией мифа об Иисусе, Харпур утверждает, что «нет веских исторических доказательств существования Иисуса» и «ни один современный нехристианский писатель даже не знал об Иисусе». Отмечая свою веру в то, что послания Павла или письма Святого Павла (которые были написаны до четырех Евангелий ) не упоминают притчи и чудеса Христа, и не делайте ссылок на такие биографические подробности, как Назарет, заключает Харпур: «Поэтому мои собственные независимые исследования заставляют меня согласиться с тем, что Христос Павла не был Иисусом из Назарета». С этой целью он заявляет, что библейский буквализм «совершает идолопоклонство, превращая человека из плоти и крови в Бога», и что поклонение совершенному сверхчеловеку с магическими силами, который предположительно жил 2000 лет назад, не является устойчивым путем для будущего христианства..
На веб-сайте Харпура и на обложке обложки говорится, что Христос-язычник раскрывает «космическую веру, основанную на этих истинах, от которых отказалась современная церковь», и призывает за «возвращение к всеобъемлющей религии, где Христос живет внутри каждого из нас». По словам Харпура, он провел всю свою жизнь в поисках ответов, и теперь, когда он понимает, что Священные Писания представляют собой символические аллегории на центральную тему, а не загадочную историю, Бог кажется более «актуальным и реальным», и «Библия полностью оживает в новый путь ". Вместо того, чтобы бросить вызов своей религиозной вере, Харпур свидетельствует, что его открытия «оставили радостный и изменяющий жизнь отпечаток», который «превратил мой взгляд на будущее христианства в надежду».
Библиография «Языческого Христа» содержит более 80 опубликованных авторов, которые цитируются в книге. Харпур изучал классиков и Библию с тех пор, как был стипендиатом Родса в начале 1950-х годов, и он обращается к таким разным людям, как Св. Августин и Зигмунд Фрейд за подтверждающие цитаты. Однако он основывает многие свои аргументы на трудах относительно неизвестных авторов Элвина Бойда Куна (которому посвящена книга), Джеральда Мэсси и Годфри Хиггинса. Он также подвергается критике, цитируя современных атеистов, таких как Эрл Доэрти и Ачарья S, которые часто становятся мишенью библейских буквалистов и апологетов. Что касается «ученых и критиков, которые считают, что Иисус не был историческим человеком», Харпур представляет список из американского историка Гарри Элмера Барнса, который был впервые опубликован в 1929 году, с указанием Бруно Бауэра, Альберт Калтофф, Артур Дрюс, Эмиль Фельден, Питер Дженсен, Сэмюэл Люблински, Джерард Болланд, Густав ван ден Берг, Шарль Виролло, Поль-Луи Кушу, Джеральд Мэсси, Эмилио Босси, Георг Брандес, Дж. М. Робертсон, G.R.S. Мид, Томас Уиттакер, Эдвард Карпентер и У. Б. Смит. (Анджей Немоевский и были отмечены в первоначальном списке Барнса, но исключены из списка в «Языческом Христе») (примечание; Стендель может быть ошибкой транскрипции Фридрих Штудель и Дей Альберт Байет )
В декабре 2007 года Канадская радиовещательная корпорация в рамках своей серии Doc Zone показала документальный фильм «Христос-язычник», основанный на книге Харпура. по версии Bank Productions, это был один из самых популярных телевизионных документальных фильмов в Канаде в том году и получил в основном положительные отзывы на веб-сайте CBC. Программа получила премию Platinumo Remi Award на конкурсе и премию Golden Camera Award за лучший документальный фильм на американском международном кино. и видеофестиваль в Редондо-Бич, Калифорния.
«Языческий Христос» присоединяется к списку документальных фильмов с сенсационными заявлениями против ортодоксального христианства, которые первоначально транслировались перед Рождеством или Пасхой, включая «Раскрытые библейские тайны» (с ноября по декабрь 2013 г.)) и Утраченная гробница Христа (март 2007 г.).
В статье 2004 года, озаглавленной «Ведущий религиозный писатель в Канаде... Знает ли он, о чем он говорит?», Пастор из Ванкувера У. Уорд Гаске жестко критикует The Pagan Христос, заявляющий, что «свидетельства в пользу Иисуса как исторической личности неопровержимы». Он сообщает, что только один из десяти египтологов, ответивших на его электронные письма (девять из которых не были идентифицированы), был знаком с Куном, Хиггинсом и Мэсси, и что они единодушно отвергли египетскую этимологию Иисуса.
Рон Лепрохон, профессор египтологии Университета Торонто, продемонстрировал, что Харпур и его наставник Элвин Бойд Кун ошибались по крайней мере в одном пункте. Утверждение Харпура и Куна о том, что египетские божества Гор и Иисус являются одним и тем же божеством, основано на ошибочном синтаксисе. «В любом случае, имя« Иуса »просто не существует в египетском языке».
Джеймс А. Беверли, автор и профессор семинарии Тиндейл в Торонто, написал в 2004 году короткую статью под названием «Языческий Том Харпур» "Евангелического братства Канады, используя более беззаботный тон, чем предполагалось в названии.
Стэнли Э. Портер и Стивен Дж. Бедард предлагают опровержение идей Харпура с евангелической точки зрения в книге" Разоблачение языческого Христа " : Евангелический ответ на идею космического Христа. Книга 2006 г., выпущенная издательством Clements Publishing, подвергает сомнению ключевые идеи, лежащие в основе диссертации Харпура. Портер, президент и декан McMaster Divinity College в Гамильтоне, и Стивен Дж. Бедард, баптистский священник и выпускник McMaster Divinity, заявляют: «Если бы у сторонников теории языческого Христа были какие-либо доказательства, даже близкие к качество материала «Эпос о Гильгамеше», есть основания рассматривать их претензии. К несчастью для их аргументов, их доказательства не имеют существа, и поэтому утверждения шокирующе слабы ». Портер и Бедард приходят к выводу, что существует достаточно доказательств историчности Иисуса, и утверждают, что Харпур стремится продвигать «универсалистскую духовность». Портер появился в документальном фильме CBC, и Дэвид Брэди Продакшнс обратился к авторам с предложением создать контрдокументальный фильм для канадского канала VisionTV в 2008 году.
Коллега Портера по Божественному колледжу Макмастера, Гордон Л. Хит, также выпустил статью под названием «Ни научные исследования, ни решение», в которой содержится критика книги. Автор признает, что согласен с Харпуром в нескольких пунктах, таких как их общее неприятие жесткого фундаментализма и что церковь в прошлом совершала позорные поступки, но не согласен по большинству других пунктов.
В 2009 году теолог и автор Роберт М. Прайс написал обзор, в котором высказал ряд опасений по поводу предположений и доказательств Харпура. Прайс отметил, что книга «содержит много сомнительных утверждений фактов».
Барт Д. Эрман профессор религиоведения в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл в своем ehrmanblog в 2012 году и в своем книга, опубликованная в том же году, Существовал ли Иисус? В «Историческом аргументе в пользу Иисуса из Назарета» Харпур перечисляется вместе с другими «мифологами», такими как Прайс, но конкретно не критикуются детали в «Языческом Христе».
В 2013 году исследователь Нового Завета Крейг А. Эванс отметил, что взгляды Харпура и Куна были «полностью опровергнуты и не поддерживаются авторитетными историками или египтологами».