Мертвое прошлое

редактировать
«Мертвое прошлое»
АвторАйзек Азимов
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
СерияMultivac
ЖанрыНаучная фантастика
Опубликовано вAstounding Science Fiction
Тип публикацииПериодическое издание
ИздательствоStreet Smith
Тип носителяПечать (Журнал, Твердый переплет и Мягкий переплет )
Дата публикацииАпрель 1956 г.
"Франшиза "
Далее следует"Когда-нибудь "

"Мертвое прошлое »- это научная фантастика рассказ американского писателя Исаака Азимова, впервые опубликованный в апрельском выпуске журнала Astounding Science Fiction за 1956 г. Позже он был собран в журналах Earth Is Room Enough (1957) и The Best of Isaac Asimov (1973) и адаптирован в эпизоде ​​научно-фантастического телесериала Из неизвестного. Его образец i Это похоже на антиутопию, но с тонкими нюансами. Некоторые люди считают его одним из лучших его рассказов.

Содержание
  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Анализ
  • 3 Примечания
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Краткое изложение сюжета

Азимов экстраполирует двойные тенденции к централизации академических исследований и научной специализации, чтобы изобразить мир, в котором государственный контроль над научными исследованиями находится под надзором огромной бюрократии, а ученым фактически запрещено от работы за пределами своей узкой области специализации. В этих условиях невинно работает Арнольд Поттерли, профессор древней истории. Поттерли, знаток древнего Карфагена, хочет получить доступ к хроноскопу, устройству, которое позволяет непосредственно наблюдать за прошлыми событиями, чтобы установить, действительно ли карфагеняне приносили в жертву детей fire.

Хроноскоп, впервые созданный нейтринным физиком Стербински много лет назад, теперь находится под исключительным контролем государства. Когда правительственная бюрократия в лице бюрократа Таддеуса Арамана отклоняет запрос Поттерли о доступе к хроноскопу, Поттерли запускает подпольный исследовательский проект по созданию собственного хроноскопа. В его поисках участвуют два человека: молодой исследователь-физик по имени Джонас Фостер и дядя физика, профессиональный (т.е. имеющий государственную лицензию) научный писатель Ральф Ниммо.

В результате этой работы команда делает ряд открытий. Во-первых, они узнают, что правительство подавляет исследования в области хроноскопии; Тем не менее, Фостер изобретает способ создания хроноскопа, который намного компактнее и энергоэффективнее, чем у его изобретателя-пионера. Хотя это открытие восхищает Поттерли, Фостер вскоре доказывает, что ни один хроноскоп не может увидеть более чем 120 лет назад. При любой попытке наблюдать более раннее время неизбежный шум полностью заглушает сигнал. Таким образом, правительственные отчеты о хроноскопических наблюдениях за предыдущие годы являются явной выдумкой.

Конфликты личности и столкновения мотивации заставляют членов команды ссориться друг с другом. Поттерли и его жена по-прежнему обеспокоены гибелью их маленькой дочери во время пожара в доме много лет назад, и есть предположение, что он подсознательно пытается оправдать карфагенян за жертвоприношение детей как способ реабилитации сам о возможности того, что он случайно зажег пожар, в результате которого погибла его дочь. Когда он видит реакцию своей жены на хроноскоп и понимает, что она будет использовать его, чтобы одержимо наблюдать за короткой жизнью их дочери, он предупреждает власти и берет на себя вину. Его партнер, Фостер, охваченный интеллектуальной гордостью и рвением к свободному расследованию, пытается опубликовать свое открытие, но его внезапно и неожиданно задерживает Таддеус Араман, бюрократ, который отклонил первоначальный запрос Поттерли на исследование.

Пока Араман пытается получить от Фостера обещание не продолжать публикацию, в дело вступает дядя Фостера, Ниммо. Ниммо оказывается таким же непокорным и непокорным, как и двое других, и Араман, разочарованный их нежеланием сотрудничать, нет другого выхода, кроме как объявить руку власти. Он показывает, что Фостер был задержан через собственное использование правительством хроноскопа для слежки за заговорщиками.

Араман показывает, что правительственное агентство хроноскопии не только не подавляло научные исследования из-за слепого авторитаризма, но и пыталось защитить людей единственным известным им способом. Как выяснили Фостер и Поттерли, хроноскоп по своей природе ограничен недавним временем - но что, если вместо того, чтобы фокусировать его на прошлом поколения ранее, он был настроен на прошлое сотой доли секунды назад? Мертвое прошлое, говорит Араман, - всего лишь синоним «живого настоящего». Если планы по созданию хроноскопа, особенно новая и улучшенная версия Фостера, когда-либо станут известны широкой публике, возникшая в результате чума вуайеризма фактически устранит концепцию конфиденциальности. По словам Арамана, даже государственные служащие, которым сейчас поручено работать с хроноскопом, иногда нарушают правила и используют его для шпионажа в личных целях.

Затем Ниммо показывает, что, пытаясь ослабить давление на Фостера, он уже разослал детали хроноскопа Фостера в несколько своих регулярных рекламных агентств. Подробности того, как относительно легко и недорого построить хроноскоп, теперь доступны каждому.

Араман смирился с открытием хроноскопа и оставил троих ученых с проницательной строкой: «Счастливой чаши с золотой рыбкой вам, мне, всем, и пусть каждый из вас вечно жарится в аду. Арест аннулировано ".

Анализ

Поворот истории - что человек из правительства действительно был там, чтобы помочь - уточняет идею о том, что мир целенаправленных исследований действительно представляет собой антиутопию. Тезис Азимова, раскрываемый в финальной сцене, состоит в том, что централизованное управление научными исследованиями не обязательно аморально, но в конечном итоге это может оказаться невозможным. Персонаж Фаддеуса Арамана - узнаваемый представитель антиутопии в духе Битти в 451 градусах Фаренгейта и Мустафы Монд в Дивный новый мир, оба из них также признают ограниченность механизмов контроля в их обществах.

Однако обозреватель Макс Браун отметил, что «в финальной сцене правительственный человек упрекает главных героев в создании« мира аквариума », в котором конфиденциальность перестал существовать. На самом деле, однако, такой мир существовал уже в течение двух поколений - только то, что вторжение в частную жизнь было до сих пор государственной монополией. Фактически, хроноскоп давал правительству гораздо больше всеведущей силы, чем даже пресловутый телеэкран Фильм Оруэлла Девятнадцать восемьдесят четыре. Единственное, что сделали главные герои, - это сломали государственную монополию на эту грозную власть и позволили «рыбам» увидеть друг друга... Основная посылка Азимова такова: что благонамеренные правительственные чиновники, обладающие полной властью знать, что кто-либо в любой момент что я делал, целые два поколения могли бы удерживать себя от злоупотребления этой властью. Честно говоря, я не настолько верю в человеческую природу. Я определенно не хотел бы, чтобы у правительства была такая власть в течение двух лет, не говоря уже о двух поколениях ».

Примечания
  • Азимов написал эту историю после семи лет работы профессором в школе Бостонского университета. of Medicine. В 1973 году он сказал, что старался не показывать свою личную жизнь в художественной литературе, но «Мертвое прошлое» было исключением, например, из-за научно-исследовательской обстановки и интереса главного героя к Карфагену.
  • В своей автобиографии В памяти все же зеленый Азимов пишет: «Эта история, одна из моих любимых, больше всего запомнилась мне тем, что я случайно вставил в нее. То, что я планировал, было историей, которая перевернула обычное представление о том, что государственное планирование является тираническим, а свобода научных исследований - это хорошо. Однако по ходу рассказа я почти наугад добавил ссылку на Карфаген, который каким-то образом зажил своей собственной жизнью и совершенно неожиданно представил дополнительный сюжет, который обеспечил весь ход истории отличной мотивацией. Любой критик, читающий этот рассказ, обязательно сделает вывод, что я планировал этот сюжет с самого начала, хотя клянусь, что этого не делал ».
  • Хотя действие повествования происходит в середине 21 века, Азимов не ожидал развития событий. транзисторов ; в хроноскопе, по-видимому, используется технология вакуумных ламп, так как ему требуется короткое время для разогрева. С другой стороны, можно сказать, что он точно предсказал влияние разработка дешевого и распространенного оборудования для видеозаписи, от навязчивого просмотра некоторыми людьми записей умерших близких до возможности того, что повсеместное наблюдение может положить конец конфиденциальности, как она существует в настоящее время.
  • Имя Араман похоже на персонажа в рассказе «Последний козырь », «Р. Э. Манн »(каламбур на Ариман ).
  • Азимов festschrift Друзья Фонда включает продолжение« Мертвого прошлого »американского писателя-фантаста Барри Н. Мальцберг назвал «Настоящее вечное».
  • Эта история упоминается в статье Алекса Козински в его статье Stanford Law Review в апреле 2012 г. конфиденциальность в Интернете и наблюдение в Интернете.
  • Азимов придумал науку «нейтрино», обнаружение и управление частицей нейтрино, чтобы объяснить, как работает хроноскоп. существование нейтрино было постулировано в 1930 году, первое подтвержденное сообщение о его обнаружении было опубликовано через несколько месяцев после того, как эта история впервые появилась.
  • канадский историк Бернард Уитли упомянул историю Азимова в конференции, где говорится: "История Азимова предполагает, что правительство могло бы в течение нескольких десятилетий поддерживать обман о том, что у него есть машина, способная смотреть в далекое прошлое, никогда не производя ни одного такое фото. Это невозможно - историки задолго до этого почувствовали бы запах крысы! Средневековье, классицисты, знатоки всех без исключения периодов истории, очень громко требовали бы фотографии, любой подлинной фотографии своего периода. Как много мы могли бы узнать из такой фотографии, даже если бы это была обычная повседневная жизнь в обычный день, когда ничего особенного не происходило! У правительства не было бы возможности подделать фотографию - лучшие эксперты по рассматриваемому периоду внимательно рассмотрели бы мельчайшие детали. Никакая подделка не выдержит такого тщательного изучения. И если бы правительство продолжало не выпускать фотографий, историки довольно скоро пришли бы к выводу, что фотографий просто не было.
См. Также
  • "E for Effort ", новелла 1947 года Т.Л. Шерреда, в котором изобретатель пытается использовать подобное устройство, чтобы раскрыть секретные махинации военных.
  • "Private Eye", рассказ 1949 года Льюиса Пэджетта, в котором человек замышляет убийство, зная, что каждое его действие будет наблюдаться из будущего в рамках его судебного процесса.
  • Свет других дней, роман Стивена Бакстера, в котором технология червоточин используется имеет те же последствия, что и хроноскоп.
  • "Paycheck ", рассказ Филипа К. Дика, впервые опубликованный в 1953 году (за три года до" Мертвого прошлого ") о машина смотрящая в будущее. История была адаптирована к фильму под названием Paycheck (2003).
  • "Отчет меньшинства ", рассказ Филипа К. Дика, впервые опубликованный в 1956 году (в том же году, что и" Мертвое прошлое "), также использует концепция «хроноскопии», или просмотр совсем недавнего прошлого, с целью слежения за людьми, которые могут планировать преступления; оба включают экстраполяцию на самое ближайшее будущее. История была адаптирована для фильма как Отчет меньшинства.
  • «Я вижу тебя», рассказ Дэймона Найта, опубликованный в 1976 году, происходит в мире сразу после окончания рассказа Азимова, где дешевые хроноскопы (или хроноскопы Озо, как их называет Деймон Найт), используются всеми, хотя в этом рассказе можно просмотреть в любое время в прошлом.
  • «Прошлые часы: Искупление Христофора Колумба», роман Орсона Скотта Карда, опубликованный в 1996 году, описывает использование хроноскопов и ограничения, налагаемые на конфиденциальность и / или государственная тайна.
  • «Взгляд в прошлое», детективный роман Джайлза Скотта, впервые опубликованный в 2010 году, в котором визуализируется мир, в котором «р etro-view "(хроноскопия) только начинает использоваться полицией, в то время как широкая общественность пытается смириться с социальными потрясениями, которые она вызывает.
  • Религия в Карфагене - имеет много общего с историей фон
  • Разработчики сериал с почти идентичным сюжетом.
Ссылки
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-10 07:14:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте