«Мертвое прошлое» | |
---|---|
Автор | Айзек Азимов |
Страна | США |
Язык | Английский |
Серия | Multivac |
Жанры | Научная фантастика |
Опубликовано в | Astounding Science Fiction |
Тип публикации | Периодическое издание |
Издательство | Street Smith |
Тип носителя | Печать (Журнал, Твердый переплет и Мягкий переплет ) |
Дата публикации | Апрель 1956 г. |
"Франшиза " | |
Далее следует | "Когда-нибудь " |
"Мертвое прошлое »- это научная фантастика рассказ американского писателя Исаака Азимова, впервые опубликованный в апрельском выпуске журнала Astounding Science Fiction за 1956 г. Позже он был собран в журналах Earth Is Room Enough (1957) и The Best of Isaac Asimov (1973) и адаптирован в эпизоде научно-фантастического телесериала Из неизвестного. Его образец i Это похоже на антиутопию, но с тонкими нюансами. Некоторые люди считают его одним из лучших его рассказов.
Азимов экстраполирует двойные тенденции к централизации академических исследований и научной специализации, чтобы изобразить мир, в котором государственный контроль над научными исследованиями находится под надзором огромной бюрократии, а ученым фактически запрещено от работы за пределами своей узкой области специализации. В этих условиях невинно работает Арнольд Поттерли, профессор древней истории. Поттерли, знаток древнего Карфагена, хочет получить доступ к хроноскопу, устройству, которое позволяет непосредственно наблюдать за прошлыми событиями, чтобы установить, действительно ли карфагеняне приносили в жертву детей fire.
Хроноскоп, впервые созданный нейтринным физиком Стербински много лет назад, теперь находится под исключительным контролем государства. Когда правительственная бюрократия в лице бюрократа Таддеуса Арамана отклоняет запрос Поттерли о доступе к хроноскопу, Поттерли запускает подпольный исследовательский проект по созданию собственного хроноскопа. В его поисках участвуют два человека: молодой исследователь-физик по имени Джонас Фостер и дядя физика, профессиональный (т.е. имеющий государственную лицензию) научный писатель Ральф Ниммо.
В результате этой работы команда делает ряд открытий. Во-первых, они узнают, что правительство подавляет исследования в области хроноскопии; Тем не менее, Фостер изобретает способ создания хроноскопа, который намного компактнее и энергоэффективнее, чем у его изобретателя-пионера. Хотя это открытие восхищает Поттерли, Фостер вскоре доказывает, что ни один хроноскоп не может увидеть более чем 120 лет назад. При любой попытке наблюдать более раннее время неизбежный шум полностью заглушает сигнал. Таким образом, правительственные отчеты о хроноскопических наблюдениях за предыдущие годы являются явной выдумкой.
Конфликты личности и столкновения мотивации заставляют членов команды ссориться друг с другом. Поттерли и его жена по-прежнему обеспокоены гибелью их маленькой дочери во время пожара в доме много лет назад, и есть предположение, что он подсознательно пытается оправдать карфагенян за жертвоприношение детей как способ реабилитации сам о возможности того, что он случайно зажег пожар, в результате которого погибла его дочь. Когда он видит реакцию своей жены на хроноскоп и понимает, что она будет использовать его, чтобы одержимо наблюдать за короткой жизнью их дочери, он предупреждает власти и берет на себя вину. Его партнер, Фостер, охваченный интеллектуальной гордостью и рвением к свободному расследованию, пытается опубликовать свое открытие, но его внезапно и неожиданно задерживает Таддеус Араман, бюрократ, который отклонил первоначальный запрос Поттерли на исследование.
Пока Араман пытается получить от Фостера обещание не продолжать публикацию, в дело вступает дядя Фостера, Ниммо. Ниммо оказывается таким же непокорным и непокорным, как и двое других, и Араман, разочарованный их нежеланием сотрудничать, нет другого выхода, кроме как объявить руку власти. Он показывает, что Фостер был задержан через собственное использование правительством хроноскопа для слежки за заговорщиками.
Араман показывает, что правительственное агентство хроноскопии не только не подавляло научные исследования из-за слепого авторитаризма, но и пыталось защитить людей единственным известным им способом. Как выяснили Фостер и Поттерли, хроноскоп по своей природе ограничен недавним временем - но что, если вместо того, чтобы фокусировать его на прошлом поколения ранее, он был настроен на прошлое сотой доли секунды назад? Мертвое прошлое, говорит Араман, - всего лишь синоним «живого настоящего». Если планы по созданию хроноскопа, особенно новая и улучшенная версия Фостера, когда-либо станут известны широкой публике, возникшая в результате чума вуайеризма фактически устранит концепцию конфиденциальности. По словам Арамана, даже государственные служащие, которым сейчас поручено работать с хроноскопом, иногда нарушают правила и используют его для шпионажа в личных целях.
Затем Ниммо показывает, что, пытаясь ослабить давление на Фостера, он уже разослал детали хроноскопа Фостера в несколько своих регулярных рекламных агентств. Подробности того, как относительно легко и недорого построить хроноскоп, теперь доступны каждому.
Араман смирился с открытием хроноскопа и оставил троих ученых с проницательной строкой: «Счастливой чаши с золотой рыбкой вам, мне, всем, и пусть каждый из вас вечно жарится в аду. Арест аннулировано ".
Поворот истории - что человек из правительства действительно был там, чтобы помочь - уточняет идею о том, что мир целенаправленных исследований действительно представляет собой антиутопию. Тезис Азимова, раскрываемый в финальной сцене, состоит в том, что централизованное управление научными исследованиями не обязательно аморально, но в конечном итоге это может оказаться невозможным. Персонаж Фаддеуса Арамана - узнаваемый представитель антиутопии в духе Битти в 451 градусах Фаренгейта и Мустафы Монд в Дивный новый мир, оба из них также признают ограниченность механизмов контроля в их обществах.
Однако обозреватель Макс Браун отметил, что «в финальной сцене правительственный человек упрекает главных героев в создании« мира аквариума », в котором конфиденциальность перестал существовать. На самом деле, однако, такой мир существовал уже в течение двух поколений - только то, что вторжение в частную жизнь было до сих пор государственной монополией. Фактически, хроноскоп давал правительству гораздо больше всеведущей силы, чем даже пресловутый телеэкран Фильм Оруэлла Девятнадцать восемьдесят четыре. Единственное, что сделали главные герои, - это сломали государственную монополию на эту грозную власть и позволили «рыбам» увидеть друг друга... Основная посылка Азимова такова: что благонамеренные правительственные чиновники, обладающие полной властью знать, что кто-либо в любой момент что я делал, целые два поколения могли бы удерживать себя от злоупотребления этой властью. Честно говоря, я не настолько верю в человеческую природу. Я определенно не хотел бы, чтобы у правительства была такая власть в течение двух лет, не говоря уже о двух поколениях ».
.