Серенада на музыку - произведение автора Ральф Воан Уильямс для 16 вокальных солистов и оркестра, сочиненный в 1938 году. Текст представляет собой адаптацию дискуссии о музыке и музыке сфер в акте V, сцена 1 из Венецианский купец от Уильям Шекспир. Позже Воан Уильямс аранжировал пьесу в версиях для хора и оркестра и для скрипки соло с оркестром. Это примерно 13 минут.
Воан Уильямс написал эту пьесу как дань уважения дирижер сэр Генри Вуд по случаю пятидесятой годовщины первого концерта Вуда. Сольные партии были написаны специально для голосов шестнадцати именитых британских певцов, выбранных Вудом и композитором. В некоторых частях произведения солисты поют вместе «хором», иногда в двенадцати частях; в других - каждому солисту отводится соло (у некоторых солистов есть несколько соло). В опубликованной партитуре инициалы каждого солиста помещаются рядом с его строками.
Вуд дирижировал первым выступлением на своем юбилейном концерте в Royal Albert Hall 5 октября 1938 года. В состав оркестра входили игроки трех лондонских оркестров - Лондонского симфонического оркестра, Симфонический оркестр BBC и Лондонский филармонический оркестр. Солистами были:
Сергей Рахманинов сыграл в первой половине концерта как солист в своем втором фортепианном концерте ; когда он услышал серенаду со своего места в зале, он был настолько потрясен красотой музыки, что заплакал.
15 октября 1938 года Вуд сделал первую запись (с теми же солистами и BBC Symphony Orchestra) в HMV Abbey Road Studio No. 1. Воан Уильямс и HMV пожертвовали гонорары за авторские права, полученные от первоначальных продаж пластинок, Фонду Генри Вуда Джубили, который был создан для предоставления лондонских больничных коек для британских оркестровых музыкантов. солисты для будущих выступлений, впоследствии сделали аранжировки для четырех солистов плюс хор и оркестр, для хора и оркестра, для хора и фортепиано, а также для скрипки соло и оркестра. Вуд представил оркестровую версию в феврале 1940 года. Оркестр состоит из двух флейт (второе удвоение пикколо ), гобоя, английского рожка, два кларнета, два фагота, четыре рожка, две трубы, три тромбона, туба, литавры, перкуссия, арфа и струнные.
Воан Уильямс дирижировал исполнением оригинальной версии серенады во время первых концертов в новом Королевский фестивальный зал в 1951 году. Оркестр был Ливерпульской филармонией, и пели одиннадцать из первоначальных шестнадцати солистов; Эна Митчелл заменила Тернера, Глэдис Рипли заменила Бальфура, а Уильям Герберт, Ричард Льюис и Стивен Мэнтон заменили Титтертона, Уиддопа и Джонса. Спектакль был записан и выпущен на компакт-диске.
На открытии Эйвери Фишер Холл, Нью-Йорк, 23 сентября 1962 года Леонард Бернстайн провел Нью-Йоркский филармонический оркестр, его программа включает «Серенаду на музыку». Солистками были Адель Аддисон, Люсин Амара, Эйлин Фаррелл, Лили Чукасиан, Дженни Турель, Ширли Верретт-Картер, Чарльз Бресслер, Ричард Такер, Джон Викерс, Джордж Лондон, Эцио Флагелло и Дональд Белл. Выступление было записано вживую и выпущено на компакт-диске Sony Classical.
При компоновке текста Шекспира Воан Уильямс следил за порядком слов, но вырезал слова, фразы и целые строки и повторял в конце одиннадцать слов из третьей и четвертой строк, получая следующий текст. Инициалы отмечают сольные отрывки певцов; Отрывки из ансамбля выделены курсивом:
Как сладко спит лунный свет на этом берегу!. Здесь мы сядем и позволим звукам музыки ползать в наших ушах: мягкая тишина и ночь. Стать прикосновения сладкой гармонии.. Посмотри, как пол небесный. толстый, инкрустированный патинами из яркого золота:. Ты не видишь ни малейшего шара. Но в его движении, как поет ангел,. По-прежнему испытывая к молодоглазым херувинам;. Такая гармония в бессмертных душах;. Но пока это мутное одеяние разложения. плотно закрывает его, мы не слышим его.. Пойдем, хо! и разбуди Диану гимном!. Сладкими прикосновениями пронзите ухо своей госпожи,. И приведите ее домой музыкой.. Мне никогда не бывает весело, когда я слышу сладкую музыку.. Причина в том, что ты духи внимательны -. Человек, не имеющий в себе музыки,. И не движимый гармонией сладких звуков,. Годен для измен, хитрости и добычи;. Движения его дух тусклый, как ночь. И его привязанности тёмны, как Эреб:. Такому человеку нельзя доверять. Музыка! слушай!. Это твоя домашняя музыка.. Мне кажется, она звучит намного слаще, чем днем.. Тишина наделяет ее этой добродетелью. Сколько вещей в зависимости от сезона. их правильная похвала и истинное совершенство!. Мир, хо! луна спит с Эндимионом. И не проснется. Мягкая тишина и ночь. Окунитесь в сладкую гармонию.
Записи оригинальной версии для шестнадцати певцов и оркестра проводятся сэром Генри Вудом (1938), композитором (1951), сэром Адрианом Боултом (1969)), Мэтью Бест (1990) и сэр Роджер Норрингтон (1996). В приведенной ниже таблице в каждой строке показан оригинальный певец, за которым следуют исполнители той же партии в более поздних записях.
Полностью оркестровая версия была записана Лондонским филармоническим оркестром под управлением Вернона Хэндли и Северной симфонией Англии под управлением Ричарда Хикокса.
Серенада музыке занимает видное место в Бежать на расстоянии, документальном фильме 2010 года о британской рок-группе Blur. В фильме также представлены работы Вона Уильямса The Lark Ascending.