Сейм Речи Посполитой

редактировать
Сейм Речи Посполитой. Sejm Rzeczypospolitej Obojga Narodów
Речь Посполитая
Герб или логотип
Тип
ТипДвухпалатный
ПалатыСенат. Палата депутатов
Срок полномочий2 года
История
Создан1 Июль 1569 г.
Распущен24 октября 1795 г.
Ему предшествовалСейм Королевства Польского
ПреемникСейм Варшавского герцогства
Руководство
Король Польши Станислав Август Понятовский. с 1764 года
Маршал сейма Станислав Костка Белиньский. с 1793 года
Выборы
Сенат голосование система Назначение Королем
Палатой депутатов Система голосования МНТВ с ограниченным избирательным правом
Прошедшие выборы Палаты депутатов27 мая 1793 г.
Место встречи
Королевский замок, Варшава
Сейм во время правления Сигизмунда III Вазы (1587–1632) Се jm во время правления Августа II Сильного (1694–1733)

Генеральный Сейм (Польский : Sejm walny, Латинский : Comitia generalia) была палатой парламентом Речи Посполитой. Он был учрежден Люблинской унию в 1569 году в результате слияния Сейма Королевства Польского и Сейма Великого княжества Литовского, Малороссийского и Жемайтийского <48.>. Это был один из основных элементов демократического правления в Содружестве (см. Золотая свобода ). Сейм был мощным политическим институтом, и король не мог принимать законы без одобрения этого органа.

Продолжительность и частота сеймов менялись со временем, при этом шестинедельная сессия сейма, созываемая каждые два года, является наиболее распространенной. Местонахождение сейма менялось на протяжении всей истории, со временем столица Содружества Варшава стала основным местом расположения сейма. Число депутатов сейма и сенаторов со временем росло с примерно 70 сенаторов и 50 депутатов в 15 веке до примерно 150 сенаторов и 200 депутатов в 18 веке. В ранние сеймы голосование было в основном большинством, но, начиная с 17 века, единогласное голосование стало более распространенным, и 32 сейма были наложены вето с печально известным liberum veto, особенно в первой половине 18 века. Считается, что эта процедура вето существенно парализует управление Содружеством.

В дополнение к регулярным сессиям общего сейма, в эпоху избираемых королей, начиная с 1573 года, три особых типа сеймов (созыв, выборы и коронационные сеймы) управляли процессом королевские выборы в период междуцарствия. Всего между 1569 и 1793 годами было собрано 173 сейма.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Бытие
  • 3 Политическое влияние
    • 3.1 Голосование
    • 3.2 Состав и постановление о выборах
  • 4 Собрания сейма
    • 4.1 Судебные заседания
    • 4.2 Место проведения
    • 4.3 Продолжительность и частота
  • 5 Специальные заседания
    • 5.1 Королевские выборы
    • 5.2 Другие специальные заседания
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

Этимология

Польское слово sejm происходит от старочешского sejmovat, что означает собирать или вызывать. В английском языке для sejm walny используются термины общий, полный или обычный сейм.

Бытие

A wiec в правление царя Казимира Великого (Польша XIV в.)

Сейм польско-литовского Речь Посполитая была основана Люблинской унию в 1569 году и объединила Сейм Королевства Польского и Сейм Великого княжества Литовского. Обе страны имеют многовековые традиции участия общественности в разработке политики, восходящие к славянскому собранию, известному как wiec. сеймик «малый сейм» был региональным или местным собранием, среди последующих задач которого было посылать делегатов и инструкции в «генеральный сейм». Другой формой общественного принятия решений в Польше были королевские выборы, которые происходили, когда не было явного наследника престола или когда его назначение было подтверждено. С течением времени власть таких собраний росла, закрепившись веховыми привилегиями, полученными дворянством (шляхта ), особенно в периоды перехода от одной династии или королевской системы наследования к другой (например, Привилегия Кошице из 1374). Прослеживая историю польского сейма, Бардач указывает на национальные собрания начала 15 века, Ендрух предпочитает в качестве «удобного метки времени» сейм 1493 года, первую записанную двухпалатную сессию Польский парламент. Седлар, однако, отметил, что 1493 год - это просто первый раз, когда такая встреча была четко зафиксирована в источниках, и первая двухпалатная сессия могла иметь место раньше.

Первые следы больших собраний знати в Великое княжество Литовское можно найти в Салинском договоре 1398 года и Городловской унии 1413 года. Считается, что первый Сейм Великого княжества Литовского встретился в Гродно в 1445 г. во время переговоров Казимира IV Ягеллона с Советом лордов Литвы. Поскольку московско-литовские войны бушевали в стране почти непрерывно между 1492 и 1582 годами, великому князю требовалось больше налоговых поступлений для финансирования армии, и ему приходилось чаще созывать Сейм. В обмен на сотрудничество дворянство требовало различных привилегий, в том числе усиления Сейма. Сначала Сейм не обладал законодательной властью. Он обсуждал внешние и внутренние дела, налоги, войны, государственный бюджет. В начале XVI века Сейм приобрел некоторые законодательные полномочия. Сейм мог ходатайствовать перед Великим князем о принятии определенных законов.

Политическое влияние

Первые польские королевские выборы Генриха III Валуа состоялись в 1573

Сеймах, включая их сенат (верхняя палата) и сеймики жестко ограничивали власть короля.

Уже сейм Польского королевства имеет большое влияние на королевскую власть. С 1505 г. король не мог сам принимать законы без одобрения сейма, что было запрещено польскими шляхетскими законами о привилегиях, такими как nihil novi. Согласно конституции nihil novi, закон, принятый сеймом, должен был быть согласован тремя сословиями (stany sejmujce; король, сенат и депутаты от собственно сейма - нижняя палата). Было лишь несколько областей, в которых король мог принимать законы без консультации с сеймом: о королевских городах, крестьянах в королевских землях, евреях, феодальных владениях и о горнодобывающей промышленности. Три сословия сейма приняли окончательное решение в законодательстве по налогообложению, бюджету и казначейству (включая военное финансирование), внешней политике <48.>(включая заслушивание иностранных посланников и отправку дипломатических миссий ) и дворянство. Сейм получал финансовые отчеты от заместителей казначея и обсуждал наиболее важные судебные дела (суд сейма ) с правом амнистии. Сейм мог также издавать законы в отсутствие короля, хотя такое законодательство должно было быть принято королем ex post.

После принятия Конституции от 3 мая 1791 г. полномочия сената были изменены; в большинстве случаев сенаторы могли голосовать только вместе с сеймом, а право вето сената было ограничено. Законодательная власть была ограничена депутатами сейма (не сенаторы, голосующие отдельно, за исключением права вето сената, приостановления действия данного закона до тех пор, пока сейм не проголосует по нему снова на следующей сессии). Король, который назначал сенаторов, министров и других должностных лиц, председательствовал в сенате и мог предлагать новые законы вместе с исполнительным правительством, над которым он также председательствовал (недавно созданная Stra Praw или Хранитель законов). Сейм также имел надзорную роль, так как правительственные министры и другие должностные лица должны были нести ответственность перед ним.

Голосование

До конца XVI века единогласие было не требуется, и преобладали большинство голосов. Позже, с усилением власти магнатов, принцип единогласия был закреплен за шляхтой привилегией liberum veto (от латинского: «Я свободно запрещаю»). Со второй половины 17 века liberum veto использовалось, чтобы парализовать работу сейма и поставило Содружество на грань краха. Растущая сила сеймиков также способствовала неэффективности сейма, поскольку обязательные инструкции сеймиков могли помешать некоторым депутатам поддержать определенные положения. партия, голосующая за большинство, почти исчезла в 17 веке, а голосование большинством сохранилось только в конфедеративных сеймах (sejm rokoszowy, konny, konfederacyjny). В конце концов, liberum veto было отменено Конституцией от 3 мая 1791 года.

Реформы 1764–1766 гг. Улучшили работу сейма. Они ввели мажоритарное голосование по вопросам, объявленным «неважными» (большинство экономических и налоговых вопросов), и запретили обязательные инструкции сеймиков. Реформы 1767 и 1773-1775 годов передали некоторые полномочия сейма комиссиям избранных делегатов. С 1768 г. в состав сената входили гетманы, а с 1775 г. - еще и заместитель казначея суда

. Голосование в сенате не проводилось; после того, как все желающие сенаторы высказались по данному вопросу, король или канцлер сформировали общее мнение, основанное на большинстве.

Конституция от 3 мая 1791 г. наконец отменила liberum veto, заменив его большинством голосование, по наиболее важным вопросам, требующим 75% голосов.

Состав и постановление о выборах

Расписание заседаний Сената

Сейм состоял из двух палат с разным количеством депутатов. После Люблинской унии 1569 года Королевство Польское было преобразовано в федерацию Речи Посполитой, и количество участников сейма значительно увеличилось с включение депутатов сеймиков Литвы. У депутатов не было установленного срока полномочий, хотя на практике он длился около четырех месяцев, от их избрания в региональном сеймике до их отчета о следующем сеймике, посвященном слушанию и обсуждению заседаний предыдущего сейма ( эти сеймики были известны как родственные или дебрифинговые). Депутаты обладали парламентской неприкосновенностью, и любые преступления против них классифицировались как lèse-majesté.

Двумя палатами были:

  • A сенат (сенат) высших церковных и светских должностных лиц, образующих королевский совет. Сенат насчитывал более 140 епископов и; оно выросло со 149 около 1598–1633 гг. до 153 около 1764–1768 гг. и 157 в период Великого сейма (1788–92). Конституция от 3 мая установила их число в 132.
  • Нижняя палата, собственно сейм, из низших чиновников и общей знати. В Речи Посполитой число депутатов в палате сейма превышало число сенаторов. В 1569 году он состоял из 170 депутатов (польский, единственное число : посел, представляющий и избираемый местным сеймиком ). В 170 вошли 48 из Литвы. Депутатам из нескольких городов был предоставлен статус наблюдателей. Число депутатов выросло примерно до 236 в 1764–1768 гг., Упав до 181 во время Великого сейма (1788–92). В Конституции от 3 мая их число составляло 204 человека, в том числе 24 представителя от городов.

В Конституции от 3 мая было указано, что депутаты избирались на два года и не требовали переизбрания в этот период, если были какие-либо внеочередные сеймы. быть позванным. Сенаторы, по большей части, выбирались королем из числа кандидатов, представленных сеймиками.

Обычно более крупные воеводства могли прислать 6 депутатов, меньшие 2; ziemias, в зависимости от их размера, отправит 2 или 1. Количество депутатов, избранных в сейм сеймиками от определенных местностей, в порядке старшинства на основании указа 1569, были следующие:

#ОкругВоеводствоДепутаты
1Краков Краков 6
2Познань Познань 6
3Освенцим - Затор Краков 2
4Вильнюс Вильнюс 2
5Ошмяны Вильнюс 2
6Лида Вильнюс 2
7Вилькмерге Вильнюс 2
8Браслав Вильнюс 2
9Сандомир Сандомир 7
10Калиш Калиш 6
11Тракай Тракай 2
12Гродно Тракай 2
13Каунас Тракай 2
14Упите Тракай 2
15Серадз Серадз 4
16Велюнь Серадз 2
17Лечица Ленчица Лечица Ленчица 4
18Жемайтия Жемайтия 2
19Бжесьц Куявский Бжесьц Куявский 2
20Добжинь Бжескич 34>21Киев Киев 6
22Иновроцлав Иновроцлав 2
23Львов Малороссия 2
24Пшемысль Малороссия 2
25Санок Малороссия 2
26Галич Малоросс 2
27Хелм Малоросс 2
28Волынь Волынь 6
29Подолье Подолье 6
30Смоленск Смоленск 2
31Стародуб Смоленск 2
32Люблин Люблин 3
33Полоцк Полоцк 2
34Белз Белзский 4
#округвоеводствоДепутаты
35Новогрудок Новогрудок 2
36Слоним Новогрудок 2
37Волковыск Новогрудок 2
38Плоцк Плоцк 2
39Витебск Витебск 2
40Орша Витебск 2
41Черск Мазовецкое воеводство 2
42Варшава Мазовецкое воеводство 2
43Визна Мазовецкое воеводство 2
44Вышогруд Мазовецкое воеводство 2
45Закрочим Мазовецкое воеводство 2
46Цеханов Мазовецкое воеводство 2
47Ломжа Ломжа Мазовецкое воеводство 2
48Ружан Мазовецкое воеводство 2
49Лив Мазовецкое воеводство 2
50Нур Мазовецкое воеводство 2
51Дрогичин Подлахия 2
52Бельск-Подляски P одлахия 2
53Мельник Подлахия 2
54Рава Мазовецкая Рава Мазовецка 2
55Сохачев Рава Мазовецка 2
56Гостынин Рава Мазовецкая 2
57Брест-Литовск Брест-Литовск 2
58Пинск Брест-Литовск 2
59Хелмно Хелмно 2
60Мсцислав Мсцислав 2
61Мальборк Мальборк 2
62Брацлав Брацлав 6
63Гданьск Померания 2
64Минск Минск 2
65Мозырь Минск 2
66Речица Минск 2
67Ливония Ливония 6
68Чернигов Чернигов 4

Собрание сейма

Заседание

Сейм начался с торжественной мессы, проверки депутатских мандатов и избрания маршала Сейм (также известный как Спикер). (Должность маршала сейма (и сеймика), который председательствовал на заседаниях и избирался из состава депутатов, возникла в 17 веке.) Затем канцлер (канцлер) объявил о намерениях короля в обе палаты, которые затем обсуждали отдельно до заключительных церемоний.

После 1543 года резолюции писались на польском языке, а не на латыни. Все законы, принятые данным сеймом, составляли единое целое и публиковались как «конституция» сейма. До принятия Конституции 3 мая в Польше термин «конституция» (польский: konstytucja) обозначал все законы любого характера, которые были приняты сеймом. Только с принятием Конституции 3 мая konstytucja приобрела свое современное значение как фундаментальный документ управления. С конца XVI века конституции печатались, скреплялись королевской печатью и отправлялись в канцелярии муниципальных советов всех воеводства Короны, а также Великого княжества Литовского. Такие конституции часто подвергались окончательной доработке королевским двором перед публикацией, хотя это могло вызвать протесты среди знати.

Местоположение

Старая и Новая палата депутатов в Королевском замке в Варшаве

Большинство сеймов проводилось в Варшавском Королевском замке. Некоторые из них проводились в других местах, особенно в первые годы Речи Посполитой, и с 1673 года каждый третий сейм должен был проходить в Гродно в Великом княжестве Литовском (впервые проводился в Старый Гродненский замок, позже Новый Гродненский замок ). На практике большинство сеймов по-прежнему проводилось в Варшаве, где было проведено 148 сеймов, по сравнению с 11 сеймами, проводившимися в Гродно.

Сеймы в Варшаве проводились в Варшавском замке, в Палате депутатов (зал. трех столпов), буквально над ней расположена верхняя палата сената. В конце 17 века были построены новые помещения для Палаты депутатов, а в середине 18 века к ним на том же уровне присоединились помещения сената. Новая Сенатская палата была большей из двух, поскольку предназначалась для размещения обеих палат во время церемоний открытия и закрытия.

Продолжительность и частота

В середине 15 века Генеральный сейм Королевства Польского собирался примерно раз в год. Не было установленного промежутка времени до того, как король должен был созвать следующую сессию. Если бы общий сейм не состоялся, местные сеймики вместо этого обсуждали бы текущие вопросы.

Статьи короля Генриха, подписанные каждым королем с 1573 года, требовали, чтобы король созывал общий сейм (продолжительностью шесть недель) каждые два года., и положения о чрезвычайном сейме (польский: sejm ekstraordynaryjny, nadzwyczajny), который должен был продлиться две недели, также были изложены в этом законе. Чрезвычайные сеймы могут быть вызваны во время чрезвычайного положения в стране, например, когда сейм решает, следует ли вызывать pospolite ruszenie (общий призыв к оружию) в ответ на вторжение. Сейм может быть продлен, если все депутаты согласны. Не было установленного времени года, но обычно сеймы созывались на время, которое не мешало надзору за сельским хозяйством, которое составляло средства к существованию большинства знати; таким образом, большинство сеймов проводилось поздней осенью или в начале зимы.

После Конституции от 3 мая 1791 г. сеймы должны были проводиться каждые два года и продолжаться 70 дней с положением о продление до 100 дней. Были предусмотрены чрезвычайные сеймы, а также специальный конституционный сейм, который должен был собираться и обсуждать необходимость внесения каких-либо поправок в конституцию (такой пересмотр должен был проводиться каждые 25 лет).

Предполагается. что между 1493 и 1793 годами сеймы проводились 240 раз. Ендрух приводит большее число - 245 и отмечает, что 192 из них были успешно завершены в соответствии с законодательством. На 32 сейма было наложено вето с применением пресловутого liberum veto, особенно в первой половине 18 века. Последние два сейма Речи Посполитой были нерегулярным четырехлетним Великим Сеймом (1788–92), принявшим Конституцию 3 мая, и печально известным гродненским сеймом. (1793 г.), когда депутаты, подкупленные или подкупленные Российской Империей после поражения Содружества в Войне в защиту Конституции, отменили недолго просуществовавшую Конституцию и приняли акт Второго раздела Польши.

Особые сессии

Королевские выборы

Выборы Станислава Августа Понятовского в 1764 году (деталь)

В дополнение к обычным сессиям В общем сейме три особых типа сеймов управляли процессом королевских выборов в период междуцарствия. Это были:

  • Созыв сейма (Sejm konwokacyjny). Этот сейм был созван в случае смерти или отречения короля примасом Польши. Депутаты сосредоточат свое внимание на установлении дат и каких-либо особых правил для выборов (в частности, на подготовке pacta conventa, законопроектах о дворянских привилегиях, которые будут приведены к присяге королем), а также на проверке кандидатов. Этот сейм должен был длиться две недели.
  • Сейм выборов (Sejm elekcyjny), в течение которого Их дворянство проголосовало за кандидата на престол. Сейм этого типа был открыт для всех членов знати, которые желали его посетить, и поэтому они часто собирали гораздо большее количество посетителей, чем обычные сеймы. Точное количество участников никогда не регистрировалось и, по оценкам, варьируется от 10 000 до более 100 000; впоследствии голосование могло длиться несколько дней (в 1573 году было записано, что оно длилось четыре дня). Чтобы справиться с возросшим числом, сеймы будут проводиться в Воле, а затем в деревне недалеко от Варшавы. Самим королевским кандидатам было запрещено присутствовать на сейме, но им было разрешено прислать представителей. Этот сейм должен был длиться шесть недель.
  • Коронационный сейм (Sejm koronacyjny). Сейм проходил в Кракове, где церемонию коронации традиционно проводил примас, который передал свои полномочия избранному королю. Этот сейм должен был длиться две недели.

Другие специальные сессии

Конституция от 3 мая 1791 года принята Четырехлетним Сеймом и Сенатом в Королевском замке, Варшава

Конфедеративный сейм (Sejm skonfederowany) впервые появился в 1573 году (все сеймы созыва и выборы были конфедеративными) и стал более популярным в 18 веке как противодействие нарушению liberum veto. Рассматриваемые как экстренные или внеочередные сессии, они полагались на голосование большинством, чтобы ускорить обсуждение и обеспечить законодательный результат. Многие сеймы королевских выборов были объединены, так же как и некоторые обычные сессии сейма (генерального сейма).

Ендрух, который классифицирует регулярную сессию генерального сейма как обычную в дополнение к сессиям созыва, выборов и коронации, также различали следующие дополнительные типы:

  • Государственный совет
  • Конституционный
  • Делегирование (заканчивающееся формированием комитетов)
  • Чрезвычайный
  • Генеральный сеймик проводится вместо сейма
  • Генеральный совет (рада вална) без присутствия короля. Этот сейм созывался примасом, когда король не мог присутствовать и не имел законодательных полномочий. В нем приняли участие депутаты предыдущего сейма. Проведено трижды (в 1576, 1710 и 1734 годах).
  • Допрос по делу о королевском импичменте. Было проведено два таких сейма (в 1592 и 1646).
  • Умиротворение, чтобы подавить потенциальную гражданскую войну после спорных выборов, умиротворить оппонентов посредством политических уступок. Было проведено пять таких сеймов (в 1598, 1673, 1698, 1699 и 1735 годах).

См. Также

Список литературы

Последняя правка сделана 2021-06-07 09:08:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте