Сейм Речи Посполитой. Sejm Rzeczypospolitej Obojga Narodów | |
---|---|
Речь Посполитая | |
Тип | |
Тип | Двухпалатный |
Палаты | Сенат. Палата депутатов |
Срок полномочий | 2 года |
История | |
Создан | 1 Июль 1569 г. |
Распущен | 24 октября 1795 г. |
Ему предшествовал | Сейм Королевства Польского |
Преемник | Сейм Варшавского герцогства |
Руководство | |
Король Польши | Станислав Август Понятовский. с 1764 года |
Маршал сейма | Станислав Костка Белиньский. с 1793 года |
Выборы | |
Сенат голосование система | Назначение Королем |
Палатой депутатов Система голосования | МНТВ с ограниченным избирательным правом |
Прошедшие выборы Палаты депутатов | 27 мая 1793 г. |
Место встречи | |
Королевский замок, Варшава |
Генеральный Сейм (Польский : Sejm walny, Латинский : Comitia generalia) была палатой парламентом Речи Посполитой. Он был учрежден Люблинской унию в 1569 году в результате слияния Сейма Королевства Польского и Сейма Великого княжества Литовского, Малороссийского и Жемайтийского <48.>. Это был один из основных элементов демократического правления в Содружестве (см. Золотая свобода ). Сейм был мощным политическим институтом, и король не мог принимать законы без одобрения этого органа.
Продолжительность и частота сеймов менялись со временем, при этом шестинедельная сессия сейма, созываемая каждые два года, является наиболее распространенной. Местонахождение сейма менялось на протяжении всей истории, со временем столица Содружества Варшава стала основным местом расположения сейма. Число депутатов сейма и сенаторов со временем росло с примерно 70 сенаторов и 50 депутатов в 15 веке до примерно 150 сенаторов и 200 депутатов в 18 веке. В ранние сеймы голосование было в основном большинством, но, начиная с 17 века, единогласное голосование стало более распространенным, и 32 сейма были наложены вето с печально известным liberum veto, особенно в первой половине 18 века. Считается, что эта процедура вето существенно парализует управление Содружеством.
В дополнение к регулярным сессиям общего сейма, в эпоху избираемых королей, начиная с 1573 года, три особых типа сеймов (созыв, выборы и коронационные сеймы) управляли процессом королевские выборы в период междуцарствия. Всего между 1569 и 1793 годами было собрано 173 сейма.
Польское слово sejm происходит от старочешского sejmovat, что означает собирать или вызывать. В английском языке для sejm walny используются термины общий, полный или обычный сейм.
Сейм польско-литовского Речь Посполитая была основана Люблинской унию в 1569 году и объединила Сейм Королевства Польского и Сейм Великого княжества Литовского. Обе страны имеют многовековые традиции участия общественности в разработке политики, восходящие к славянскому собранию, известному как wiec. сеймик «малый сейм» был региональным или местным собранием, среди последующих задач которого было посылать делегатов и инструкции в «генеральный сейм». Другой формой общественного принятия решений в Польше были королевские выборы, которые происходили, когда не было явного наследника престола или когда его назначение было подтверждено. С течением времени власть таких собраний росла, закрепившись веховыми привилегиями, полученными дворянством (шляхта ), особенно в периоды перехода от одной династии или королевской системы наследования к другой (например, Привилегия Кошице из 1374). Прослеживая историю польского сейма, Бардач указывает на национальные собрания начала 15 века, Ендрух предпочитает в качестве «удобного метки времени» сейм 1493 года, первую записанную двухпалатную сессию Польский парламент. Седлар, однако, отметил, что 1493 год - это просто первый раз, когда такая встреча была четко зафиксирована в источниках, и первая двухпалатная сессия могла иметь место раньше.
Первые следы больших собраний знати в Великое княжество Литовское можно найти в Салинском договоре 1398 года и Городловской унии 1413 года. Считается, что первый Сейм Великого княжества Литовского встретился в Гродно в 1445 г. во время переговоров Казимира IV Ягеллона с Советом лордов Литвы. Поскольку московско-литовские войны бушевали в стране почти непрерывно между 1492 и 1582 годами, великому князю требовалось больше налоговых поступлений для финансирования армии, и ему приходилось чаще созывать Сейм. В обмен на сотрудничество дворянство требовало различных привилегий, в том числе усиления Сейма. Сначала Сейм не обладал законодательной властью. Он обсуждал внешние и внутренние дела, налоги, войны, государственный бюджет. В начале XVI века Сейм приобрел некоторые законодательные полномочия. Сейм мог ходатайствовать перед Великим князем о принятии определенных законов.
Сеймах, включая их сенат (верхняя палата) и сеймики жестко ограничивали власть короля.
Уже сейм Польского королевства имеет большое влияние на королевскую власть. С 1505 г. король не мог сам принимать законы без одобрения сейма, что было запрещено польскими шляхетскими законами о привилегиях, такими как nihil novi. Согласно конституции nihil novi, закон, принятый сеймом, должен был быть согласован тремя сословиями (stany sejmujce; король, сенат и депутаты от собственно сейма - нижняя палата). Было лишь несколько областей, в которых король мог принимать законы без консультации с сеймом: о королевских городах, крестьянах в королевских землях, евреях, феодальных владениях и о горнодобывающей промышленности. Три сословия сейма приняли окончательное решение в законодательстве по налогообложению, бюджету и казначейству (включая военное финансирование), внешней политике <48.>(включая заслушивание иностранных посланников и отправку дипломатических миссий ) и дворянство. Сейм получал финансовые отчеты от заместителей казначея и обсуждал наиболее важные судебные дела (суд сейма ) с правом амнистии. Сейм мог также издавать законы в отсутствие короля, хотя такое законодательство должно было быть принято королем ex post.
После принятия Конституции от 3 мая 1791 г. полномочия сената были изменены; в большинстве случаев сенаторы могли голосовать только вместе с сеймом, а право вето сената было ограничено. Законодательная власть была ограничена депутатами сейма (не сенаторы, голосующие отдельно, за исключением права вето сената, приостановления действия данного закона до тех пор, пока сейм не проголосует по нему снова на следующей сессии). Король, который назначал сенаторов, министров и других должностных лиц, председательствовал в сенате и мог предлагать новые законы вместе с исполнительным правительством, над которым он также председательствовал (недавно созданная Stra Praw или Хранитель законов). Сейм также имел надзорную роль, так как правительственные министры и другие должностные лица должны были нести ответственность перед ним.
До конца XVI века единогласие было не требуется, и преобладали большинство голосов. Позже, с усилением власти магнатов, принцип единогласия был закреплен за шляхтой привилегией liberum veto (от латинского: «Я свободно запрещаю»). Со второй половины 17 века liberum veto использовалось, чтобы парализовать работу сейма и поставило Содружество на грань краха. Растущая сила сеймиков также способствовала неэффективности сейма, поскольку обязательные инструкции сеймиков могли помешать некоторым депутатам поддержать определенные положения. партия, голосующая за большинство, почти исчезла в 17 веке, а голосование большинством сохранилось только в конфедеративных сеймах (sejm rokoszowy, konny, konfederacyjny). В конце концов, liberum veto было отменено Конституцией от 3 мая 1791 года.
Реформы 1764–1766 гг. Улучшили работу сейма. Они ввели мажоритарное голосование по вопросам, объявленным «неважными» (большинство экономических и налоговых вопросов), и запретили обязательные инструкции сеймиков. Реформы 1767 и 1773-1775 годов передали некоторые полномочия сейма комиссиям избранных делегатов. С 1768 г. в состав сената входили гетманы, а с 1775 г. - еще и заместитель казначея суда
. Голосование в сенате не проводилось; после того, как все желающие сенаторы высказались по данному вопросу, король или канцлер сформировали общее мнение, основанное на большинстве.
Конституция от 3 мая 1791 г. наконец отменила liberum veto, заменив его большинством голосование, по наиболее важным вопросам, требующим 75% голосов.
Сейм состоял из двух палат с разным количеством депутатов. После Люблинской унии 1569 года Королевство Польское было преобразовано в федерацию Речи Посполитой, и количество участников сейма значительно увеличилось с включение депутатов сеймиков Литвы. У депутатов не было установленного срока полномочий, хотя на практике он длился около четырех месяцев, от их избрания в региональном сеймике до их отчета о следующем сеймике, посвященном слушанию и обсуждению заседаний предыдущего сейма ( эти сеймики были известны как родственные или дебрифинговые). Депутаты обладали парламентской неприкосновенностью, и любые преступления против них классифицировались как lèse-majesté.
Двумя палатами были:
В Конституции от 3 мая было указано, что депутаты избирались на два года и не требовали переизбрания в этот период, если были какие-либо внеочередные сеймы. быть позванным. Сенаторы, по большей части, выбирались королем из числа кандидатов, представленных сеймиками.
Обычно более крупные воеводства могли прислать 6 депутатов, меньшие 2; ziemias, в зависимости от их размера, отправит 2 или 1. Количество депутатов, избранных в сейм сеймиками от определенных местностей, в порядке старшинства на основании указа 1569, были следующие:
Сейм начался с торжественной мессы, проверки депутатских мандатов и избрания маршала Сейм (также известный как Спикер). (Должность маршала сейма (и сеймика), который председательствовал на заседаниях и избирался из состава депутатов, возникла в 17 веке.) Затем канцлер (канцлер) объявил о намерениях короля в обе палаты, которые затем обсуждали отдельно до заключительных церемоний.
После 1543 года резолюции писались на польском языке, а не на латыни. Все законы, принятые данным сеймом, составляли единое целое и публиковались как «конституция» сейма. До принятия Конституции 3 мая в Польше термин «конституция» (польский: konstytucja) обозначал все законы любого характера, которые были приняты сеймом. Только с принятием Конституции 3 мая konstytucja приобрела свое современное значение как фундаментальный документ управления. С конца XVI века конституции печатались, скреплялись королевской печатью и отправлялись в канцелярии муниципальных советов всех воеводства Короны, а также Великого княжества Литовского. Такие конституции часто подвергались окончательной доработке королевским двором перед публикацией, хотя это могло вызвать протесты среди знати.
Большинство сеймов проводилось в Варшавском Королевском замке. Некоторые из них проводились в других местах, особенно в первые годы Речи Посполитой, и с 1673 года каждый третий сейм должен был проходить в Гродно в Великом княжестве Литовском (впервые проводился в Старый Гродненский замок, позже Новый Гродненский замок ). На практике большинство сеймов по-прежнему проводилось в Варшаве, где было проведено 148 сеймов, по сравнению с 11 сеймами, проводившимися в Гродно.
Сеймы в Варшаве проводились в Варшавском замке, в Палате депутатов (зал. трех столпов), буквально над ней расположена верхняя палата сената. В конце 17 века были построены новые помещения для Палаты депутатов, а в середине 18 века к ним на том же уровне присоединились помещения сената. Новая Сенатская палата была большей из двух, поскольку предназначалась для размещения обеих палат во время церемоний открытия и закрытия.
В середине 15 века Генеральный сейм Королевства Польского собирался примерно раз в год. Не было установленного промежутка времени до того, как король должен был созвать следующую сессию. Если бы общий сейм не состоялся, местные сеймики вместо этого обсуждали бы текущие вопросы.
Статьи короля Генриха, подписанные каждым королем с 1573 года, требовали, чтобы король созывал общий сейм (продолжительностью шесть недель) каждые два года., и положения о чрезвычайном сейме (польский: sejm ekstraordynaryjny, nadzwyczajny), который должен был продлиться две недели, также были изложены в этом законе. Чрезвычайные сеймы могут быть вызваны во время чрезвычайного положения в стране, например, когда сейм решает, следует ли вызывать pospolite ruszenie (общий призыв к оружию) в ответ на вторжение. Сейм может быть продлен, если все депутаты согласны. Не было установленного времени года, но обычно сеймы созывались на время, которое не мешало надзору за сельским хозяйством, которое составляло средства к существованию большинства знати; таким образом, большинство сеймов проводилось поздней осенью или в начале зимы.
После Конституции от 3 мая 1791 г. сеймы должны были проводиться каждые два года и продолжаться 70 дней с положением о продление до 100 дней. Были предусмотрены чрезвычайные сеймы, а также специальный конституционный сейм, который должен был собираться и обсуждать необходимость внесения каких-либо поправок в конституцию (такой пересмотр должен был проводиться каждые 25 лет).
Предполагается. что между 1493 и 1793 годами сеймы проводились 240 раз. Ендрух приводит большее число - 245 и отмечает, что 192 из них были успешно завершены в соответствии с законодательством. На 32 сейма было наложено вето с применением пресловутого liberum veto, особенно в первой половине 18 века. Последние два сейма Речи Посполитой были нерегулярным четырехлетним Великим Сеймом (1788–92), принявшим Конституцию 3 мая, и печально известным гродненским сеймом. (1793 г.), когда депутаты, подкупленные или подкупленные Российской Империей после поражения Содружества в Войне в защиту Конституции, отменили недолго просуществовавшую Конституцию и приняли акт Второго раздела Польши.
В дополнение к обычным сессиям В общем сейме три особых типа сеймов управляли процессом королевских выборов в период междуцарствия. Это были:
Конфедеративный сейм (Sejm skonfederowany) впервые появился в 1573 году (все сеймы созыва и выборы были конфедеративными) и стал более популярным в 18 веке как противодействие нарушению liberum veto. Рассматриваемые как экстренные или внеочередные сессии, они полагались на голосование большинством, чтобы ускорить обсуждение и обеспечить законодательный результат. Многие сеймы королевских выборов были объединены, так же как и некоторые обычные сессии сейма (генерального сейма).
Ендрух, который классифицирует регулярную сессию генерального сейма как обычную в дополнение к сессиям созыва, выборов и коронации, также различали следующие дополнительные типы: