Сенат Республики Польша. Сенат Rzeczypospolitej Polskiej | |
---|---|
10-й срок | |
Тип | |
Тип | Верхняя палата Польского парламента |
История | |
Основана | 1493 (1493) (исторический ). 1989 (современник ) |
Руководство | |
Маршал Сената | Томаш Гродзкий, KO |
Заместитель маршала Сената | Марек Пенк, ПиС. Богдан Борусевич, PO. Михал Каминский, UED. Габриэла Моравска-Станецка, W |
Структура | |
Количество мест | 100 сенаторов |
Политические группы | Правительство (48)
Оппозиция (52) |
Выборы | |
Система голосования | Первые выборы |
Последние выборы | 13 октября 2019 года |
Место встречи | |
Сейм и Сенатский комплекс, Варшава | |
Веб-сайт | |
senat.gov.pl |
Сенат (польский : Senat) является верхней палатой польский парламент, нижняя палата которого - сейм. История Польского Сената насчитывает более 500 лет; он был одним из первых конституционных органов двухпалатного парламента в Европе и просуществовал без перерыва до окончательного раздела польского государства в 1795 году. Современный Сенат состоит из 100 избранных сенаторов. всеобщим бюллетенем и возглавляется «Маршалом Сената» (Маршалек Сенату). Действующий маршал Сената - Томаш Гродски.
. После непродолжительного существования во времена Второй Польской Республики Сенат снова был упразднен властями Польской Народной Республики. Он не был восстановлен до краха коммунистического правительства и восстановления демократии в Польше в 1989 году. Сенат находится в Варшаве и расположен в здании, которое является частью комплекса Сейма на улице Вейска., в непосредственной близости от Площади Трех Крестов и Уяздовского замка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 и статьей 95 Конституции Польши от 2 апреля 1997 г., Сенат и Сейм осуществляет законодательную власть. Сенат состоит из 100 сенаторов, которые избираются сроком на четыре года на всеобщих выборах прямым голосованием при тайном голосовании. Наряду с Сеймом, Президентом Польской Республики, Советом министров и всеми гражданами Польши Сенат имеет право выступать с законодательными инициативами.
Если необходимо, чтобы Сейм и Сенат собрались совместно в качестве общего собрания Национального собрания, это совместное заседание будет проходить под председательством Маршала Сейма или Маршала Сената. Сенату дается 30 дней на рассмотрение любого законопроекта, принятого Сеймом, и 14 дней, если законопроект считается срочным. Любой законопроект, представленный Сеймом в Сенат, может быть принят последним без каких-либо поправок, дополнений или отклонений (но любое отклонение или поправка все же может быть отменено абсолютным большинством голосов в Сейме). Любое постановление Сената, в результате которого законопроект отменяется или изменяется, считается принятым, если он не был отклонен Сеймом.
Однако, что касается государственного бюджета, у Сената есть 20 дней на его рассмотрение. Для внесения поправок в конституцию у Сената есть 60 дней на анализ. Если в конституцию вносятся поправки, идентичная формулировка поправки должна быть одобрена как Сеймом, так и Сенатом.
президент не может принять решение о проведении общенационального референдума по вопросам государственной важности, если ему или ей не было дано явное разрешение на это Сенатом. Сенат также уполномочен рассматривать любые отчеты, представленные Уполномоченным по защите прав граждан и Национальным советом по телерадиовещанию. Помимо значительного участия в законодательном процессе, Сенат должен дать свое согласие в случае назначения или отстранения от должности президента Высшей контрольной палаты, президента Института национальной памяти - Комиссии по делам Преследование преступлений против польского народа, Уполномоченный по защите прав граждан и Уполномоченный по правам детей и Генеральный инспектор по защите личных данных.
Однако, в отличие от Сейма, Сенат не играет роли в обеспечении надзора за исполнительной властью. В настоящее время Сенат назначает одного члена Национального совета по вещанию, двух членов Совета Института национальной памяти, двух своих сенаторов в состав Национального судебного совета и трех членов Совета по денежно-кредитной политике Национальной Банк. Маршал Сената и любые 30 сенаторов могут также потребовать от Конституционного трибунала изучить любой акт внутреннего законодательства или международного соглашения, чтобы убедиться, что он соответствует конституции, ратифицированным международным соглашениям, и другое законодательство.
С момента принятия Лиссабонского договора Сенат также имеет право сообщать о вопросах, касающихся варианта и реализации европейского законодательства в Польше, центральным властям Европейский Союз.
История Сената насчитывает примерно пятьсот лет, когда возник собор королевских советников. В Дворянской демократии Сенат был Тайным советом, а не верхней палатой Сейма, и состоял из членов королевского кабинета и королевской власти. суд вместе с бургградами, воеводами, префектами и кастелянами (все назначаются королем) и католическими епископами (см. Сенаторские управления для подробностей). Лишь в 1453 году впервые было упомянуто о двухпалатном законодательном органе, в котором «лорды» королевства были представлены в «совете лордов», однако к 1493 г. сейм состоял из короля и сената. и палата посланников была наконец создана как постоянный законодательный орган для Польского королевства.
В 1501 г. в Мельнике сенаторы попытались принудить коронованного короля Александра I Ягеллона. передать им все королевские полномочия, связанные с управлением государством. Однако, хотя Александр сначала согласился, после своей коронации он отказался подтвердить эту привилегию. Позже Закон о Нихил Нови 1505 года подтвердил право как Палаты посланников, так и Сената распространять общее право для королевства. В 1529 году Сенат наконец принял решение о своем составе; после присоединения Мазовии к Королевству Польскому, в Сенат вошли римско-католические епархиальные епископы, губернаторы провинций, малые и высшие кастеляны, министры (главный камергер, канцлер, заместители канцлера, великий казначей и придворный маршал), все они были назначены королем пожизненно. В это время были также определены полномочия Сената в отношении участия в законодательстве, внешней политике и суде Сейма.
Заседание Сената в 1661 году в Ясной ГуреВ 1537 году Сенат последовал такому курсу действий, который должен был стать важнейшим институтом защиты прав и свобод землевладельцев. Однако эта точка зрения расходилась с точкой зрения Сигизмунда I Старого, который считал, что Сенат становится слишком влиятельным. В результате в период 1562–1569 годов Сенат потерял многие из своих полномочий и влияния и в конечном итоге стал подчиняться своему ранее равноправному органу - Палате посланников. В 1569 году была достигнута очень важная веха, когда была подписана Люблинская уния, и сенаторы Великого княжества Литовского были включены в Королевский сенат Польши, чтобы сформировать Сенат Речь Посполитая. В дополнение к этому, сенаторы из автономного герцогства Пруссии, вотчины польского короля, были включены после того, как отсутствовали с момента получения автономии в 1466 году. После этих событий Сенат пошел на компромисс: 142 сенатора, 15 епископов, 35 губернаторов провинций, 31 великий кастелян, 47 младших кастелянов и 14 министров.
В 1791 г. «Великий Сейм » или «Четырехлетний Сейм » 1788–1792 гг. И Сенат принимают Конституцию 3 мая на Королевский замок в ВаршавеВ этом старом сенате не было отдельной должности сенатского маршала. На заседаниях Сената председательствовал король, которого лично представлял «великий королевский маршал», фигура, которую в конечном итоге можно было назвать премьер-министром Королевства. Именно этот маршал от имени короля председательствовал на совместных заседаниях (в которых принимали участие как Сенат, так и Палата посланников) сейма. Если великий королевский маршал отсутствовал, заседания проходили под председательством королевского маршала. Оба эти два маршала сидели в Сенате и, как и другие сенаторы, назначались королем на всю жизнь.
Самым важным сенатором или «президентом сената» в то время был архиепископ Гнезненский. который, будучи примасом Польши и «первым герцогом королевства», считался занимающим самый высокий государственный пост ниже монарха. Архиепископ председательствовал на заседаниях Сената в периоды отсутствия короля. Предстоятель даже имел право созывать «тайные» советы с Сенатом без разрешения короля и, в случае необходимости, даже против его воли. В периоды междуцарствия примат сразу же по умолчанию становился интеррексом (действующим монархом) и, таким образом, мог созывать Сейм по своему желанию.
В 1573 году Сенат получил новые права согласно Генрицианским статьям; это позволяло сенату делать выговор королю и предписывало, чтобы монарха всегда сопровождал консультативный орган, состоящий как минимум из четырех сенаторов. Сенат также постановил, что король не должен произвольно распространять новые законы и что он должен сначала проконсультироваться с Сенатом, прежде чем вступать в брак или соглашаться на межгосударственные союзы. При короле Сигизмунде III Польском, а позже его сыне, короле Владиславе IV, значение Сената возросло, и королевский стал править с помощью консультативного органа, в который они поместили большую часть их доверие. Этот орган был в просторечии известен как «Маленький сенат» и состоял из ряда сенаторов, пользующихся большим доверием, лояльных королю.
Нереализованные (1765 г.) планы новой сенатской палаты в Королевском замке в ВаршавеВ 1631 и 1632 годах Сенат впервые использовал свое право вето на конституционные акты, принятые Палатой посланников. Это знаменует собой первую фазу упадка Сената, когда влиятельная знать (известная как магнаты) начинает осуществлять свою власть в законодательном органе. К 1669 году ситуация стала настолько плохой, что землевладельцы вышли на улицы и, возмущенные махинациями магнатов во время предыдущих королевских выборов Михаила I, стреляли в проходящих сенаторов. К 1717 году король был вынужден выполнить рекомендации сенаторов-резидентов, а к 1773 году были приняты кардинальные законы, касающиеся «законодательной власти для Республики в трех сословиях», и Сенат начал проводить совместные дебаты с Палатой. посланников как единый «единый» сейм. В результате в 1775 году сенаторы-резиденты или «Малый сенат» были упразднены и заменены «Постоянным советом », состоящим из сенаторов и посланников во главе с королем.
В 1791 году произошло особенно важное событие, когда Конституция 3 мая удалила короля из трех сословных сеймов и преобразовала ранее равные Палату посланников и Сенат в современный парламент, состоящий из нижняя палата (Палата посланников) и верхняя палата (Сенат). Сенат, однако, потерял большую часть своего права издавать законы, и, хотя все еще назначались королем, сенаторы теперь должны были выбираться и выдвигаться законодательными органами провинции, известными как Сеймикс.
Сенат продолжал существовать до 1794 года., вплоть до восстания Костюшко. В 1795 г. произошел третий раздел Польши, завершивший первую главу истории Сената.
Во время существования Великого Герцогства Варшавского и Конгресс Королевства Польши председатель Сената председательствовал в Сенате; этот государственный чиновник был назначен королем пожизненно и выбирался из числа обычных светских сенаторов. Кроме того, в Королевстве Конгресса Сенат был наравне с Палатой посланников, тогда он состоял из епископов, губернаторов провинций, кастелянов и принцев имперской крови. Несмотря на это, Сенат Королевства Конгресса обладал очень небольшой властью и был в основном бессильным представительным институтом.
В недавно восстановленной Польше после Первой мировой войны Мартовская конституция В 1921 году была введена система, согласно которой Сенат будет возглавляться его маршалом и заместителями маршала, которые избирались сенаторами из своих рядов по системе простого большинства. на срок полномочий Сената; те же правила соблюдались в апрельской конституции 1935 года. В Второй Польской республике сенаторы избирались всеобщим голосованием.
В конституции 1921 года Сенат был учрежден как верхняя палата польского парламента, который с тех пор должен был называться «Национальное собрание», с ранее использовавшимся всеобъемлющим термином «Сейм» для обозначения только в нижнюю палату парламента. Сенат, не имея права вносить законодательные акты, был наделен правом вето над Сеймом, правом требовать письменных объяснений политических решений от правительственных министров и участвовать в избрании, наряду с Сеймом, Президент Республики в едином тайном голосовании. В то время Сенат состоял из 111 сенаторов, каждый из которых был избран, чтобы представлять, наряду с рядом других, одну из субнациональных провинций Польши. Срок полномочий сенаторов составил пять лет. В межвоенный период сенат провел пять созывов.
Дебаты, проходящие в Сенате, 9 декабря 1930 г.После неудачной попытки в 1926 г. консолидировать свои полномочия и получить право вносить законопроекты, Сенат продолжал выполнять свою первоначальную роль 1921 года до Майского переворота 1935 года, после которого Сенат стал высшим законодательным органом республики и увеличил свою власть за счет власти Сейма. Однако он по-прежнему в значительной степени подчинялся президенту и до смерти подстрекателя переворота Юзефа Пилсудского, главы государства. После вторжения немецких войск в Польшу 2 ноября 1939 г. президент Польши Игнаций Мосцицкий приказал, чтобы Сенат и Сейм прекратили свою деятельность и оставались в перерыве до конца войны, после чего были проведены выборы. приказано произойти в течение 60 дней после прекращения боевых действий; Однако этого не произошло.
Комитет Сената по сельскому хозяйству, 1925 г.После референдума, организованного в 1946 г. коммунистическим режимом, Сенат был упразднен после Второй мировой войны Польская Народная Республика. Согласно оценкам, основанным на реальных результатах, полученных после падения коммунизма в 1989 году, если бы референдум был правильно организован, реальный результат показал бы, что 73% респондентов высказались за сохранение Сената в законодательной системе и учреждение не было бы отменено. Действительно, в Кракове, где оппозиции удалось обеспечить справедливое голосование, результат «нет», касающийся вопроса о том, поддержали ли люди отмену Сената, составил 84%.
Сенат был восстановлен только после соглашения, заключенного между коммунистами и «Солидарностью» в 1989 году. Во время первых выборов в недавно воссозданный сенат в 1989 году будущий президент Движение Солидарность Леха Валенсы получило 99 из 100 оспариваемых мест, причем последнее место занял независимый. Этот огромный размер этого поражения сильно смутил правящую Польскую объединенную рабочую партию и ускорил их уход из власти, тем самым проложив путь к созданию демократической Польши и основанию третьей республики, в которой Сенат должен был стать постоянной верхней палатой нового двухпалатного законодательного собрания.
Срок полномочий сенатора составляет четыре года. Сенат может отклонить или изменить законопроекты, принятые Сеймом, но любое отклонение или поправка может быть отменена абсолютным большинством голосов в Сейме. Совместное заседание Сената и Сейма известно как Национальное собрание. Традиционно Сенат уделяет особое внимание Полонии, польским общинам за пределами Польши.
. До 2010 года сенаторы избирались методом блочного голосования (редко на международном уровне, но часто используется на местных выборах в США), где два или более кандидата с наибольшей поддержкой избираются от каждого электората, и каждый избиратель выбирает столько кандидатов, сколько имеется мест (т. е. отсутствует пропорциональное представительство). Точное количество сенаторов от каждого электората зависело от его населения и варьировалось от двух до четырех.
С 2011 года сенаторы избираются одномандатным, однократным методом голосования по очереди.
Членство | Депутаты (Сейм ) | Сенаторы | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Результаты. выборов 2019 г. | По состоянию на. 3 ноября 2020 | Изменение | Результаты выборов. 2019 года | По состоянию на. 3 ноября 2020 года | Изменение | ||
Парламентские клубы | |||||||
Закон и справедливость | 235 | 235 | 48 | 48 | |||
Гражданская коалиция | 134 | 134 | 43 | 43 | |||
Левая | 49 | 48 | 1 | 2 | 2 | ||
Польская коалиция | 30 | 30 | 3 | 0 | 3 | ||
Депутатские круги | |||||||
Конфедерация | 11 | 11 | − | 0 | |||
Сенаторские круги | |||||||
Инд. Сенаторский кружок | − | − | − | 3 | 3 | ||
Польская коалиция в Сенате | — | — | — | 3 | 3 | ||
Неискренние / Независимые | |||||||
Польша 2050 (pl) | — | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Немецкое меньшинство | 1 | 1 | − | 0 | |||
Независимые члены | — | 0 | 4 | 1 | 3 | ||
Всего членов | 460 | 460 | 100 | 100 | |||
Вакантных | — | 0 | — | 0 | |||
Всего мест | 460 | 100 |
.
Здание Сената изначально было административным зданием Польского Сейма, которое было построено в начале 1950-х годов и впоследствии стало библиотекой Сейма. Однако в 1989 г., с восстановлением Сената, необходимость в постоянном рабочем месте для нового учреждения стала очевидной. В то время только палата Сейма была достаточно большой, чтобы проводить дебаты в Сенате, поэтому в качестве компромисса Сенат временно использовал палату Сейма, пока разрабатывались планы нового здания Сената. Тем временем административные помещения сената и помещения для сенаторов были перенесены в восточное крыло комплекса Сейма Богдана Пневского 1950-х годов.
В конце концов выяснилось, что система чередования с Сеймом использования его переговорной комнаты становилась все более и более проблематичной, и поэтому спустя еще 18 месяцев, в течение которых Сенат использовал Колонный зал Дома Союзов в сейме наконец началась работа над новой палатой сената. Проект вращался вокруг плана, разработанного архитекторами Анджеем и Барбарой Калишевски и Богданом Наперальски, в соответствии с которым три конференц-зала на первом этаже того, что сейчас является зданием Сената, объединены, чтобы сделать одно полезное пространство, при этом не меняя внешние фасады здания. или существенно изменив свой интерьер или характер. Оформленный по схеме, близкой к схеме Пневского, в которой используется большое количество мягких оттенков белого и серого, палата Сената хорошо сочетается с остальной архитектурной средой. Мебель для камеры, большая часть которой обита голубовато-серым материалом, была специально разработана для использования Сенатом и включает в себя многие конструктивные особенности, характерные для польского модернизма 1950-х годов.
Знаменитая винтовая лестница в главном зале здания Сената.В то время как в зале Сената есть одно возвышение с большими окнами, которые выходят в сады Сейма, специально разработанная занавеска, которая была спроектирована так, чтобы закрывать их, всегда должна быть нарисованным во время дебатов, и на самом деле редко когда можно увидеть его открытым. Существует необходимость закрывать шторы во время дебатов, чтобы солнечные блики не отвлекали или не беспокоили сенаторов во время пленарных заседаний. За президиумом, задней частью которого обращена к застекленному фасаду, висит большая копия Герб Польши. По обе стороны от президиума есть места для правительственных советников и независимых экспертов, которые могут потребоваться для участия в дебатах, а сзади, по краю зала, есть небольшое количество мест, отведенных для публики. Также есть специальное место, отведенное для президента Польши, над которым висит вышитая копия президентского гнезда.
. Зал, который обеспечивает вход в палату Сената, сохраняется, несмотря на ремонт в В начале 1990-х годов сохранились оригинальные архитектурные особенности Пневского, а теперь он служит местом встреч сенаторов и их сотрудников перед дебатами и между ними. В центре этого же зала возвышается культовая винтовая лестница, ставшая символом современного польского Сената; действительно, центральный пилон этой лестницы украшен мраморной доской с изображением традиционной эмблемы Сената - стилизованного белого орла, пересекаемого с буквой «S». Справа от зала находится кабинет маршала Сената, его секретариат и глава администрации. К залу примыкает также большая приемная, и именно в этой комнате висит большая картина Теодора Аксентовича «Польское посольство и Валезюш». Слева от зала находится небольшое фойе для сенаторов, в котором висят портреты всех бывших маршалов сената.
На нижних этажах Сената размещаются административные помещения «Сенатской канцелярии», в то время как другие используются различными экспертами в области законодательства.
Coordinates : 52°13′32″N 21°01′48″E / 52.2256°N 21.0300°E / 52.2256; 21.0300