Самуил Поляков

редактировать
Самуил Поляков
Самуи Поляков (1837-1888).jpg
РодилсяШмуэль Поляков. (1837-12-24) 24 декабря, 1837. Дубровна, Оршанский р-н
Умер7 апреля 1888 (1888-04-07) (50 лет). Санкт-Петербург
ГражданствоРоссийская Империя
Годы деятельности1863–1888
ИзвестенЖелезнодорожный финансист и подрядчик
РодственникиЛазарь Поляков,.

Самуил (Шмуэль) Поляков (также Поляков, Поляков, русский : Самуил Соломонович Поляков) был российским бизнесменом, неофициально известным как «самый известный железнодорожный король» Российской Империи, старший член бизнес-семьи Поляковых, филантроп и еврейский активист за гражданские права, соучредитель Всемирного ОРТ. Бизнес-интересы Полякова сосредоточились на юге России и Украине. К моменту его внезапной смерти в возрасте 50 лет ему приписывали строительство четверти железных дорог в России, его личное состояние оценивалось в 31,4 миллиона рублей.

Содержание
  • 1 Деловая карьера
  • 2 Общественная деятельность
  • 3 Смерть и наследие
  • 4 Рекомендации
  • 5 Источники
Деловая карьера

Самуил и его братья, будущие банкиры Лазарь Поляков и, родились в небольшой семье торговца в Дубровне, в Белорусской части Российской Империи. Дед Самуила переехал из Польши в 1783 году. «Поляков» - это русифицированная версия слова «Поляк», что означает поляк. Самуил помогал Якову, старшему брату, вести отцовский бизнес по алкоголю налоговое хозяйство, но после реформы 1861 года эта возможность уменьшилась, и Самуил начал свой собственный строительный бизнес. По словам Сергея Витте (связанного с бизнес-интересами Полякова до его перехода на государственную службу), Самуил Поляков начал свою бизнес-империю как владелец частной почтовой станции в Харьковской губернии в Украина. Поляков оказывал «какие-то важные услуги» министру почт и телеграфов Иван Толстой, позже регулярно занимался бизнес-интересами Толстого, а взамен «Толстой запустил Полякова на его карьера ».

Этот тип отношений между государственными деятелями и еврейскими предпринимателями был обычным явлением в постэмансипационной России; Толстой к моменту своей смерти (1867 г.) якобы владел акциями Полякова на полмиллиона рублей. Упомянутые Витте «услуги» на самом деле заключались в содержании водки ликеро-водочного завода на пустырях усадьбы Толстого, а «запуск» был предоставлен в качестве контракта на строительство - Аксая пригородная железнодорожная линия, принадлежащая Донскому казачьему войску и завершенная в 1863 году. В 1863–1865 годах Поляков выполнял субподрядные строительные работы для железнодорожного «короля». Наконец, в 1866 году Толстой наградил Полякова контрактом на строительство магистральной железной дороги Козлов - Воронеж - Ростов-на-Дону (введена в эксплуатацию в феврале 1868 года). Поляков разбогател, взимая с государства 75 тысяч рублей за версту пути, что в восемь раз выше реальной стоимости. За этой строкой следовали линии Курск - Харьков - Азов, линия Грязи - Орловская и другие.

Поляков был пионером в разработке графиков ускоренного строительства железных дорог, введя новые стандарты управления проектами, продвигаемые его новым союзником в правительстве, министром Павлом Мельниковым. Магистраль Курск-Харьков-Азов (780 верст, сдана в два этапа в июле и декабре 1869 г.) построена в рекордные сроки - 22 месяца; он обеспечил первое надежное железнодорожное сообщение для угольных шахт Донецкого бассейна, в которых Поляков имел значительные интересы. Он также получил концессию на строительство сталелитейного завода в Азове, но в конечном итоге предпочел продать права Джону Хьюзу. Во время русско-турецкой войны (1877–1878) Поляков получил заказ на строительство двух прифронтовых железных дорог: Бендеры - Галац и Фрэтешти - Зимницкая. Фактическим строительством руководил. Скорость строительства этих железных дорог принесла Полякову медаль Всемирной выставки в Париже 1878 года и более 20 миллионов рублей от правительства, включая 4,5 миллиона временных премий.

В результате В 1870-е годы Самуил вошел в круг семи ведущих железнодорожных баронов России. Это были трое обращенных евреев - сам Поляков, Блох и Кроненберг; бывший налогоплательщик и бывший государственный исполнитель Дервиз и бывший инженер (его сменила в 1873 году его вдова Надежда фон Мек ). Возвышение «королей» стало возможным благодаря тому, что правительство отдавало предпочтение частной собственности на железные дороги и щедрую поддержку железнодорожным предпринимателям. Государство безоговорочно гарантировало выпуск облигаций железнодорожных компаний, обеспечивая стабильный приток новых инвесторов; в течение периода концессии владелец-оператор имел право на получение всей прибыли предприятия. Эта практика была прекращена войной 1877–1878 гг.; вместо этого правительство выбрало прямое владение и контроль над новыми железными дорогами.

В дополнение к недавно построенным дорогам, Поляков приобрел существующие, в том числе первую в России коммерческую железную дорогу от Санкт-Петербург до Царское. Село (куплена в 1880 г.). Хотя его железные дороги были созданы как государственные корпорации, он управлял ими как своей собственностью. Ни один из его братьев или детей не имел доли или влияния в компаниях Полякова. Финансовые маневры Полякова, хотя и законные, вызывали сомнения. Его первая магистраль (Козлов-Воронеж) была технически создана как земское (муниципальное) предприятие, но все акции были выпущены только Полякову. Устав компании был утвержден через год после начала эксплуатации железной дороги, что дало Полякову время уйти от ответственности перед другими акционерами. Поляков использовал свой «предпринимательский опыт» для накопления акций других железных дорог, которые он использовал в качестве залога под ссуды иностранных банкиров, делая ставку на ожидаемое повышение стоимости акций. Подрядчик Поляков искусственно завышал затраты на строительство железной дороги в обмен на взятки государственным чиновникам, которые обычно выплачивались акциями железных дорог. Конкурирующий железнодорожный подрядчик резюмировал репутацию Полякова следующим образом: «Ни за какие деньги я не пойду в бизнес с Поляковым, и я не запятнаю свое имя».

Дом Самуила Полякова в Санкт-Петербурге был бывшим дворцом графини Лаваль в 4, Английская набережная, четырехэтажная неоклассическая достопримечательность, спроектированная Томасом де Томоном ; в 1820-1830-е годы в здании размещались литературные салоны, в которых работали Василий Жуковский, Александр Пушкин и Адам Мицкевич. Поляков сохранил оригинальные интерьеры в неоклассическом стиле; после него оно перешло к его сыну Даниилу и в конечном итоге было куплено государством для Правящего Сената. Поляков приобрел дворянство и звание тайного советника, но не смог достичь желанного барона.

Общественная деятельность

Полякову приписали пожертвование трех миллионов рублей на народное образование, начиная с училища железнодорожных ремесел, созданного в Ельце в 1867 году. В 1868 году он выступил одним из спонсоров открытия Катковского училища в Москва, учреждение, которое со временем превратилось в нынешнюю Дипломатическую академию Министерства иностранных дел .

В последнее десятилетие своей жизни Поляков сосредоточился на жизни Еврейской общины Санкт-Петербурга и софинансировал строительство Большой хоральной синагоги. Незадолго до убийства Александра II Полякова, Горация Гюнцбурга и ему удалось добиться королевского одобрения на создание Общества ремесел и сельскохозяйственного труда (Русский : Общество Ремесленного Труда, ОРТ), национальной еврейской группы интересов, которая со временем превратилась в всемирную сеть ОРТ. Его первоначальная цель заключалась в обучении евреев рабочим ремеслам, созданию квалифицированной рабочей силы для нужд быстро развивающегося капитализма внутри черты оседлости.

Убийство Александра 1 марта 1881 г. спровоцировало волну погромов. В августе 1881 года Поляков и Гораций Гюнцбург организовали первую конференцию еврейских представителей со всей империи в поисках стратегии действий для русских евреев. На этих и других последующих конференциях было высказано отрицательное отношение к еврейской эмиграции в пользу эмансипации. Поляков присоединился к «стандартному эмансипационистскому аргументу», согласно которому поощрение эмиграции принесет евреям больше вреда, поскольку это дает антисемитам прекрасную причину относиться к оставшимся евреям как к «бесповоротным пришельцам»

<167.>Смерть и наследство

Поляков внезапно скончался от инсульта в возрасте 50 лет во время похорон Антона (Абрама) Варшавского (сын Варшавского Леон был женат на дочери Полякова). Похоронен в семейном склепе на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга. Адмирал Иван Шестаков вспоминал, что «... кроме царских похорон, я никогда не видел такой массы людей, как на похоронах Полякова». Кладбище сохранилось, но склеп Полякова разрушен. Могила Самуила Полякова работы Марка Антокольского была спасена и помещена в собрание Русского музея. Еще одна статуя Полякова работы Антокольского выставлена ​​в Музее искусств в Саратове, одном из многих учреждений, спонсируемых Поляковым.

Лазарь и Яков Поляковы пережили Самуила и в конечном итоге потеряли свое состояние во время банковский кризис начала 1900-х гг. Даниэль, единственный сын Самуила, занял место отца в совете ОРТ, но не был заинтересован в продолжении дела отца и большую часть своей жизни прожил в Париже. Три дочери Самуила вышли замуж за русских, английских и французских банкиров.

Самуила Полякова посмертно обвинили в катастрофе поезда Борки, произошедшей через два месяца после его гибели на путях линии Курск-Харьков. Разъяренная аварией, чуть не разрушившая Дом Романовых, общественность связала с Поляковым бесхозяйственность Курск-Харьков-Азовской железной дороги и, в частности, «приписала» ему некачественный, слишком тонкий гравий балластные подушки, которые не смогли амортизировать вибрации пути, как они должны были.

Железнодорожные предприятия Полякова в период русско-турецкой войны стали основной опорой для Инженеров (Русский : Инженеры), роман Николая Гарина-Михайловского, изданный в 1907 году. Гарин умер, оставив книгу незавершенной; подготовил его к печати Максим Горький. Поляков, «маленький стареющий джентльмен в котелке », появляется в книге лично только один раз, вызывая у главного героя отвращение и желание навсегда бросить работу для Полякова. Михаил Данилов, руководитель проекта Полякова, - ключевой персонаж второго плана сюжета.

Персонаж «Болгаринов» в Льве Толстом Анна Каренина - отсылка к братьям Поляковым. Имя Болгаринов («сын болгарина») аналогично имени Поляков («сын поляка»).

Литература
Источники
Английское издание: Брамфилд, Ананьич, Петров (редакторы) (2002). Коммерция в русской городской культуре, 1861-1914 гг. Издательство Центра Вудро Вильсона, Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-8018-6750-7. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка ) CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:47:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте