Надежда фон Мекк

редактировать

Надежда Филаретовна фон Мекк
Надежда фон Мек Надежда фон Мекк
Родилась10 февраля [ОС 29 января] 1831 г.. Знаменское, Смоленская губерния, Российская Империя
Умер13 января 1894 (1894-01-13) (62 года.). Ницца, Франция
МужКарл Отто Георг фон Мек
Выпуск 13 детей
ОтецФиларет Фроловский
МатьАнастасия Димитрьевна Потемкина

Надежда Филаретовна фон Мекк (Русский : Надежда Филаретовна фон Мекк; 10 февраля [ОС 29 Январь] 1831 г. - 13 января 1894 г.) была русской деловой женщиной, которая стала влиятельной покровительницей искусств, особенно музыки. Сегодня она наиболее известна своими артистическими отношениями с Петром Ильичом Чайковским, которые поддерживали его финансово в течение тринадцати лет, так что он мог полностью посвятить себя композиции, при условии, что они никогда не должны встречаться. Чайковский посвятил ей свою Симфонию № 4 фа минор. Она также оказывала финансовую поддержку нескольким другим музыкантам, включая Николая Рубинштейна и Клода Дебюсси.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Брак
    • 1.3 Выход из общество
    • 1.4 Личные взгляды
  • 2 Поддержка исполнительского искусства
  • 3 Отношения с Чайковским
    • 3.1 Эпистолярная дружба
    • 3.2 Посвящение Четвертой симфонии
    • 3.3 Символический и натянутый союз
    • 3.4 Разрыв
    • 3.5 Братская ревность
    • 3.6 Возможное примирение
  • 4 Финансовые проблемы
  • 5 Смерть
  • 6 Пожертвование Галины Николаевны фон Мек
  • 7 Примечания
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Список литературы
Жизнь

Детство

Надежда фон Мекк начала свою жизнь как Надежда Филаретовна Фроловская в семье, владевшей большими помещичьими землями. Ее отец, Филарет Фроловский, с раннего возраста проникся любовью к музыке, а от матери Анастасии Дмитриевны Потемкиной она научилась энергии, решимости и деловой хватке.

В юности, серьезно занимаясь музыкой, Надежда стала способной пианисткой с хорошим знанием классического репертуара. Она также освоила некоторые иностранные языки, научилась ценить изобразительное искусство и много читала по литературе, истории и философии, особенно работы Артура Шопенгауэра и русского идеалиста Владимира Соловьева.

Брак.

В семнадцать лет Надежда вышла замуж за Карла Отто Георга фон Мека, 27-летнего инженера и сына майора Отто Адама фон Мека от брака с Вильгельминой Хафферберг - Балтийские немцы из Риги. Вместе у них было тринадцать детей, одиннадцать из которых дожили до взрослого возраста.

Карл фон Мек, будучи государственным чиновником, жил без происшествий, а его работа плохо оплачивалась. Однако из-за того, что к его обязанностям быстро добавились несколько детей, он не хотел отказываться от постоянного поста.

Надежда фон Мек смотрела на вещи совсем иначе. Для нее было гораздо легче вынести роли матери, медсестры, гувернантки, портнихи, домработницы и камердинера, чем унижение, видя своего мужа винтиком в машине правительственной организации. Выполнение всех этих домашних обязанностей также не ослабило ее решимости и не ослабило ее энергии, побуждающей его сделать перерыв. Россия, которой отчаянно не хватало железных дорог, быстро расширяла свою сеть связи, и Надежда была достаточно дальновидной, чтобы видеть будущее для ее мужа. Она постоянно оказывала на него давление, чтобы он нашел партнера с капиталом и приобщился к буму строительства железных дорог в России.

Мек наконец уступил уговорам жены и уволился с государственной службы, после чего у них был доход всего двадцать копеек в день, чтобы жить. Но Надежда была права, поверив таланту мужа как инженера. В 1860 году в России было проложено всего 100 миль железнодорожных путей. Двадцать лет спустя было более 15 000 миль линий. Во многом этот взрыв произошел благодаря Карлу фон Меку, и его вложения сделали его мультимиллионером. Железнодорожные линии, за которые он отвечал, включали линию от Курска до Киева и высокорентабельную линию Москва-Рязань с ее эффективной монополией на перевозку зерна из Черноземья Центральной России.

В 1876 году Карл фон Мек внезапно скончался, оставив завещание, которое давало Надежде контроль над его огромными финансовыми активами. В том числе две железнодорожные сети, крупные земельные владения и несколько миллионов рублей инвестиций. Семь из их одиннадцати детей все еще были дома, и Надежда фон Мек сосредоточилась на своем бизнесе и на воспитании детей, которые все еще зависели от нее. Она продала одну из железнодорожных компаний Мека и управляла другой с помощью своего брата и старшего сына Владимира.

Уход из общества

Николай Рубинштейн.

После смерти мужа Надежда фон Мек не принимала участия в общественной жизни, уединившись почти в полном уединении. Она даже отказывалась встречаться с родственниками тех, за кого собирались жениться ее дети, и ни разу не присутствовала на их свадьбах.

По общему мнению, Надежда фон Мек была властной по натуре, деспотически руководившей своим домом. Она ожидала, что поступит по-своему, поэтому окружала себя только теми людьми, которые готовы ее дать, и она управляла жизнью своих детей в каждой детали. Когда они стали взрослыми, она устраивала их браки, покупала для них дома и даже выбирала мебель для их домов. Когда она хотела увидеть своих замужних детей, она скорее вызывала их, чем приглашала. Понятно, что ее дети не всегда были благодарны за крайнюю степень материнской заботы (или вмешательства, в зависимости от точки зрения заинтересованного человека).

Надежда фон Мек всегда была очень занята. Она брала своих старших слуг на периодические осмотры своего дома, от подвала до крыши, и подвал до крыши никогда не оставался прежним. Нить была сохранена, чтобы она могла распутать и намотать. Книги покупались, чтобы она могла разрезать страницы. Она закупила много шерсти, скрутила из нее клубки и отправила своей дочери графине Беннигсен. Занимаясь этим делом, она вызывала свою дочь Джулию, чтобы она пришла и почитала ей. Юля не возражала. Из всех детей меков она была той, кто больше всего стремился доставить удовольствие своей матери, которая требовала от нее всего - и получила это.

Мек, вероятно, прекрасно понимала, что ее трудно терпеть. Она писала Чайковскому: «Я очень несимпатична в моих личных отношениях, потому что я не обладаю никакой женственностью; во-вторых, я не умею быть нежной, и эта черта передалась всей моей семье. Мы все боимся. быть затронутыми или сентиментальными, и поэтому общий характер наших семейных отношений является товарищеским или мужским, так сказать. "

Личные взгляды

Надежда фон Мек была убежденной атеисткой, что не было необычным для аристократической России 1870-х годов. С другой стороны, ее острая потребность в независимости была очень необычной для женщины того времени. Ее разделение между этим и заботой о семье привело к противоречию между ее убеждениями и действиями. Ее взгляды на сердечные дела были строго нравственными, но она не верила в брак как в социальный институт и регулярно выражала Чайковскому свою ненависть к нему. «Вы можете подумать, дорогой Петр Ильич, что я большая поклонница брака, - писала она 31 марта 1878 года, - но чтобы вы ни в чем не ошиблись, касаясь меня, скажу вам, что я напротив, непримиримый враг браков, но, когда я обсуждаю ситуацию другого человека, я считаю необходимым делать это с его точки зрения ». В другом случае она заявила более радушно, но не менее убедительно: «Распределение прав и обязанностей, определяемое социальными законами, я считаю спекулятивным и аморальным».

Даже со своими взглядами на супружество, Надежда фон Мек смирилась с ним как с средством социальной стабильности и продолжения рода, и ее собственный семейный опыт, возможно, заставил ее признать его преимущества. Это осознание могло быть также причиной того, что она стремилась выдать своих детей замуж как можно скорее - чтобы обеспечить их стабильность в случае ее кончины. Однако даже в браке она считала сексуальные отношения между мужчиной и женщиной взаимной эксплуатацией. Русские радикальные мыслители того времени, такие как Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев, придерживались взглядов, недалеких от взглядов Надежды фон Мекк. Оба мужчины считали брак опорой буржуазного общества и призывали к его отмене. Мек с особым уважением относился к творчеству Писарева, а также к позитивизму 19 века в целом.

Поддержка исполнительского искусства

С ее большим богатством и страстью к музыке Надежда фон Мек стал крупным деятелем русского исполнительского искусства. Единственным исключением из ее общей замкнутости была серия концертов Русского музыкального общества, проведенных в Москве, на которые она пришла инкогнито, сидя одна на балконе. Через эти концерты она познакомилась с Николаем Рубинштейном, с которым у нее сложились сложные отношения. Хотя она уважала таланты и энергию Рубинштейна, это не мешало ей время от времени сильно с ним не соглашаться.

Пока ее муж был еще жив, Надежда фон Мек начала активно поддерживать и продвигать молодых музыкантов, некоторых из которых она постоянно работала, живя в своем доме и исполняя свои любимые произведения. Она наняла Клода Дебюсси в качестве репетитора музыки для своих дочерей, и он хотел жениться на одной из них. Она не давала своего разрешения, предпочитая, чтобы ее дочери выходили замуж за мужчин по ее собственному выбору, что они и сделали, но все их браки закончились разводом.

В феврале 1880 года Мек пришел на помощь польскому скрипачу Генрику Венявскому, который заболел в Одессе во время концертного турне. Она перевезла его в свой дом и организовала для него лечение, но через несколько недель он умер в Москве.

Отношения с Чайковским
Петр Ильич Чайковский

В 1877 году одним из музыкантов, которых она поддерживала, был скрипач Иосиф Котек, с которым она играла камерную музыку. Котек был бывшим учеником и другом Петра Ильича Чайковского, рекомендованного Мекку Николаем Рубинштейном. Она уже была впечатлена музыкой Чайковского, такой как его симфоническая поэма Буря, и она подробно расспрашивала Рубинштейна о нем. Она написала композитору. Представившись страстной поклонницей, она заказала у себя дома несколько пьес для скрипки и фортепиано. Чайковский быстро согласился. Одним из ее первых заказов был похоронный марш, который так и не был опубликован и теперь считается потерянным.

Они продолжали писать, даже когда его брак шёл своим коротким, хотя и мучительным путем. По мере развития их отношений она впоследствии предоставляла ему пособие в размере 6000 рублей в год, достаточно большое, чтобы он мог оставить свою профессуру в Московской консерватории и посвятить себя творческой работе на полную ставку. Это был солидный доход. Мелкий правительственный чиновник в те дни должен был содержать свою семью на 300–400 рублей в год.

Чайковский был благодарен фон Мекку за финансовую поддержку. Тем не менее, это создало некоторый эмоциональный дискомфорт и скрытое напряжение, но в конечном итоге они оба справились с этой неловкостью со значительной деликатностью. И все же Чайковский не мог избавиться от смутного дискомфорта по поводу милостей, которыми одарил его Мек. Он откровенно писал ей об этом: «... в моих отношениях с вами есть то щекотливое обстоятельство, что каждый раз, когда мы пишем друг другу, на сцене появляются деньги».

Эпистолярная дружба

Они вели значительную переписку, обмениваясь более чем 1200 письмами между 1877 и 1890 годами. Детали, которыми они поделились, были необычными для двух людей, которые никогда не встречались. Он был более открыт для нее относительно большей части своей жизни и своих творческих процессов, чем для любого другого человека. Ее отзывы стали для него настолько важны, что после того, как критики раскритиковали его Пятую симфонию, она оказала ему поддержку, чтобы он продолжал сочинять. Мек умер, полагая, что все эти письма были уничтожены. Однако, когда Чайковский получил ее просьбу об этом, он заверил ее, что уничтожил их, но затем отправил это письмо вместе со всеми остальными, чтобы их нашли потомки.

Надежда фон Мек осталась преданной сторонницей Чайковского и все его работы, но ее связь с ним зависела от того, чтобы не встречаться с ним. Это было не просто потому, что он не оправдал ее ожиданий. Она хотела думать о Чайковском как о своем идеале композитора и философа, во многом как Übermensch или Супермен, о котором Фридрих Ницше написал бы. Чайковский понял это, написав Мекку: «Вы совершенно правы, Надежда Филаретовна, предполагая, что я симпатизирую вашим собственным необычным духовным чувствам, которые я полностью понимаю».

Они встретились друг с другом однажды, чисто случайно, в августе 1879 года, когда Чайковский останавливался в имении Меков в Симаки. Он ушел на свою ежедневную прогулку по лесу несколько раньше, чем обычно, не подозревая, что она опаздывала на свою ежедневную поездку по тому же самому месту с остальной частью своей семьи. В результате они встретились лицом к лицу на несколько мгновений; он вежливо приподнял шляпу, она была сбита с толку, но не произнесла ни слова. В тот же вечер он написал ей, чтобы извиниться за непреднамеренное нарушение их договоренностей. Она ответила, сказав, что не за что извиняться, и даже пригласила его навестить ее дом, чтобы посмотреть ее новые картины, но в то время, когда ее не будет.

В прошлом году, когда она жила у нее. вилла во Флоренции, Чайковский видел, как она и ее свита проходили мимо каждое утро; и они тоже однажды мельком увидели друг друга в опере, но только на расстоянии. Александр Познанский говорит об этой последней встрече: «Неясно, было ли их присутствие в театре полностью случайно или организовано миссис фон Мек, чтобы увидеть его, что кажется вполне вероятным».

Посвящение Четвертая симфония

Чайковский в знак признательности посвятил ей свою Симфонию №4. Это было важно, потому что в силу характера художественного меценатства в российском обществе меценат и художник считались равными. Посвящение произведений меценатам было выражением творческого партнерства. Посвятив Четвертую симфонию Надежде фон Мек, он утверждал, что она является равноправным партнером в ее создании.

Символический и натянутый союз

Анна фон Мекк, племянница Чайковского, со своим мужем Николаем

В 1883 году сын Надежды фон Мекк Николай женился на племяннице Чайковского Анне Давыдовой после пяти лет сватовства Мека и Чайковского. Мек, которая в то время находилась в Каннах, не присутствовала на свадьбе, тем самым оставаясь верной своему обычаю избегать любых контактов с семьями супругов своих детей. Однако Чайковский присутствовал, встречаясь с остальными членами клана Мек.

Сначала и Мек, и Чайковский радовались этому событию, видя в нем символическое завершение своих отношений, но более поздние события заставили их усомниться в своих отношениях. намерения. Анна, очень волевая, доминировала над своим мужем. Она также выступала против своей свекрови в семейных делах - наиболее показательно из-за вражды между ее старшим сыном и деловым партнером Владимиром и остальной семьей. Вместо того, чтобы сблизить Надежду фон Мек и Чайковского, союз Анны и Николая, возможно, помог вбить клин между ними. Чайковский фактически отрекся от своей племянницы, чтобы избежать ссоры, в то время как Мек скрывала от него свои истинные чувства по поводу происходящего.

Разрыв

В октябре 1890 года фон Мек прислал Чайковскому пособие за год вперед вместе с письмом о прекращении ее покровительства. Она заявила о банкротстве. Самым удивительным в разрыве была его крайняя внезапность. Не прошло и недели, как она отправила ему типично интимное, любовное и исповедальное письмо. В письме в значительной степени говорилось о том, как ее дети растрачивают свое будущее наследство.

Это было постоянное раздражение для Мек, а не обязательно предупреждение о прекращении ее покровительства Чайковскому. Тем не менее, одним логическим объяснением того, чтобы дать ему годовое пособие сразу, было бы то, что она боялась, что у нее не будет средств для отправки позже в их обычном порядке ежемесячных платежей. Другие игнорируют эту идею. Наиболее показательно то, что Мек в своем последнем письме просила Чайковского не забывать ее.

Решению Надежды фон Мек сделать перерыв повлияли два факта:

  1. К 1890 году она была тяжело больна. У нее была последняя стадия туберкулеза, и она скончалась через два месяца после смерти Чайковского. атрофия руки делала письмо почти невозможным. Диктовать письма через третье лицо было бы неудобно - особенно сообщениями такими откровенными, неформальными и личными, какими они обменивались с Чайковским.
  2. Она находилась под сильным семейным давлением, требующим прекращения отношений. Ее дети были смущены этим. ее близость с Чайковским. В обществе ходили сплетни о композиторе и «Ла Мек». Все чаще, по крайней мере в глазах враждебно настроенных родственников, ситуация казалась скандальной. Хуже того, он продолжал свободно брать деньги Мека даже после того, как получил щедрую пенсию от царя Александра III. По мере того как собственное финансовое положение детей ухудшалось, они все больше решались положить конец сговору между матерью и Чайковским. К середине-концу 1890 года, в течение двухмесячного периода, ее посещали все, кроме одного из ее старших детей, и, возможно, ей даже был поставлен последний ультиматум. Последнее письмо и оплата от Мека Чайковскому были доставлены ее доверенным слугой, Иваном Васильевым, к которому он испытывал теплые чувства. Она никогда раньше не посылала ему таким образом и всегда отправляла письма и чеки по почте.

Фон Мек также знал, что Чайковский часто нуждался в деньгах, несмотря на большие суммы, которые она давала ему. Чайковский плохо распоряжался деньгами и просил у нее пособие на следующий год за несколько месяцев вперед. Зная об этой привычке, она могла предвидеть, что ему понадобятся деньги.

Братская ревность

Модест Чайковский

Одним человеком, который, возможно, приветствовал разрыв, был брат Чайковского Модест. Когда два брата обсуждали действия Мек, Модест не пыталась объяснить ее поведение. Вместо этого он высказал свое мнение о том, что то, что было для Чайковского уникальными и взаимными отношениями двух друзей, было для Мека просто мимолетной фантазией богатой женщины.

Возможное примирение

Галина фон Мекк - дочь Николая, сына Надежды фон Мекк и племянницы Чайковского, Анны, - утверждала, что разрыв был тайно залечен. В сентябре 1893 года, всего за несколько недель до смерти Чайковского, Анна собиралась уехать в Ниццу, где умирала Надежда фон Мекк, и Анна ехала туда, чтобы ухаживать за ней. Чайковский попросил ее попросить у бывшего друга прощения за собственное молчание. Сообщается, что Мек искренне принял это извинение и ответил ему взаимностью. Биограф Чайковского доктор Дэвид Браун утверждает, что в рассказе Галины «много слухов и много романтического оттенка». Несмотря на это, он допускает некоторую правдоподобность ее рассказа, тем более, что Галина получила эту историю непосредственно от своей матери.

Финансовые проблемы

Заявление Надежды фон Мек о банкротстве не было полностью ложным. Наряду со своим состоянием Карл фон Мек после своей смерти оставил значительную сумму долга, и этот долг оказался гораздо более значительным, чем его жена знала ранее. Слухи об этом долге начали распространяться публично в начале 1880-х годов. Чайковский расспрашивал ее об этом в своих письмах.

Проблема долгов усугублялась неумелым финансовым управлением хозяйственными делами Надежды фон Мек со стороны ее сына Владимира. В то время как он был так же одарен в связях с общественностью, как его отец в инженерии, Владимир оказался не менее экстравагантным, чем его мать. Он был фаворитом среди детей Меков, возможно, поэтому его мать терпела его так долго, как и она. К сожалению, именно это во многом настраивало ее и Владимира против его братьев и сестер и невестки Анны (племянницы Чайковского). Они утверждали, среди прочего, что он присваивал средства компании для собственных нужд. Несмотря на истинность этих обвинений, имение Меков подвергалось серьезной финансовой опасности.

В 1890 году у Владимира фон Мека случился нервный срыв, и летом того же года мать освободила его от должности. Его заменил личный помощник его матери Владислав Пахульский. Первоначально работая музыкантом, Пахульский стал членом семьи, женившись на Юлии фон Мек. Он также был гораздо более опытен в управлении финансами, чем Владимир, и смог спасти поместья Меков от банкротства. Между тем, у Владимира обнаружили запущенную стадию туберкулеза, той же болезни, от которой страдала его мать, и он умрет от нее в 1892 году.

Смерть

Надежда фон Мек умерла от туберкулёза 13 января 1894 года в Ницце на юге Франции, всего через два месяца после смерти Чайковского.

После смерти свекрови Анну фон Мек спросили, как покойная покровительница пережила смерть Чайковского. Она ответила: «Она этого не вынесла».

Дар Галины Николаевны фон Мек

В 1985 году Галина фон Мек подарила Колумбийскому университету коллекцию, включающую ее перевод 681 письма Чайковского к его семье. Коллекция охватывает период с марта 1861 года по сентябрь 1893 года.

Примечания
Дополнительная литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Надеждой фон Мекк.
  • и Ольга Михайлова Мадам Чайковски (Париж, Editions Astree, 2014). ISBN 979-10-91815-07-9
  • Боуэн, Кэтрин Дринкер и фон Мек, Барбара. Любимый друг: История Чайковского и Надежды фон Мек (Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1937).
  • Браун, Дэвид. Чайковский: годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк: W.W. Norton Co., 1983). ISBN 0-393-01707-9.
  • Браун, Дэвид. Чайковский: Годы странствий (Нью-Йорк: W.W. Norton Company, 1986)
  • Браун, Дэвид. Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: W.W. Norton Company, 1992)
  • Браун, Дэвид. Чайковский: Человек и его музыка (Лондон: Faber Faber, 2006). ISBN 0-571-23194-2. Также (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN 1-933648-30-9.
  • Холден, Энтони. Чайковский: случайный дом биографии; 1-е издание США (27 февраля 1996 г.) ISBN 0-679-42006-1
  • Познанский, Александр. Чайковский: В поисках внутреннего человека Липовое дерево (1993) ISBN 0-413-45721-4 (hb), ISBN 0-413-45731-1 (pb)
  • Моему лучшему другу: Переписка между Чайковским и Надеждой фон Мек 1876–1878. Петр Ильич Чайковский, Надежда фон Мек (1993)
  • Варрак, Джон. Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)
  • Троят, Анри. La Baronne et le Musicien. Мадам фон Мек и Чайковски. Издания Grasset. 2006.
Литература
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:09:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте