Welland | |
---|---|
Rolls-Royce Welland, восстановленный компанией Aero Engines Carlisle, выставлен в Музее авиации Солуэя | |
Тип | Turbojet |
Производитель | Rolls-Royce |
Первый запуск | 1942 |
Основные области применения | Gloster Meteor |
Количество построенных | 167 |
Rolls-Royce RB.23 Welland был британским первым серийным реактивным двигателем . Он был запущен в производство в 1943 году для модели Gloster Meteor. Название Welland взято из River Welland, в соответствии с политикой Rolls-Royce, согласно которой первые реактивные двигатели назывались в честь рек, основываясь на идее непрерывного потока, воздуха через двигатель и воды в реке.
Двигатель был первоначально разработан командой Фрэнка Уиттла в Power Jets и известен как W.2, Второй дизайн Уиттла и первый, предназначенный для дальнейшего производства. Компания Power Jets сотрудничала с Rover, который называл его W.2B / 23 . Отношения между компаниями были натянутыми из-за неспособности Rover поставлять рабочие детали и прервались, когда Уиттл узнал, что группа инженеров Rover во главе с Адрианом Ломбардом и Джоном Херриотом разработала свою собственную версию, W.2B / 26 .
Надоел Уиттл, Ровер передал проект Rolls-Royce, где Стэнли Хукер присоединился к команде из нагнетателя Rolls деление. Опыт Хукера в разработке центробежных нагнетателей, наряду с улучшенными металлами и системами сгорания, вернул двигатель в нужное русло, и вскоре он был запущен в производство.
Велленд использовался недолго. Хукер продолжил разработку W.2B / 26 с улучшенной компоновкой. Вскоре он был запущен в производство как Rolls-Royce Derwent с более высокой тягой, а Meteors, оснащенные Welland, были либо модернизированы, либо сняты с производства.
W.2 был увеличенной версией оригинальной конструкции Whittle, Whittle Supercharger Type W.1, или W.1, который летал в 1941 году на экспериментальном самолете Gloster E. 28/39. В центробежном компрессоре использовалась двухсторонняя крыльчатка. Оба двигателя использовали конструкцию Уиттла с «обратным потоком», в которой камеры сгорания были размещены вокруг турбины для получения более короткого двигателя. Это требовало, чтобы нагретый воздух двигался вперед, прежде чем изменить свое направление и пройти через одноступенчатую осевую турбину. Для W.2 рабочее колесо было 19 дюймов (480 мм) в диаметре и имелось десять камер сгорания. Передняя поверхность диска турбины охлаждалась воздухом, всасываемым вспомогательным вентилятором. Двигатель весил около 850 фунтов (390 килограммов).
Первые образцы, произведенные Rover, имели серьезные проблемы с помпажами и отказами лопаток турбины. Морис Уилкс устранил помпаж, добавив к компрессору 20-лопастной диффузор. JP Herriot из Управления воздушной инспекции (AID) был отправлен на Rover для предоставления улучшенных материалов для турбины, и в ноябре 1942 года двигатель прошел 25-часовые испытания при 5,6 кН. Тем временем прототип Gloster F.9 / 40, вскоре получивший название «Метеор», был готов к полету, хотя двигатели не были. Тактические испытания начал летчик-испытатель Джерри Сэйер в ожидании летных двигателей. Первые летные испытания двигателя состоялись 9 августа 1942 года, он был установлен в хвостовой части бомбардировщика Vickers Wellington.
Whittle постоянно расстраивался из-за Ровера. Он думал, что не может поставлять детали производственного качества, и все чаще высказывал свои жалобы. Уиттл обвинил Rover в «вмешательстве» в конструкцию двигателя, чтобы избежать патентных сборов и позволить Rover заявить о своей конструкции как о своей собственной, в то время как разработка Rover продвигалась медленными темпами. Ровер терял интерес к проекту после задержек и постоянных преследований со стороны Уиттла. Ранее, в 1940 году, Стэнли Хукер из Rolls-Royce познакомился с Уиттлом, а затем познакомил его с Эрнестом Уивсом. У Rolls-Royce было полностью развитое подразделение нагнетателя, которым руководил Хукер и которое, естественно, подходило для работы с реактивными двигателями. Ульс согласился предоставить ключевые детали, чтобы помочь проекту. В конце концов, в начале 1943 года Спенсер Уилкс из Ровера встретил Хивса и Хукера на обеде в Swan Royal Hotel, Clitheroe. По взаимному соглашению между министром авиастроения и правлениями Rover и Rolls-Royce завод по производству реактивных двигателей Rover в Барнольдсвике был заменен на завод Rolls-Royce Meteor tank engine в Ноттингеме.. Рукопожатие скрепило сделку.
Rover передал Rolls-Royce в общей сложности 32 двигателя W.2B / 23, а также четыре «прямоточных» двигателя W.2B / 26, разработанных Адрианом Ломбардом из Rover. W.2B / 23 превратился в RB.23 Welland, а W.2B / 26 стал на RB.26 Derwent. Адриан Ломбард перешел с двигателями с Rover на Rolls-Royce. Стэнли Хукер помог решить оставшиеся проблемы, и вскоре все наладилось. Качество полета / 23 было установлено на Gloster G.40, обновленную версию E.28, который летал на W.1, и которым управлял Джон Грирсон на 1 марта 1943 года. Начиная с апреля, номинальные значения тяги были повышены до 1526 фунтов силы (6,79 кН), а 7 мая 1943 года достигли 1600 фунтов силы (7,1 кН). Прототип F.9 / 40 наконец был оснащен 1700 фунтами силы (7,6 кН). кН) и управлялся Майклом Даунтом 24 июля 1943 года.
На первый серийный Meteor Mk.1, были установлены два Wellands. Серийный номер EE210 / G («/ G» означает «Охрана», что означает, что у самолета должна была быть вооруженная охрана все время на земле). 12 января 1944 года он был испытан на борту Daunt. Затем этот Meteor был отправлен в США в обмен на General Electric J31 (Power Jets W.1) с двигателем Bell XP-59A Airacomet, RG362 / G. «Метеор» впервые поднялся в воздух на армейском аэродроме Мюрок 15 апреля Джоном Грирсоном. За этим последовало несколько испытательных полетов, и к декабрю он был отправлен обратно в Великобританию.
Reheat Разработка началась в National Gas Turbine Establishment (NGTE) в 1943 году. Когда в 1944 году начались атаки V-1 на Лондон, были проведены летные испытания с использованием двигателя Welland в Meteor. I. Атаки завершились до того, как повторный нагрев можно было использовать в действии.
Производство Meteor продолжалось, с EF211 по 229 и с 230 по 244, поступившими на вооружение No. 616-я эскадрилья RAF в мае 1944 года. Wellands были рассчитаны на 1600 фунтов силы (7,1 кН) с 180 часами между капитальными ремонтами. Модель Jumo 004B, введенная в эксплуатацию всего несколькими неделями ранее, была рассчитана на 1 984 фунта силы (8,83 кН), но потребовала капитального ремонта через 10–20 часов. Вылетая из RAF Manston около Ла-Манша, 616-я эскадрилья впервые увидела бой против летающих бомб V-1 на пути в Лондон 27 июля 1944 года.
С октября 1943 года с завода Rolls-Royce в Барнольдсвике было отправлено в общей сложности 167 Wellands. К этому моменту прямоточная конструкция Адриана Ломбарда, которая превратилась в Rolls-Royce Derwent, оказалась более надежной и обеспечивала большую тягу, и производство Welland закончилось.
Данные из
На Викискладе есть материалы, связанные с в Rolls-Royce Welland. |