Турбины ( / т ɜːr б aɪ п / или / т ɜːr б ɪ п / ) (от греческого τύρβη, tyrbē или Латинской турбо, то есть вихрь ) представляет собой вращающуюся механическое устройство, которое извлекает энергию из текучей среды потока и обращенных это в полезную работу. Работа, производимая турбиной, может использоваться для выработки электроэнергии в сочетании с генератором. Турбина - это турбомашина с по меньшей мере одной движущейся частью, называемой роторным узлом, которая представляет собой вал или барабан с прикрепленными лопатками. Движущаяся жидкость воздействует на лопасти, так что они перемещаются и передают энергию вращения ротору. Ранними примерами турбин являются ветряные мельницы и водяные колеса.
Газовые, паровые и водяные турбины имеют кожух вокруг лопастей, который содержит и регулирует рабочую жидкость. Кредит на изобретение паровой турбины дан как англо-ирландскому инженеру сэру Чарльзу Парсонсу (1854–1931) за изобретение реакционной турбины, так и шведскому инженеру Густаву де Лавалю (1845–1913) за изобретение импульсной турбины. Современные паровые турбины часто используют как реакцию, так и импульс в одном и том же устройстве, обычно изменяя степень реакции и импульса от хвостовика лопатки к ее периферии. Герой Александрии продемонстрировал принцип турбины на эолипиле в первом веке нашей эры, а Витрувий упомянул о них около 70 года до нашей эры.
Слово «турбина» было придумано в 1822 году французским горным инженером Клодом Бурдином от греческого τύρβη, tyrbē, что означает « вихрь » или « вихрь », в записке «Des turbines hydrauliques ou machines rotatoires à grande vitesse», которую он представлен в Королевскую академию наук в Париже. Бенуа Фурнейрон, бывший ученик Клода Бурдена, построил первую практическую водяную турбину.
Гудение небольшой пневматической турбины, используемой в немецкой предохранительной лампе 1940-х годовРабочая жидкость содержит потенциальную энергию (давление головки ) и кинетическую энергию (скорость головы). Жидкость может быть сжимаемой или несжимаемой. Для сбора этой энергии турбины используют несколько физических принципов:
Импульсные турбины изменяют направление потока высокоскоростной жидкости или газа. Результирующий импульс раскручивает турбину и покидает поток жидкости с уменьшенной кинетической энергией. В турбинных лопатках (движущихся лопатках) не происходит изменения давления жидкости или газа, как в паровой или газовой турбине, весь перепад давления происходит в неподвижных лопатках (соплах). Перед достижением турбины напор жидкости изменяется на скоростной за счет ускорения жидкости с помощью сопла. Колеса Пелтона и турбины де Лаваль используют исключительно этот процесс. Для импульсных турбин не требуется кожух давления вокруг ротора, поскольку струя жидкости создается соплом до достижения лопаток на роторе. Второй закон Ньютона описывает передачу энергии для импульсных турбин. Импульсные турбины наиболее эффективны для использования в случаях, когда расход низкий, а давление на входе высокое.
Реакционные турбины развивают крутящий момент, реагируя на давление или массу газа или жидкости. Давление газа или жидкости изменяется при прохождении через лопатки ротора турбины. Створка высокого давления необходима для удержания рабочего тела при его воздействии на ступень (ступени) турбины, иначе турбина должна быть полностью погружена в поток жидкости (например, в ветряных турбинах). Кожух содержит и направляет рабочую жидкость, а для водяных турбин поддерживает всасывание, создаваемое вытяжной трубой. Турбины Фрэнсиса и большинство паровых турбин используют эту концепцию. Для сжимаемых рабочих жидкостей обычно используются несколько ступеней турбины, чтобы эффективно использовать расширяющийся газ. Третий закон Ньютона описывает передачу энергии для реакционных турбин. Реакционные турбины лучше подходят для более высоких скоростей потока или приложений, где напор жидкости (давление на входе) низкий.
В случае паровых турбин, которые будут использоваться для морских применений или для производства электроэнергии на суше, реакционная турбина типа Парсонса потребует примерно вдвое большего количества рядов лопаток, чем импульсная турбина типа де Лаваля, для того же степень преобразования тепловой энергии. Хотя это делает турбину Парсонса намного длиннее и тяжелее, общий КПД реактивной турбины немного выше, чем у эквивалентной импульсной турбины для того же преобразования тепловой энергии.
На практике современные конструкции турбин используют концепции как реакции, так и импульса в разной степени, когда это возможно. В ветровых турбинах используется аэродинамический профиль для создания реактивной подъемной силы от движущейся жидкости и передачи ее ротору. Ветровые турбины также получают некоторую энергию от порыва ветра, отклоняя его под углом. В многоступенчатых турбинах может использоваться либо реактивная, либо импульсная лопатка при высоком давлении. Паровые турбины традиционно были более импульсными, но продолжают двигаться в сторону реакционных конструкций, аналогичных тем, которые используются в газовых турбинах. При низком давлении рабочая текучая среда увеличивается в объеме для небольшого снижения давления. В этих условиях лопасть становится строго реактивной конструкцией, при которой основание лопасти является исключительно импульсным. Причина заключается в влиянии скорости вращения каждой лопасти. По мере увеличения объема высота лезвия увеличивается, и основание лезвия вращается с меньшей скоростью по сравнению с острием. Это изменение скорости вынуждает дизайнера перейти от импульсивного базового стиля к острому реактивному кончику.
Классические методы проектирования турбин были разработаны в середине 19 века. Векторный анализ связал поток жидкости с формой и вращением турбины. Сначала использовались графические методы расчета. Формулы для основных размеров деталей турбины хорошо задокументированы, и высокоэффективная машина может быть надежно спроектирована для любых условий потока жидкости. Некоторые расчеты являются эмпирическими формулами или формулами «практического опыта», а другие основаны на классической механике. Как и в большинстве инженерных расчетов, были сделаны упрощающие предположения.
Направляющие лопатки входа турбины турбореактивного двигателяТреугольники скорости можно использовать для расчета основных характеристик ступени турбины. Газ выходит из неподвижных направляющих лопаток сопла турбины с абсолютной скоростью V a1. Ротор вращается со скоростью U. По отношению к ротору скорость газа, когда он сталкивается с входом в ротор, равна V r1. Газ вращается ротором и выходит относительно ротора со скоростью V r2. Однако в абсолютном выражении скорость на выходе из ротора равна V a2. Треугольники скорости построены с использованием этих различных векторов скорости. Треугольники скорости могут быть построены в любом сечении лопасти (например, ступица, наконечник, мидель и т. Д.), Но обычно отображаются на среднем радиусе ступени. Средняя производительность ступени может быть рассчитана из треугольников скорости на этом радиусе с использованием уравнения Эйлера:
Следовательно:
куда:
Степень давления турбины является функцией КПД турбины.
Современная конструкция турбины способствует дальнейшим расчетам. Вычислительная гидродинамика избавляется от многих упрощающих допущений, используемых для вывода классических формул, а компьютерное программное обеспечение облегчает оптимизацию. Эти инструменты привели к постоянному совершенствованию конструкции турбин на протяжении последних сорока лет.
Основная числовая классификация турбины - ее удельная скорость. Это число описывает скорость турбины при максимальном КПД по мощности и расходу. Конкретная скорость не зависит от размера турбины. Учитывая условия потока жидкости и желаемую частоту вращения выходного вала, можно рассчитать конкретную скорость и выбрать подходящую конструкцию турбины.
Конкретная скорость вместе с некоторыми фундаментальными формулами может использоваться для надежного масштабирования существующей конструкции с известной производительностью до нового размера с соответствующей производительностью.
Непроектные характеристики обычно отображаются в виде карты или характеристики турбины.
Количество лопаток в роторе и количество лопаток в статоре часто - это два разных простых числа, чтобы уменьшить гармоники и максимизировать частоту прохождения лопаток.
Большая часть мировой электроэнергии вырабатывается турбогенераторами.
Турбины используются в газотурбинных двигателях на суше, на море и в воздухе.
Турбокомпрессоры используются на поршневых двигателях.
Газовые турбины имеют очень высокую плотность мощности (то есть отношение мощности к массе или мощности к объему), потому что они работают на очень высоких скоростях. В главных двигателях космического челнока использовались турбонасосы (машины, состоящие из насоса с приводом от газотурбинного двигателя) для подачи топлива (жидкий кислород и жидкий водород) в камеру сгорания двигателя. Турбонасос с жидким водородом немного больше автомобильного двигателя (весит около 700 фунтов), а турбина производит около 70 000 л.с. (52,2 МВт ).
Турбодетандеры используются для охлаждения в промышленных процессах.