Пирамида Унаса

редактировать

Пирамидный комплекс последнего фараона Пятой династии Египта, построенный в Саккаре
Пирамида Унаса
A photograph of the Unas's ruined pyramid. Разрушенные комплекс пирамиды Унас
Унас
Координаты29 ° 52′6 ″ N 31 ° 12′53 ″ E / 29,86833 ° N 31,21472 ° E / 29,86833; 31,21472 Координаты : 29 ° 52′6 ″ N 31 ° 12′53 ″ E / 29,86833 ° N 31,21472 ° E / 29,86833; 31.21472
Древнее имя
<
E34 . N35 M17 S29
>F35 Q1 Q1 Q1 O24
. Nfr-swt-Wnjs. Нефер -asut-Unas . «Прекрасны [культовые] места Унаса». Альтернативно переводится как «Совершенные места Унаса» или. «Места Унаса завершены»
ПостроенПятая династия (ок. 24 век до нашей эры)
ТипГладкостный (ныне разрушенный)
МатериалИзвестняк
Высота43 м (141 футов ; 82 у.е. ) (исходный)
База57,75 м (189 футов; 110 куб. Футов)
Объем47,390 м (61,980 ярд )
Наклон56 ° 18'35 "
Пирамида Унаса находится в Египет Пирамида Унаса Местоположение в Египте

Пирамида Унаса (египетский : Nfr-swt-Wnjs «Прекрасны места Унаса») - пирамида с гладкими стенками, построенная в 24 веке до нашей эры для египетского фараона Унаса., девятый и последний король Пятой династии. Это самая маленькая пирамида Древнего царства, но значительная благодаря открытию Тексты пирамид, заклинания для загробной жизни короля, вырезанные в стенах его подземных покоев. Впервые начертанная в пирамиде Унаса традиция погребальных текстов продолжалась в пирамидах последующих правителей вплоть до конца Древнего царства и в Среднем царстве до Тексты гроба, составляющие основу Книги Мертвых.

Унас построил свою пирамиду между комплексами Сехемкет и Джосер, в Север Саккара. Прикрепленная к храму в долине у близлежащего озера, была построена длинная дамба, обеспечивающая доступ к месту пирамиды. У дамбы были тщательно декорированные стены, покрытые крышей, в одной части которой была прорезь, позволяющая свету проникать и освещать изображения. Длинный вади использовался как тропа. Местность была труднопроходимой и содержала старые постройки и надстройки гробниц. Они были снесены и использованы в качестве основы для дороги. Значительный участок дамбы Джосера был повторно использован для строительства набережных. Надстройки гробниц на тропе снесли и вымостили их, сохранив украшения. Две гробницы Второй династии, предположительно принадлежащие Хотепсехемви, Небре и Нинетджер, найденные внутри, относятся к числу тех, которые лежат под мостом. Позже это место использовалось для многочисленных захоронений официальных лиц Пятой династии, частных лиц от восемнадцатой до двадцатой династий, а также для коллекции памятников позднего периода, известных как «Персидские гробницы».

Дамба соединяла храм в гавани с заупокойным храмом на восточной стороне пирамиды. В заупокойный храм входили с восточной стороны через большой гранитный дверной проем, предположительно построенный преемником Унаса, Тети. К югу от верхней дороги находятся две ямы для длинных лодок. В них могли быть две деревянные лодки: солнечные барки Ра, бога солнца. Храм был устроен аналогично Джедкаре Исеси. Поперечный коридор отделяет внешний храм от внутреннего. Входная часовня внутреннего храма была полностью разрушена, хотя когда-то в нишах находилось пять статуй. Особенностью внутреннего храма была единственная колонна кварцита, которая содержалась в антикамбре carrée. В остальном комната разрушена. Кварцит - нетипичный материал для архитектурных проектов, хотя в Древнем Королевстве существуют примеры его умеренного использования. Материал ассоциируется с культом солнца из-за его солнечной окраски.

Подземные камеры оставались неисследованными до 1881 года, когда Гастон Масперо, который недавно обнаружил надписанные тексты в пирамидах Пепи I и Меренре I, получил вход. Масперо нашел те же тексты, начертанные на стенах пирамиды Унаса, их первое известное появление. 283 заклинания в пирамиде Унаса составляют самый старый, самый маленький и лучше всего сохранившийся корпус религиозной письменности Старого Королевства. Их функция заключалась в том, чтобы вести правителя к вечной жизни и обеспечивать его дальнейшее выживание, даже если погребальный культ перестанет действовать. В случае Унаса погребальный культ мог пережить бурный Первый промежуточный период и вплоть до Двенадцатой или Тринадцатой династии во времена Среднего Царства. Это предмет спора среди египтологов, которые считают, что культ возродился во времена Среднего царства, а не сохранился до тех пор.

Содержание
  • 1 Расположение и раскопки
  • 2 Погребальный комплекс
    • 2.1 План
    • 2.2 Главная пирамида
    • 2.3 Основание
      • 2.3.1 Тексты пирамид Унаса
    • 2.4 Храм в долине
    • 2.5 Козуэй
    • 2.6 Мертвый храм
    • 2.7 Культовая пирамида
  • 3 Более поздняя история
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Местоположение и раскопки

Пирамида расположена на плато Саккара и лежит на линии, идущей от пирамиды Сехемхета до пирамиды Менкаухора.. Это место потребовало строительства исключительно длинной дамбы, чтобы добраться до близлежащего озера, что предполагало, что это место имело какое-то значение для Унаса.

Пирамида была кратко исследована Джоном Шэ Перрингом, а вскоре после этого Автор Карл Ричард Лепсиус, который перечислил пирамиду в своем списке первопроходцев под номером XXXV. Впервые на вход поступил Гастон Масперо, исследовавший его подструктуру в 1881 году. Недавно он обнаружил набор текстов в пирамидах Пепи I и Меренре I. Те же самые тексты были обнаружены в гробнице Унаса, что делает это их самым ранним известным появлением. С 1899 по 1901 год архитектор и египтолог Алессандро Барсанти провел первое систематическое исследование пирамиды, добившись успеха в раскопках части заупокойного храма, а также ряда гробниц из Вторая династия и Поздний период. Более поздние раскопки Сесила Маллаби Фёрта, с 1929 года до его смерти в 1931 году, а затем раскопки архитектора Жана-Филиппа Лауэра с 1936 по 1939 годы, были проведены без особого успеха. Археологи Селим Хасан, Мухаммед Закария Гонейм и А.Х. Хусейн в своих исследованиях с 1937 по 1949 гг. В основном сосредоточили внимание на дамбе, ведущей к пирамиде. Хусейн обнаружил пару облицованных известняком лодок. ямы в верхнем конце дороги. В 1970-х Ахмад Мусса раскопал нижнюю половину дороги и храм в долине. Мусса и другой археолог, [fr ], провели архитектурное обследование храма в долине с 1971 по 1981 год. Пирамиды Унаса, Тети, Пепи I и Меренр были участниками крупного архитектурного и эпиграфического проекта в Саккаре, возглавляемого Жаном Лекланом. С 1999 по 2001 год Высший совет древностей провел крупный проект восстановления и реконструкции храма в долине. Были восстановлены три входа и пандусы, а также построена невысокая стена из известняка, чтобы обозначить план храма.

Мертвый комплекс

План

A map of Unas's main pyramid complex. План комплекса Унаса

Комплекс Унаса расположен между пирамида Сехемхета и юго-западный угол пирамидального комплекса Джосера. Он симметричен пирамиде Усеркафа, расположенной в северо-восточном углу в Саккаре. Старое царство погребальные комплексы состоят из пяти основных компонентов: (1) храм в долине; (2) мостовая; (3) заупокойный храм; (4) культовая пирамида; и (5) главная пирамида. У памятника Унасу есть все эти элементы: главная пирамида, построенная из известняковых блоков высотой в шесть ступеней; храм в долине, расположенный в естественной гавани в устье вади ; дамба, построенная с использованием того же вади, что и тропа; заупокойный храм, сходный по планировке с храмом предшественника Унаса, Джедкаре Исеси, и культовая пирамида на юге заупокойного храма. Пирамида, погребальный храм и культовая пирамида были окружены стеной по периметру высотой 7 м (23 фута; 13 куб. Стена по периметру от северо-восточного до северо-западного угла составляет около 86 м (282 футов; 164 куб. М) в длину и тянется на 76 м (249 футов; 145 куб. М) с севера на юг.

Главная пирамида

Фотография лица главной пирамиды. Остатки внешней оболочки пирамиды Унаса

Хотя правление Унаса длилось от тридцати до тридцати трех лет, его пирамида была самой маленькой из построенных в Древнем Королевстве. Временные ограничения нельзя рассматривать как фактор, объясняющий небольшой размер, и более вероятно, что доступность ресурсов ограничила проект. Размер памятника также был ограничен из-за обширных каменоломен, необходимых для увеличения размера пирамиды. Унас решил избежать этого дополнительного бремени и вместо этого сохранил свою пирамиду небольшой.

Ядро пирамиды было построено с шестью ступенями в высоту, из грубо обработанных известняковых блоков, размер которых уменьшался с каждым шагом. В идеале строительный материал для сердечника должен быть местного производства. Затем он был окружен мелкими блоками белого известняка, добытыми в Туре. Часть кожуха на нижних ступенях осталась нетронутой. Пирамида имела базовую длину 57,75 м (189,5 футов; 110,21 куб. См), сходящуюся к вершине под углом примерно 56 °, давая ей высоту 43 метра (141 фут; 82 куб. Пирамида имела общий объем 47 390 м (61 980 куб. Ярдов). Пирамида была гладкой. С тех пор пирамида была разрушена, как и все другие представители Пятой династии, в результате ее плохого строительства и плохих материалов. Пирамиды Пятой династии в дальнейшем систематически разбирались во время Нового Царства для повторного использования при строительстве новых гробниц.

Унас отказался от практики строительства пирамид для своих супругов; вместо этого Хенут и Небет были похоронены в двойной мастабе к северо-востоку от главной пирамиды. Каждой королеве были предоставлены отдельные комнаты и отдельный вход, хотя планировка гробниц идентична. Хенут владел западной половиной, а Небет - восточной половиной. Их покои были богато украшены. Часовня мастабы Небета имеет четыре ниши. Один из них имеет картуш с именем Унаса, что указывает на то, что он мог содержать статую короля, в то время как другие содержали статуи королевы. Прямо к северу от мастабы находились могилы сына Унаса Унасанха и дочери Ипут. Другая дочь, Хеметра, была похоронена в гробнице к западу от комплекса Джосера.

Основание

Annotated map of the substructure to Unas's pyramid. Described in detail in the upcoming section. План каркаса Унаса.. Материалы с цветовой кодировкой: светло-оранжевый = мелкий белый известняк; красный = красный гранит; белый = белый алебастр; серый = greywacke.

Маленькая часовня, называемая «северной часовней» или «входной часовней», была расположена рядом с северной стороной пирамиды. Он состоял из единственной комнаты с алтарем и стелой с иероглифом «жертвенник». От часовни остались лишь следы элементов. Эти часовни имели фальшивую дверь и схему украшения, аналогичную залу для жертвоприношений, что, как предполагает археолог Дитер Арнольд, указывает на то, что часовня была «миниатюрной часовней для жертвоприношений».

Вход в основание пирамиды находился под мостовая часовни. Каркас пирамиды аналогичен основанию предшественника Унаса, Джедкаре Исеси. Вход ведет в коридор длиной 14,35 м (47,1 фута) с вертикальным уклоном, наклоненный под углом 22 °, который ведет к вестибюлю внизу. Вестибюль составляет 2,47 м (8,1 фута) в длину и 2,08 м (6,8 фута) в ширину. Из вестибюля горизонтальный проход длиной 14,10 м (46,3 фута) следует по ровной дороге к вестибюлю и охраняется последовательно тремя решетками из гранитных плит. Проход заканчивается в прихожей, комнате размером 3,75 м (12,3 фута) на 3,08 м (10,1 фута), расположенной под центральной осью пирамиды. На востоке дверной проем ведет в комнату, называемую сердаб, с тремя углублениями. Сердаб имеет ширину 6,75 м (22,1 фута) и глубину 2 м (6,6 фута). На западе находилась погребальная камера, комната размером 7,3 м (24 фута) на 3,08 м (10,1 фута), в которой находился саркофаг правителя. Крыша вестибюля и погребальной камеры была остроконечной, аналогично более ранним пирамидам той эпохи.

Фотография лестницы в пирамиду Современный вход в подструктуры пирамид (внизу слева)

Рядом с западной частью погребальной камеры у стены сидел гроб Унаса, сделанный из грейвакка, а не из базальта, как предполагалось изначально. Гроб не был поврежден, но его содержимое было ограблено. У подножия юго-восточного угла гроба когда-то был закопан сундук с балдахином. Следы захоронения фрагментарны; все, что осталось, - это части мумии, в том числе ее правая рука, череп и большеберцовая кость, а также деревянные ручки двух ножей, использованных во время церемонии открытия рта. Останки мумий выставлены в Египетском музее Каира.

Стены палат были облицованы турским известняком, а стены, окружавшие саркофаг Унаса, были обшиты белым алебастром, вырезанным и раскрашенным, чтобы представлять двери королевского дворца. фасад, дополняющий восточный проезд. Будучи символически функциональными, они позволяли царю покинуть гробницу в любом направлении. Потолок погребальной камеры был окрашен в голубой цвет с золотыми звездами, чтобы напоминать ночное небо. Аналогичным образом окрашены потолок вестибюля и коридора. В то время как звезды в вестибюле и погребальной камере указывали на север, звезды в коридоре указывали на зенит. Остальные стены погребальной камеры, прихожей и части коридора были исписаны серией вертикально написанных текстов, вырезанных барельефом и окрашенных в синий цвет.

Тексты пирамид Унаса

Фотография сделана из погребальной камеры. Погребальная камера с защитными заклинаниями, заполняющими западный фронтон, защищая саркофаг и его содержимое внизу.

Надписи, известные как Тексты пирамид, были центральным нововведением пирамиды Унаса, на подземных стенах которой они были впервые выгравированы. Тексты пирамид - это старейший крупный корпус религиозной письменности, известный еще в Древнем Египте. Всего в пирамиде Унаса появляется 283 таких заклинания из не менее 1000 известных и неопределенного числа неизвестных. Заклинания - это самая маленькая и лучше всего сохранившаяся коллекция текстов пирамид, известная со времен Древнего царства. Хотя они впервые появились в пирамиде Унаса, многие тексты значительно старше. Тексты впоследствии появлялись в пирамидах королей и королев от шестой до восьмой династий до конца Старого царства. За исключением одного заклинания, копии текстов Унаса появлялись по всему Среднему Царству и позже, включая почти полную копию текстов в гробнице Сенвосретанх в Эль-Лишт.

Древний Египтяне считали, что личность состоит из трех основных частей; тело, ka и ba. Когда человек умирал, ка отделялась от тела и возвращалась к богам оттуда, откуда пришла, в то время как ба оставалась с телом. Тело человека, захороненного в погребальной камере, физически никогда не покидало; но пробудившееся ба освободилось от тела и начало свой путь к новой жизни. Важным в этом путешествии был Ахет : горизонт, стык между землей, небом и Дуатом. Для древних египтян Ахет был местом, откуда восходит солнце, и поэтому символизировал место рождения или воскресения. В текстах царь призван превратиться в акха в Ахете. Акх, буквально «эффективное существо», был воскресшей формой умершего, достигнутой посредством индивидуальных действий и ритуального исполнения. Если умерший не смог завершить преобразование, он стал муту, то есть «мертвым». Функция текстов, в соответствии со всей погребальной литературой, заключалась в том, чтобы обеспечить воссоединение ба и ка правителя, ведущее к превращению в ах, и обеспечить вечную жизнь среди небесных богов.

Надписи на западном фронтоне погребальной камеры Унаса состоят из заклинаний, которые защищают саркофаг и мумию внутри. Северная и южная стены камеры посвящены ритуалам подношения и воскрешения соответственно, а восточная стена содержит тексты, утверждающие, что царь контролирует свое существование в форме ответа на ритуал подношения. Тексты ритуала подношения продолжаются на северной и южной стенах прохода, разделяя ритуал воскрешения, который завершается на южной стене. В ритуалах погребальной камеры царь идентифицируется и как сам он, и как бог Осирис, обращаясь к нему как «Осирис Унас». Король также отождествляется с другими божествами, иногда с несколькими, наряду с Осирисом в других текстах. Египтолог Джеймс Аллен определяет последний фрагмент ритуального текста на западном фронтоне вестибюля:

Ваш сын Гор действовал за вас.. Великие будут потрясены., увидев нож в руке, когда вы выходите из Дуата.. Приветствую, опытный! Геб создал вас, Эннеада дала вам рождение.. Гор был доволен своим отцом, Атум стал доволен своими годами, восточные и западные боги были довольны великим событием, произошедшим в его объятиях - рождением бога.. Это Unis: Unis, смотри! Это Unis: Unis, смотрите! Это Unis: слушайте! Это Юнис: Юнис, существуй! Это Юнис: Юнис, поднимись со своей стороны!. Повинуйся моему приказу, ты, ненавидящий сон, но ослабевший. Вставай, ты в Недите. Ваш хороший хлеб приготовлен в Пе; получите свой контроль Гелиополис.. Это Гор (который говорит), которому было приказано действовать от имени своего отца.. Повелитель бури, тот, у кого есть слюна, Сет - он понесет вас: он тот, кто понесет Атума.

Вестибюль и коридор были исписаны в основном личными текстами. Западная, северная и южная стены вестибюля содержат тексты, главной задачей которых является переход от человеческого царства к следующему, а также восхождение короля к небу. Восточная стена содержала второй набор защитных заклинаний, начиная с «Гимна каннибалов». В гимне Унас потребляет богов, чтобы поглотить их силу для своего воскрешения. Египтолог Тоби Уилкинсон определяет этот гимн как мифологизацию «ритуала бойни», во время которого приносят в жертву быка. Сердаб остался без надписи. В южной части стен коридора находятся тексты, в которых основное внимание уделяется воскресению и вознесению умерших. Считалось, что простое присутствие заклинаний в гробнице имело силу, защищая короля, даже если погребальный культ перестал функционировать.

Части корпуса Текстов пирамид были переданы в Гроб. Тексты, расширенный набор новых текстов, написанных на некоролевских гробницах Среднего царства, некоторые из которых сохраняют грамматические условности Старого царства и со многими повторяющимися формулировками текстов пирамид. Переход к текстам на гробах начался во времена правления Пепи I и завершился Средним царством. Тексты Гробов легли в основу Книги Мертвых в Новом Царстве и в поздний период. Тексты будут появляться в гробницах и на папирусах в течение двух тысячелетий, окончательно исчезнув примерно в то время, когда христианство было принято.

Храм в долине

Фотография долинного храма. Храм в долине, принадлежащий комплексу пирамид Унаса Annotated map of Unas's valley temple. Described in detail in upcoming section. План храма долины Унаса. По порядку: (1) вход с колоннадой; (2) Прихожая; (3) Южный зал; (4а и б) второстепенные входы; (5) Главный культовый зал; (6) кладовые; (7) Проход, ведущий к (8) Дороге.

Храм в долине Унаса расположен в гавани, которая естественным образом образуется в месте, где устье вади встречается с озером. Этот же вади использовался как тропинка для дамбы. Храм находится между храмом Ньюсерре Ини и Пепи II. Несмотря на сложную планировку, храм не содержал каких-либо значительных нововведений. Он был богато украшен - аналогично мостовой и заупокойному храму - и сохранившиеся колонны из пальмового гранита, стоявшие у входа в храм, свидетельствуют об их высоком мастерстве.

Главный вход в храм находился на восточная сторона, состоящая из портика с восемью гранитными пальмовыми колоннами, расположенными в два ряда. Узкий коридор на запад вел от входа в прямоугольный зал, ориентированный с севера на юг. Второй зал находился на юге. Два второстепенных входа в залы построены с северной и южной сторон. У каждого был портик с двумя колоннами. К ним подходили узкие пандусы. К западу от двух залов находился главный культовый зал. В нем была вторая камера с тремя кладовыми на юге и проход, ведущий к дамбе на северо-запад.

Дорога

Дорога, соединяющая храм в долине с погребальным храмом пирамиды Унаса. Комплекс был построен вдоль тропы, проходящей через естественный вади. По оценке египтолога Йорверта Эдвардса, высота стен составляет 4 м (13 футов), а толщина - 2,04 м (6 футов 8 дюймов). Проход был около 2,65 м (8 футов 8 дюймов) в ширину. Крыша была построена из плит толщиной 0,45 м (1 фут 6 дюймов), выступавших от каждой стены к центру. Дамба длиной от 720 м (2360 футов) до 750 м (2460 футов) была одной из самых длинных построенных среди пирамид, сравнимых с дамбой пирамиды Хуфу. Дамба также лучше всего сохранилась из всех времен Старого Королевства. Строительство дороги было сложным и потребовало преодоления неровной местности и старых зданий, которые были снесены, а их камни были использованы в качестве основы. Дамба была построена с двумя поворотами, а не по прямой. Дорога Джосера протяженностью около 250 м (820 футов) использовалась для создания насыпей для дамбы Унаса и заполнения промежутков между ней и вади. К югу от самого верхнего изгиба дамбы находились две ямы для лодок из белого известняка длиной 45 м (148 футов), в которых первоначально могли находиться деревянные лодки с изогнутыми килями, представляющие дневные и ночные суда Ра., бог солнца. Лодки стояли бок о бок в направлении восток-запад.

Фотография дамбы пирамиды Унаса Дорога, ведущая к пирамиде Унаса

Гробницы на пути дороги были застроены, сохранив их украшения, но не их содержимое, что указывает на то, что гробницы были ограблены либо до, либо во время строительства дамбы. Две большие королевские гробницы, датируемые Второй династией, относятся к числу тех, что находятся под мостом. Гробница западной галереи содержит печати с именами Хотепсехемви и Небра, а гробница восточной галереи содержит многочисленные печати с именем Нинетджер, указывающие на вероятное владение. Надстройки над гробницами были снесены, что позволило надстроить над ними заупокойный храм и верхний конец дамбы.

Внутренние стены могилы были сильно украшены расписными барельефами, но записи из них фрагментарны. На остатках изображены различные сцены, в том числе охота на диких животных, сбор урожая, сцены с рынков, ремесленники, работающие с медью и золотом, флот, возвращающийся из Библоса, лодки, перевозящие колонны из Асуана на строительство. место, сражения с врагами и кочевыми племенами, транспортировка пленников, ряды людей, несущих подношения, и процессия представителей номов Египта. В части перекрытия мощеной дороги была оставлена ​​щель, позволяющая свету проникать в ярко окрашенные украшения на стенах. Археолог Питер Клейтон отмечает, что эти изображения были больше похожи на изображения, найденные на мастабах знати.

Египтолог Мирослав Вернер выделяет одну конкретную сцену с дороги, изображающую голодных кочевников пустыни. Сцена была использована как «уникальное доказательство» того, что уровень жизни жителей пустыни снизился во время правления Унаса в результате климатических изменений в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Обнаружение подобной рельефной росписи на блоках дороги Сахуре ставит под сомнение эту гипотезу. Вернер утверждает, что кочевники могли быть привлечены, чтобы продемонстрировать трудности, с которыми столкнулись строители пирамид, привозящие камень более высокого качества из отдаленных горных районов. Грималь предположил, что эта сцена предвещает общенациональный голод, который, похоже, поразил Египет в начале первого промежуточного периода. Согласно Аллену и др., Наиболее широко распространенное объяснение этой сцены состоит в том, что она должна была продемонстрировать щедрость монарха в помощи голодающему населению.

Фотография пути, двух вертикальных колонн и главной пирамиды. Конец дороги Унаса, обращенный к заупокойному храму

Коллекция гробниц были найдены к северу от дороги. Могила Ахетепа, визиря, была обнаружена командой во главе с Кристиан Зиглер. Остальные мастабы принадлежат визирям Ихи, Ий-ноферту, Ню-анх-ба и Меху. Предполагается, что гробницы принадлежат визирию Унаса, за исключением гробницы Меху, которая связана с Пепи I. Другая гробница, принадлежащая Унас-анху, сыну Унаса, разделяет гробницы Ихи и Ий. -ноферт. Это может быть датировано концом правления Унаса.

Ахмед Мусса обнаружил высеченные в скале гробницы Нефера и Ка-хая - придворных певцов во время правления Менкаухора - к югу от дамбы Унаса, содержащие девять захоронений вместе с очень хорошо сохранившейся мумией, найденными в гробу в шахте под восточной стеной часовни. Главный инспектор в Саккаре обнаружил еще одну гробницу, высеченную в скале, к югу от дороги в 1964 году, позже раскопанную Ахмедом Муссой. Могилы принадлежали двум дворцовым чиновникам - мастерам маникюра, жившим во времена правления Нюсерре Ини и Менкаухор, в пятой династии, именовавшихся Ни-анх-хнум и Хнум-хотеп. В следующем году была обнаружена богато украшенная часовня для гробницы. Часовня располагалась внутри уникальной каменной мастабы, которая соединялась с гробницами открытым двором без украшений.

Заупокойный храм

Annotated map of Unas's mortuary temple. Described in detail in upcoming section. План заупокойного храма Унаса. По порядку: (1) Гранитный дверной проем, построенный Тети; (2) Вестибюль с кладовыми (5a и b) на север и юг; (3) двор с (4) восемнадцатью гранитными колоннами; (6) поперечный коридор; (7) часовня с пятью нишами для статуй; (8а, б и в) кладовые внутреннего храма; (9) Antichambre carrée с центральной колонной; (10) Жилой зал с (11) ложной дверью с защитной надписью; (12) Культовая пирамида; и (13) Внутренний двор, окружающий комплекс пирамид.

Заупокойный храм в комплексе пирамид Унаса имеет планировку, сравнимую с его предшественником, Джедкаре Исеси, за одним заметным исключением. Дверь из розового гранита отделяет конец дороги от вестибюля. На нем указаны имена и титулы Тети, преемника Унаса, что указывает на то, что ему, должно быть, был построен дверной проем после смерти Унаса. В вестибюле был сводчатый потолок, а пол был вымощен алебастром. Стены в комнате были украшены рельефными росписями, изображающими совершение подношений. Вестибюль завершается открытым двором с колоннами, на восемнадцать - на две больше, чем в комплексе Джедкаре Исеси - розовые гранитные пальмовые колонны, поддерживающие крышу амбулатории. Некоторые из колонн были повторно использованы столетия спустя в зданиях в Танисе, столице Египта во время Двадцать первой и Двадцать второй династий. Другие колонны были выставлены в Британском музее и в Лувре. Рельефные украшения, которые раньше были во внутреннем дворе, также были повторно использованы в более поздних проектах, о чем свидетельствует наличие рельефов Унаса в комплексе пирамид Аменемхата I в Эль-Лиште.

Фотография колонны. Папирическая колонна из погребального храма Унаса экспонируется в Лувре

К северу и югу от вестибюля и внутреннего двора с колоннами располагались кладовые. Они регулярно пополнялись предметами для подношений для царского погребального культа, который имел широкое влияние в Пятой династии. Неравномерное их размещение привело к тому, что северных кладовых было вдвое больше, чем южных. Эти комнаты использовались для захоронений в поздний период, о чем свидетельствует наличие больших шахтных гробниц. В дальнем конце внутреннего двора находился поперечный коридор, образующий пересечение между двором с колоннами на востоке и внутренним храмом на западе, с культовой пирамидой на юге и большим двором, окружающим пирамиду на севере.

Во внутренний храм можно попасть по маленькой лестнице, ведущей в разрушенную часовню с пятью нишами для статуй. Часовню и зал для жертвоприношений окружали кладовые; как и везде в храме, кладовых было больше на севере, чем на юге. Antichambre carrée - квадратный вестибюль - отделял часовню от зала для жертвоприношений. Комната имеет размеры 4,2 м (14 футов; 8,0 куб. М) с каждой стороны, что делает ее самой маленькой подобной камерой из Старого Королевства, но она была в значительной степени разрушена. Первоначально в него входили через дверь на восточной стороне, и в ней были две дополнительные двери, ведущие в зал для жертвоприношений и кладовую. В комнате находилась единственная колонна из кварцита, фрагменты которого были найдены в юго-западной части храма, добытой в каменоломне Габель Ахмар близ Гелиополиса. Кварцит, являющийся особенно твердым камнем - 7 по шкале твердости Мооса - обычно не использовался в архитектурных проектах, но редко использовался в качестве строительного материала на некоторых участках Старого царства в Саккаре. Твердый камень ассоциируется с культом солнца, естественным развитием, вызванным солнечной окраской материала. Остатки гранитной ложной двери с надписью о душах жителей Нехена и Буто свидетельствуют о том, что немногое из зала для жертвоприношений сохранилось. Блок от двери выставлен в Египетском музее в Каире.

Культовая пирамида

Назначение культовой пирамиды остается неясным. В нем была погребальная камера, но она не использовалась для захоронений и вместо этого представляла собой чисто символическое сооружение. Возможно, здесь располагалась ка фараона или миниатюрная статуя короля. Возможно, он использовался для ритуальных представлений, посвященных погребению и воскрешению духа ка во время фестиваля Сед.

В культовой пирамиде в комплексе Унаса есть опознаваемые останки, но в остальном она была разрушена. Сохранившиеся элементы предполагают, что его длина основания составляла 11,5 м (38 футов; 22 куб. М), что составляет пятую часть длины главной пирамиды. Плиты перекрытия пирамиды были наклонены под углом 69 °. Это было типично для культовых пирамид, у которых был коэффициент наклона 2: 1 и, следовательно, высота равнялась длине основания, то есть 11,5 м (38 футов; 22 куб. Перед входом в пирамиду был вырыт небольшой канал, возможно, для предотвращения попадания сточных вод в пирамиду. Первые плиты нисходящего коридора наклонены на 30,5 °. Яма измеряет 5,15 м (17 футов; 10 куб. М) с севера на юг и 8,15 м (27 футов; 16 куб. М) с востока на запад. Погребальная камера была вырезана в скале на глубину 2,03 м (7 футов; 4 куб. М), находится на 2,12 м (7 футов; 4 куб. М) под мостовой и имеет размеры 5 м (16 футов; 10 куб. М) на 2,5 м (8 футов; 5 у.е.)

«Большая ограда» главной пирамиды и внутреннего храма имеет идентифицируемую аномалию. В четырех метрах от западной стороны культовой пирамиды стена резко поворачивает на север, а затем отступает на 12 м (39 футов, 23 кубических метра) к главной пирамиде. Он останавливается на расстоянии 2,6 м (8,5 футов; 5,0 куб. См) от главной пирамиды и снова возвращается в исходное положение. Единственное объяснение этому - наличие большой гробницы Второй династии Хотепсехемви, которая охватывает весь храм и пересекает прямо под нишей. Похоже, что архитекторы пирамиды предпочли, чтобы ограждающая стена проходила над проходом в гробнице, а не через верх подземной галереи. У культовой пирамиды есть собственное вторичное ограждение, которое проходит вдоль северной стороны пирамиды и половины ее западной стороны. Эта вторичная стена имела толщину около 1,04 м (3 фута; 2 куба) и имела двойную дверь толщиной 0,8 м (2,6 фута), построенную недалеко от ее начала.

Более поздняя история

Доказательства предполагает, что погребальный культ Унаса пережил Первый Промежуточный период и в Среднем Царстве, что указывает на то, что Унас сохранял престиж еще долго после своей смерти. Два независимых свидетельства подтверждают существование культа в Среднем царстве: 1) стела, относящаяся к Двенадцатой династии с именем Унасемсаф и 2) Статуя мемфитского чиновника Сермаата из Двенадцатого или Тринадцатая династия, с надписью, в которой упоминается имя Унаса. Египтолог утверждает, что данные свидетельствуют только о теоретическом возрождении культа в результате того, что храм в долине служил полезным входом в некрополь Саккара, но не о его существовании со времен Древнего царства. Несмотря на возобновившийся в то время интерес к правителям Старого Царства, их погребальные комплексы, включая погребальный комплекс Унаса, были частично повторно использованы при строительстве комплексов пирамид Аменемхата I и Сенусрета I в Эль-Лишт. Один блок, использованный в комплексе Аменемхата, был определенно идентифицирован как происходящий из комплекса Унаса, вероятно взятый с дороги, на основании надписей, содержащих его имя, появившихся на нем. Некоторые другие блоки также предположительно относятся к комплексу Унаса.

Плато Саккара стало свидетелем новой эры строительства гробниц в Новом царстве. Начиная с правления Тутмоса III в Восемнадцатой династии и, возможно, до двадцатой династии, Саккара использовалась как место для гробниц частных лиц. Наибольшее скопление гробниц того периода находится на большой территории к югу от дороги Унаса. Эта территория стала широко использоваться во времена Тутанхамона. Пирамида Унаса подверглась реставрационным работам в Новом царстве. В Девятнадцатой династии, Хэмвесет, первосвященник Мемфиса и сын Рамсеса II, имел надпись, вырезанную на блоке на южной стороне пирамиды, в ознаменование его восстановления

Памятники позднего периода, в просторечии называемые «персидскими гробницами», которые, как полагают, относятся к правлению Амасиса II, были обнаружены возле дамбы. К ним относятся гробницы, построенные для Тьяннехебу, надзирателя e Королевский флот; Псамтик, главный врач; и Петенизе, ответственным за конфиденциальные документы. Египтолог Джон Д. Рэй объясняет, что это место было выбрано, потому что оно было легко доступно как из Мемфиса, так и из долины Нила. Следы финикийских и арамейских захоронений были зарегистрированы в районе к югу от дороги Унаса.

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Пирамидой Унаса.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:38:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте