Хнумхотеп (Древнеегипетский : ẖnm.w-ḥtp (.w)) и Нианххнум (Древнеегипетский : nj-ꜥnḫ-ẖnm.w) были древнеегипетскими царскими слугами. Они разделили титул надзирателя мастеров маникюра во дворце короля Ньюсерре Ини, шестого фараона из пятой династии, правившего в вторая половина 25 века до нашей эры. Они были похоронены вместе в Саккаре и числятся «королевскими доверенными лицами» в их совместной гробнице. Они примечательны своим необычным изображением в египетских записях, которые часто интерпретируются как первая зарегистрированная однополая пара, утверждение, которое вызвало серьезные споры.
Хнумхотеп и Нианххнум, по мнению Томаса Доусона, Грег Ридер и некоторые другие ученые стали первой зарегистрированной однополой парой в древней истории. Предполагаемые романтические отношения между Хнумхотепом и Нианххнум основаны на изображениях двух мужчин, стоящих нос к носу и обнимающихся. Жена Нианххнум, изображенная в сцене банкета, в древности почти полностью стерта, а на других картинах Хнумхотеп занимает положение, обычно предназначенное для жены. Их официальные титулы были «Надзиратели мастеров маникюра Королевского дворца» (см. Разделы «Титулы», «Банкеты и музыка»). Критики утверждают, что оба мужчины появляются со своими женами и детьми, предполагая, что мужчины были братьями, а не любовниками.
Хнумхотеп и Нианххнум изображены в гробнице вместе со своими семьями. Было высказано предположение, что они были сыновьями Хабав-Хуфу и Реведзавеса. Похоже, у них было три брата по имени Тити, Нефернисут и Кахерсетеф. Аттестованы также три возможных сестры. Их зовут Неферхотеп-хеветэрев, Мехевет и Птах-хесетен. Жену Нианххнум звали Хентикавес. Пара появляется в гробнице с тремя сыновьями по имени Хем-ре, Кед-унас и Хнумхезевеф и тремя дочерьми, Хемет-ре, Хевитен-ре и Небет. По крайней мере, один внук, Ирин-Ахети, сын Хем-ре и его жены Тьесет.
У Хнумхотепа была жена по имени Хенут. У Хнумхотепа и Хенута было по крайней мере пять сыновей по имени Птахшепсес, Птахнеферху, Кайзеби, Хнумхесвеф и Нианххнум младший (возможно, названный в честь владельца гробницы), а также дочь по имени Реведзавес.
Египетские записи отмечают Хнумхотеп и Нианххнум как главные мастера по маникюру для королевской семьи, но они, возможно, занимали различные официальные титулы и обязанности
Дежурили в храме Солнца, Нианххнум или Хнумхотеп, возможно, наблюдал за подчиненными чиновниками, такими как г-н С.Н. Сна «надзиратель журналов», который, в свою очередь, руководил бригадами носильщиков, которые собирали и забирали материалы из зернохранилищ и кладовых
Уход за телом и гардеробом короля при подготовке к его публичным выступлениям требовал большого количества помощников, очевидно, работающих в разных ателье, каждое под собственным руководством. В дополнение к мастерам маникюра, которыми руководили Нианххнум и Хнумхотеп (обсуждаются в титульном разделе этой статьи), во дворце были служители под началом одного или нескольких мужчин, носивших титул jrj nfr HAt «хранитель головного убора», ответственный за королевские парики и головные уборы., jrw Snj "парикмахеры, которые держали его побритым, и mr n jzwj Xkrwt nswt" надзиратель двух палат королевских украшений ". Пост Xkrt nswt" украшатель короля "всегда занимали женщины, которые по закону были если не в социальном плане, то наравне с мужчинами в Египте. Неферхотеп-Хатор помечается этим статусом на похоронной процессии Нианххнума и Хнумхотепа.
Как и как часто персонал парикмахерской, что из официальных свидетельств стоит выше мастеров маникюра в престижных рейтингах 5-й и 6-й династий, общение с последними остается неизвестным. На похоронной процессии не указано ни одного парикмахера. Птахшепсес, хранитель головного убора, который стал визирем Нюссере, и Ти, надзирающий за ним. Пирамиды и храмы солнца - это два чиновника, с которыми, возможно, работали Нианххнум и Хнумхотеп. И Хнумхотеп, и Нианххнум засвидетельствованы на сцене жатвы в великолепном захоронении Птахшепсеса, где они, возможно, работали надсмотрщиками карьеров, но при этом назывались jr ant pr aA «мастерами дворцового маникюра», довольно младшими по сравнению с титулованным в их собственной гробнице, что могло означать Птахшепсес умер в молодости. На дверном косяке, помимо TAtj «визирь», отображается титул HAt-a «тот, чья рука впереди», чистый почетный знак Аллена отличает от титулов m-r и jrj, определяющих области ответственности, с которыми мы сталкивались до сих пор. Эпитет jrj nfr HAt "хранитель головного убора", записанный во многих комнатах, пишется знаком рта (Gardiner D21), а не знаком глаза (D4), так что он разделяет вводное слово jrj-pat " потомственный принц, "еще один почетный представитель Аллена.
Координаты : 29 ° 52′05 ″ N 31 ° 13′10 ″ E / 29,86795 ° N 31,219416 ° E / 29,86795; 31.219416
Два борца, могила Бакета III в Бени Хасане, 11-я династия (приблизительно 2000 г. до н.э.), Египет. Иероглифический текст над фигурами является стандартной вотивной формулой бога Осириса, в конечном итоге от имени владельца гробницы. мастаба Хнумхотепа и Нианххнума.Могила Хнумхотепа и Нианххнума была обнаружен египтологом Ахмедом Муссой в некрополе в Саккаре, Египет в 1964 году при раскопках дамбы для пирамиды царя Унаса. Это единственная гробница в некрополе, где изображены мужчины, обнимающие и держащиеся за руки. Кроме того, избранные мужчинами имена (оба теофорика бога-создателя Хнума ) образуют лингвистическую ссылку на их близость: Нианххнум означает «жизнь принадлежит Хнуму», а Хнумхотеп означает «Хнум» доволен; " Точная король и дата царствования этой гробницы неизвестны; стиль помещает его в последнюю 5-ю династию под Ньюсерре или Менкаухор. Человеческих останков внутри обнаружено не было. Считается, что гробница была построена поэтапно: сначала последовательность из двух камер, вырубленных в известняке невысокого откоса в северной части Саккары, затем надстройка мастабы, добавленная к более ранней постройке. Это произошло бы, если бы два предполагаемых захватчика получили ресурсы.
В сцене банкета Нианххнум и Хнумхотеп развлекают танцоры, хлопушки, музыканты и певцы; в другом они наблюдают за подготовкой к похоронам. В наиболее ярком изображении двое обнимаются, соприкасаются носами, в самой интимной позе, допускаемой каноническим египетским искусством, в окружении того, что кажется их наследниками.
В египетских гробницах есть списки титулов и эпитетов в честь умерших или удерживаемых при жизни, часто с названиями других лиц, которые появляются на стене. Для Нианххнум и Хнумхотеп титул можно сжать следующим образом:
Ложные двери Нианххнум и Хнумхотеп, внутренний зал. Дверь Хнумхотепа справа, со сценой стола для жертвоприношений над парными сторожами. Соответствующая дверь Нианххнум слева повреждена и не показана. Названия и имена идут над портретом обнимающей пары, идентичны, за исключением самого имени. Они соответствуют номерам (2), (4), (6), (8) в этом разделе. Области с пометкой «текст» содержат формулу Htp dj nswt и другие благословения; см. раздел «Предложение формул в могиле» в этой статье. По материалам Moussa Altenmüller.Один из мужчин или оба:
Титул Hrj sStA «хранитель секретов» засвидетельствован для 13 человек во время Старого царства, по крайней мере, однажды уточнен к форме Hr sStA mdw-nTr «хранитель тайн слов бога», что означает иероглифический язык, используемый на памятниках. В отличие от иератического письма, которое использовалось для повседневного ведения записей, что уже было элитной деятельностью, содержание иероглифических текстов было строго контролируемой собственностью государства, и для надписей в могиле, вероятно, требовалось разрешение короля, как мы видим в царской разрешение для Rawer, чиновника под Нефериркаре, похороненного в Гизе, сделать это.
jmAx xr nTr aA «почитаемый рядом с великим богом» - эвфемизм для «мертвых», часто появляющийся в гробницах и на плиточных стелах, хотя оно, как и слово (и богиня) маат, вызывает разнообразную идеализацию отношений между социальными и космологическими рангами.
Эпитеты, начинающиеся с jmAx, распространены на протяжении всей истории Египта, начиная с 4-й династии, и имеют тенденцию к большей конкретности в более поздние периоды. Официальный представитель или член семьи мог обладать несколькими, как jmAx xr nTr aA, «почитаемыми перед великим богом» (когда он мертв), так и jmAx xr nswt, «почитаемым перед королем» (предположительно при жизни). Важно понимать, что сами царь и бог могут быть одним и тем же, особенно после смерти, как Аменемхат I в ранней истории Среднего царства о Синухе. Целью царской власти после поддержания общественного порядка (mAat) в Египте было вознесение и соединение с солнечным диском гелиополитанской теологии, существовавшей с Древнего Царства до прихода христианства. Так как jmAx также можно перевести как «предусмотрено», связь могилы чиновника с королевской субсидией подразумевается; хотя официальные лица строили свои гробницы, используя в основном свои собственные ресурсы, когда закончилась 4-я династия (и щедрость Хуфу в Гизе ).
Портик с двумя колоннами делает вверх по восточной половине фасада мастабы. На лицевой стороне надписи: слева Нианххнум, справа Хнумхотеп. Эти два рельефа практически идентичны, различаются только названия.
Это место довольно мало. Западная сторона украшена похоронной процессией Нианххнума, а восточная сторона изображает соответствующую погребальную процессию Хнумхотепа.
Хнумхотеп (слева) и Нианккнум (справа) любят играть в папирусные болота, усеивающие ландшафт Египта. См. Текст для обсуждения; щелкните изображение, чтобы увеличить и просмотреть крошечные члены семьи, рассредоточенные вокруг мужчин. ОсириснетНа самой верхней южной стене изображены двое мужчин, сидящих перед столом для жертвоприношений. Нианххнум сидит справа, а Хнумхотеп сидит слева. Между ними раскинулся стол с приношениями. Ниже сцены подношения изображены двое мужчин, которые ловят рыбу и ловят рыбу. Слева, под этой перемычкой, Хнумхотеп стоит на папирусной лодке, копая рыбу в воде, которая затопляет основания стеблей папируса, среди которых он плывет. Его сопровождают жена Хенут, сыновья и дочь. Справа похожим образом изображен Нианххнум, нацеливающий свою метательную палку на водоплавающую птицу, хотя на этой фигуре активная рука отсутствует.
На входе изображены сцены выпечки хлеба и варки пива. Ячмень тщательно отмеряется и превращается в хлеб. Другие сцены включают выпас коз, строительство корабля, сцены сбора урожая, плавание под парусами, плетение птиц сетями и т. Д. Восточная стена содержит юридический текст. Ниже этого текста изображены несколько человек, которые считаются семьей этих двух мужчин. В самом низу показаны корабли. Мужчины показаны стоящими перед главной каютой корабля.
Неукрашенное пространство, которое служит для соединения вестибюля и комнат на северном конце мастабы с примыкающие к югу от них высеченные в скале секции гробницы. Современные защитные решетки теперь заслоняют большую часть солнечного света, которое могло бы залить этот небольшой, обнесенный стеной двор, но мало или совсем не падало солнце на вестибюль внешнего зала, высеченного в скале, описанного ниже, поскольку его вход обращен на север.
С именами, титулами и стоячими портретами двух мужчин он намного меньше другого вестибюля и без столбов. На внутренней поверхности перемычки изображена еще одна сцена подсчета скота, и каждый владелец гробницы появляется на одной из боковых стен со своей женой, среди потока еще большего количества подношений от стад.
Этот внешний зал, прихожая к последнему, внутреннему залу, отмечает первую, высеченную в скале фазу строительства гробницы и полностью украшен. До того, как мастаба была добавлена, это была первая комната, в которую посетитель вошел после прохождения привокзальной площади, которая была перемещена на северо-восток, в дальнюю сторону мастабы, где находится сейчас. Здесь люди занимаются сельским хозяйством, включая взвешивание кукурузы и зерна, вспашку полей и сбор урожая.
Двойная дверь во внутренний зал находится на западной стене с широкой колонной, разделяющей двери. На его поверхности изображены двое мужчин, их дети, нарисованные намного меньше, чтобы отразить меньший статус, и они сидят за каждым из родителей. Соответствующие жены в этой сцене не появляются. У Нианххнум три сына и три дочери, у Хнумхотепа пять сыновей и одна дочь, некоторые из которых могут быть усыновлены или зачаты второй женой или любовницей, поскольку им не хватает килтов шендит, которые носили другие. Все дети, за исключением младшего сына Нианххнума, который до сих пор бегает голым с бритой головой с единственным боком юности, - взрослые, несмотря на масштаб, в котором они нарисованы. Птахшепсес, сын Хнумхотепа, носил юношеский буфет на болоте перед двором, но не здесь. Либо вторгается непоследовательность, либо искусство, созданное за годы, отражает некоторые изменения статуса, которые происходят во время строительства гробницы.
Теперь, с обратной стороны разделительной колонны, Нианхкнум и Хнумхотеп снова обнимаются, и в третий раз на противоположной стене этой маленькой комнаты. У них нет своих детей в этом сокровенном святилище. У каждого человека есть «ложная дверь» - вырезанная в виде щели ниша, окруженная надписями, которые были изготовлены в королевских мастерских и установлены в гробнице. Нианхкнум серьезно поврежден. Фальшивая дверь обеспечивала доступ умершего как духовного существа к подношениям, оставленным живыми в гробнице. Эти приношения должны были быть установлены на постаментах перед ложными дверями. За ложными дверями находится небольшой шкаф для статуй, известный как сердаб. Здесь должны были быть помещены статуи каждого мужчины, обращенные лицом к камере, как если бы они смотрели, как приходят и уходят посетители, но невидимые для приносящих жертвы, поскольку ложные двери на самом деле твердые. Похоже, что грабители гробниц удалили статуи еще в древности; их больше нет.
Сцена банкета (первое изображение) показывает Нианххнум гладко выбритый (слева) и Хнумхотеп (с короткой бородой) сидят лицом друг к другу через разложенные между ними съедобные продукты, каждый со своим макетным столом. Отмеченный базовой линией, он читается отдельно от двух нижеследующих регистров развлечений. Другой верхний регистр заменяет современную гробницу Ти в Саккаре (следующее изображение), где нет еды, а владелец сидит со скипетром, а его жена (нарисованная в полумасштабе) у его ног.
Продолжительность жизни и обстоятельства смерти владельцев гробниц неизвестны. Известняковые саркофаги под мастабой были разграблены, а более поздние деревянные гробы захоронены в погребальных камерах. Бут, цитируя других, придерживается теории, что Хнумхотеп умер первым, оставив Нианххнум завершить искусство гробницы. Этот вывод был сделан на основании эпитетов Хнумхотепа jmAx (см. Раздел «Титульный лист»), стиля бороды, который он носит, и исключения его жены на сцене банкета, когда изначально там был Нианхкнум.
Четыре строк показывают людей, идущих гуськом. Семейные отношения остаются неясными в египетских гробницах: только изображения жен (Hmt.f «его жена»), дочерей (zAt.f) и сыновей (zA.f) имели генеалогические записи. Ридер идентифицирует самих Нианххнума и Хнумхотепа в тылу линии Хабау-Хуфу; он и женщина за ним - родители Нианххнум. Эта женщина и Хнумхотеп - единственные парады, которые не прикладывают левую руку к сердцу, а используют их, чтобы держать руку или руку человека перед собой, предполагая некоторую степень близости между ними и людьми, которых они обнимают (Хабау -Хуфу или Нианххнум соответственно). Появляется больше детей покойного, а также некоторые люди с более туманным статусом, в том числе Анкредви-Несут, капитан полиции Хнумхезуф, мастер дворцового маникюра Касетеф и жена Хемре Тьесет. Секхем, писец ПР HD «Белый дом», находится здесь и за Нианххнумом в сцене болота перед входом, где у него был тезка со стороны Хнумхотепа, хотя и с отмеченной дополнительной должностью инспектора священников Hm-kA.
В интерпретации Редера, отсутствие здесь родителей Хнумхотепа, совпадающее с отсутствием его жены на банкете, согласуется с тем, что Хнумхотеп предшествовал смерти своего загробного соседа по комнате. Другие должностные лица в очереди и в следующем регистре (где цифры меньше) включают надзирателей ткачей, мастеров маникюра, священников Hm-kA и писцов. {{R | group = note | note10. Неопределенная точная связь также связывает Нианххнум и Хнумхотеп; Альтенмюллер считает их братьями, Бейнс - близнецами, а Ридер - однополыми супружескими или домашними партнерами, о чем свидетельствует иконография, обычно используемая для мужа и жены, или, с Хнумхотепом, для женщин (нюхание цветка лотоса).
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Нианххумом и Хнумхотепом. |