Западная Сахара, бывшая испанская колония в Испанской Сахаре, спорная территория, на которую претендуют как Королевство Марокко, так и Народный фронт освобождения Сагия-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт Полисарио), движение за независимость, базирующееся в Алжире. Он внесен в список Организации Объединенных Наций (ООН) как не- деколонизированная территория и, таким образом, включен в список несамоуправляющихся территорий Организации Объединенных Наций.
Начиная с Мадридских соглашений 1975 года, часть Западной Сахары находилась под управлением Марокко как Южные провинции. Другой раздел, Освобожденные территории, находится в ведении Фронта ПОЛИСАРИО как Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). Мавритания управляет западной половиной полуострова Рас-Нуадибу. прекращение огня под наблюдением ООН действует с сентября 1991 года.
Хотя ни одна другая страна никогда не признавала одностороннюю аннексию Западной Сахары Марокко, ряд стран выразили свою поддержку будущее признание суверенитета Марокко над территорией в качестве автономной части Королевства. Например, де-факто признание претензии Марокко со стороны некоторых стран, таких как случай Соединенного Королевства. Хотя Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании (FCO) рассматривает статус Западной Сахары как «неопределенный», отсутствие ссылки на ее нынешнее эффективное разделение с учетом существования территорий, контролируемых ПОЛИСАРИО, свидетельствует о принятии Марокко в качестве управляющей державы на всей территории. В целом, аннексия не привлекла столько внимания международного сообщества, как многие другие спорные аннексии (например, российская аннексия Крыма ).
Чтобы решить проблему суверенитета, ООН попыталась провести референдум через Миссию ООН по референдуму в Западной Сахаре (МООНРЗС) и ведет прямые переговоры между Королевством Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. ООН не признает суверенитет Марокко или САДР над Западной Сахарой.
Марокканские поселенцы в настоящее время составляют более двух третей из 500 000 жителей Западной Сахары. Согласно международному праву, перемещение Марокко собственного гражданского населения на оккупированную территорию является прямым нарушением статьи 49 Четвертой Женевской конвенции (см. израильский и турецкие поселенцы ).
Официальная позиция Королевства Марокко с 1963 года заключается в том, что вся Западная Сахара является неотъемлемая часть королевства. Марокканское правительство называет Западную Сахару только «Марокканской Сахарой», «Сахарскими провинциями» или «Южными провинциями ».
По данным правительства Марокко., в 1958 году марокканская армия освобождения боролась с испанскими колонизаторами и почти освободила территорию, которая тогда была испанской Сахарой. Отцы многих лидеров Полисарио были среди ветеранов марокканской южной армии, например, отец Полисарио лидер Мохаммед Абдельазиз. Марокко поддерживает эту точку зрения ряд бывших основателей и руководителей ПОЛИСАРИО. Эрс. Марокко считает Фронт ПОЛИСАРИО марокканским сепаратистским движением, ссылаясь на марокканское происхождение большинства его членов-основателей, а его самопровозглашенное САДР является марионеточным государством. Алжиром, чтобы вести опосредованную войну против Марокко.
22 января 2020 года Палата представителей Марокко единогласно проголосовала за добавление воды Западной Сахары к морским границам Марокко.
Фронт ПОЛИСАРИО, в основном поддерживаемый Алжиром, сам и его сторонники описываются как национальное освободительное движение, которое выступает против контроля Марокко над Западной Сахарой, в то время как Марокко и сторонники претензий Марокко в отношении Западной Сахары считают ее сепаратистской организацией. Это началось как движение студентов, которые чувствовали себя разрывающимися между расходящимися испанскими и марокканскими влияниями на страну. Первоначальная цель ПОЛИСАРИО, заключающаяся в прекращении испанского колониализма в регионе, была достигнута, но их соседи, Марокко и Мавритания, захватили суверенитет в регионе, который, по мнению ПОЛИСАРИО, имел право на самоопределение и, в конечном итоге, на взаимозависимость. ПОЛИСАРИО участвовало в партизанской войне с марокканскими и мавританскими войсками. Оно эвакуировало население Сахрави в лагеря беженцев Тиндуф из-за бомбардировки Королевскими ВВС Марокко лагерей беженцев на суше Сахрави напалмом и белый фосфор.
Фронт ПОЛИСАРИО призвал к принятию решения о самоопределении народа Западной Сахары путем референдума. Хотя САДР не признается в качестве государства ООН, ПОЛИСАРИО считается прямым участником конфликта и законным представителем сахарского народа, признанного ООН с 1979 года.
Территория, контролируемая ПОЛИСАРИО (выделена зеленым цветом) к востоку от марокканской стеныФронт ПОЛИСАРИО утверждает, что положение Марокко обусловлено экономическими интересами (рыболовство, добыча фосфатов и потенциальные запасы нефти) и политические причины (стабильность положения короля и правящей элиты в Марокко, размещение большей части марокканской армии в Западной Сахаре, а не в Марокко). Фронт ПОЛИСАРИО провозгласил Сахарскую Арабскую Демократическую Республику в Бир-Лелу (Западная Сахара) 27 февраля 1976 года.
Претензии на Западную Сахару росли с 1960-х годов., подпитывается президентом Мавритании Моктаром ульд Дадда. До Мавритания подписала Мадридские соглашения и после вывода последних испанских войск в конце 1975 года мавританская армия вторглась в южную часть Западной Сахары, в то время как марокканская армия сделала то же самое на севере. В апреле 1976 года Мавритания и Марокко разделили страну на три части, и Мавритания получила южную, которая получила название Тирис аль-Гарбийя. Мавритания вела четыре года войны против партизан ПОЛИСАРИО, проводя рейды на Нуакшот, нападения на поезд с мин Зуэрат и государственный переворот, в результате которого был свергнут Ульд Дадда. Мавритания наконец вышла летом 1979 года после подписания договора с Фронтом ПОЛИСАРИО, признав право на самоопределение сахарского народа и отказавшись от любых претензий на Западную Сахару. Марокканская армия немедленно взяла под свой контроль бывшую территорию Мавритании. Мавритания признала Сахарскую Арабскую Демократическую Республику 27 февраля 1984 года.
Алжир поддерживает независимость всей Западной Сахары с 1975 года, когда испанские войска и поселенцы покинули этот район. Это одна из немногих стран в Лиге арабских государств. Он оказал помощь «Фронту ПОЛИСАРИО». Роль Алжира стала косвенной - через политическую и военную поддержку Фронта ПОЛИСАРИО. Алжир признал Сахарскую Арабскую Демократическую Республику 6 марта 1976 года. Его участие в движении за независимость Западной Сахары прервало развитие дипломатических отношений между Алжиром и Марокко, которые были восстановлены в 1988 году.
Западная Сахара внесена в список несамоуправляющихся территорий Организации Объединенных Наций. ООН с 1988 года участвует в попытках найти решение конфликта путем самоопределения. В 1988 году Королевство Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО согласились урегулировать спор посредством референдума под эгидой ООН, который позволил бы народу Западной Сахары выбрать между независимостью или интеграцией с Марокко. В 1991 году стороны согласовали План урегулирования в зависимости от референдума, который состоится в следующем году, но из-за разногласий по поводу квалификации избирателей голосование не было проведено. В последующие годы ООН выступала за переговоры между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО для выхода из тупика, кульминацией которых стали переговоры в Манхассете в 2007–2008 годах. По состоянию на 2020 год мандат МООНРЗС продлевался 47 раз, и она сохраняет свое присутствие в стране, но еще не выполнила свою миссию по организации референдума.
Хотя ни одно государство официально не признало суверенитет Марокко в Западной Сахаре, некоторые государства поддерживают «право на самоопределение сахарского народа », включая вариант автономии под суверенитетом Марокко. Некоторые государства часто меняли свое мнение или делали отдельные объявления о поддержке как Марокко, так и Фронта ПОЛИСАРИО / SADR (Бельгия, Бенин, Ботсвана, Чили, Доминиканская Республика, Гватемала, Парагвай, Перу, Россия, Сьерра-Леоне).
Некоторые государства, заявившие о поддержке «права на самоопределение», в настоящее время признают Сахарскую Арабскую Демократическую Республику. Не все государства, которые прекратили дипломатические отношения или отказались от признания САДР, заявили о своей поддержке марокканских требований.
Некоторые штаты не объявили о своей позиции по состоянию на 2014 год.
# | Государство | Примечания | Международный членство |
---|---|---|---|
1 | Алжир | Африканский союз член. член Лиги арабских государств. член ОИК | |
2 | Ангола | Африканский союз член | |
3 | Белиз | ||
4 | Ботсвана | Африканский союз член | |
5 | Куба | ||
6 | Доминиканская Республика | ||
7 | Восточный Тимор | ||
8 | Эквадор | член УНАСУР | |
9 | Сальвадор | ||
10 | Эфиопия | Африканский союз член | |
11 | Гана | Африканский союз член | |
12 | Гватемала | ||
13 | Гайана | член ОИК член УНАСУР | |
14 | Иран | член ОИК | |
15 | Ямайка | ||
16 | Кения | Африканский союз член | |
17 | Лесото | Африканский союз член | |
18 | Либия | Ливия поддерживает Фронт ПОЛИСАРИО, но не признает Западную Сахару как государство. | Африканский союз член. член Лиги арабских государств. член ОИК |
19 | Мали | Африканский союз член член ОИК | |
20 | Маврикий | Африканский союз член | |
21 | Мексика | ||
22 | Мозамбик | Африканский союз член член ОИК | |
23 | Намибия | Африканский союз член | |
24 | Никарагуа | ||
25 | Нигерия | Африканский союз член член ОИК | |
26 | Панама | ||
27 | Перу | член УНАСУР | |
28 | Сьерра-Леоне | Африканский союз член | |
29 | Южная Африка | Африканский Союз член | |
30 | Южная Осетия | ||
31 | Суринам | член ОИК член УНАСУР | |
32 | Танзания | Африканский союз член | |
33 | Тринидад и Тобаго | ||
34 | Уганда | Африканский союз член член ОИК | |
35 | Уругвай | член УНАСУР | |
36 | Венесуэла | член UNASUR | |
37 | Вьетнам | ||
38 | Зимбабве | Африканский союз член |
# | Государство | Примечания | Дипломатическая миссия | Справочная информация |
---|---|---|---|---|
1 | Антигуа и Барбуда | |||
2 | Азербайджан | |||
3 | Бахрейн | Арабская лига член | ||
4 | Барбадос | |||
5 | Бенин | Африканский союз член | ||
6 | Беларусь | |||
7 | Боливия | |||
8 | Болгария | EU член | ||
9 | Буркина-Фасо | Африканский союз член | 23 октября 2020 г. | |
10 | Бурунди | Африканский союз член | 28 февраля 2020 года | |
11 | Камбоджа | |||
12 | Камерун | Африканский союз член | ||
13 | Центральноафриканская Республика | Африканский союз член | 23 января 2020 года | |
14 | Чад | Африканский союз член | ||
15 | Чили | |||
16 | Колумбия | |||
17 | Коморские Острова | Африканский союз член. Лига арабских государств член | 18 декабря 2019 года | |
18 | Конго | Африка Член Союза | ||
19 | Коста-Рика | |||
20 | Демократическая Республика Конго | Африканский союз член | ||
21 | Джибути | Африканский союз член. араб член | 28 февраля 2020 | |
22 | Доминика | |||
23 | Доминиканская Республика | |||
24 | Сальвадор | |||
25 | Экваториальная Гвинея | Африканский Союз член | 23 октября 2020 года | |
26 | Эсватини | Африканский союз член | 27 октября 2020 года | |
27 | Франция | Постоянный член СБ ООН. EU член | . | |
28 | Габон | Африканский союз член | 17 января 2020 года | |
29 | Гамбия | Африканский союз член | 7 Январь 2020 | |
30 | Гренада | |||
31 | Гватемала | |||
32 | Гвинея | Африканский союз член | 17 января 2020 года | |
33 | Гвинея- Бисау | Африканский союз член | 23 октября 2020 | |
34 | Гаити | |||
35 | Венгрия | EU член | ||
36 | Индия | |||
37 | Индонезия | |||
38 | Кот-д'Ивуар | Африканский союз член | 18 февраля 2020 года | |
39 | Ямайка | |||
40 | Иордания | Лига арабских государств член | ||
41 | Кирибати | |||
42 | Кувейт | Лига арабских государств член | ||
43 | Либерия | Африка Член Союза | 12 марта 2020 года | |
44 | Мадагаскар | Африканский союз член | ||
45 | Малави | Африканский союз член | ||
46 | Мальдивы | |||
47 | Науру | |||
48 | Нидерланды | EU член | ||
49 | Нигер | Африканский союз член | ||
50 | Северная Македония | |||
51 | Оман | Лига арабских государств член | ||
52 | Папуа-Новая Гвинея | |||
53 | Парагвай | |||
54 | Перу | |||
55 | Польша | EU член | ||
56 | Катар | Лига арабских государств член | ||
57 | Румыния | EU член | ||
58 | Руанда | Африканский союз член | ||
59 | Россия | Постоянный член СБ ООН | ||
60 | Сент-Люсия | |||
61 | Сан-Томе и Принсипи | Африканский союз член | 23 января 2020 года | |
62 | Саудовская Аравия | Лига арабских государств член | ||
63 | Сенегал | Африканский союз член | ||
64 | Сербия | |||
65 | Сейшельский les | Африканский союз член | ||
66 | Соломоновы Острова | |||
67 | Южный Судан | Африканский союз член | ||
68 | St. Китс и Невис | |||
69 | Сент. Винсент и Гренадины | |||
70 | Судан | Африканский союз член. Лига арабских государств член | ||
71 | Суринам | |||
72 | Того | африканец Союз член | ||
73 | Турция | |||
74 | Тувалу | |||
75 | Объединенные Арабские Эмираты | Член Лиги арабских государств член | 4 ноября 2020 года | |
76 | Йемен | Лига арабских государств член | ||
77 | Замбия | Африканский союз член | 27 октября 2020 года |
Франция заявляет о нейтралитете в вопросе Западной Сахары, несмотря на ее военное участие в войне в Западной Сахаре на стороне Марокко и Мавритании (см. Операция Ламантин ). В 2009 и 2010 годах Франция использовала угрозу своего права вето, чтобы заблокировать установление МООНРЗС мониторинга прав человека в Западной Сахаре. Франция была основным сторонником предложения Марокко об автономии, а в ЕС договорились о уступке расширенного статуса Марокко.
Администрация Обамы отмежевалась от Марокканский план автономии в 2009 году, однако, отказался от поддержки Марокканского плана, поддержанной Бушем, и вернулся к позиции, существовавшей до Буша, когда снова рассматривается возможность создания независимой Западной Сахары.
В апреле В 2009 году 229 членов Палаты представителей США - явное большинство и более чем на 50 человек больше, чем число, подписавшее письмо в 2007 году, - призвали президента Обаму поддержать план автономии Марокко и помочь в завершении конфликта. Среди подписавших были лидер демократического большинства Стени Хойер и лидер республиканского меньшинства Джон Бонер. Помимо признания того, что Западная Сахара стала местом вербовки радикальных исламистов, в письме подтверждалось, что конфликт является «самым серьезным препятствием на пути к безопасности и сотрудничеству, необходимым для борьбы» с терроризмом в Магрибе. В письме содержится ссылка на резолюцию 1813 (2008) Совета Безопасности ООН и призыв к президенту Обаме следовать политике, установленной президентом Клинтоном и которой следует президент Буш. Конгрессмены выразили обеспокоенность по поводу жизнеспособности Западной Сахары. Они сослались на миссию ООН по установлению фактов в Западной Сахаре, которая подтвердила мнение Госдепартамента о том, что предложение ПОЛИСАРИО, которое в конечном итоге означает независимость, приведет к нежизнеспособному государству. В заключение в письме говорилось: «Мы по-прежнему убеждены в том, что позиция США в пользу автономии Западной Сахары под суверенитетом Марокко является единственно возможным решением. Мы настоятельно призываем вас поддерживать эту давнюю политику и ясно дать понять, как на словах, так и на деле., что Соединенные Штаты будут работать над тем, чтобы процесс ООН продолжал поддерживать эти рамки как единственный реалистичный компромисс, который может положить конец этому досадному и давнему конфликту ". Комментируя соглашение о свободной торговле с Марокко от 2004 года, Торговый представитель США Роберт Зеллик заявил в письме конгрессмену Джо Питтсу в ответ на его вопрос, «United Государства и многие другие страны не признают суверенитет Марокко над Западной Сахарой и постоянно призывают стороны работать с Организацией Объединенных Наций для разрешения конфликта мирными средствами. Соглашение о свободной торговле не будет включать Западную Сахару ».
Фотография бывшего Посол США в Марокко Сэмюэл Л. Каплан (2009–2013), который в апреле 2013 г. заявил, что позиция Соединенных Штатов заключается в том, что план автономии Марокко «не может быть единственной основой в этих переговорах».В апреле 2013 г., Соединенные Штаты предложили, чтобы МООНРЗС осуществляла мониторинг прав человека (как и все другие миссии ООН с 1991 года) в Западной Сахаре. Марокко категорически против этого шага, отменив ежегодные военные учения «Африканский лев» с США Армия Войска. Также в середине апреля посол США в Марокко Сэмюэл Л. Каплан заявил на конференции в Касабланке, что план автономии Марокко «не может быть единственная основа для этих переговоров », имея в виду переговоры между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко под эгидой ООН.
Следующие государства и организации не заявили о своей позиции:
Организация | Членство | Позиция |
---|---|---|
Африканский Союз (Ранее ОАЕ ) | 22 февраля 1982 г. | Сахарская Арабская Демократическая Республика является полностью признанным членом-основателем Африканского союза. Африканский союз поддерживает право сахарского народа на самоопределение. |
Андское сообщество наций | 26 октября 2011 г. (наблюдатель) | Сахарская Арабская Демократическая Республика является членом-наблюдателем в рамках Андский парламент. |
Лига арабских государств | Не член. | Лига арабских государств поддерживает «целостность территориального суверенитета Марокко», не уточняя позиции по разрешению конфликта. |
Союз арабского Магриба | Не член. | Союз арабского Магриба не сделал единодушного заявления о своей позиции по конфликту между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. |
Карибское сообщество (КАРИКОМ) | Не член. | КАРИКОМ поддерживает право народа Западной Сахары на самоопределение в соответствии с принципами и целями Устава Организации Объединенных Наций. |
Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна | Не член. | CELAC поддерживает усилия всех сторон по достижению справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического решения, которое обеспечило бы право на самоопределение для жителей. |
Европейский Союз | Не член. | ЕС поддерживает усилия Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и его Личного посланника по поиску справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического решения, которое позволит самоопределение народа Западной Сахары, как это предусмотрено в резолюциях Организации Объединенных Наций. |
Движение неприсоединения | Не является членом. | ДН поддерживает право народа Западной Сахары на самоопределение в соответствии с принципами и целями Устава Организации Объединенных Наций и резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года. |
Организация исламского сотрудничества | Не член. | ОИК поддерживает достижение справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического решения, которое обеспечило бы самоопределение народа Западной Сахары в соответствии с соответствующими резолюциями |
Группа Рио | Не является членом. | Группа Рио поддерживает резолюции, принятые ООН для достижения справедливого, прочного и взаимоприемлемого решения, ведущего к самоопределению народа Западной Сахары, в контексте совместимых соглашений с принципами Устав ООН и Резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи и другие соответствующие резолюции. |
Южноамериканский Союз | Не является членом. | UNASUR поддерживает достижение справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического решения, которое обеспечило бы самоопределение народа Западной Сахары согласно соответствующим резолюциям. |
Организация Объединенных Наций | Не участник. | ООН не признает притязания Марокко, поскольку Западная Сахара остается в его списке несамоуправляющихся территорий с 1963 года. Совет Безопасности выступал за прямые переговоры между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. Было одобрено более 100 резолюций, поддерживающих право сахарского народа на самоопределение. |
САДР также является членом Азиатско-африканского стратегического партнерства, сформированного на Азиатско-африканской конференции 2005 г., несмотря на возражения Марокко против участия в САДР.
В 2006 году САДР участвовало в конференции Постоянной конференции политических партий Латинской Америки и Карибского бассейна.
22 февраля 1982 года САДР обеспечило членство в Организации. Африканского единства.
Африканский союз (ранее ОАЕ) полностью признал Сахарскую Арабскую Демократическую Республику и принял ее в качестве государства-члена (что побудило Марокко выйти из союза). Мохамед Абдельазиз, президент SADR, был вице-президентом OUA в 1985 году и AU в 2002 году.
Европейский Союз поддерживает право сахарского народа на самоопределение (референдум МООНРЗС, спонсируемый ООН), но не признает Фронт ПОЛИСАРИО. По практическим вопросам, таким как рыболовство в ИЭЗ, ЕС рассматривает Марокко как страну, в настоящее время осуществляющую «юрисдикцию, но не суверенитет» над территорией Западной Сахары. Кроме того, члены торгового блока EFTA сделали заявления об исключении Западной Сахары из соглашения о свободной торговле между Марокко и EFTA. В декабре 2016 года Европейский суд подтвердил в решении Совета против Народного фронта за освобождение Сагия-эль-Хамра и ду рио-де-оро (Фронт ПОЛИСАРИО), что Марокко не имеет оснований для суверенитета над Западной Сахарой. и что торговые сделки с Марокко не могут распространяться на оккупированную территорию.
С 1966 года Организация Объединенных Наций требует проведения референдума, чтобы дать возможность «коренному населению» свободно осуществить свое право на самоопределение. С 1979 года Организация Объединенных Наций признала Фронт ПОЛИСАРИО представителем народа Западной Сахары и считала Марокко оккупационной силой.
Бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул в своем последнем докладе по Западной Сахаре Совету Безопасности :