Ноктюрны (Дебюсси)

редактировать
Композиция для оркестра Клода Дебюсси
Ноктюрны
Оркестровая музыка Клод Дебюсси
Pour Georges Hartmann - "Nocturnes" - 1° Nuages - 2° Fêtes - 3° Sirènes - Claude Debussy - Paris - 1898 - 1899 (manuscrit autographe), p 3r.jpg Оригинальная рукопись оркестровой аранжировки
КаталогL. 91, CD. 98
На основе
Сочинение1892 (1892) –1899
ПосвящениеДжордж Хартманн (издатель)
Выполнено
  • 9 декабря 1900 г. (mvts 1 и 2)
  • 27 октября 1901 г. (все 3 мВт)
Опубликовано
  • 1900
  • 1930 (исправленная версия)
Перемещения
  • I. Nuages ​​(«Облака»)
  • II. Fêtes («Праздники»)
  • III. Sirènes ("Сирены ")
Scoring
  • Orchestra
  • женский хор

Nocturnes, L. 91, CD. 98, иногда Trois Nocturnes или Три Ноктюрна, это импрессионистская оркестровая композиция в трех частях французского композитора Клода Дебюсси, написавшего ее между 1892 и 1899 годами. основан на стихотворениях из «Поэмы древних и романских» (Анри де Ренье, 1890).

Содержание
  • 1 Композиция
    • 1.1 «Три сцены в сумерках»
    • 1.2 Три ноктюрна для соло скрипка и разделенный оркестр
    • 1.3 Дополнение и доработка
  • 2 Части
    • 2.1 I. Nuages ​​(«Облака»)
      • 2.1.1 Инструменты
      • 2.1.2 Маркировка темпа
      • 2.1.3 Примечания
    • 2.2 II. Фестивали («Фестивали»)
      • 2.2.1 Инструменты
      • 2.2.2 Темповые обозначения
      • 2.2.3 Примечания
    • 2.3 III. Сирены («Сирены»)
      • 2.3.1 Инструменты
      • 2.3.2 Разметка темпа
      • 2.3.3 Примечания
  • 3 Уистлер и Дебюсси
  • 4 Аранжировки
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Composi ция

«Три сцены в сумерках»

На основании комментариев в различных письмах Дебюсси и в биографии Леона Валласа принято считать, что сочинение Ноктюрнов началось в 1892 году под названием Trois Scènes. au Crépuscule («Три сцены в сумерках»), оркестровый триптих. Однако отсутствие настоящих рукописей не позволяет определить, действительно ли такие произведения связаны с Ноктюрнами.

Trois Scènes au Crépuscule был вдохновлен десятью стихами Анри де Ренье под названием Poèmes anciens et romanesques (опубликовано в 1890 г.). Ренье был поэтом-символистом, и его стихи содержат яркие образы и сказочные ассоциации идей. В письме к Жаку Дюрану от 3 сентября 1907 года Дебюсси пишет: «Я все больше и больше убеждаюсь, что музыка по самой своей природе не может быть представлена ​​в традиционной и фиксированной форме. набор красок и ритмов »; он нашел подходящий материал в образах этих стихотворений.

Дебюсси, возможно, начал создавать произведение для предполагаемого выступления в Нью-Йорке, продвигаемом и спонсируемом принцем Андре Понятовски, банкиром и писатель и доверенное лицо, с которым Дебюсси часто выражался в длинных письмах. Представление в Нью-Йорке должно было состоять из премьеры Фантазии для фортепиано с оркестром Дебюсси, завершенной двумя годами ранее, довольно традиционного произведения в классической форме, но традиция, которую Дебюсси в следующие два года отвергнет и музыкально переместит. вдали от (в результате Фантазия никогда не исполнялась и не публиковалась при его жизни); его экспериментальная oratorio La Damoiselle élue, созданная четырьмя годами ранее, также все еще не осуществлена; и «Сумерки», которые Дебюсси сказал принцу, «почти закончены», хотя он еще ничего не написал на бумаге. Сделка с американским концертом провалилась.

Дебюсси уже с трудом работал над своей оперой Родриг и Химен, биографией Эль Сида ; Говорят, что он в конце концов уничтожил всю партитуру, потому что чувствовал, что больше не может писать «такую ​​музыку» для «такой литературы», но его биограф говорит, что он просто скрывал их, и они оставались в частных коллекциях.

Он также работал над другим оркестровым триптихом по мотивам цикла из трех стихотворений другого поэта-символиста Стефана Малларме, названного L'après-midi d'un faune, который больше соответствовал новому стилю музыки и вдохновению, которое искал Дебюсси. На самом деле он попросил Анри де Ренье, близкого соратника Малларме, сообщить последнему о своем интересе к созданию в этих стихах нового музыкального впечатления. Малларме был категорически против сочетания поэзии и музыки и категорически против композиционной идеи Дебюсси. Однако после того, как он услышал законченную Прелюдию, основанную на его первом стихотворении, Дебюсси, очевидно, заставил его полностью изменить свою веру, поскольку он выразил свое удивление, расточая похвалы и восхищение в личном письме композитору.

Три Ноктюрны для скрипки соло и оркестра

Ноктюрн в черном и золотом - Падающая ракета из серии импрессионистов картин Уистлера

Между тем, Scènes au Crépuscule Дебюсси, после Поэзия Ренье была завершена в партитуре для фортепиано в 1893 году, но, прежде чем Дебюсси получил возможность оркестровать их, он посетил премьеру своего струнного квартета соль минор в декабре, представленного квартетом Исайи во главе с бельгийским скрипачом-виртуозом Эженом Изаи. Дебюсси был впечатлен и польщен интересом Исаи к его музыке и решил переписать свои «Сумеречные сцены» в пьесу для скрипки соло с оркестром.

В 1894 году, после завершения первой части своего триптиха Малларме под названием Prélude (к «Послеполуденному отдыху фавна»), он начал перекомпоновку «Сумеречных сцен» в новом вдохновенном стиле, переименовав новую версию «Ноктюрнс» после серии одноименных картин Джеймса Макнила Уистлера, который в то время жил в Париже.

В сентябре он описал музыку Исаи как «эксперимент в различных комбинациях, которые могут быть достигнуты с помощью одного цвета - в чем будет заключаться исследование серого цвета. картина". Самой известной картиной Уистлера был портрет его матери под названием Композиция в сером и черном № 1. Дебюсси записал оркестровую часть первой из трех пьес только для струнных; второй для трех флейт, четырех рожков, трех труб и двух арф; а третий - для двух групп вместе. Кажется, описана первая версия Ноктюрнов; Позже он отказался от идеи аранжировки для скрипки соло, когда не смог заставить Исаи выступить.

После отказа от Rodrigue et Chimène в 1893 году Дебюсси немедленно начал работу над оперой, которая больше ему нравилась., Pelléas et Mélisande, которая доставила ему немало хлопот в течение следующих девяти лет, пока не состоялась его премьера 30 апреля 1902 года. Таким образом, только в 1896 году он сообщил Исайи, что музыка для Ноктюрны были в значительной степени завершены, и он все еще хотел, чтобы Исаи исполнил сольную партию скрипки.

К 1897 году Дебюсси решил отказаться от сольной партии скрипки и оркестровых групп и просто написать все три части для партии полный оркестр. Следующие два года он работал над «Ноктюрнами» и однажды признался своему другу и благодетелю, издателю Джорджу Хартманну, что сочинять эти три оркестровых ноктюрна для него труднее, чем сочинять пятиактную оперу.. Желая сравняться с ощущением, вызванным успехом пьесы «После полудня фавна», он довел себя до чрезмерного перфекционизма с Ноктюрнами. Проработав над композицией семь лет, постоянно пересматривая ее и несколько раз меняя саму структуру, он ожидал, что она будет соответствовать его собственным великим, авангардным взглядам:

Я сам страстно люблю музыку; и поскольку мне это нравится, я стараюсь освободить его от бесплодных традиций, которые его душат. Это свободное искусство, бушующее, искусство [под открытым небом], искусство безграничное, как стихии, ветер, небо, море! Его никогда нельзя закрывать и превращать в академическое искусство.

— Дебюсси, в интервью в Comœdia, 1910

Завершение и дальнейшая переработка

Полная оценка рукописи Ноктюрны были подписаны с датой завершения 15 декабря 1899 года. Рукопись посвящена Жоржу Хартманну, который помогал финансово Дебюсси начиная с 1894 года. Рукопись была опубликована по контракту с издателем Хартмана под отпечатком Эжена Фромона в 1900 году. напечатанная партитура содержала десятки ошибок.

Первые две части, Nuages ​​и Fêtes, были представлены на премьере 9 декабря 1900 года в Париже оркестром Ламурё под управлением Камиля Шевийяра. Третья часть Сирена не могла быть поставлена, потому что женский хор, необходимый для нее, был недоступен.

Премьера всего произведения была представлена ​​тем же оркестром и дирижером 27 октября 1901 года. Хотя эти первые выступления получили хладнокровный отклик со стороны коллектива. публике, они были более положительно восприняты коллегами-музыкантами. Обзор Пьера де Бревиля в Mercure de France был переведен так: «Это чистая музыка, задуманная за пределами реальности, в мире снов, среди вечно движущаяся архитектура, которую Бог строит из тумана, чудесные творения неосязаемых миров ».

В течение нескольких лет после их публикации, почти до самой своей смерти, Дебюсси продолжал возиться с композицией, сначала создавая исправление десятков ошибок в его копии опубликованной партитуры, затем переход к корректировке небольших отрывков и фундаментальному пересмотру оркестровки. Дебюсси внес много тонких изменений в Сирен, чтобы объединить бессловесное пение женского хора с оркестром.

Две из этих партитур существуют с изменениями Дебюсси в разных цветах карандашей и чернил, и часто эти изменения противоречивы или просто альтернативные версии. Как сказал Дебюсси дирижеру Эрнесту Ансерме, когда тот спросил, какие из них правильные: «Я не совсем уверен; это все возможности. Возьмите эту партитуру с собой и используйте из нее все, что вам нравится». 191>

Дебюсси продолжал изменять композицию так же, как он делал это в течение семи лет до ее публикации, иногда просто не удовлетворяя, а иногда думая о новом эксперименте со звуком, новой цветовой комбинации инструментальных тембров он еще не слышал. Многие из этих изменений были наконец включены в «окончательную версию», опубликованную в 1930 году Джобером. Эта версия продолжает выполняться и сегодня.

Исчерпывающая версия, затрагивающая многие другие «возможности» Дебюсси, была опубликована в 1999 году Дюраном, отредактирована и снабжена комментариями Денис Херлин. Один рецензент заявляет, что «в этом новом критическом издании« Советов Дебюсси »даны достоверные ответы на все наиболее важные вопросы, касающиеся создания текста Ноктюрнов для практического исполнения». Херлин тщательно проследил и проанализировал четыре издания Ноктюрнов Фромонта, закончившихся в 1922 году; множественные оценки Жана Жобера между 1922 и 1930 годами; несколько версий сильно переработанной партитуры Джобера, появившейся между 1930 и 1964 годами; издание 1977 года Петерса из Лейпцига; и результаты исследования Дюрана.

Ноктюрны были исполнены как балет в мае 1913 года с Лой Фуллер танцевать. «Ноктюрны» считаются одними из самых доступных и популярных произведений Дебюсси, восхищаются их красотой, открытием новых возможностей и удивлением при неоднократных слушаниях.

Движения

Есть три движения, каждый с описательным названием. Вся работа длится примерно 25 минут. Дебюсси написал «вступительную записку» к Ноктюрнам и каждой отдельной части, напечатанной в программе для первого полного исполнения в 1901 году:

Название «Ноктюрны» следует интерпретировать здесь в общем и, в частности, в декоративном смысле. Следовательно, оно не предназначено для обозначения обычной формы Ноктюрна, а скорее для обозначения всех различных впечатлений и особых эффектов света, которые предлагает это слово.

I. Nuages ​​(«Облака»)

Тема Параллельные септаккорды
Nuages ​​ Компьютерный звуковой файл первой части

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Instrumentation

2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 (сопрано) кларнета в B ♭, 3 фагота;

4-х клапанные (французские) рупоры в F;

2 литавры в B D, арфа;

(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Разметка темпа

Modéré - Un peu animé - Tempo I - Plus lent - Encore plus lent.

Примечания

«Nuages» передает неизменный аспект неба и медленное, торжественное движение облаков, исчезающих в серых тонах с легким оттенком белого. - Дебюсси

Биограф Леон Валлас записал комментарии Дебюсси о происхождении этой пьесы:

Однажды, в ненастную погоду, Дебюсси переходил мост Согласия в Пэрис со своим другом Полем Пужо сказал ему, что в похожий день ему в голову пришла идея симфонического произведения «Облака»: он визуализировал те самые грозовые тучи, уносимые бурным ветром; проплывает лодка с гудком. Эти два впечатления напоминают томную последовательность аккордов и короткую хроматическую тему на английском рожке.

Английский рожок мелодия, такты 5–8

II. Fêtes («Фестивали»)

Fêtes использует. 8время

Инструменты

3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 (сопрано) кларнета в B, 3 фагота;

4-х клапанные (французские) валторны в F, 3-х клапанные трубы в F, 3 тромбона, туба;

2 арфы, 3 литавры в D ♭, A и E, тарелки, малый барабан;

(струнные): 1 и 2 скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Метки темпа

Animé et très rythmé - Un peu plus animé - Modéré mais toujours très rythmé - Tempo I - De plus en plus sonore et en serrant le mouvement - Même Mouvement.

Примечания

«Праздник» передает вибрирующий, танцующий ритм атмосферы с внезапными вспышками света. Также есть эпизод шествия (ослепительное фантастическое видение), которое проходит через праздничную сцену и сливается с ней. Но фон остается неизменным: фестиваль с его смесью музыки и светящейся пыли, участвующих в космическом ритме. - Дебюсси

Леон Валлас в своей биографии продолжает:

Далее Дебюсси объяснил Пужо, что «Фестивали» были вдохновлены воспоминаниями о веселых развлечениях в Булонском лесу, с шумной толпой, наблюдающей за барабанами и рогами корпуса Национальной гвардии на параде.

III. Sirènes ("Сирены")

Инструментальные

3 флейты, гобой, английский рожок, кларнеты в ля-ля, 3 фагота;

4-х клапанные (французские) валторны в F, 3 трубы в F;

2 арфы;

(женский хор): 8 сопрано, 8 меццо-сопрано;

(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Маркировка темпа

Modérément animé - Un peu plus lent - En animant surtout dans l'expression - Revenir прогрессивный в Tempo I - En augmentant peu à peu - Tempo I - Plus lent et en retenant jusqu'à la fin.

Примечания

«Сирен» изображает море и его бесчисленные ритмы, и теперь среди волн, посеребренных лунным светом, слышна таинственная песня сирен Как они смеются и проходят дальше. - Дебюсси

Уистлер и Дебюсси

Биограф Дебюсси, Леон Валлас, сказал, что описание Дебюсси движения сирен напомнило ему Джеймс Эббот Макнил Уистлер «Гармонии в синем и серебряном» "Художник был любимцем Дебюсси, и их искусство часто сравнивали". Эти двое оказали взаимное влияние: Уистлер заимствовал из музыкального словаря для обозначения своих картин, в то время как Дебюсси выбирал термины художников для обозначения своих симфоний.

Аранжировки

Полное собрание сочинения было переписано в 1910 году для двух фортепиано Морисом Равелем и Раулем Бардаком (произведения Дебюсси) ученик и пасынок), и впервые была исполнена в 1911 году. Фестиваль был организован для фортепиано соло английским пианистом Леонардом Борвиком, а аранжировка была записана, в частности, Эмилем Гилельсом. Мерлин Паттерсон и Уильям Шефер записали Фетес для большого симфонического духового ансамбля.

Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Ноктюрнами (Дебюсси).
Последняя правка сделана 2021-05-31 11:36:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте