Набатейская религия охватила как христианство, так и более раннюю форму арабского политеизма в Набатеи, древней арабской нации, которая была хорошо заселена к III веку до нашей эры и просуществовала до римской аннексии в 106 г. Набатеи были политеистами и поклонялись множеству местных богов, а также Баалшамину, Исиде и греко-римским богам, таким как Тихе и Дионис. Они поклонялись своим богам в храмах, на возвышенностях и на бетилях. В основном они были аниконистами и предпочитали украшать свои священные места геометрическими узорами. Многие сведения о могиле набатейцев были утеряны из-за обширных грабежей на протяжении всей истории. Они приносили жертвы своим богам, выполняли другие ритуалы и верили в загробную жизнь.
Большинство божеств набатейской религии входили в доисламский арабский пантеон с добавлением иностранных божества, такие как Исида и Атаргатис.
ДушараБольшинство набатейских богов были иностранцами; они были приняты набатеями. Многие из набатейских божеств были связаны с греко-римскими богами и богинями, особенно в то время, когда Набатея находилась под римским влиянием. Богиня Исида - египетское божество, которое было замечено не только в набатейской религии, но также в греческой и римской. Бог Душара часто упоминается как версия Дионисия. Бог Гелиос и Эрос также встречаются в набатейских храмах. Во время присоединения Набатеи к римлянам были гробницы, в которых вместо набатейских богов называли греко-римских богов. После аннексии набатейской земли произошел сдвиг в религии. Например, в храме Касра поклонялись Афродите / аль-Узза и Душаре.
Отношения между набатейскими богами не всегда ясны из-за отсутствия доказательств в поддержку различных утверждений. Бывают времена, когда боги и богини объединяются как муж и жена в одном регионе королевства, а в другом их может не быть. Иногда говорят, что бог Душара - муж Аллата, а в других случаях - сын Аллата. Другой пример - Аллат, Аль-Узза и Манат, эти три божества, как говорят, являются дочерьми верховного бога Аллаха. В некоторых регионах Набатейского царства и Аллат, и Аль-Узза считаются одной и той же богиней.
Весьма вероятно, что в городе Петра были процессии пути от храма к храму, такие как храм Каср эль-Бинт, Храм крылатых львов и Великий храм. Главная улица проходила через город, что сделало возможным шествие процессий. Есть и другие пути для процессий, которые можно было бы связать с так называемыми высотами, такими как Эль-Мадх-бах, мимо могилы «Римского солдата», «Храма в саду», памятника Льву, высеченного в скале алтарь, прежде чем прийти на высокое место. Набатеи посещали могилы родственников и устраивали ритуальные пиршества и заполняли пространство ладаном и ароматными маслами. Также очень вероятно, что в гробницах были оставлены вещи, способ вспомнить тех, кто умер. В некоторых ритуалах использовались останки необычных видов животных, таких как хищники, козы, бараны, собаки. Также было нередко приносить в жертву верблюдов древним богам, особенно богу Душара.
Набатейцы имели множество мест для религиозной практики и культового поклонения. Святыни, храмы и алтари, известные как «Высокие места», обычно представляют собой сооружения под открытым небом, расположенные на вершинах близлежащих гор. Эти места по всему набатейскому царству будут посвящены поклонению одному и тому же богу (богам), и то, как они будут проводить это поклонение, будет варьироваться от места к месту. Приношение варьировалось от материальных благ и продуктов питания до жертвоприношения животных, возможно, людей. Набатейское царство может быть разделено на пять религиозных регионов, каждый из которых содержит места религиозного значения: Негев и Хиджаз, Хауран, Центральная Иордания, Южная Иордания и, наконец, Северо-Западная Саудовская Аравия. Все религиозные объекты в этих местах находятся в разной степени сохранности, что затрудняет определение того, каким божествам поклонялись бы в конкретных святынях, алтарях и храмах. Также трудно узнать специфику культовых практик, поэтому можно делать обоснованные предположения.
Расположен примерно в 40 км к юго-западу из Беэр-Шева - это город Собата, один из крупнейших городов Набатейского царства. Было обнаружено очень мало археологических остатков какой-либо формы набатейского культа, храмов, святынь или алтарей. Было обнаружено небольшое количество свидетельств поклонения Душара.
, расположенному в горах к юго-востоку от Собаты. Религиозная практика здесь была сосредоточена в основном на обожествленных, которые прославились на мелиорированных землях в Негеве от Александра Яннея, что привело к формированию «культа короля». На вершине акрополя есть как минимум два задокументированных набатейских храмовых комплекса. Меньший из двух посвящен обожествленному Ободу III.
Расположен в 300 км от Петры. Обнаружен единственный храм в набатейском стиле. Надпись на притолоке датирует храм после падения Набатейского царства.
Набатейское поселение, расположенное примерно в 81 км от Петры. Мамсис - важная остановка на торговой дороге благовоний. Здесь были обнаружены здания в набатейском стиле, караван-сараи и водные системы.
Расположен в южной Сирии и был северной столицей Набатейское царство. У Бостры есть свидетельства того, что храмы располагались на основных перекрестках города. В центре города находится храмовый комплекс, посвященный Душара-Аре. Ара считается богом набатейских царей и самим городом Бостра. Современное здание затрудняет поиск археологических свидетельств культа набатейцев. Надпись, которая гласит: «Это стена, которая... и окна, которые бар Тайму... построил для... Душары и остальных богов Бостры», находится на том, что считается этим храмом.
Находится к северу от Бостры около Канаты. На городище есть три больших храма, самый большой посвящен Баалшамину. Два меньших храма принадлежат неизвестным божествам. Один из них содержит надпись местной богине Сееи, возможно, использовался для поклонения ей. Храмовый комплекс не является набатейским по дизайну, а представляет собой смесь архитектурных стилей строительства культур на северной набатейской границе.
Сахр
Храмы, похожие по стилю на храмы, расположенные в Вади Рамм, Дхарих, Таннур и Касравет.
Сур
Храмы, похожие по стилю на те, что расположены в Вади Рамм, Дхарих, Таннуре и Касравете.
Храмы, похожие на те, что расположены недалеко от Петры в Вади Рамм, Дхарих, Таннур и Касравет. Набатейские надписи указывают на культы, посвященные Аллату и Баалшамину.
Расположена в Центральной Иордании. Храм High Place расположен в одиночестве на вершине Джебель Таннур. К нему можно подняться только по крутой крутой лестнице. Уединение этих мест может указывать на то, что они имели большое религиозное значение для набатеев. Дверь во внутреннее святилище храма украшена изображениями растений, листвы и фруктов. Глюк идентифицирует их как представителей сирийской богини Атаргатис. Внутреннее святилище украшено изображениями фруктов, рыб, растений, молний, а также изображениями божеств. Глюк приписывает эти иконографии месопотамскому богу бури Хададу, но также представлены Тихе и Ника. Старкли отмечает, что единственным названным богом является эдомитянин бог погоды, Qos. Надпись на стеле на этом месте называет его богом Хуравы.
Расположенный в 7 км к югу от Хуравы, храм в Хирбет-эд-Дхарих удивительно хорошо сохранился. Храмовый комплекс окружен внешним и внутренним дворами с мощеной дорожкой к портикам. Также есть скамейки в виде театра. Сам храм разделен на три части в большом открытом вестибюле. Отсюда и целла, окрашенная в насыщенные яркие цвета. В задней части целлы находились мотаб и бетил, квадратный подиум, обрамленный лестницей, который был резиденцией божественного. Несмотря на его хорошее состояние, неизвестно, какому богу здесь поклонялись.
Столица Набатейского царства примерно в 312 г. до н.э. Город известен своей чудесной высеченной в скале архитектурой. Расположенный в горах Шара, Душара был главным мужским богом, сопровождаемым женской троицей: Аль-Узза, Аллат и Манат. Стела, посвященная эдомитскому богу Косу, находится в городе. Набатеи поклонялись доисламским арабским богам и богиням, а также обожествленным царям, таким как Обода I. Планировка и дизайн храма демонстрируют влияние римской, греческой, египетской и персидской храмовой архитектуры. Храмы Каср аль-Бинт и храм Крылатого Льва являются примерами этого. На подиуме в Храме Крылатого Льва находился алтарь, на котором должны были приноситься жертвы, или бетиль почитаемого божества. Основываясь на идолах и изображениях, найденных в Храме Крылатого Льва, предполагается, что он посвящен Душаре. High Place находится на вершине гор, окружающих Петру. Используемое как место для подношения богов и принесения в жертву животных, возможно людей, Высокое место состоит из бассейна для сбора воды, двух алтарей и большого открытого двора.
Храм с 20-метровой процессией путь, ведущий во двор с видом на Джебель Калха. Дизайн Бетилей, а также остатки подношений указывают на возможное поклонение Душаре, возможно, даже Юпитеру.
Храм Аллата. Скальное святилище к расположенному за храмом к Аллату. Бетилы и культовые ниши в Душаре и Баалшамине.
Культовый ритуальный круг на вершине горы Джибель-Итлиб покоится на скалистом выступе. Маленькие бетиллы и культовые ниши для других богов появляются вокруг места Джибель Итлиб. Надпись «Владыка Храма» может относиться к Душаре. Здесь расположены марсехские культы. Сегодня Хегра известна как Мада'ин Салех.
Процессии, ведущие к местам поклонения, варьировались от места к месту. Некоторые места были бы дешевыми, без каких-либо украшений по ходу процессии. В то время как у других, таких как Петра, были бы резные фигурки, памятники, скульптуры, бетилы и иногда обелиски, обрамляющие процессию. Процессия Петры состоит из рельефа льва, известного как Львиный фонтан, есть также Садовая гробница и набатейский карьер, два стоящих обелиска в индийском стиле.
Храмы набатейцев сильно различаются по дизайну и не имеют единой стандартной планировки. Набатеи переняли и адаптировали различные элементы храмового дизайна культур, с которыми они вели торговлю., греческие, римские, персидские, египетские и сирийские элементы храмового дизайна могут быть замечены в различной степени включения.
Бетилы представляют собой каменные блоки, которые представляют богов набатейцев. Термин «бетил» происходит от греческого Βαιτύλια и мифа, рассказанного греками о Уране, который создал ожившие камни, упавшие с неба. Бетилы обычно помещались на алтари или платформы, и там совершались религиозные ритуалы. Нечасто бетиллы находили в гробницах. Доктор Густав Далман был первым, кто классифицировал множество различных типов бетилов. Различные типы бетилов по словам доктора Далмана:
Глазные бетилы и лицевые стелы представляют собой представляет интерес для ученых из-за непоследовательности того, что в основном понимается как набатейский аниконизм. Ведутся споры о том, рассматривались ли бетиллы как вместилища для богов или же они рассматривались как изображения самих богов. Канавки в полу ниш и отверстия в вершинах алтарей привели к заключению, что бетиллы могли храниться для сохранности, а затем транспортироваться к месту поклонения.
Возлияния (скорее всего, вино) и благовония играли важную роль в набатейском общинном поклонении. Есть предположения, что набатейцы предлагали масла или, возможно, другие товары, но единственно определенные предложения - это возлияния и благовония. Страбон подтверждает, что возлияния и ладан ежедневно предлагались солнцу (Душара ). Есть также свидетельства о подношениях богам из серебра и золота, но текст, в котором это находится, не дает ясного представления о том, могла ли это быть десятина.
Жертвоприношения животных были обычным явлением и De Abstenentia Порфирия сообщает, что в Думат аль-Джандал мальчик ежегодно приносился в жертву и был похоронен под алтарем. Некоторые ученые экстраполировали эту практику на остальных набатеев.
Имеется несколько первичных источников относительно религиозных праздников, которые отмечали набатейцы. Было отмечено, что наличие двух надписей к Душара -А'ра, датированных месяцем нисан, может указывать на весенний праздник.
Знаменитые высеченные в скалах гробницы набатейцев были украшены не только для галочки, они предназначались для удобных жилищ для умерших. Как и египтяне, набатейцы считали, что умершие продолжают жить и их нужно кормить после смерти. Поэтому те, кто мог позволить себе разбивать сады для развлечений и столовые для пира вокруг своих гробниц. Орлы - символ Душары - иногда вырезались над дверными проемами для защиты.
Многие гробницы были украшены надписями, которые сообщали, кто должен был быть похоронен в могила, а также передавала социальный статус и набожность хозяина. Надписи на гробницах стали популярными по всей Набатеи. В них перечислены действия (например, продажа или залог гробницы и т. Д.), Которые не следует предпринимать, а также подробно описаны штрафы и наказания для тех, кто игнорирует проклятия, выгравированные на надписях на лицевой стороне гробницы. Проклятия, подробно описанные в надписях, часто являются шаблонными, например «И проклятие [вставить имя бога] на любого, кто читает эту надпись и не произносит [вставить благословение или другую фразу]». В надписях Мадаин Салеха и других крупных набатейских городов упоминаются как владельцы, так и проклятия, а также типы людей, которых предполагается похоронить в гробнице. Гробницы Петрана, однако, кроме гробницы Секстия Флорентина, гробницы Туркмании и других исключений, не имели надписей.
Мало что известно о том, как набатейцы относились к загробной жизни, но предположения были сделаны на основе материальных благ, которые они оставили. Поскольку гробницы и инвентарь остаются ценным звеном для понимания жизни любой древней культуры, важное значение придается планировке гробниц в Петре, Босре, Мадаин Салех и другие известные города. Известные погребальные принадлежности включают алебастровый кувшин, найденный в Мамфисе, и различные сосуды, оставшиеся после погребальных пиров. Основываясь на акценте на семейных захоронениях, обеденных залах и инвентаре, набатейцы думали, что загробная жизнь - это место, где можно есть и веселиться с друзьями и семьей.