Моногенизм или иногда моногенез - это теория происхождения человека, которая предполагает общее происхождение всех человеческих рас. Отрицание моногенизма есть полигенизм. Этот вопрос горячо обсуждался в западном мире в девятнадцатом веке, поскольку предположения о научном расизме подвергались тщательному анализу как со стороны религиозных групп, так и в свете достижений в науках о жизни и гуманитарных науках. Это было неотъемлемой частью ранних концепций этнологии.
Современные научные взгляды поддерживают эту теорию, при этом наиболее широко распространенной моделью происхождения человека является теория «Из Африки».
Вера в то, что все люди произошли от Адама, занимает центральное место в традиционном иудаизме, христианстве и исламе. Христианская моногенизм играла важную роль в развитии афроамериканской литературы о расе, связанной с теологией, а не наукой, вплоть до времен Мартина Делани и его « Начала этнологии» (1879). Библейская этнология - это термин, применяемый для обсуждения и исследования библейских рассказов как о ранних патриархах, так и о переселении людей после Ноева Потопа, чтобы объяснить различные народы мира. Моногенизм как теория, основанная на Библии, требовала как полноты повествований, так и полноты их объяснительной силы. Эти освященные веками дебаты обострились из-за роста скептических утверждений полигенистов; когда Луи Агассис изложил свои полигенистические взгляды в 1847 году, им противостояли на библейских основаниях Джон Бахман и Томас Смит в его « Единстве человеческих рас». В дебатах также участвовал Делани, а Джордж Вашингтон Уильямс защищал моногенез как отправную точку своей пионерской истории афроамериканцев.
Смотрите также: Адам в раввинской литературе и исламские взгляды на АдамаЭкологический моногенизм описывает теорию, существовавшую в первой половине девятнадцатого века, в частности, согласно которой существует единое человеческое происхождение, но последующая миграция групп людей подвергла их воздействию различных условий окружающей среды.
Экологизм в этом смысле был обнаружен в трудах Сэмюэля Стэнхоупа Смита. Теория утверждала, что воспринимаемые различия, такие как цвет кожи человека, являются продуктом истории. Сторонником такого подхода к моногенизму был Джеймс Коулз Причард. Это обсуждалось в контексте знаний того времени исторической лингвистики.
Причард умер в 1848 году; в 1850 году Роберт Нокс опубликовал свою книгу «Человеческие расы», в которой доказывал, что расы присущи физическим и психическим характеристикам. Эта работа оказала большое влияние на дело противников окружающей среды и полигенистов о расе и происхождении. В книге «Влияние обстоятельств на физического человека» (1854) Фредерик Дуглас выступал за экологическую моногенизм, следуя Причарду, Бахману и Роберту Гордону Лэтэму, но также в традициях Осии Истон и Джеймса МакКьюна Смита. Для Дугласа моногенез был тесно связан с эгалитаризмом и его политикой черного человечества.
Во Франции 1850-х годов моногенизм был немодной точкой зрения. Полигенизм поддержали врачи, антропологи, систематики и зоологи; и библейские ассоциации моногенизма выступили против него в научных кругах. Пол Топинар, один из первых антропологов-физиков, связывал моногенизм с отсталостью и узким интеллектуальным кругозором. Жан Луи Арман де Кватрефаж де Бро был главным французским голосом моногенизма того периода. Дискуссия о вольнодумстве укрепилась.
Примерно в 1850 году полигенизм был восходящей интеллектуальной тенденцией. С другой стороны, моногенизм сохранил поддержку в лондонских ученых обществах. Этнологического общества в Лондоне имел monogenist традиции Томаса Ходжкина и Джеймса Коулза Причард, продолжая в Роберт Гордон Латам. Другими сторонниками этой дискуссии были Уильям Бенджамин Карпентер, Чарльз Дарвин, Эдвард Форбс, Генри Холланд, Чарльз Лайель и Ричард Оуэн. Руководству Этнологического общества бросили вызов Джеймс Хант, полигенист, который стал секретарем в 1859 году, и Джон Кроуферд, который стал президентом два года спустя, который верил в большое количество отдельно созданных расовых групп.
Перед лицом сторонников полигенизма моногенизм получил второе дыхание после признания древности человека и почти одновременной публикации теории эволюции Дарвина. Как только библейская шкала времени 6000 лет была отброшена, возражения против моногенизма защитников окружающей среды были ослаблены, поскольку гипотеза «единства и миграции» происхождения человеческого разнообразия могла действовать в течение десятков тысяч лет. Поскольку полигенисты, такие как Хант и Кроуферд, были противниками Дарвина, моногенизм стал частью более широкой дискуссии об эволюции.
Полигенизм в своей биологической форме утверждал, что разные расы соответствуют разным видам. Таким образом, моногенизм вызвал интерес к биологическому утверждению «специфического единства» или теории единственного вида человечества. Аргумент, выдвинутый против моногенизма в его экологической форме, заключался в том, что он включал ламарковскую гипотезу наследования. Эту дискуссионную точку использовал, например, Агассис. Джеймс Лоуренс Кэбелл утверждал, что ссылка на Ламарка не имеет отношения к определению того, было ли конкретное единство научным фактом. Точка зрения Кэбелла заключалась в общем творении человечества, которое имело «постоянные разновидности» в форме рас.
Август Генри Кин в 1896 году писал:
[...] два предположения, оба решительно отрицаемые многими этнологами, во-первых, что гоминиды произошли от одного предшественника, во-вторых, их различия сравнительно незначительны или недостаточно выражены, чтобы их можно было рассматривать как специфические.
Эти предположения, как утверждал Кин, оправдывают приравнивание расы к ботанической концепции разнообразия. Он охарактеризовал свои взгляды как «неортодоксальный моногенез». Моногенизм был совместим с расовой дискриминацией через аргумент о склонности принять « цивилизацию ».
Interfertility человеческих рас обсуждались, применяя к видообразования человека аргументы высказанного еще Бюффон. Критерий интерфертильности для одного человеческого вида не был общепринятым, его отверг, например, Сэмюэл Джордж Мортон.
Чарльз Дарвин считал доказательства интерфертильности убедительными и подтверждающими биологическое единство человечества. Он отверг претензии Поля Брока относительно недостаточной плодовитости союзов европейских поселенцев и австралийских аборигенов и опирался на данные Джона Бахмана о плодовитости мулатов (смешанной расы). С другой стороны, теория Дарвина допускала идею «разновидностей человека»: она не была ни чисто моногенистской (в смысле использованного ранее термина), ни полигенистской.