В музыке, форма момент определяются как «мозаика» моментов, и, в свою очередь, момент определяются как «автономной (квази-) независимая секция, отправляется от других секций с разрывами».
Концепция моментной формы и конкретный термин произошли от композиции Kontakte (1958–60) Карлхайнца Штокхаузена.
«Момент», в терминологии Штокхаузена, - это любая «формальная единица в определенной композиции, узнаваемая по личному и безошибочному характеру». Это может быть неделимый гештальт, структура с четкими компонентами или их смесь; и он может быть статическим, динамическим или их комбинацией. «В зависимости от характеристик они могут быть сколь угодно длинными или короткими».
«Момент формирование », с другой стороны, является композиционным подходом, в котором описательная общая линия намеренно избегать. Составляющие моменты в такой форме связаны нелинейным принципом пропорций. Если эта система пропорций исчерпывает набор возможностей, форма называется «закрытой»; если нет, или если ряд пропорций не конечен, то форма «открытая».
Форма момента не обязательно позволяет избежать ощутимых целенаправленных процессов. «Они просто отказываются участвовать в глобальной повествовательной кривой, что, естественно, не является их целью». По словам Штокхаузена, работает с этим свойством
не стремитесь ни к кульминации, ни к подготовленным (и, следовательно, ожидаемым) множественным кульминациям, и обычные вводные, восходящие, переходные и затухающие стадии не очерчены на кривой развития, охватывающей всю продолжительность работы. Напротив, эти формы немедленно интенсивны и стремятся поддерживать уровень постоянных «основных моментов», которые постоянно присутствуют в равной степени, вплоть до их остановки. В этих формах в каждый момент можно ожидать минимум или максимум, и нельзя с уверенностью предсказать направление развития, исходя из настоящего; они всегда уже начинались и могут продолжаться вечно ; в них либо имеет значение все имеющееся, либо вообще ничего; и каждый момент Сейчас не беспрестанно рассматривается как простое следствие того, что предшествовало ему, и как оптимистичный путь к грядущему, на который человек возлагает свою надежду, а скорее как нечто личное, независимое и сосредоточенное, способное существовать на его основе. собственный. Это формы, в которых мгновение не обязательно должно быть лишь частью временной линии, или момент не должен быть просто частицей измеренной длительности, но, скорее, в которых концентрация на Сейчас - на каждом Сейчас - образует вертикальные срезы, поскольку были, которые прорезали горизонтальную временную концепцию до безвременья, которое я называю вечностью: вечности, которая не начинается в конце времени, но достижима в каждый момент. Я говорю о музыкальных формах, в которых явно не делается ничего меньшего, чем взорвать (даже ниспровергнуть) временную концепцию - или, точнее говоря, концепцию длительности.... В таких произведениях пуск и остановка открыты, но по прошествии определенного времени они прекращаются.
Помимо Kontakte, работы, которые Штокхаузен цитирует как особенно посвященные формированию моментов, включают более ранние работы Gesang der Jünglinge (1955–56), а также последующие Carré (1960), Momente (1962–64 / 69), Mixtur (1964), Mikrophonie I (1964), Mikrophonie II (1965), Telemusik (1966), Hymnen (1966–67 / 69), Stimmung (1968), Samstag aus Licht (1981–83), Michaelion из Mittwoch aus Licht, Himmelfahrt (2004– 05), Freude (2005) и Himmels-Tür (2005). Концепцию моментной формы часто путали с подвижными (или, в терминологии Штокхаузена, «поливалентными») формами, потому что в четырех из этих композиций ( Momente, Mixtur, Mikrophonie I и Stimmung) составляющие моменты могут быть упорядочены по-разному. способами. Несколько других работ Штокхаузена имеют эту «подвижную» черту, не попадая в его категорию моментальной формы, например, Klavierstück XI (1956), Refrain (1959), Zyklus (1959) и Sirius (1975–77).
Определенные произведения других композиторов, как более ранних, так и современных, таких как Иштван Ангальт, Эрл Браун, Эллиот Картер, Барни Чайлдс, Роберто Герхард, Майкл Гилен, Ганс Вернер Хенце, Чарльз Айвс, Витольд Лютославски, Оливье Мессиан, Морган Пауэлл, Роджер Рейнольдс, Джозеф Швантнер, Роджер Сешнс, Игорь Стравинский, Антон Веберн, Стефан Вольпе, Иегуда Янней и Фрэнк Заппа также упоминались как примеры моментальной формы.