Сириус : восьмиканальный электронная музыка и труба, сопрано, бас-кларнет и бас - это музыкально-театральная композиция Карлхайнца Штокхаузена, написанная в 1975 году. и 1977. Это Nr. 43 в каталоге произведений композитора, а в исполнении длится 96 минут.
Сириус был описан как «современная детективная пьеса, облеченная в научную фантастику» (Kurtz 1992, 207). Хотя композитор и не описал его как опера, это, тем не менее, музыкальная драма, в которой четыре посланника с планеты, вращающейся вокруг звезды Сириус, несут послание на Землю. «Это должно было стать большим скачком в собственно театр... Сириус - ключевая работа, которая приводит к его великому произведению LICHT (LIGHT)» (Ball 1997).
Когда дочь Штокхаузена, Юлика (в то время ей было 5 или 6 лет), попросила собаку, он купил для нее собаку и назвал ее Сириус в честь звезды в созвездии Большого Пса, что было у него на уме, потому что он только что закончил сочинять Sternklang ("Звёздный звук", 1971). Вскоре после этого он случайно наткнулся на отрывок из книги Якоба Лорбера, описывающий Сириус как солнце в центре нашей вселенной, и это зажгло его воображение:
Затем пришли другие отрывки жизненно важной информации. меня через пару снов откровения. Сумасшедшие мечты, из которых выяснилось, что я не только пришел с самого Сириуса, но и закончил там свое музыкальное образование. (Tannenbaum 1987, 34–35)
Сюзанна Стивенс (показана с бассет-рожком ) создала партию бас-кларнета в SiriusШтокхаузен никогда не объяснял эти сны подробно ( Kurtz 1992, 207), утверждая, что «это приведет к недопониманию и ложной интерпретации» (Stockhausen 1989, 18). В воображении композитора для существ с планет системы Сириуса «все есть музыка или искусство координации и гармонии вибраций... Искусство здесь очень развито, и каждая композиция на Сириусе связана с ней». ритмам природы... временам года, ритмам звезд ». Таким образом, композиция Штокхаузена основана на «циклах и ритмах природы - времен года - со всеми их характеристиками, а также на планетах, животных и двенадцати главных персонажах людей» (Stockhausen 1989, 17–18).
Сириус был заказан правительством Западной Германии в ознаменование двухсотлетия Соединенных Штатов и посвящен «американским пионерам на Земле и в космосе». Композиция была начата в 1975 году, и первое выступление было дано перед приглашенной аудиторией на открытии Космосариума Альберта Эйнштейна в Вашингтоне, округ Колумбия, 15 июля 1976 года, хотя была завершена только «летняя» секция. тогда. «Осенняя» часть была добавлена к выступлениям позже в том же году в Японии, Франции, Германии и Италии. Прервав работу, чтобы написать вторую часть своей хоровой оперы Atmen gibt das Leben и оркестровой Jubiläum, Штокхаузен закончил Сириус, и 8 августа состоялась премьера полной формы. 1977 на фестивале в Экс-ан-Провансе (Kurtz 1992, 208–209).
Сириус занимает 43-е место в каталоге произведений композитора и состоит из трех основных частей: «Представление», «Колесо» (разделено на четыре раздела, соответствующих четыре сезона) и «Благовещение». Эти слова были написаны Штокхаузеном, за исключением текста Якоба Лорбера, использованного в Благовещении. Музыкальный материал состоит из двенадцати зодиакальных мелодий Tierkreis, Nr. 41½ (1974–75), первоначально сочиненная для музыкальной шкатулки в связи с секстетом ударных Musik im Bauch (Музыка в животе), Nr. 41 (1975). Четыре из этих мелодий являются основными, каждая связана с одним из главных героев и подвергается множеству трансформаций, а не просто наложению, даже метаморфозу через систему процессов взаимного обогащения, в которых «одна мелодия постепенно принимает черты другой., поскольку серия туманов и морозов, «заимствованных» у зимы, постепенно превратит осенний аспект октября из летней ностальгии в зимнее предчувствие »(Britton 1985, 521). Остальные восемь мелодий играют второстепенную роль. В презентации четыре персонажа представляют себя и свои атрибуты. Это:
Главное, центральное «колесо» длится более часа, и можно чередовать в зависимости от сезона представления для получения четырех различных форм:
Общая продолжительность Сириуса составляет 96 минут.
Восьмиканальная электронная музыка была реализована в Electronic Music Studio в WDR, Cologne в 1975–77 годах с использованием EMS Synthi 100 синтезатор. Электронная музыка может исполняться сама по себе, без четырех солистов, и есть также три отрывочных версии, каждая для солиста со специально подготовленной версией электронной музыки: Овен, для трубы (№ 43½, 1980), Весы, для бас-кларнета (№ 43⅔) и Козерога для басового голоса (№ 43¾).