Сириус (Штокхаузен)

редактировать

Сириус : восьмиканальный электронная музыка и труба, сопрано, бас-кларнет и бас - это музыкально-театральная композиция Карлхайнца Штокхаузена, написанная в 1975 году. и 1977. Это Nr. 43 в каталоге произведений композитора, а в исполнении длится 96 минут.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Форма и содержание
  • 3 Дискография
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
История
Маркус Штокхаузен создал партию трубы в Sirius

Сириус был описан как «современная детективная пьеса, облеченная в научную фантастику» (Kurtz 1992, 207). Хотя композитор и не описал его как опера, это, тем не менее, музыкальная драма, в которой четыре посланника с планеты, вращающейся вокруг звезды Сириус, несут послание на Землю. «Это должно было стать большим скачком в собственно театр... Сириус - ключевая работа, которая приводит к его великому произведению LICHT (LIGHT)» (Ball 1997).

Когда дочь Штокхаузена, Юлика (в то время ей было 5 или 6 лет), попросила собаку, он купил для нее собаку и назвал ее Сириус в честь звезды в созвездии Большого Пса, что было у него на уме, потому что он только что закончил сочинять Sternklang ("Звёздный звук", 1971). Вскоре после этого он случайно наткнулся на отрывок из книги Якоба Лорбера, описывающий Сириус как солнце в центре нашей вселенной, и это зажгло его воображение:

Затем пришли другие отрывки жизненно важной информации. меня через пару снов откровения. Сумасшедшие мечты, из которых выяснилось, что я не только пришел с самого Сириуса, но и закончил там свое музыкальное образование. (Tannenbaum 1987, 34–35)

Сюзанна Стивенс (показана с бассет-рожком ) создала партию бас-кларнета в Sirius

Штокхаузен никогда не объяснял эти сны подробно ( Kurtz 1992, 207), утверждая, что «это приведет к недопониманию и ложной интерпретации» (Stockhausen 1989, 18). В воображении композитора для существ с планет системы Сириуса «все есть музыка или искусство координации и гармонии вибраций... Искусство здесь очень развито, и каждая композиция на Сириусе связана с ней». ритмам природы... временам года, ритмам звезд ». Таким образом, композиция Штокхаузена основана на «циклах и ритмах природы - времен года - со всеми их характеристиками, а также на планетах, животных и двенадцати главных персонажах людей» (Stockhausen 1989, 17–18).

Сириус был заказан правительством Западной Германии в ознаменование двухсотлетия Соединенных Штатов и посвящен «американским пионерам на Земле и в космосе». Композиция была начата в 1975 году, и первое выступление было дано перед приглашенной аудиторией на открытии Космосариума Альберта Эйнштейна в Вашингтоне, округ Колумбия, 15 июля 1976 года, хотя была завершена только «летняя» секция. тогда. «Осенняя» часть была добавлена ​​к выступлениям позже в том же году в Японии, Франции, Германии и Италии. Прервав работу, чтобы написать вторую часть своей хоровой оперы Atmen gibt das Leben и оркестровой Jubiläum, Штокхаузен закончил Сириус, и 8 августа состоялась премьера полной формы. 1977 на фестивале в Экс-ан-Провансе (Kurtz 1992, 208–209).

Форма и содержание

Сириус занимает 43-е место в каталоге произведений композитора и состоит из трех основных частей: «Представление», «Колесо» (разделено на четыре раздела, соответствующих четыре сезона) и «Благовещение». Эти слова были написаны Штокхаузеном, за исключением текста Якоба Лорбера, использованного в Благовещении. Музыкальный материал состоит из двенадцати зодиакальных мелодий Tierkreis, Nr. 41½ (1974–75), первоначально сочиненная для музыкальной шкатулки в связи с секстетом ударных Musik im Bauch (Музыка в животе), Nr. 41 (1975). Четыре из этих мелодий являются основными, каждая связана с одним из главных героев и подвергается множеству трансформаций, а не просто наложению, даже метаморфозу через систему процессов взаимного обогащения, в которых «одна мелодия постепенно принимает черты другой., поскольку серия туманов и морозов, «заимствованных» у зимы, постепенно превратит осенний аспект октября из летней ностальгии в зимнее предчувствие »(Britton 1985, 521). Остальные восемь мелодий играют второстепенную роль. В презентации четыре персонажа представляют себя и свои атрибуты. Это:

  • Север (бас): Земля, Человек, Ночь, Зима, Семя
  • Восток (труба): Огонь, Молодость, Утро, Весна, Бутон
  • Юг (сопрано) : Вода, Женщина, Полдень, Лето, Цветение
  • Запад (бас-кларнет): Воздух, Друг / Возлюбленный, Вечер, Осень, Фрукты.

Главное, центральное «колесо» длится более часа, и можно чередовать в зависимости от сезона представления для получения четырех различных форм:

  • Зимняя версия, начинающаяся с «Козерог "
  • Весенняя версия, начинающаяся с« Овен "
  • Летняя версия, начинается с «Рак "
  • Осенняя версия, начинается с« Весы ".

Общая продолжительность Сириуса составляет 96 минут.

Восьмиканальная электронная музыка была реализована в Electronic Music Studio в WDR, Cologne в 1975–77 годах с использованием EMS Synthi 100 синтезатор. Электронная музыка может исполняться сама по себе, без четырех солистов, и есть также три отрывочных версии, каждая для солиста со специально подготовленной версией электронной музыки: Овен, для трубы (№ 43½, 1980), Весы, для бас-кларнета (№ 43⅔) и Козерога для басового голоса (№ 43¾).

Дискография
  • Овен, для трубы и электронной музыки. Маркус Штокхаузен, труба. Stockhausen Complete Edition CD 33 (с Klavierstück XIII: Luzifers Traum, как фортепианное соло).
  • Козерог, для баса и электронной музыки. Николас Ишервуд, бас. Stockhausen Complete Edition CD 59 (с Rechter Augenbrauentanz для кларнетов, бас-кларнетов, перкуссиониста, синтезатора).
  • Libra, для бас-кларнета и электронной музыки. Сюзанна Стивенс, бас-кларнет. В музыке для кларнета, бас-кларнета и бассет-рожка. Комплект из 3 компакт-дисков. Stockhausen Complete Edition CD 32.
  • Сириус, электронная музыка с трубой, сопрано, бас-кларнетом и басовым голосом (летняя версия). Маркус Штокхаузен, труба; Аннетт Мерривезер, сопрано; Сюзанна Стивенс, бас-кларнет; [szl ; ja ], бас. Набор из 2 пластинок Deutsche Grammophon 2707122 (1980). Переиздан на наборе из 2 компакт-дисков, полное издание Stockhausen, компакт-диск 26.
  • Sirius, электронная музыка в 4 версиях: весенняя версия, летняя версия, осенняя версия, зимняя версия) 8-CD набор, Stockhausen Complete Edition CD 76
Библиография
  • Болл, Малькольм. 1997. "Licht aus Stockhausen ". Авант нет. 5.
  • Бриттон, Питер. 1985. «Путь Штокхаузена к опере». The Musical Times 126, № 1711 (сентябрь): 515–21.
  • Фелдер, Дэвид. 1977 г. "Интервью с Карлхайнцем Штокхаузеном ". Перспективы новой музыки 16, вып. 1 (Осень-Зима): 85–101.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Die Werke 1950–1977; Gespräch mit Karlheinz Stockhausen, "Es geht aufwärts". Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6.
  • Холлингс, Кен. 1999. «Затерянные в звездах : Карлхайнц Штокхаузен в беседе с Кеном Холлингсом, Кюртен, Германия, 12 марта 1999 г.». The Wire, нет. 184 (май).
  • Кеньон, Николас. 1980. "Музыкальные события: чудо семи дней". The New Yorker (25 августа): 78–81.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тоопа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X ( pbk).
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6.
  • Манион, Майкл. [2000]. «От ленточных петель к MIDI - 40 лет электронной музыки Штокхаузена ». Веб-сайт Stockhausen.org (по состоянию на 3 апреля 2012 г.)
  • Stockhausen, Karlheinz. 1978. "Сириус, Электронная музыка и тромпете, Сопран, Баскларинетт, Бас (1975–77)". В его Texte zur Musik 4, под редакцией Кристофа фон Блюмредера, 301–29. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN 3-7701-1078-1.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. К космической музыке, отобранный и переведенный Тимом Невиллом. Лонгмид (Шафтсбери, Дорсет): Element Books. ISBN 1-85230-084-1.
  • Танненбаум, Майя. 1987. Беседы со Штокхаузеном, перевод с итальянского Дэвида Бутчарта. Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315467-6.
  • Туп, Ричард. 2000. "Фон дер 'Sternenmusik' zur Musik des Weltraums: Karlheinz Stockhausens musikalischer Kosmos". Neue Zeitschrift für Musik 161, no. 6 (ноябрь – декабрь): 38–43.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:03:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте