Гимнен

редактировать
Гимн с солистами ( слева направо : Алоис Контарский, фортепиано; Петер Этвеш, электро-аккорд ; Кристоф Каскел, там-там; Харальд Бодже  [ де ], электрониум ), Фестиваль искусств Шираз, Персеполис, Иран, 3 сентября 1972 г.

Hymnen (по-немецки « гимны ») - электронное и конкретное произведение Карлхайнца Штокхаузена с дополнительными живыми исполнителями, сочиненное в 1966–67 годах и разработанное в 1969 году. В каталоге произведений композитора это Nr. 22.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Музыкальная форма и содержание
  • 3 Практика исполнения
  • 4 Прием
  • 5 Дискография
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
История

Квадрофоническая электронная и конкретная музыка Hymnen была реализована в студии электронной музыки в Westdeutscher Rundfunk (WDR) в Кельне. Мировая премьера была по версии с солистами и состоялась 30 ноября 1967 года на концерте из серии концертов WDR Musik der Zeit  [ de ] в аудитории средней школы Apostel в Кельне-Линдентале. Солистами были Алоис Контарский, фортепиано, Йоханнес Г. Фрич, альт, Харальд Бодже  [ де ], электрониум, а также Рольф Гельхаар и Дэвид Джонсон, перкуссия. Звукооператорами были Дэвид Джонсон и Вернер Шольц, звукорежиссеры композитора.

В период с января по апрель 1969 года в Мэдисоне, штат Коннектикут, Штокхаузен создал новую версию Третьего Региона Гимнена, добавив партию для оркестра. Это должно было выполнить заказ Леонарда Бернстайна и Нью-Йоркской филармонии, который изначально должен был быть для незавершенной работы под названием Projektion. Мировая премьера «Третьего региона с оркестром» состоялась 25 февраля 1971 года в филармоническом зале Нью-Йорка в Нью-Йоркском филармоническом оркестре под управлением Штокхаузена в рамках специального концерта Нью-Йоркского филармонического оркестра без подписки. Американская премьера трех других регионов Гимнена в версии с солистами. Программа, начавшаяся с опозданием на пятнадцать минут из-за беспрецедентного спроса на билеты, длилась три часа (с двумя антрактами) и была «самым длинным филармоническим концертом последнего поколения и, насколько нам известно, в истории филармонии». Первая часть состояла из первой и первой половины второй части и исполнялась с солистами группы Штокхаузена; после первого интервала идет "Третий регион с оркестром", который фактически начинается на полпути через регион 2; третья часть состояла из четвертой части, опять же с солистами ансамбля Штокхаузена: Алоисом Контарским (фортепиано), Харальдом Бойе (электрониум), Кристофом Каскелем (ударные) и Петером Этвешем (55-аккорд).

Второе полное выступление (после премьеры в Нью-Йорке) всех четырех регионов, включая третий регион с живым оркестром, состоялось на территории Йельского университета Cross Campus и на Beinecke Plaza с Йельским симфоническим оркестром, Йельским оркестром, Йельским клубом Glee., Йельский русский хор, Йельская авиационная эскадрилья, WYBC Transistor Radio Band, Silliman College Dramat и т. Д., 29 апреля 1972 года в выступлении на открытом воздухе по сценарию Стерлинга Бринкли и Джона Ф. Мосери, «с разрешения и предложений композитора». Дизайн флагов (настоящий и спроектированный) Криса и Эстер Пуллман.

Хотя и версия с записью на пленку, и версия с солистами исполнялись в Лондоне в 1971 году (в Roundhouse во время Английского фестиваля Баха и в St John's, Smith Square, с участниками собственной группы Штокхаузена), обе они использовали двух- стерео редукция канала, сделанная для записи Deutsche Grammophon. Четырехканальная версия премьера в Великобритании состоялась только 18 августа 1975 года, в версии с солистами в исполнении Triquetra-Plus и с недавно переработанными партиями для солистов.

Музыкальная форма и содержание

Немецкое название означает « (национальные) гимны », а суть работы состоит из записей национальных гимнов со всего мира. Четыре части, названные композитором «регионами», общей продолжительностью два часа. Композиция существует в трех вариантах: (1) только электронная и конкретная музыка (2) электронная и конкретная музыка с солистами и (3) Третий регион (только) с оркестром (сочинена в 1969 году). Эта версия Третьего региона может выполняться сама по себе или вместе с первой или второй версией трех других регионов.

Каждый регион использует определенные гимны как центры:

Регион I также включает четырехъязычную « фугальную » секцию с голосами Штокхаузена и его помощников по студии Дэвида Джонсона и Месиаса Майгуашки. Говорят вариации на «красный» цвет. Штокхаузен не выбрал политическую ориентацию, а скорее использовал перечисление цветов из каталога «Акварель художника» от английской компании по поставке предметов искусства Windsor and Newton [ sic ], а Джонсон завершает раздел, вслух называя компанию.

Штокхаузен изначально планировал составить «намного больше» регионов, создав гораздо более длинную работу. Он собрал 137 гимнов, из которых только 40 используются в четырех дошедших до нас частях, и организовал материалы для двух других регионов, согласно современным отчетам:

  • Регион V: страны коммунистического блока
  • Регион VI: Объединенная Арабская Республика

Первоначальное видение этого произведения Штокхаузеном также было гораздо более свободным. Он назвал это произведение «для радио, телевидения, оперы, балета, звукозаписи, концертного зала, церкви, на открытом воздухе...» в своей исходной программе. Он добавил: «Произведение составлено таким образом, чтобы к музыке можно было написать различные сценарии или либретти для фильмов, опер, балетов».

Практика исполнения

В партитуре Штокхаузен написал: «Порядок характерных разделов и общая продолжительность варьируются. В зависимости от драматических требований, регионы могут быть расширены, добавлены или опущены». Однако в тексте, написанном 18 марта 1991 г., Штокхаузен отказался от этой возможности.

Штокхаузен также отказался от солистической версии Гимнена после получения ее записей от ансамблей, которые демонстрировали «произвольную путаницу и явное отсутствие вкуса».

Первоначальная концепция версии Третьего региона с оркестром заключалась в том, что музыканты должны быть настолько знакомы со звуками на пленке, чтобы они могли спонтанно реагировать на слух во время выступления. После многих лет тщетных попыток Штокхаузен счел необходимым из-за ограниченного времени репетиции записывать реплики в оркестровые партии, и даже тогда иногда обнаруживалось, что музыканты играли не в том месте, потому что не обращали внимания на ленту: «Музыканты импровизируют с написанным материалом, хотя им следует полагаться на свои уши».

Прием

Несмотря на запланированный, но нереализованный пятый регион Штокхаузена, композитор Конрад Бёмер, убежденный марксист, критиковал Гимнен по политическим мотивам, утверждая, что использование им гимнов преимущественно капиталистических и фашистских стран представляет собой «эмблемы», указывающие на политическую ориентацию композитора. Он называет утопическое царство Гимуниона «иррациональной мелкобуржуазной наднациональностью».

Робин Макони, напротив, считает любое очевидное политическое послание поверхностным, имеющим меньшее значение для молодой аудитории, чем для слушателей, которые помнят студенческие восстания, Вьетнам и другие проблемы массового протеста со времен сочинения Гимнена, полагая, что Музыкальный смысл выбранного материала Штокхаузена заключается не в том, что эти звуки могут представлять, а в том, чем они являются в акустическом отношении.

Иоганнес Фрич называет « Гимнен » «шедевром», сравнимым с Missa solemnis Бетховена, Восьмой симфонией Малера и Моисеем и Ароном Шенберга. Макони соглашается, указывая при этом, что зависимость традиционной симфонии от инструментов и темпов (как точек отсчета), а также от тем и ключевых изменений (как переменных) заменена в Hymnen гимнами и «способами слышания», соответственно. Эти способы слышания включают обнаружение сильно ускоренных событий среди очень медленных или элементов застоя в контексте экстремальной турбулентности; иногда гимны только мельком видны или скрываются, накладываются друг на друга или разбиваются на фрагменты и объединяются. Результат можно интерпретировать как «авторитетный ответ немецкой музыкальной и интеллектуальной традиции на американскую программу распознавания и перевода речи времен холодной войны », которая в то же время «всесторонне решает те же основные проблемы синтеза мелодии с помощью программирования интерполяции и замещения». ".

Дискография
  • Ausstrahlungen: Andere Welten: 50 Jahre Neue Musik в NRW. Кох / Шванн 2-5037-0 (2 компакт-диска). Включает Hymnen: Dritte Region mit Orchester Radio-Symphonie-Orchester Köln под управлением Петера Этвёша (записано в 1979 году).
  • Hymnen Elektronische und Konkrete Musik. Deutsche Grammophon DG 2707039 (2LPs). Переиздан на компакт-диске как часть Stockhausen Complete Edition 10
  • Hymnen Elektronische und Konkrete Musik; Hymnen Elektronische und Konkrete Musik mit Solisten. Алоис Контарский (фортепиано), Альфред Айлингс и Рольф Гелхаар (усиленный тамтам), Йоханнес Г. Фрич (электрический альт), Харальд Бодже (электрониум). Штокхаузен, полное издание: компакт-диск 10 ABCD (4 компакт-диска)
  • Hymnen Elektronische Musik с оркестром. Gürzenich-Orchester der Stadt Köln, дирижер Карлхайнц Штокхаузен. Штокхаузен, полное издание: компакт-диск 47.
Рекомендации

Источники

  • Анон. 1972. «Феерия в свете, музыке, драме, звуке (и полете)». Журнал выпускников Йельского университета (июнь): 34.
  • Бёмер, Конрад. 1970. Zwischen Reihe und Pop: Musik und Klassengesellschaft, hrsg. в Zusammenarbeit mit der österreichischen Gesellschaft für Musik. Вена и Мюнхен: Jugend und Volk.
  • Фрич, Йоханнес Г. 1976. "Hauptwerk Hymnen ", Schweizerische Muzikzeitung / Revue Musicale Suisse 116, вып. 4: 262–265. Перепечатано в Feedback Papers, No. 16 (1978): 19–21.
  • Харви, Джонатан. 1975. «Штокхаузен Hymnen », Мюзикл Таймсы 116, нет. 1590 (август): 705, 707.
  • Хейворт, Питер. 1971. "Штокхаузен: он путь и свет?" The New York Times (21 февраля): D13.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тоопа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань) ISBN   0-571-17146-X (PBK).
  • Лихтенфельд, Моника. 1968 г. "Stockhausens Frischzellentherapie für Nationalhymnen". Мелос 35, вып. 2 (февраль): 69–70.
  • Лумис, Джордж. 1972. "Мультимедиа: YSO выполняет". Yale Daily News (Нью-Хейвен) (1 мая).
  • Морган, Джон. 1972. "На открытом воздухе в Йельском университете". Регистр Нью-Хейвена (1 мая).
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6.
  • Шенберг, Гарольд К. 1971a. «Коллаж из гимнов: музыка Штокхаузена привлекает молодежь». The New York Times (27 февраля): 21.
  • Шенберг, Гарольд К. 1971b. «Штокхаузен: молодой крысолов». The New York Times (7 марта): D15.
  • Швингер, Вольфрам. 1967. "Diesen Kuß der ganzen Welt: Stockhausens elektronische Hymnen ". Stuttgarter Zeitung (5 декабря).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1968. № 22, Hymnen: elektronische und konkrete Musik. Mitlese-Partitur («Партитура по чтению»). Вена: универсальное издание.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. Texte zur Musik 3, под редакцией Дитера Шнебеля. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg. ISBN   3-7701-0493-5.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. Texte zur Musik 4, под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN   3-7701-1078-1.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1995. Гимнен, буклет на компакт-диске. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998a. Texte zur Musik 7, отредактированный Кристофом фон Блюмредером. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
  • Варга, Балинт Андраш. 2013. «Карлхайнц Штокхаузен (1928–2007)» [Интервью от 7 октября 1984 г.]. В Варге, От Буланже до Штокхаузена: Интервью и мемуары, 58–64. Рочестер: Университет Рочестер Пресс; Вудбридж, Саффолк: ISBN компании   Boydell amp; Brewer Ltd. 978-1-58046-439-0. Английский перевод «Sind Sie noch derselbe Mensch?» В Karlheinz Stockhausen, Texte zur Musik 6: 1977–1984, выбранный и собранный Кристофом фон Блюмредером, 427–432. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Buchverlag, 1989. ISBN   3-7701-2249-6.
дальнейшее чтение
  • Андрашке, Питер. 1979. "Das Revolutionär-politische Zitat in der avantgardistischen Musik nach 1965". Musik und Bildung 11, no. 5: 313–318.
  • Блюмрёдер, Кристоф фон. 1999. "Die Vokalkomposition als Schaffenskonstante". В Internationales Stockhausen-Symposion 1998: Musikwissenschaftliches Institut der Universität zu Köln, 11–14 ноября 1998: Tagungsbericht. Signale aus Köln: Beiträge zur Musik der Zeit 4, под редакцией Кристофа фон Блюмредера, 188–197. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN   3-89727-050-1.
  • Браун, Томас Манфред. 2004. Karlheinz Stockhausens Musik im Brennpunkt Ästhetischer Beurteilung. Kölner Beiträge zur Musikwissenschaft 1. Кассель: Боссе. ISBN   3-7649-2701-1.
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0.
  • Кустодис, Майкл. 2004. Die soziale Isolation der neuen Musik: Zum Kölner Musikleben nach 1945. Приложение к Archiv für Musikwissenschaft 54 под редакцией Альбрехта Ритмюллера с Рейнхольдом Бринкманном, Людвигом Финшером, Хансом-Иоахимом Хинрихсеном, Вольфгангом Остхоффом и Вольфрамом Штайнбеком. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN   3-515-08375-8.
  • Фрике, Стефан и Петер Этвеш. 2012. "Auf Weltempfang: Über die Aufführungsgeschichte von Stockhausens Hymnen ". Диссонанс: Schweizer Musikzeitschrift für Forschung und Kreation, no. 120 (декабрь): 14–18.
  • Фризиус, Рудольф и Ульрих Гюнтер. 1971. "Politische und soziologische Bezüge im Musikunterricht, dargestellt an einem Ausschnitt aus den Hymnen von Kh. Stockhausen". В Musikunterricht an Gesamtschulen: Analysen — Berichte — Materialen, Reihe Curriculum Musik, Jahrgang 1, Heft 1 (май 1971 г.), под редакцией Вилли Грундлаха и Томаса Отта, 42–65, 128–135. Штутгарт: Эрнст Клетт Верлаг. ISBN   3-12-968950-8.
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Тоуп. 2008. «Versuch, eine Grenze zu überschreiten… Johannes Fritsch im Gespräch über die Aufführungspraxis von Werken Karlheinz Stockhausens». MusikTexte нет. 116 (февраль): 31–40.
  • Гуткнехт, Дитер. 2003. "Karlheinz Stockhausens Hymnen und der Aspekt der Raummusik". В Bühne, Film, Raum und Zeit in der Musik des 20. Jahrhunderts, под редакцией Хартмута Кронеса, 275–284. Вена: Böhlau. ISBN   3-205-77206-7.
  • Хенахан, Донал. 1969. "Записи: Коллаж найденных звуков". Нью-Йорк Таймс (18 мая): D32.
  • Херборт, Хайнц Йозеф. 1967. "Das musikalische Weltdorf: Stockhausens Hymnen в Köln uraufgeführt". Die Zeit (8 декабря).}}
  • Хопкинс, Николас Ф. 1991. "Hymnen: tractatus musica unita", Feedback Papers, no. 37.
  • Гек, Оливер. 2003. "Гимн на электронной музыке и с конкретными ключевыми словами: Конкретная и функциональная музыка как на Asymptoten des Studios für electronic Musik des WDR". В Alte Musik und 'neue' Medien, под редакцией Юргена Арндта и Вернера Кейла, 28–55. Diskordanzen 14. Хильдесхайм: Георг Олмс. ISBN   978-3-487-12516-9.
  • Келсалл, Джон. 1975. « Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Сковрон, Збигнев. 1985. "Музыка электронная Карлхайнза Штокхаузена. II: Утворы с лат 1955–67". Музыка 27, №№ 1–2: 11–36.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998b. "Bildung ist große Arbeit: Karlheinz Stockhausen im Gespräch mit Studierenden des Musikwissenschaftlichen Instituts der Universität zu Köln am 5 февраля 1997 г." В Штокхаузене 70: Das Programmbuch Köln 1998. Signale aus Köln: Musik der Zeit 1, под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера, 1–36. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Kompositorische Grundlagen Neuer Musik: Sechs Seminare für die Darmstädter Ferienkurse 1970, под редакцией Имке Миш. Кюртен: Stockhausen-Stiftung für Musik. ISBN   978-3-00-027313-1.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2014 [2002]. "Technikplanung für HYMNEN в Кельнской филармонии (2002)". В его Texte zur Musik 16 (1998–2007) под редакцией Имке Миш, 535. Kürten: Stockhausen-Verlag. ISBN   978-3-9815317-6-3.
  • Туп, Ричард. 1981. "Электронные произведения Штокхаузена: эскизы и рабочие листы с 1952 по 1967 год". Интерфейс 10, № 3–4: 149–197.
  • Weid, Жан-Ноэль фон дер. 1985. "Апокалипсис Штокхаузена". Молчание 1: 169–177.
  • Вольф, Брайан и Верена Гроскройц. 2008. "Stockhausens Hymnen als europäische Vision". Neue Zeitschrift für Musik 169, no. 6, "musica povera?" (Ноябрь – декабрь): 16–17.
внешняя ссылка
Последняя правка сделана 2023-03-27 10:59:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте