Mixtur

редактировать

Вещательный зал Hessischer Rundfunk, где в 1967 году была представлена ​​версия Mixtur для малого оркестра

Mixtur, для оркестра, 4 синусоидальных генераторов и 4 кольцевых модуляторов - оркестровая композиция немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена, написанная на 1964, и это Nr. 16 в его каталоге работ. Он существует в трех версиях: оригинальная версия для всего оркестра, сокращенная версия, сделанная в 1967 году (№ 16 ⁄ 2), и измененная версия сокращенной версии, сделанная в 2003 году и названная Mixtur 2003, № 16 ⁄ 3.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Материал и форма
  • 3 Дискография
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Аудио
    • 6.2 Видео
    • 6.3 Обзоры
История

Mixtur - одно из самых ранних сочинений для оркестра с живой электроникой и одно из первых сочинений, в которых вообще используется живая электроника.

Премьера оригинальной версии для большого оркестра состоялась 9 ноября 1965 года в Norddeutscher Rundfunk, Гамбург (Stockhausen 1971, 51). Премьера версии для сокращенного оркестра состоялась 23 августа 1967 года в большом радиовещательном зале Hessischer Rundfunk во Франкфурте-на-Майне в рамках Darmstädter Ferienkurse ансамблем Hudba Dneska под управлением Ладислав Купкович, которому посвящена эта версия (Stockhausen 1971, 53).

Пьер Булез дирижировал несколькими выступлениями Mixtur с начала семидесятых до 10 июня 1982 г. (в Театре дю Шатле, Париж, с Ensemble InterContemporain ) (Vermeil 1996, 225), но был недоволен партитурой, а проблемы с репетициями и выступлениями привели к ссоре между двумя композиторами (Maconie 2005, 259–60).

Начиная с конца 1990-х, Штокхаузен пересмотрел ряд своих ранних алеаторических партитур, создав версии, в которых детали были проработаны и зафиксированы в общепринятой нотации. Последним из них был Mixtur, переработанный в 2003 году. В нескольких моментах оригинальной версии игроки выбирают то, что они играют, из подборки письменных материалов. Mixtur 2003 устраняет такую ​​неопределенность, полностью выписывая все части (Worby 2006). Общая форма также зафиксирована в новой версии, что исключает подвижность некоторых моментов, разрешенных в двух предыдущих версиях. Многие более ранние выступления представляли две разные версии, обычно сначала обратную версию, а затем прямую. Партитура Mixtur 2003 выписывается дважды, сначала в форварде, а затем в обратной версии. В программной заметке Штокхаузен охарактеризовал это возвратно-поступательное движение как метафору взаимодействия между жизнью и смертью (Frisius 2008, 164–65). Мировая премьера новой версии состоялась на Зальцбургском фестивале 30 августа 2006 года. Штокхаузен должен был дирижировать (и в июне прошлого года руководил репетициями в Берлине), но был вынужден отменить его из-за приступ ишиаса, и его место занял Вольфганг Лишке (Worby 2006). Исполнителями были Немецкий симфонический оркестр Берлина с электроникой от Experimentalstudio für akustische Kunst Freiburg, которым руководил Андре Ришар (Spinola 2006).

Материал и форма

Mixtur - это пример моментальной формы, состоящей из двадцати формальных единиц, называемых «моментами», каждая из которых «узнаваема личным и безошибочный персонаж »(Stockhausen 1963, 200). В то же время он обладает «поливалентной формой», в которой компоненты могут выполняться в различных последовательностях, и включает элементы альтернативного (названного Штокхаузеном «изменяемая форма»).

Оркестр разделен на пять групп, каждая из которых имеет свой тембр : Holz (деревянные духовые), Blech (медные духовые), Schlagzeug (ударные), Pizzicato (щипковые струны) и Streicher ( смычковые струны) Звуки из каждой группы, за исключением перкуссии, улавливаются микрофонами и кольцевыми модулями с синусоидальными тонами, производя преобразования естественных тембров, микротональной высоты тона перегибы, и - когда частота синусоидального тона падает ниже примерно 16 Гц - также и ритмические преобразования (Stockhausen 1971, 52). В некоторых моментах, таких как «Ruhe» и «Blech», кольцевая модуляция служит в основном колористическим целям, в то время как такой момент, как «Перевод», играет на предполагаемых эффектах таким образом, что электроника становится важным структурным компонентом (Maconie 2005, 259). В другие моменты частоты синусоидального тона напрямую связаны с крупномасштабной структурой. В "Spiegel", например, синусоидальные тона сосредоточены на верхней октаве центрального тона, F♯. В «Tutti» и «Stufen», с другой стороны, синусоидальные тона меняются с каждой заметной нотой в оркестре таким образом, что выходная разница или тоны суммирования остаются постоянными на центральном тоне в этот момент (Kohl 1981, 79, 123–24, 129–30).

Разделение оркестра на пять групп имеет решающее значение для общей формы композиции. Каждому моменту дается имя, описывающее его общий характер, «центральный тон» (в некоторых случаях, два последовательных центральных тона), тон, который следует опустить (иногда два тона), общую продолжительность, долю тишины, " плотность »(количество участвующих оркестровых групп) и тембральная смесь (Kohl 1981, 52–62):

Moments in Mixtur
nameцентральный тон (ы)пропущенный тон (ы)длительностьотдых (пропорция)плотностьтембры
1Mixtur. [ смесь]C7F♯1204H / B / P / S
2Schlagzeug. [перкуссия]30​⁄51Sch
3Blöcke. [блоки]B5F78​⁄23H / P / S
4Richtung. [направление]C♯6G48​⁄32Sch / P
5Wechsel. [exchange]A♯6E18​⁄84H / B / P / S
6Ruhe. [тихо]D5G♯7802B / S
7Вертикаль. [по вертикали]A4D♯12​⁄83Sch / P / S
8Streicher. [смычковые струны]D♯4A18​⁄51S
9Punkte. [очки]G♯5–E3D – A♯30​⁄33H / B / S
10Хольц. [деревянные духовые]G3–F2C♯ – B48​⁄21H
11Spiegel. [зеркало]F♯4C4804H / B / P / S
12ПереводF2–G3F♯ – F30​⁄22H / P
13ТуттиE3–G♯ 5G – E78​⁄85Sch / H / B / P / S
14Blech. [латунь]D♯4G♯12​⁄51B
15Kamm эртон. [A = 440]A4D♯18​⁄33H / P / S
16Stufen. [шаги]A♯6D3004H / B / P / S
17Диалог. [диалог]D5A18​⁄22Sch / B
18Schichten. [слои]C♯6A♯48​⁄83B / P / S
19PizzicatoB5C♯78​⁄51P
20Hohes C. [high C]C7B12​⁄32H / S

Единица измерения длительности - должен определяться дирижером, от 40 до 60 ударов в минуту в соответствии с инструкциями по партитуре для kleine Beasetzung (оригинальная партитура большого оркестра определяет от 50 до 60 ударов в минуту, но к 1971 году Штокхаузен предпочел более медленный темп 40). Числа единиц в момент взяты из пяти шагов шкалы, пропорциональной рядам Фибоначчи : 2, ​​3, 5, 8 и 13, с каждым значением, умноженным на 6: 12, 18, 30., 48, и 78. Полезность этого ряда заключается в примерно постоянной пропорции между последовательными элементами - отклонения которых уменьшаются по мере расширения ряда (Kohl 1981, 56–57).

Двадцать моментов можно воспроизвести в числовом порядке, по возрастанию или по убыванию. Первая называется «прямой версией», вторая - «обратной версией». Однако последовательность событий в каждый момент одинакова в обеих версиях. Можно также обменяться некоторыми моментами: нет. 1 с 5, 11 с 16 и 15 с 3 или 20. Моменты 14 и 15 могут быть сыграны одновременно вместо №. 5, в этом случае латунные детали из № 5 заменяет 14, а оставшаяся часть занимает 15 место. При изменении порядка или обмене некоторые детали в соседние моменты изменяются. Например, центральный тон момента 11 («Шпигель»), F♯ над средним C, должен продолжаться в любой момент, следующий за ним, и это может быть «нет». 12, 10, 17, 15, 5, 3 или 20, в зависимости от выбранной перестановки моментов и направления версии (Kohl 1981, 64).

Дискография
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Telemusik, Mixtur (версия для малого оркестра, Nr. 16 ⁄ 2, "Эрстер Франкфуртер Версия 1967") Ансамбль Худба Днеска, Ладислав Купкович (конд.); Йоханнес Г. Фрич, Харальд Бодже, Рольф Гелхаар, Дэвид Джонсон (генераторы синусоидальных волн); Карлхайнц Штокхаузен (звуковое направление). Авангард. Запись LP. Deutsche Grammophon 137 012. Hamburg: Deutsche Grammophon, 1969.
  • Stockhausen, Karlheinz. Mixtur: Kleine Besetzung (1967) —Rückwärts- und Vorwärts-Version. Оркестр Худба Днеска, [Ладислав Купкович (конд.); Йоханнес Фрич, Рольф Гелхаар, Дэвид Джонсон, Харальд Бодже (генераторы синусоидальных волн); Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Записано WDR 23 августа 1967 г. во Франкфурте. Запись CD. Штокхаузен, полное издание, компакт-диск 8. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1993.
  • Musica Viva Festival 2008. Stockhausen, Mixtur 2003, Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks, Лукас Вис (конд.); Experimentalstudio des SWR, Андре Ришар (звукорежиссер). С работами Карла Амадеуса Хартмана, Ариберта Реймана, Йорга Видманна, Маттиаса Пинтчера, Янниса Ксенакиса, Джеймс Диллон, Бит Феррер, Джачинто Селси, Чая Черновин, Кайя Саариахо, Лиза Лим, Ребекка Сондерс, Адриана Хёльски и традиционная музыка Египта и Ирана. Fundación BBVA, Kooperation mit BR Klassik. 6-дисковый гибридный многоканальный комплект SACD. NEOS 10926. [Мюнхен]: NEOS Music GmbH, 2009.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Mixtur 2003 для оркестра. Немецкий симфонический оркестр Берлина, Вольфганг Лишке (дирижер); Карлхайнц Штокхаузен (репетиции); Иоахим Хаас, Томас Хаммел, Брайан Вольф и Райнхольд Брейг (микшеры звука); Свен Томас Киблер, Антонио Перес Абеллан, Свен Кестель и Хольгер Буссе (генераторы синусоидальной волны); Experimentalstudio des SWR, Андре Ришар (звукорежиссер). Записано в Lehrbauhof, Зальцбург, 30 августа 2006 г. Запись на CD, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Stockhausen Complete Edition CD 106. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2015.
Ссылки
  • Фризиус, Рудольф. 1996. Карлхайнц Штокхаузен I: Einführung in das Gesamtwerk; Gespräche mit Karlheinz Stockhausen. Майнц: Schott Musik International. ISBN 3-7957-0248-8
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Die Werke 1950–1977; Gespräch mit Karlheinz Stockhausen, "Es geht aufwärts". Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6.
  • Гейзен, Франс. 1968. "Прогноз для евхаристического воспитания". Адем: Tweemaandelijks tijdschrift voor liturgische muziek 2: 50–53.
  • Коль, Иероним. 1981. «Серийные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена с 1962 по 1968 год». Канд. Дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6.
  • Schatt, Peter W. 1995. "Eine 'Kunst des Überganges" ': Функционирование кольцевой модуляции в Karlheinz Stockhausens Mixtur ". Archiv für Musikwissenschaft 52, no. 2: 121–44.
  • Сустер, Тим. 1972. "На Mixtur Штокхаузена". Слушатель 87:59.
  • Спинола, Юлия. 2006. "Eine Todesfahrt rückwärts in die Erinnerung: Verwunschene Schönheitsempfindungen: Karlheinz Stockhausens Mixtur von 1963 в Einer Neufassung в Зальцбурге". Frankfurter Allgemeine Zeitung no. 203: 39.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963. "Momentform: Neue Beziehungen zwischen Aufführungsdauer, Werkdauer und Moment". В его Texte zur Musik 1, под редакцией Дитера Шнебеля, 189-210. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Schauberg.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1967. «Заметки о Mixtur (1964)», перевод Уильяма Сильвестра. Обзор электронной музыки, нет. 1: 16–17.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1968. "Cinq textes". Revue d'esthétique 21, №№ 2–4 (апрель – ноябрь): 43–50.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. "Mixtur (1964) für 5 Orchestergruppen, Sinusgeneratoren u. Ringmodulatoren". В его Texte zur Musik 3 под редакцией Дитера Шнебеля, 51–56. DuMont Dokumente. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg. ISBN 3-7701-0493-5.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978 г. "Mixtur für kleine Besetzung (1967): Zur Aufführungspraxis" [Письмо Пьеру Булезу, написано 9 ноября 1971 г.]. В его Texte zur Musik 4, под редакцией Кристофа фон Блюмредера, 73–76. DuMont Dokumente. Кельн: DuMont Buchverlag. ISBN 3-7701-1078-1. Без названия английский перевод Ричарда Тупа. Музыка и музыканты 21, вып. 2 (октябрь 1972 г.): 31–32.
  • Вермей, Жан. 1996. Беседы с Булезом: мысли о поведении, перевод с французского Камиллы Нэйш. Портленд, Орегон: Amadeus Press, ISBN 1-57467-007-7.
  • Уорби, Роберт. 2006. "Karlheinz Stockhausen — Mixtur (2003) Зальцбургский фестиваль. 30 августа 2006 г. ". Diffusion, журнал Sonic Arts Network (сентябрь). Перепечатано, веб-сайт Stockhausen (по состоянию на 27 июня 2011 г.)
Дополнительная литература
  • Anon. 2006a. "Uraufführung des neuen Stücks von Stockhausen: Wolfgang Lischke leitet die MIXTUR 2003". Nordbayerischer Kurier (29 августа).
  • Anon. 2006b. "Kritik Salzburg: Rückwärts in die verträumte Erinnerung: Festspiel-Finale II: Ein neuer alter Stockhausen ohne Stockhausen im alten Lehrbauhof". Die Presse (1 сентября).
  • Anon. 2006c. "Венн нур дер Автомотор wärmt". Wiener Zeitung (1 сентября).
  • Браун, Джефф. 2006. "Mixtur". The Times (1 мая).
  • Клементс, Эндрю. 2005. «Обзор: Классика: Лондонская симфониетта / Валад, Королевский зал Елизаветы, Лондон: 4/5». The Guardian (27 апреля): 38.
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Туп. 2008. «Versuch, eine Grenze zu überschreiten... Johannes Fritsch im Gespräch über die Aufführungspraxis von Werken Karlheinz Stockhausens». MusikTexte нет. 116 (февраль): 31–40.
  • Гриффитс, Пол. 1985. "BBCSO / Eötvös: Barbican / Radio 3". The Times (9 января): 13.
  • Гриффитс, Пол. 1988. "Сигналы Штокхаузена". "Таймс", нет. 63252 (30 ноября).
  • Холден, Энтони. 2006. «Это те свингующие шестидесятые: Лондонская Симфониетта / Valade Queen Elizabeth Hall, Лондон SE1 Симфония BBC / Vanska Barbican, Лондонская филармония EC2 / Lazarev Queen Elizabeth Hall, Лондон SE1». The Observer (30 апреля): 19.
  • Хопкинс, Г. У. 1968. «Штокхаузен, форма и звук». Musical Times 109, вып. 1499 (январь): 60–62.
  • Келсалл, Джон. 1975. «Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Муни, Джеймс. 2016. «Технологии, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и нежного огня». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед» под редакцией М.Дж. Гранта и Имке Миш, 102–15. Хофхайм: Wolke Verlag. ISBN 978-3-95593-068-4.
  • Петерс, Гюнтер. 2006. "Карлхайнц Штокхаузен, MIXTUR 2003 für Orchester". Программный сборник мировой премьеры. Зальцбург: Salzburger Festspiel.
  • Stockhausen, Karlheinz. 2014a. "Elektronisch bin ich ja selbst - Mixtur 2003". В его Texte zur Musik 15, отредактированном Имке Миш, 377. Kürten: Stockhausen-Verlag. ISBN 978-3-9815317-5-6.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2014b. "Zu Mixtur 2003". В его Texte zur Musik 15 под редакцией Имке Миш, 378–80. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг. ISBN 978-3-9815317-5-6.
  • Вуйца, Питер. 2006. "Sinusgenerator als Festspielgast: Karl-Heinz-Stockhausen-Uraufführung im Lehrbauhof". Der Standard (1 сентября).
Внешние ссылки

Аудио

  • Karlheinz Stockhausen - Mixtur (kleine Besetzung, 1967) Пример звука, момент "Pizzicato". Архив бывшего веб-сайта Stockhausen (по состоянию на 26 июня 2014 г.).
  • Karlheinz Stockhausen - Mixtur (kleine Besetzung, 1967) Примеры звуков, восемнадцать моментов из ретроградной версии, три момента из прямой версии. Stockhausencds веб-сайт Stockhausen Stiftung (по состоянию на 26 июня 2014 г.)
  • Karlheinz Stockhausen - Mixtur 2003 Пример звука, начало форвардной версии. Experimentalstudio des SWR; Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks, Лукас Вис (конд.). Веб-сайт BR Klassik, архив от 01.06.2010 (по состоянию на 26 июня 2014 г.)

Видео

  • Karlheinz Stockhausen - Mixtur 2003. Интервью с дирижером Лукасом Висом (на немецком языке) и отрывки из форвардной версии (15 мин.). Experimentalstudio des SWR; Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks, Лукас Вис (конд.). Веб-сайт BR Klassik, архив от 26.06.2011 (дата обращения 6 июля 2011 г.)

Отзывы

Последняя правка сделана 2021-05-30 03:52:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте