Джачинто Счелси (итальянское произношение: ; 8 января 1905 - 9 августа 1988), итальянский композитор, который также написал сюрреалист поэзия на французском языке.
Он наиболее известен тем, что сочинял музыку, основанную только на одной высоте, измененной всеми способами посредством микротональных колебаний, гармонических аллюзий и изменения в тембре и динамике, как это парадигматически показано в его Quattro pezzi su una nota sola («Четыре пьесы на одной ноте», 1959). Это произведение остается его самым известным произведением и одним из немногих, получивших значительное признание при его жизни. Его музыкальные произведения, охватившие все западные классические жанры, за исключением сценической музыки, оставались в значительной степени неоткрытыми даже в современных музыкальных кругах на протяжении большей части его жизни. Сегодня часть его музыки приобрела популярность в определенных постмодернистских кругах композиторов, а такие произведения, как его «Анаит» и его струнные квартеты, стали все более популярными.
Селси сотрудничал с американскими композиторами, включая Джона Кейджа, Мортона Фельдмана и Эрла Брауна, а также был другом и наставником для Элвин Карран. Его работы послужили источником вдохновения для Эннио Морриконе Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza, и его музыка оказала влияние на таких композиторов, как Тристан Мураил и Соланж. Анкона.
Родился в деревне Пителли недалеко от Ла Специя, Счелси проводил большую часть своего времени в старом замке своей матери, где он получил образование у частного репетитора, который обучил его латыни, шахматам и фехтованию. Позже его семья переехала в Рим, и его музыкальные таланты поощрялись частными уроками у Джачинто Саллюсто. В Вене он учился у ученика Арнольда Шёнберга. Он стал первым представителем додекафонии в Италии, хотя и не продолжал использовать эту систему.
В 1920-е годы Селси подружился с такими интеллектуалами, как Жан Кокто и Вирджиния Вульф, и много путешествовал за границу. Впервые он познакомился с неевропейской музыкой в Египте в 1927 году. Его первым сочинением было Chemin du coeur (1929). Затем последовала Ротатива, сначала под управлением Пьера Монтё в Salle Pleyel, Париж, 20 декабря 1931 года.
В 1937 году он организовал серию концертов современных произведений., представляя музыку (среди прочих) Пола Хиндемита, Шенберга, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева итальянцу аудитория впервые. Из-за применения расовых законов при фашистском режиме Бенито Муссолини, который препятствовал исполнению произведений еврейских композиторов, эти концерты продолжались недолго. Счелси отказался подчиниться и постепенно дистанцировался от Италии. В 1940 году, когда Италия вступила в войну, Шелси был в Швейцарии, где он оставался до конца конфликта, сочиняя и оттачивая свою концепцию музыки. Он женился на Дороти Кейт Рамсден, разведенной англичанке.
Вернувшись в Рим после войны, его жена оставила его (в конечном итоге вдохновив), и он пережил глубокий психологический кризис, который в конечном итоге привел его к открытию восточной духовности, а также к радикальной трансформации его взглядов на Музыка. В этом так называемом втором периоде он отказался от понятий композиции и авторства в пользу чистой импровизации. Его импровизации были записаны на магнитофон и позже расшифрованы соавторами под его руководством. Затем они были оркестрованы и дополнены его подробными инструкциями по исполнению или время от времени корректировались в тесном сотрудничестве с исполнителями.
Счелси пришел к пониманию художественного творчества как средства сообщения слушателю высшей, трансцендентной реальности. С этой точки зрения художник считается всего лишь посредником. По этой причине Счелси никогда не позволял показывать свое изображение в связи с его музыкой; вместо этого он предпочел обозначать себя линией под кругом, как символ восточного происхождения. Некоторые фотографии Счелси появились после его смерти.
Одним из первых переводчиков, с которым тесно сотрудничал Счелси, был певец Митико Хираяма, с которым он познакомился в 1957 году в Риме. С 1962 по 1972 год он написал обширный цикл песен Canti del Capricorno непосредственно для нее, учитывая ее особый и уникальный вокальный диапазон. Процесс написания пьесы стал примером очень личного стиля работы Счелси: разработка пьес посредством импровизации, записи и затем окончательная транскрипция.
С конца 1970-х он встретил нескольких ведущих переводчиков, которые продвигали его музыка по всему миру и постепенно открыла двери для более широкой аудитории, такой как Струнный квартет Ардитти, виолончелистка Фрэнсис-Мари Уитти и пианисты Ивар Михашофф и Марианна Шредер.
Счелси была другом и наставником Элвина Каррана (чей VSTO дань уважения) и других американских композиторов-эмигрантов, таких как Фредерик Ржевски, проживавший в Риме в 1960-е годы (Curran, 2003, в NewMusicBox ). Селси также сотрудничал с другими американскими композиторами, включая Джона Кейджа, Мортона Фельдмана и Эрла Брауна (который посетил его в Риме).
Фрэнсис-Мари Уитти, посвятившая все произведения Селси для виолончели, интенсивно сотрудничала с ним в течение более 10 лет, редактируя, а затем записывая «Трилогию», массивное трехчастное произведение продолжительностью 45 минут, которое Мортон Фельдман назвал своей «автобиографией». в звуке ». Впервые он был показан на фестивале в Комо и записан на Fore Records (Raretone) с Шелси в студии, а затем на Etcetera Records. Более поздняя известная версия с несколькими латинскими молитвами находится на сайте ECM под названием Natura Renovatur. Уитти также переписал многие камерные произведения для контрабаса, контрабаса и виолончели, альта и две импровизации на основе кассет с ондиолинами, которые встречаются под названием Voyages.
Элвин Карран вспоминал, что: «Счелси... приходил на все мои концерты в Риме, вплоть до самого последнего, который я давал за несколько дней до его смерти. Это было летом, и он был таким сумасшедшим в том, чтобы быть на открытом воздухе. Он был там в шубе и меховой шапке. Это был концерт на открытом воздухе. Он махал издалека, красивые блестящие глаза и улыбка, которые у него всегда были, и это последний раз, когда я видел его "(Росс, 2005).
Счелси умер от кровоизлияния в мозг 9 августа 1988 года в Риме.
На протяжении большей части своей карьеры Счелси оставался малоизвестным. На серии концертов в середине и конце 1980-х годов, наконец, состоялись премьеры многих его произведений, получивших большой успех, особенно его оркестровых шедевров в октябре 1987 года в Кельне, примерно через четверть века после того, как эти произведения были написаны, и меньше чем за год до смерти композитора. Шелси смог присутствовать на премьерах и лично руководил репетициями. Воздействие, вызванное поздним открытием произведений Селси, было описано бельгийским музыковедом Гарри Хальбрайхом :
Необходимо переписать целую главу новейшей музыкальной истории: вторая половина этого столетия теперь немыслима без Селси... открыл совершенно новый способ создания музыки, доселе неизвестный на Западе. В начале пятидесятых было мало альтернатив смирительной рубашке сериализма, которые не вели бы в прошлое. Затем, к 1960–1961 годам, наступил шок от открытия Лигети и Атмосферы. В то время мало кто знал, что Фридрих Черха в своем оркестровом цикле «Шпигель» уже достиг довольно схожих результатов, и никто не знал, что был композитор, который пошел по тому же пути даже несколько лет назад, и гораздо более радикальным образом: сам Джачинто Селси.
голландский музыковед Хенк де Велде, ссылаясь на Адорно, говоря о Альбане Берге, назвал Счелси «Мастером еще меньшего. transition, "к которому Гарри Халбрайх добавил, что" на самом деле его музыка - всего лишь переход ".
Счелси также был кумиром Эннио Морриконе Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza, чей шестнадцатиминутный трек «Omaggio a Giacinto Scelsi» включен в их концертный альбом «Musica Su Schemi», выпущенный в 1976 году.
Музыка Счелси была услышана миллионами в Martin. Скорсезе Shutter Island, в котором отрывки из его двух работ Quattro pezzi su una nota sola и Uaxuctum (3-я часть) были представлены вместе с музыкой его современники Дьёрдь Лигети, Кшиштоф Пендерецки, Джон Кейдж и Мортон Фельдман.
Архивы Счелси хранятся в Фонде Изабеллы Счелси.
Французская компания Actes Sud опубликовала труды Джачинто Селси в трех томах, большинство из которых сейчас распродано: