Mikrophonie (Stockhausen)

редактировать

Направленный микрофон типа, необходимого для Mikrophonie I

Mikrophonie название, данное Карлхайнцем Штокхаузеном двум его сочинениям, написанным в 1964 и 1965 годах, в которых «обычно не слышны вибрации... становятся слышными благодаря активному процессу обнаружения звука (сравнимо с выслушиванием тела врачом); микрофон активно используется как музыкальный инструмент, в отличие от его прежней пассивной функции воспроизведения звуков с максимальной достоверностью »(Stockhausen 1971a, 57).

Вместе с непосредственно предшествующей работой Штокхаузена Mixtur для пяти оркестровых групп, четырех генераторов синусоидальных волн, четырех кольцевых модуляторов они образуют триптих живых электронных произведений, где электронные преобразования совершаются во время исполнения (в отличие от студийной электронной музыки на магнитной ленте). Подобно группе из трех произведений композитора предыдущего десятилетия, Gruppen, Zeitmaße и Gesang der Jünglinge, каждое из произведений предназначено для оркестра. камерные и вокальные силы.

Содержание
  • 1 Происхождение термина
  • 2 Mikrophonie I
  • 3 Mikrophonie II
  • 4 Дискография
  • 5 Фильмография
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние links
Происхождение термина

Штокхаузен использует здесь термин «микрофония» как слуховой аналог «микроскопии » в оптической сфере. То есть микрофон используется в исследовательских целях, чтобы сделать заметные «объекты, которые обычно не попадают в поле нашего внимания, но также и для своего рода точной прихоти... как один из микронавтов в фильме« Фантастическое путешествие ». (Запись OED «микроскопия», цитата из London Review of Books, 26 марта 1992 г.)

Я искал способы сочинять - гибко - также процесс записи с микрофона. Микрофон... должен был бы стать музыкальным инструментом и, с другой стороны, воздействуя на него, влиять на все характеристики звуков. Другими словами, он должен был бы участвовать в формировании высоты тона - в соответствии с составленными указаниями - гармонично и мелодично, а также в ритме, динамическом уровне, тембре и пространственной проекции звуков. (Stockhausen 1971a, 60)

Mikrophonie I
Выступление Mikrophonie I в Консерватории Никколо Паганини, Генуя, в 2010 году

Mikrophonie I (Работа № 15), для тамтам, 2 микрофона, 2 фильтра и контроллеры - это пример моментальной формы, поливалентной формы, переменной формы, и состав процесса. Он состоит из 33 структурных единиц, или «моментов», которые можно упорядочить различными способами в соответствии с «схемой соединения», определяющей отношения между последовательными моментами посредством комбинации трех элементов, по одному из каждой из следующих групп. : (1) похожие, разные или противоположные; (2) поддерживающий, нейтральный или разрушающий; (3) возрастающий, постоянный или убывающий (Davies 1968, 9).

В Mikrophonie I два перкуссиониста играют на большом там-там с помощью различных инструментов. Другая пара игроков использует ручные микрофоны для усиления мелких деталей и шумов, изменяя звук быстрыми (и точно рассчитанными) движениями. Последние два исполнителя, сидящие в аудитории, применяют резонансные полосовые фильтры к микрофонным выходам и распределяют полученные звуки на квадрофоническую акустическую систему. (Бернс 2002, 63)

Пьеса составлена ​​на основе результатов эксперимента, проведенного композитором и Яапом Спеком в августе 1964 года:

Я купил себе большой тамтам. для моей композиции MOMENTE, и установил ее в моем саду. Теперь я провел несколько экспериментов, возбуждая тамтам с помощью самых разнообразных инструментов - из стекла, картона, металла, дерева, резины, пластика, - которые я собирал по всему дому, и подключил микрофон (с сильной чувствительностью к направлению), который я держал. в моей руке и переместился к электрическому фильтру, выход которого вел к потенциометру и затем был слышен через громкоговоритель. Мой соавтор Спек был дома и менял настройки фильтров и динамические уровни, импровизируя. Заодно записали результат на магнитофон. Магнитофонная запись этого первого микрофонного эксперимента была для меня важнейшим открытием. Мы не пришли к соглашению о том, что сделает другой; Я использовал некоторые инструменты, которые были под рукой, в зависимости от настроения, и в то же время я исследовал поверхность тамтама с помощью микрофона, как врач исследует тело стетоскопом; Спек также спонтанно отреагировал на то, что он услышал в результате нашей совместной деятельности. (предисловие к партитуре Mikrophonie I, стр. 9)

После того, как первоначальная попытка записать действия и орудия оказалась непрактично сложной, Штокхаузен решил разделить звуки на категории в соответствии с их воспринимаемыми качествами: «стон», «трубный», «жужжание», «улюлюканье», «рев», «скрежет», «болтовня», «вой», «пиление», «звон», «удушье», «карканье», «цоканье», «фырканье», «щебетание», «шипение», «кряхтение», «хруст», «звон», «тромбон», «царапанье» и т. д. по шкале из 36 шагов от самого темного и самого низкого до самого яркого и самого высокого звука (Stockhausen 1989, 82–83). Благодаря этому акценту на субъективно воспринимаемых качествах, «впервые был открыт перцептивный эквивалент полностью организованной структуры, и особенно важно, что это было сделано очень простыми средствами. Это успешное сочетание абстрактной теории и выражения делает Mikrophonie I произведение особой важности »(Maconie 1972, 101). «Кто-то сказал, это должен быть там-там? Я сказал «нет», я могу представить, что партитура используется для музыкального изучения старого Volkswagen, чтобы зайти внутрь старой вещи и ударить по ней, поцарапать ее и сделать с ней разные вещи, и сыграть MIKROPHONIE I, используя микрофон »(Штокхаузен 1989, 87). Однако когда дело дошло до тамтамов, некоторые из них были менее подходящими, чем другие, и набор инструментов, используемых для возбуждения тамтама в оригинальных выступлениях, можно было заменить с трудом, если нужно было получить желаемый диапазон звуков. (Stockhausen 1996, 95–97).

«Микрофония I» впервые была исполнена в Брюсселе 9 декабря 1964 года. Партитура посвящена крестнику композитора Александру (Ксанди) Шлее.

Mikrophonie II
Орган Hammond серии L с 1961 по 1972 гг.

Mikrophonie II (номер работы 17), для хора, органа Hammond и четырех кольцевые модуляторы, как и Mikrophonie I, составленные в моментной форме, также состоят из 33 «моментов», хотя, в отличие от более ранней работы, их порядок фиксирован в партитуре. Длительности этих моментов рассчитываются согласно ряду Фибоначчи (Frisius 2008, 171).

Произведение сочетает в себе звуки, издаваемые электроникой органа Хаммонда, с вокальными звуками хора посредством кольцевой модуляции для создания трансформаций, которые во многих местах вызывают искажения, вызывающие волшебство (Frisius 2008, 167). Первоначальная идея Штокхаузена заключалась в том, чтобы объединить хор с тамтамом из Mikrophonie I, но звуки оказались слишком противоположными, и вместо этого он остановился на органе Hammond (Kurtz 1992, 139).

Используемый текст - это «бессмыслица» Гельмута Хайсенбюттеля «Einfache grammatische Meditationen» (Простые грамматические медитации) из Textbuch 1 (Heißenbüttel 1960, 35–36). Вместо того, чтобы следовать напечатанному тексту, Штокхаузен перераспределяет его 44 строки по 33 моментам своей композиции таким образом, что шесть больших частей стихотворения присутствуют во всех частях произведения, отражая изобразительный, одновременный во времени характер текста. в манере, «соответствующей поэтическому принципу самого текста» (Peters 1992, 252 256).

Хор состоит только из высоких и низких голосов: по две секции сопрано и басов, которые расположены по дуге спиной к публике, лицом к исполнителю органа Hammond в задней части сцены. Каждая секция улавливается микрофоном, и сигнал подается на одну сторону кольцевого модулятора; выходной сигнал органа Hammond подается на другую сторону. Суммарные и разностные частоты на выходах модуляторов воспроизводятся в четырех группах громкоговорителей, но степень модуляции контролируется потенциометрами для получения градаций преобразования. Иногда случаются переходы от естественного звука к искусственному или наоборот, когда открываются «звуковые окна», через которые записанные отрывки из трех ранних вокальных композиций Штокхаузена воспроизводятся через пятую группу громкоговорителей (Peters 1992, 248–49).

Mikrophonie II восемь раз прерывается цветными паузами (разделы 2, 5, 8, 11, 17, 19, 20, 32): моменты из моих более ранних работ Gesang der Jünglinge (Электронная музыка 1955–56), Carré для 4 хоров и 4 оркестров (1959–60) и Momente для сольного сопрано, 4 хоровые группы и 13 инструменталистов (1962–1964) мягко звучат вдалеке, а певцы хора Mikrophonie II шепчет синхронно и громко с этим. Вокальная музыка моего прошлого звучит через временные окна в вокальную музыку моего настоящего. В седьмом временном окне музыка из Carré и Gesang der Jünglinge звучит одновременно . (Примечания к изданию Stockhausen Complete Edition CD 9)

Штокхаузен еще больше переделывает текст Heißenbüttel, добавляя интерпретирующие указания для певцов, такие как «торжественное пение левита», «а-ля джаз, круто, почти как щипковая двойка». бас, постепенно трансформировался в: «как зазнавшийся сноб», «как младенец», «как пьяницы, иногда рыдающий, с икотой».

В результате получается слияние суггестивного и конкретного, слов и музыки, вокалистов и органа Хаммонда - медитация и реконфигурация текста Хайссенбюттеля, которая не разрушает его, а скорее воссоздает его, так что свободный ассоциация может привести к тому, что реакция слушателя «варьируется между фантасмагорическими видениями и математическими процедурами» (Peters 1992, 255).

Мировая премьера Mikrophonie II состоялась 11 июня 1965 года в Musik der Zeit в Große Sendesaal of WDR в Кельне. Партитура посвящена Джудит Фрем (Писар).

Дискография

Выпущены два записанных исполнения Mikrophonie I ансамблем Штокхаузен, но только одна из Mikrophonie II, хотя эти две композиции всегда появлялись вместе, на разных лейблах и в разных форматах. Исполнители в двух версиях Mikrophonie I (обе из брюссельской версии 1964 года):

  1. Алоис Контарский и Кристоф Каскел, там-там; Йохан другие Г. Фрич и Бернхард Контарский, микрофоны; Карлхайнц Штокхаузен, фильтр и потенциометры I; Яап Спек, фильтр II; Хью Дэвис, потенциометры II. (Записано где-то между декабрем 1964 и июнем 1965 в WDR.)
  2. Алоис Контарский и Альфред Алингс, там-там; Йоханнес Г. Фрич и Харальд Бодже, микрофоны; Хью Дэвис и Яап Спек, фильтры; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция. (т.е. потенциометры). (Записано 17 и 18 декабря 1965.)

Исполнители в Mikrophonie II: Члены хора WDR и хора студии новой музыки, Кельн, конд. Герберт Шернус ; Альфонс Контарский, орган Hammond; Йоханнес Г. Фрич, таймер; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция. (Запись 10 июня 1965 г.)

Релизы со вторым исполнением Mikrophonie I :

  • Stockhausen, Karlheinz. 1967. Mikrophonie I / Mikrophonie II. CBS 32 11 0044 / S77 230/72 647 (LP)
  • Stockhausen, Karlheinz. 1975. Mikrophonie I / Mikrophonie II. Deutsche Grammophon DG 2530583 (LP)
  • Stockhausen, Karlheinz. 1993. Klavierstücke I – XI Mikrophonie I II. Sony Classical S2K 53346 (2 компакт-диска) [на вкладыше неправильно написано clai m запись Mikrophonie II является публичным исполнением 11 июня 1965 года.]
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1995. Mikrophonie I и Mikrophonie II / Telemusik. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг. Stockhausen Edition 9 (CD).

Релиз с более ранним исполнением Mikrophonie I:

  • Stockhausen, Karlheinz. 2007. Mikrophonie I 1964, Mikrophonie II 1965: 2 Vorträge. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг. Text-CD 14. Вступительные лекции к каждому исполнению, прочитанному композитором на немецком языке, записанные в 1965 году.

Более поздняя версия была выпущена на:

  • Stockhausen: Complete Early Percussion Works. Стивен Шик, ударные Джеймс Эйвери, фортепиано; Красная рыба, Синяя рыба (Росс Карре, Джастин ДеХарт, Мэттью Дженкинс, Фабио Оливейра, Джонатан Хепфер, Грегори Стюарт). Запись CD, цифровая: 2 звуковых диска, стерео. Режим 274–275. Нью-Йорк: Mode Records, 2014.
Фильмография
  • Брандт, Брайан и Майкл Хайнс (прод.). 2014. Штокхаузен: Полное собрание сочинений ранних ударных. Стивен Шик, Джеймс Эйвери, Red Fish Blue Fish. Запись DVD, регион 0, NTSC, объемный звук Dolby 5.1 / объемный звук DTS 5.1, соотношение сторон 16: 9, цвет. Mode 274. Нью-Йорк: Mode Records.
  • Домм, Сильвен. 1966. Mikrophonie I (30 мин., Цвет). Студийная запись Mikrophonie I с Stockhausen-Ensemble. Краткое введение Штокхаузена на французском и немецком языках.
Источники
  • Бернс, Кристофер. 2002. «Осознание Люсьера и Штокхаузена: примеры из практики исполнения электроакустической музыки. Journal of New Music Research 31, № 1 (март): 59–68.
  • Дэвис, Хью. 1968.« Работа ». со Штокхаузеном ». Композитор № 27: 8–11.
  • Decroupet, Pascal. 2003.« Как разработать интерпретацию Микрофонии I Штокхаузена »Труды 5-й трехгодичной конференции ESCOM, 8–13 сентября 2003 г., Ганновер Университет музыки и драмы, Германия. R. Kopiez, AC Lehmann, I. Wolther C. Wolf (Eds.), 618–19. ISBN 3-931852-67-9.
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Die Werke 1950–1977; Gespräch mit Karlheinz Stockhausen, Es geht aufwärts. Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6.
  • Гюнтер, Ульрих. 1972. "Die Mikrophonie I von Karlheinz Stockhausen im Musikunterricht." Musik und Bildung 4, no. 2 (февраль): 84–87.
  • Heißenbüttel, Helmut. 1960. Te xtbuch 1. Ольтен, Фрайбург: Вальтер-Верлаг.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: биография, перевод Ричарда Тоопа. Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X ( pbk).
  • Макони, Робин. 1972. "Микрофония Штокхаузена I: восприятие в действии". Перспективы новой музыки 10, вып. 2 (Весна-Лето): 92–101.
  • Петерс, Гюнтер. 1992. «Модулированные медитации:« Einfache Grammatische Meditationen »Х. Хайссенбюттеля в« Микрофонии II »К. Штокхаузена». Немецкая литература и музыка - эстетическое слияние: 1890–1989, изд. К. Решке и Х. Поллок, Хьюстонские германские исследования 8, 247–61. Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. Пересмотренное немецкое издание 1993 г ​​.: «Die ringmodulierte Meditation: Einfache grammatische Meditationen» Гельмута Хейссенбюттеля в Karlheinz Stockhausens Mikrophonie II ». В Musik-Konzepte 81: Autoren-Musik. Sprache im Grenzbereich der Künste, 16–40. Мюнхен: текст издания + Kritik. Печатается в: Гюнтер Петерс. Heiliger Ernst im Spiel - Texte zur Musik von Karlheinz Stockhausen / Святая серьезность в пьесе - Очерки музыки Карлхайнца Штокхаузена (двуязычное издание, немецкий и английский), 27–62 / 163–98. Kürten: Stockhausen-Stiftung für Musik, 2003.
  • Stockhausen, Karlheinz. 1971a. «Mikrophonie I (1965), für Tamtam, 2 Mikrophone, 2 Filter und Regler». В Штокхаузене, Texte zur Musik 3: 57–65. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971b. "Mikrophonie II (1965), für Chor, Hammondorgel und 4 Ringmodulatoren". В Штокхаузене, Texte zur Musik 3: 66–71. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке. Лекции и интервью составлены Робином Макони. Лондон и Нью-Йорк: Марион Бояре. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань); ISBN 0-7145-2918-4 (pbk).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1996. "Практика электроакустического исполнения". Перспективы новой музыки 34, № 1 (зима): 74–105.
  • Stockhausen, Karlheinz, 2009. Kompositorische Grundlagen Neuer Musik: Sechs Seminare für die Darmstädter Ferienkurse 1970, под редакцией Imke Misch. Kürten: Stockhausen-Stif Musik. ISBN 978-3-00-027313-1.
Дополнительная литература
  • Bulut, Zeynep. 2011. «La Voix-Peau: понимание физического, феноменального и Воображаемые пределы человеческого голоса в современной музыке ". Докторская диссертация Ла Холья: Калифорнийский университет, Сан-Диего. ISBN 9781124685908.
  • Франсуа, Жан-Шарль. 2015." Возвращение к импровизации, устной речи и письму ". Перспективы новой музыки 53, № 2 (лето): 67–144.
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Тоуп. 2008.« Versuch, eine Grenze zu überschreiten… Johannes Fritsch im Gespräch über die Aufführungspraxis von Werken Karlheinz Stockhausens ". MusikTexte № 116 (февраль): 31–40.
  • Hsu, Aurie Yi-Lynn. 2012.« Кинезоническая композиция, хореография и кинетическая балансировка звука. эстетическое чувство с физическим и воображаемым жестом в музыке ». Дисс. Шарлоттсвилл: Университет Вирджинии. ISBN 9781267866219.
  • Келсолл, Джон. 1975. «Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Макони, Робин. 2012. Авангард: американская одиссея от Гертруды Стайн до Пьера Булеза. Лэнхэм, Мэриленд; Торонто; Плимут (Великобритания): Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-8312-3.
  • Муни, Джеймс. 2016. «Технологии, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и нежного огня». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед» под редакцией М.Дж. Гранта и Имке Миш, 102–15. Hofheim: Wolke Verlag. ISBN 978-3-95593-068-4.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 11:42:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте