Моккус

редактировать
Галльская монета из современной Нормандии с трофеем кабана на реверсе; такие выпуски монет иконографически связаны с богом-кабаном Euffigneix

Moccus - кельтским богом, отождествленным с Меркурием. Он - бог кабана или свиньи континентального кельтского племени лингонов. Моккуса называли защитником охотников на кабанов и воинов. Мясо кабана было священным у древних кельтов и фигурирует в отчетах о пирах в ирландской мифологии. Лингоны, чей племенной центр находился в современном Лангре, были галльским племенем, жившим в районе рек Сены и Марны на территории современной северо-восточной Франции. Они были соседями кельто-германского племени Тревери. Другое племя, известное как лингоны, было расположено недалеко от устья реки По на северо-востоке Италии и было известно сельским хозяйством, ткачеством и обработкой металлов.

Был посвящен праздник Мокку. У него были последователи в романо-кельтский период.

Содержание
  • 1 Историческое свидетельство
  • 2 Свинья в древней кельтской религии
  • 3 Современное поклонение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
Историческое свидетельство

Теоним Moccus известен из единственной вотивной надписи из Лангре, которая гласит:

In h (onorem) d (omus) d (ivinae). deo Mercur (io) Mocco. L (ucius) Mascl (ius?) Masculus et. Sedatia Blandula. mater ex voto. В честь божественного дома, Меркурию Моккус, Люциус Маскл (ius?) Маскулус и его мать Седатия Бландула [посвящают это] ex voto.

Название происходит от галльского мокко «свинья» или «кабан», родственного со старым ирландским mucc, валлийским moch и бретонским moc'h, все имеют похожие значения. Тот же корень также встречается в личных именах некоторых людей в Галлии в таких формах, как Мокций, Мочча, Мокконий, Катомокус и т. Д.

Кельтский бог Эффинье

Ученые, такие как Эмиль Тевено и Филипп Жуэ, соединили Мокк с богом Euffigneix, кельтская скульптура, изображающая бога в torc с кабаном вертикально над его торсом. Тевено указывает, что Эффинье располагался на той же территории племени - территории лингонов - как и Лангр, где была найдена надпись Moccus.

В «Религии древних кельтов» ( 1911), Дж. А. Маккалох отмечал, что «свинья была частым представителем духа ячменя или божеств растительности в Европе» и что «мясо животного часто смешивали с семенами кукурузы или закапывали на полях, чтобы способствовать плодородию».. Маккалок предполагает, что именно роль Моккуса как бога плодородия привела к тому, что его отождествили с Меркурием, чей греческий эквивалент Гермес ассоциировался с «плодородием стада и стада».

Джуэ связывает Мокк из ирландского мифа в Oidheadh ​​Chlainne Tuireann, в котором Луг получает свиную кожу Туиса, которая может исцелить любую травму. Луг широко считается ирландской формой кельтского бога Лугус, аналог галльского Меркурия.

Свинья в древней кельтской религии

МакКаллох подчеркивает высокий статус и престиж, которыми обладали свиньи или кабаны в кельтских культурах, в том числе в религиозном и мифологическом контекстах:

Упоминается культ бога свиней Мокка. Кабан был божественным символом на знаменах, монетах и ​​жертвенниках, и было найдено множество бронзовых изображений этого животного. Это были храмовые сокровища, а в одном случае кабан трехрогий. Но он становился символом богини, что видно по алтарям, на которых он сопровождает богиню, возможно, плодородия, и по бронзовому изображению богини, сидящей на кабане. Алтари происходят в Британии, эмблемой которых может быть животное - «каледонское чудовище» из поэмы Клавдиана. В Ирландии почитают свиней, и в текстах чудовищные свиньи являются основным продуктом знаменитых застолий. Возможно, это были легендарные формы старых свиней-богов, пиршества напоминали жертвенные пиршества на их плоти. Волшебные свиньи также были бессмертной пищей богов. Но кабан был табу для некоторых людей, например Диармайд, хотя неясно, является ли это ослабленным воспоминанием об ограничении тотема клана. Кости свиней, иногда кремированные, были найдены в кельтских могилах в Британии и в Гальштате, а в одном случае животное было похоронено в одиночестве в кургане в Гальштате, точно так же, как священных животных хоронили в Египте, Греции и других местах. Когда животное было похоронено вместе с мертвыми, это могло быть жертвой призраку или богу подземного мира.

Мотив кабана на галльской монете из современной Бретани

Миранда Грин считает кабана в кельтских религиозных контекстах символом «войны из-за их свирепости и непобедимости», и «процветания, потому что свинина была любимой кельтской пищей и играла важную роль в пиршествах». Кельтские воины носили изображения кабанов на шлемах, штандартах и ​​карниксе.

Современное поклонение

Мокку в наше время поклоняются несколько групп друидов, викканских и кельтских политеистов. Он - один из главных храмовых богов, которым поклоняются члены Shrine of the Irish Oak Inc, которые назначили его праздник на день зимнего солнцестояния из-за его аспектов как защитника, бога солнца и дающего изобилия.

Примечания
Ссылки
  • Грин, Миранда (1989). Символ и изображение в кельтском религиозном искусстве. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-08076-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Грин, Миранда (1997). Словарь Кельтские мифы и легенды. Лондон: Thames and Hudson Ltd. ISBN 978-0500279755. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Green, Миранда (2011). Боги кельтов. Sutton Publishing. ISBN 978-0750934794. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Green, Миранда (2005). Изучение мира друидов. Лондон: Thames and Hudson Ltd. ISBN 978-0500285718. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Jouët, Philippe (2012). Dictionnaire de migologie et de la вероисповедания. ISBN 978-2-914855-92-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-05-30 04:17:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте