Римское гражданство

редактировать
Гражданство в Древнем Риме

Гражданство в Древнем Риме (Latin : civitas) был привилегированным политическим и юридическим статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

  • Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись со временем. Браки были важной формой политического союза во времена Республики.
  • Государство-клиент граждане и союзники (socii) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданство, такое как Latin Right. Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах.
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование в исполнительные магистраты. Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Гораций был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и не имели юридической личности. Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены освобождением за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами.

Содержание

  • 1 Возможные права
  • 2 Классы гражданство
    • 2.1 Cives Romani
    • 2.2 Latini
    • 2.3 Socii
    • 2.4 Provinciales
    • 2.5 Peregrini
  • 3 Гражданство как инструмент романизации
  • 4 Эдикт Каракаллы
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Возможные права

  • Ius suffragii : Право голоса в римских собраниях.
  • Ius honorum : Право занимать гражданскую или государственную должность.
  • Ius commercii : право заключать юридические контракты и владеть собственностью в качестве гражданина Рима.
  • Ius gentium : Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом, ius gentium был римской правовой кодификацией широко принятого международного права того времени и основывался на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. Права, предоставляемые ius gentium, считались принадлежащими всем лицам; таким образом, это концепция прав человека, а не прав, связанных с гражданством.
  • Ius conubii : Право на законный брак с гражданином Рима согласно римским принципам, иметь законные права paterfamilias на семью, а дети от любого такого брака должны считаться римскими гражданами.
  • Ius migrationis : право на сохранить свой уровень гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса. Например, члены cives Romani (см. Ниже) сохранили свои полные civitas, когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: colonia civium Romanorum. Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию (Latina colonia). Это право не сохраняло уровень гражданства в случае переселения в колонию с меньшим правовым статусом; Полные римские граждане, переселяющиеся в латинскую колонию, были понижены до уровня ius Latii, и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
  • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местные нормы и правила.
  • Право на подачу иска в суд и право на судебный иск.
  • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищать
  • Право обжаловать решения магистратов и обжаловать решения судов низшей инстанции.
  • После начала II века до н.э. Порцианских законов, римлянин гражданин не мог быть подвергнут пыткам или поркой и мог заменить смертный приговор на добровольное изгнание, если он не был признан виновным в измена.
  • Если римский гражданин обвинялся в измене, он имел право быть судимым в Риме, и даже если он был приговорен к смертной казни, ни один римский гражданин не мог быть приговорен к смерти на кресте.

Римское гражданство требовалось чтобы записаться в римские легионы, но это иногда игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.

Классы гражданства

Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:

Оратор, c. 100 г. до н. Э., этруско -римляне бронзовая скульптура, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека в римском тога, занимаясь риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом

Cives Romani

Cives Romani были полноправными римскими гражданами, которые пользовались полной правовой защитой в соответствии с римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

  • non optimo iure, которые владели ius commercii и ius conubii (права собственности и брака)
  • optimo iure, которые обладали этими правами, а также ius Suffragii и ius honorum (дополнительные права голосовать и занимать должность).

Латиняне

Латиняне были классом граждан, которые держали Latin Right (ius Latii), или права ius commercii и ius migrationis, но не ius conubii. Термин «латини» первоначально относился к латинянам, гражданам Латинской лиги, которые попали под контроль Рима в конце Латинской войны, но в конечном итоге стали легальными. описание, а не национальное или этническое. Вольноотпущенники рабы, цыгане, осужденные за преступления, или граждане, поселившиеся в латинских колониях, могли получить этот статус по закону.

Socii

Socii или foederati были гражданами государств, имевших договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные законные права граждан государства по римскому праву были обменены на согласованные уровни военной службы, т. Е. римские магистраты имели право набирать солдат для римских легионов из этих государств. Однако федеративные государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

Растущее недовольство правами, предоставленными обществу, и растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимбрийской войны ) привело к в конце концов к Социальной войне 91–87 гг. до н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима.

Lex Julia (в полном объеме Lex Iulia de Civitate Latinis Danda), принятый в 90 г. до н.э., предоставил права cives Romani всем латинским и социальным государствам, которые не участвовали в Социальная война, или кто был готов немедленно прекратить военные действия. Это было распространено на все итальянские социальные государства, когда война закончилась (за исключением Галлии Цизальпины ), что фактически устранило socii и Latini как юридические определения и определения гражданства.

Provinciales

Provinciales - это те люди, которые подпали под влияние или контроль Рима, но не имели даже прав федератов, по сути имея только права ius gentium.

Перегрини

A peregrinus (множественное число peregrini) изначально был любым человеком, который не был полноправным римским гражданином, то есть кем-то, кто не был членом цыганской общины. С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин peregrini включал в себя термины латинян, socii и provinciales, а также этих субъектов иностранных государств.

Гражданство как инструмент романизации

Мавзолей Юлии, расположенный напротив Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из лучше всего сохранившиеся мавзолеи римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, высечено посвящение: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, своим предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Юлий, и что отец, для военной или гражданской службы, получил римское гражданство, а также использовалась привилегия носить имя Юлия

римское гражданство как инструмент внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам будет предоставлена ​​«малая» форма римского гражданства, при этом будет несколько градуированных уровней гражданства и юридических прав (латинское право было одним из них). Обещание улучшения статуса в римской «сфере влияния» и соперничество с соседями за статус удерживали в центре внимания многих соседей и союзников Рима статус-кво римской культуры, а не попытки ниспровергнуть или ниспровергнуть римскую культуру. оказывать влияние.

Предоставление гражданства союзникам и побежденным было важным шагом в процессе романизации. Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

Ранее Александр Македонский пытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами и т. Д., Чтобы ассимилировать народ покоренной Персидской империи, но после его смерти его преемники.

игнорировали эту политику. Идея заключалась не в ассимиляции, а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально мятежного врага (или их сыновей) в римских граждан.. Вместо того чтобы ждать неизбежного восстания покоренных людей (племени или города-государства), таких как Спарта и побежденных илотов, Рим пытался заставить тех, кто находится под его властью, почувствовать себя что у них есть доля в системе.

Эдикт Каракаллы

Эдикт Каракаллы (официально Constitutio Antoniniana на латыни: «Конституция [или Эдикт] Антонина») был указом, изданный в 212 г. н.э. римским императором Каракаллой, в котором говорилось, что всем свободным мужчинам в Римской империи должно быть предоставлено полное римское гражданство, а всем свободным женщинам в империи были предоставлены те же права, что и римские женщины. До 212 г. по большей части только жители Италии имели полное римское гражданство. Колонии римлян, основанные в других провинциях, римляне (или их потомки), живущие в провинциях, жители различных городов по всей Империи и несколько местных дворян (например, короли клиентских стран) также имели полное гражданство. С другой стороны, провинциалы обычно были негражданами, хотя некоторые придерживались латинских правых.

В Книге Деяний указывается, что Апостол Павел был римским гражданином по рождению - хотя и не уточнял четко, какой класс гражданства - факт, который оказал большое влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую религию христианства.

Однако за столетие до Каракаллы римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным.

См. Также

  • Портал Древнего Рима

Ссылки

Дополнительная литература

  • Аткинс, Джед В. 2018. Римская политическая мысль. Ключевые темы древней истории. Кембридж; Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2018.
  • Cecchet, Lucia and Anna Busetto, ред. 2017. Граждане в греко-римском мире: аспекты гражданства с архаического периода до 212 г. н.э. Mnemosyne Supplements, 407. Leiden; Бостон: Брилл.
  • Гарднер, Джейн. 1993. Быть римским гражданином. Лондон: Рутледж.
  • Ховарт, Рэндал С. 2006. Истоки римского гражданства. Льюистон, штат Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
  • Николет, Клод. 1980. Мир гражданина в республиканском Риме. Беркли: Калифорнийский университет Press.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:19:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте