Торк

редактировать
Бронзовый Торк буферного типа IV века до нашей эры из Франции Умирающая Галлия, римская статуя с Torc в Капитолийских музеях в Риме

A torc, также пишется torq или крутящий момент, представляет собой большую жесткую или жесткую шейку кольцо из металла, изготовленное либо как одно целое, либо из скрученных вместе прядей. Подавляющее большинство из них открыто спереди, хотя некоторые из них имеют застежки на крючках и кольцах, а некоторые - с защелками врезными и шипами для их закрытия. Многие кажутся рассчитанными на постоянное ношение, и их было бы трудно удалить. Торки встречаются в скифах, иллирийских, фракийских, кельтских и других культурах европейского железного века примерно с 8 века до нашей эры до 3 века нашей эры. Для кельтов железного века золотой торк, кажется, был ключевым объектом. Он идентифицирует владельца как человека высокого ранга, и многие из лучших произведений древнего кельтского искусства - это торки. Кельтский торк исчезает в период миграции, но в эпоху викингов металлические ожерелья в стиле торка, теперь в основном серебряные, снова вошли в моду. Стили Torc ожерелья являются частью ювелирных стилей различных культур и периодов.

Содержание
  • 1 Терминология и определение
  • 2 Европа и Восток бронзового века
  • 3 Кельтские факелы
  • 4 Формы и украшения
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Терминология и определение

Слово происходит от латинского torquis (или крутящие моменты), от Torqueo, " скручивать », поскольку многие кольца имеют скрученную форму. Обычно шейные кольца, которые открываются спереди при ношении, называются «торксами», а те, которые открываются сзади, - «воротниками». Меньшие браслеты и нарукавники, которые носят на запястье или на плече, иногда имеют очень похожие формы. Торцы изготавливались из одинарных или множественных переплетенных металлических стержней или «веревок» из скрученной проволоки. Большинство из найденных сделаны из золота или бронзы, реже из серебра, железа или других металлов (золото, бронза и серебро выживают лучше, чем другие металлы, когда их хоронят в течение длительного времени). В сложных примерах, иногда полых, использовались различные техники, но сложное украшение обычно начиналось с литья, а затем обрабатывалось другими методами. Ипсвичский клад включает незавершенные торцы, которые ясно показывают этапы работы. Клеммы с плоским концом называются «буферами», а в формах типа «плавленый буфер», где то, что напоминает два вывода, на самом деле представляет собой единое целое, элемент называется «муфтой».

Бронзовый век Европа и Восток
Необычно сложный торс из золотой спиральной ленты из Стерлинг-Хорд, Шотландия.

Существует несколько типов жестких золотых, а иногда и бронзовых ожерелий и воротников из более поздней европейской бронзы. Возраст, примерно с 1200 г. до н.э., многие из которых классифицируются как «торки». В основном они скручены в различных формах, в том числе в виде «скрученной ленты», когда тонкая полоска золота скручена в спираль. Другие примеры скручивают стержень с квадратным или X-образным сечением или просто используют круглую проволоку, причем оба типа используются в трех образцах XII или XI веков до нашей эры, найденных в Тирс-Кросс, Пембрукшир, Уэльс. Клад Милтона Кейнса содержал два крупных образца более толстых округлых форм, которые также использовались для браслетов.

Два неочищенных торца с закрученными балками бронзового века с расширяющимися цилиндрическими выводами, которые часто встречаются сложенными, с браслетами, Англия

Клеммы не подчеркнуты, как в обычных торпедах железного века, хотя многие из них можно закрыть, соединив простые клеммы вместе. Многие из этих «торцов» слишком малы, чтобы их можно было носить на шее взрослого, и их носили либо как браслеты, либо как нарукавники, либо дети или статуи. Археологи считают, что датировать многие торки сложно: одни полагают, что торки веками хранились как семейные реликвии, другие полагают, что было два периода изготовления. Различное соотношение серебра в золоте других предметов - обычно до 15% в бронзовом веке и до 20% в железном веке - может помочь решить этот вопрос. В огромном Северном кладе Мугхаун из золота позднего бронзового века, датируемого 800–700 гг. До н.э., найденном в графстве Клэр в Ирландии, есть несколько расклешенных золотых торцов с С-образным сечением.

На востоке торки появляются в скифском искусстве с раннего железного века и включают «классические» украшения, основанные на стилях востока. Торки также встречаются в фрако-киммерийском искусстве. Торки найдены в кургане Карагодеуашк (Кубань ), оба датируются IV веком до нашей эры. Торк - часть Перещепинского клада, датируемого VII веком нашей эры. В искусстве Персидской империи Ахеменидов встречаются тонкие торцы, часто с наконечниками в виде голов животных, а также некоторые другие элементы, заимствованные из скифского искусства.

Кельтские торки
Золотой кельтский торк с тремя «балясинами» и украшениями, включающими животных, найден в Глауберге, Германия, 400 г. до н.э.

Изображения богов и богинь Кельтская мифология иногда показывает их носящими или несущими факелы, как на изображениях бога Кернунноса, носящего один торк на шее, с факелами, свисающими с его рогов или держащимися в руке, как на Котел Гундеструп. Это может представлять божество как источник власти и богатства, поскольку торк был знаком благородства и высокого социального статуса. Знаменитая римская копия оригинальной греческой скульптуры Умирающая Галлия изображает раненого галльского воина обнаженным, за исключением торка, как Полибий описал гаэсата, кельтский воины из современной северной Италии или Альп, сражавшиеся в битве при Теламоне в 225 г. до н.э., хотя другие кельты там были одеты. Одно из самых ранних известных изображений торка можно найти на Воине из Хиршландена (6 век до н.э.), и большая часть нескольких кельтских статуй человеческих фигур, в основном мужчин, изображает их с факелами.

Другие возможные функции, которые были предложены для торцов, включают использование в качестве погремушек в ритуалах или иным образом, поскольку в некоторых из них есть камни или металлические части внутри, и изображения фигур, которые, как считается, являются божествами, несущими в руках торпеды, могут изображать это. Некоторые из них слишком тяжелы, чтобы носить их долго, и, возможно, их использовали для размещения на культовых статуях. Их осталось очень мало, но они вполне могли быть в лесу и не сохранились. Торки были явно ценными, и их часто находили разбитыми на куски, поэтому средство сбережения могло быть важной частью их использования. Было отмечено, что образцы иберийского золота кажутся изготовленными с фиксированным весом, который кратен финикийскому шекелю.

В браслетах торки являются «самой важной категорией кельтского золота», хотя также носили нарукавники и браслеты; Напротив, перстни были менее распространены среди ранних кельтов. Самые ранние кельтские торки чаще всего находят захороненными с женщинами, например, золотой торк из периода Ла Тена захоронения колесницы принцессы, найденного в захоронении колесниц в Вальдальгесхайме в Германии и другие, найденные в женских могилах в Vix во Франции (на фото) и Reinheim. Другой образец Ла Тена был найден как часть клада или ритуального депозита, захороненного около Эрстфельда в Швейцарии. Некоторые авторы считают, что торк был главным украшением женщин до конца III века до н.э., когда он стал атрибутом воинов. Тем не менее, есть свидетельства того, что мужчины носили одежду в ранний период; в богатом двойном захоронении гальштатского периода в Хохмикеле мужчина носит железный торк, а женщина - ожерелье с бусами. Тяжелый серебряный торк над железным сердечником с наконечниками в виде головы быка, весом более 6 кг, из Трихтингена, Германия, вероятно, датируется II веком до нашей эры (на иллюстрации).

Снеттишхамский торк содержит килограмм из золота. Он был найден в Норфолке, Англия.

Многие находки торков, особенно в группах и в сочетании с другими ценностями, но не связанных с захоронением, явно преднамеренные отложения, функция которых неясна. Они могли быть ритуальными депозитами или спрятаны для сохранности во время войны. Некоторые из них могут представлять собой незавершенную работу семинара. После раннего периода торки особенно заметны в кельтских культурах, доходящих до побережья Атлантики, от современной Испании до Ирландии и по обе стороны Ла-Манша.

Некоторые очень тщательно продуманы. обработанные торты с рельефным орнаментом в поздней форме стиля Ла Тена были найдены в Британии и Ирландии примерно с III по I века до нашей эры. Возможно, существует связь с более старой традицией на Британских островах изящных золотых ожерелий в форме золотых лунулов, которые, по-видимому, сосредоточены в Ирландии бронзового века, а позже плоские или изогнутые широкие воротники; Золотые скрученные ленточные торцы встречаются как из обоих периодов, так и из импортированных стилей, таких как плавленый буфер. Самые сложные торцы последнего периода Insular - толстые и часто полые, некоторые с выводами, образующими кольцо или петлю. Самый известный английский пример - многонитевой электр Snettisham Torc 1 века до н.э., найденный на северо-западе Норфолка в Англии (проиллюстрирован), в то время как одиночный полый torc в кладе Broighter Gold с рельефным орнаментом по периметру обруча - лучший образец этого типа из Ирландии, также I века до нашей эры. Клад Стирлинга, редкая находка в Шотландии четырех золотых торцов, два из которых представляют собой скрученные ленты, датируемые III - I веками до нашей эры, были обнаружены в сентябре 2009 года.

Торк из Бурела., Галиция, с двойными лепными наконечниками и украшением обруча. Самый тяжелый иберийский торк - 1,812 кг (3,99 фунта).

Римлянин Тит Манлий в 361 г. до н.э. вызвал галла на единоборство, убил его, а затем взял его торк. Поскольку он всегда носил его, он получил прозвище Торкватус (тот, кто носит торк), и его семья усыновила его. После этого римляне приняли торк как украшение для выдающихся солдат и элитных подразделений в республиканские времена. Было обнаружено несколько римских торков. Плиний Старший записал, что после битвы в 386 г. до н.э. (задолго до его жизни) римляне извлекли 183 торка у мертвых кельтов, и подобные трофеи упоминаются другими авторами.

Неясно, носит ли галло-римский «Воин Вачереса», скульптура солдата в римской военной форме, торк как часть своей римской униформы или как отражение его кельтского происхождения. Квинтилиан говорит, что император Август был подарен галлами с золотым торком весом 100 римских фунтов (почти 33 килограмма или 73 фунта), слишком тяжело носить. Торк 1-го века до нашей эры Винчестерский клад, в целом выполнен в кельтском стиле, но использует римскую технику обмотки золотой проволоки, что позволяет предположить, что это мог быть «дипломатический подарок» римлянина королю британского племени.

Очень поздний пример торка, использовавшегося в качестве церемониального предмета в раннем средневековье Уэльса, можно найти в трудах Джеральда Уэльского. Автор писал, что до сих пор существовал некий королевский череп, который когда-то носил князь Киног ап Брычан из Брихейниог (эт. 492 г. н.э.) и был известен как воротник Святого Кинаука. Джеральд впервые столкнулся с этой реликвией и описал ее, путешествуя по Уэльсу в 1188 году. О ней он говорит: «Она больше всего похожа на золото по весу, природе и цвету; она состоит из четырех частей, сделанных круглой формы, соединены вместе искусственно и рассечены как бы посередине, с собачьей головой, зубы выступают наружу; жители считают ее столь могущественной реликвией, что никто не смеет лживо ругаться, когда ее кладут перед ним ». Конечно, возможно, что этот торк задолго до правления принца Кинога был намного более ранней реликвией, которая была переработана в течение британских темных веков для использования в качестве символа королевской власти. Теперь это потеряно.

Есть упоминания в средневековых сборниках ирландской мифологии ; например, в Лебор Габала Эренн (11 век) Элата носил 5 золотых факелов при встрече с Эриу.

Формы и украшения
Элегантный торс бронзового века из полосатого золота, север Франции, гр. 1200–1000 гг. До н.э., 794 грамма

Большинство ахеменидских торцов представляют собой тонкие одинарные круглые стержни с соответствующими головами животных на концах, обращенными друг к другу спереди. Некоторые ранние кельтские формы отходят от обычного стиля торка из-за отсутствия перерыва на горле, а вместо этого они сильно украшены на сплошной передней части с элементами животных и короткими рядами «балясин », округлых выступов, приближающихся к тупой острие; они видны как на скульптурном факеле на камне «Глауберг Воин», так и на золотом торке (изображенном), найденном в том же оппидуме. Позже почти все кельтские торки вернулись к перерыву в горле и сильному упору на два терминала. У Vix torc есть две прекрасно сделанные крылатые лошади, стоящие на причудливых платформах, выступающих боком прямо перед терминалами, которые представляют собой сплющенные шары под львиными ногами. Как и другие элитные кельтские изделия в «ориентализирующем» стиле, украшение демонстрирует греческое влияние, но не классический стиль, и произведение могло быть выполнено греками в кельтском стиле или в «греко-этрусской мастерской», или кельтами с обучение за границей.

Ленточные спиральные торцы, обычно с минимальными выводами, продолжают тип бронзового века и встречаются в кладбище Стирлинга из Шотландии и других местах: «Хотя более 110 опознаваемых британцев [включая Ирландия] ленточные торцы известны, датировка этих простых гибких украшений неуловима », что, возможно, указывает на« давнее предпочтение ленточных торцов, которое продолжалось более 1000 лет ». Клеммы часто представляли собой слегка расширяющиеся простые круглые цилиндры, которые загибались, чтобы зацепить друг друга, чтобы закрепить крутящий момент на горловине. Другие кельтские торки могут использовать различные способы формирования обруча: простые или узорчатые круглые стержни, два или более стержня, скрученных вместе, тонкие круглые стержни (или толстая проволока), намотанные вокруг сердечника, или плетеная золотая проволока. Более редкий тип скручивает одиночный стержень с Х-образным профилем.

За исключением британских петлевых выводов, выводы торцов железного века обычно формируются отдельно. «Буферная» форма терминала была самой популярной в находках из современной Франции и Германии, с некоторыми типами «плавленых буферов», открывающимися сзади или по бокам. Как в буферах, так и в изделиях с выступающей бахромой орнамента, декорирование с низким рельефом часто продолжается назад вокруг пялец до середины вида сбоку. В иберийских факелах тонкие золотые слитки часто наматываются на сердечник из недрагоценного металла, а задняя часть представляет собой одно круглое сечение с украшенной поверхностью.

Ок. 150 торков, найденных в землях иберийских кельтов в Галиции, предпочитали концы, заканчивающиеся шариками, идущими к точке, или маленьким буфером («груши»), или формой с двойной лепкой, называемой scotiae. Заостренный шар также встречается в северной Италии, где обручи часто заканчиваются поворотом на себя так, что концы обращены в стороны, что, возможно, позволяет закрывать их, зацепляя их. Оба они в основном использовали простые круглые стержни или тонкие стержни, намотанные вокруг сердечника. На клеммах британских торкс обычно используются петли или кольца, а основной обруч может состоять из двух или более круглых стержней, скрученных вместе, или нескольких нитей, каждая из которых состоит из скрученной проволоки. Украшение терминалов в лучших образцах сложно, но все абстрактно. В этих двух типах обруч обычно не имеет дополнительного украшения, хотя большой торк в ирландском кладе Broighter Gold украшен по всему периметру обруча, единственного ирландского образца, украшенного таким образом.

Галерея
См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Торкс.
Примечания
Ссылки
  • Брейлсфорд, Дж. У., «Седжфорд Торк», The British Museum Quarterly, Vol. 35, No. 1/4 (Spring, 1971), стр. 16–19, JSTOR
  • Кэхилл, Мэри, «Клад Дойорк», Irish Arts Review (2002-), Vol. 19, № 1 (лето, 2002 г.), стр. 118–121, JSTOR
  • Гонсалес-Руибаль, Альфредо, «Художественное выражение и материальная культура в кельтской Галлее», E-Keltoi, Volume 6, онлайн
  • Грин, Миранда, кельтское искусство, чтение сообщений, 1996, Художественная библиотека обывателя, ISBN 0297833650
  • Лэнг, Ллойд и Дженифер. Искусство кельтов, Темзы и Гудзона, Лондон, 1992 ISBN 0-500-20256-7
  • Прието Молина, Сусана (1996). "Los Torques castreños del noroeste de la península ibérica" ​​. Комплутум. 7 : 195–223.
  • «Сокровища»: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н. Э. до 1500 г. н.э., каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы по торсам (каталожный номер 4,6,8,10,14,15,21)
  • Тейлор, Джоан Дж., Золотые изделия бронзового века Британских островов, 1980, Cambridge University Press, google books
  • Wallace, Patrick F., O'Floinn, Raghnall eds. Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности, 2002, Gill Macmillan, Dublin, ISBN 0-7171-2829-6
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:33:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте