Михаил Щербатов

редактировать
Князь Михайло Михайлович Щерба тов
Михаил Щербатов1.jpg Портрет Дмитрия Левицкого
Родился(1733-07-22) 22 июля 1733
Умер12 декабря 1790 (1790-12 -12) (57 лет)
Род занятийИмператорский Историк

Князь Михайло Михайлович Щербатов (Русский : Михаи́л Миха́йлович Щерба́тов; 22 июля 1733 - 12 декабря 1790) был ведущим идеологом и выразителем русского Просвещения, наравне с Михаилом Ломоносовым и Николаем Новиков. Его взгляд на человеческую природу и социальный прогресс родственен пессимизму Свифта . Он был известен как государственный деятель, историк, писатель и философ и был одним из самых ярких представителей зарождающегося русского консерватизма второй половины XVIII века.

М. М. Щербатов получил среднее образование. Он изучал историю, философию, литературу и медицину. До конца жизни в его домашней библиотеке хранилась обширная коллекция из 40 000 томов. Как и все образованные люди того времени, он знал французский, а кроме того, он также владел немецким, итальянским и несколькими другими западными языками. С 1767 г. Щербатов находился на государственной службе и занимал ответственные должности. Он представлял ярославское дворянство на Наказ комиссии (1767 г.), был членом частной комиссии из среднего класса, членом Торгового совета (1770 г.), председатель Совета палаты и сенатор (1779).

В 1768 году он получил должность историографа и был назначен главным вестником Сената. По его мнению, политическим идеалом было следовать британскому примеру конституционной монархии с разделением властей. Определенную аналогию с этим идеалом он нашел в допетровской Руси, когда, по его мнению, самодержавие ограничивалось использованием такого аристократического органа, как Совет бояр. Личное мнение и отношение Михаила к Петру I в России или Петру Великому (правившему Россией с 7 мая 1682 года до своей смерти в 1725 году) в его произведениях было довольно неоднозначным. В одном из своих проектов «Исследование недостатков и самодержавия Петра Великого» (1782 г.) он открыто критиковал Петра, утверждая, что то, что он сделал для процветания России, может быть сделано более гуманными средствами, что приведет к меньшим потерям, даже если это может занять больше времени. По мнению Щербатова, без внешних заимствований и самодержавия Петра Великого российскому Просвещению потребовалось бы значительно больше времени, а внешнеполитические оппоненты тем временем могли бы захватить страну. Однако Щербатов сознавал, что, помимо личных слабостей, грубость и жестокость самодержца были вызваны злобой времени. Петр был вынужден к тому времени стать деспотом.

Отец Щербатова был генерал-губернатором Москвы и Рюриковичем князем. Его принадлежность к старейшей из русских семей может объяснить неизменный интерес Щербатова к отечественной истории. В серии статей, опубликованных в 1759-61 гг., Он защищал крепостное право и отстаивал старинные дворянские привилегии, которые были отменены Петром Великим.

, когда дворянство Ярославля избрало их для представления своих интересов. на Законодательном собрании 1767 г. Щербатов жестоко обрушился на существующие институты Российской Империи. Он привлек внимание императрицы и был назначен имперским историком в 1768 году и президентом министерства в 1778 году. Он работал в Сенате с 1779 по 1786 год.

История России Щербатова от Книга «Ранние времена», семь томов которой вышли в период с 1771 по 1791 год, проникнута рационалистическими идеалами Века Разума. Он думал, что неравенство заложено в человеческой природе, и проиллюстрировал этот постулат в первой русской утопии, озаглавленной «Путешествие в страну Офира» (1783). Последней и, вероятно, самой продолжительной работой Щербатова была резкая атака на современные общественные обычаи в трактате «О коррупции нравов в России», опубликованном в 1797 году.

Щербатов как историк и публицист

В В одном из своих самых известных произведений «О коррупции нравов в России» Щербатов подверг критике массовые злоупотребления властью, такие как взяточничество, хищение государственных средств, холопство и т. д. Была также критика методов Петра Великого, с помощью которых он продвигал «безвестных людей», что в свою очередь привело к государственному кризису. Но Щербатов старался быть объективным и показать как положительные, так и отрицательные стороны петровской модернизации. Он писал об изменениях, которые произошли в России в результате реформ Петра, обращая его внимание не только на изменения в политической и военной сферах, но также и в области культуры, указывая, что в связи с европеизацией «в личных и некоторых других вопросах одно можно сказать, что мы действительно достигли значительного успеха и гигантскими шагами продвинулись вперед, чтобы исправить то, как мы кажемся другим ».

После воцарения Екатерины II (царствовавшей в качестве императрицы России с 28 июня 1762 г. по 1796 г.) Щербатов участвовал в Учрежденной комиссии (1767–1771). Он поддерживал исключение карт из Табели о рангах и расширение прав русской знати. Однако он не был чистым «придворным» идеологом, заботившимся только о «узких интересах», как склонны думать некоторые советские исследователи. Что касается прикрепленных крепостных, которые принадлежали к купцам и работали на их заводах, Щербатов счел необходимым зарегистрировать их по месту, но не разрешить больше покупать. Что же до тех крепостных, которые были зарегистрированы на заводах, то он предлагал постепенно освобождать их, дав им свободу в награду за хороший характер и отличное знание искусств. Щербатов выступал за сохранение крепостного права, утверждая, что крестьяне, будучи необразованными, не смогут правильно использовать свою свободу. Он также считал, что проблемы крепостного права могут быть решены не путем его уничтожения, а постепенно, в результате изменения отношения и отношения к земледельцам со стороны помещиков.

Незадолго до своей смерти Щербатов создал две работы, отражающие его взгляды на политику : «Разные мнения о правительстве» и «Общие мысли о законодательстве». В этих работах он выделил четыре формы правления: монархию, деспотизм (или самодержавие), аристократию и демократия и считал монархическим правительство самое понятное. Щербатов видел идеального монарха как того, кто считает себя отцом народа, кто не отвергает законы, устанавливающие самодержавие, кто не разделяет свои интересы с интересами государства и кто умеет выбирать советников среди людей, сочетающих трудолюбие к своему государю с любовью к Родине и законам ». Однако большинство правителей, подверженных различным« страстям », не могли соответствовать данным характеристикам. Аристократического правления не было пока не понятны для России. Неспособность или нежелание людей подавлять свои чрезмерные амбиции, эгоизм и жажду власти «порождает расколы, партии, ненависть и зло, которые, по сути, были результатом этих деструктивных страстей». делящиеся на разные части собственные внутренности, которые в разные смутные времена швыряются, как корабль в бурное море, часто избегая затопления мастерством пилота, но еще чаще погибая, иногда е Ven прямо на скамье подсудимых ".

Отвергая самодержавие как форму правления, Щербатов писал, что «все же есть пытки, в которых нет других законов и постановлений, кроме безумного своеволия деспота». Российские взгляды на законодательство стали результатом практической работы Щербатова в различных государственных учреждениях. Поскольку принятие новых законов требует тщательного изучения предмета, Щербатов считал, что «законы должны составлять несколько беспристрастных людей, разумных, знакомых, трудолюбивых и преданных государственным делам». Сравнивая законы в различных формах правления, Щербатов указал на преимущество монархии, которая, имея твердые установленные законы, может обеспечить своим гражданам безопасность их жизни, собственность и спокойствие.

Представления о государственном устройстве получили развитие в утопическом произведении Щербатова «Путешествие в страну Офира ». Его основная идея заключалась в том, что законы должны быть основаны на моральных принципах и граждане государства должны уважать сначала добродетель, затем закон, а затем - царя и власть. Их жизнь зависит, в первую очередь, от их естественной свободы, а затем от их гражданских обязанностей, которые не пытаются ограничить свободу, кроме как налагают определенные обязанности по отношению к обществу. В этом смысле он считал, что люди должны уважать и соблюдать законы; отношения внутри общества основываются на гуманных принципах и уважении друг к другу и к монарху, при этом могут быть созданы рамки для социального баланса и политического мира в пределах страны.

В этой работе Щербатов разработал свою систему процветания и благополучия общества, в основе которой лежит идея о том, что честь и уважение к монарху не должны корениться в какой-либо форме эгоистического раболепия или надежда на получение награды. Он также поддержал идею структуры внутри общества, которая разделена на несколько иерархических классов, в соответствии с которыми регулируется жизнь каждого гражданина. На вершине пирамиды находится царь, которого следует рассматривать не как всемогущего, а как «первого среди равных». Затем идут помещики и купцы. Самый низкий - это класс крестьян. Хотя они не были свободными, законодательство утопического государства требовало, чтобы их хозяева обращались с ними гуманно, обеспечивали их потребности, уважали их труд и воздерживались от суровых наказаний.

Идеи Щербатова и сегодня привлекают внимание российских и зарубежных исследователей русского движения консерватизм и активно обсуждаются в многочисленных книгах и статьях.

Библиография
  • С.М. Соловаев, "Архив" т.2, 1872
  • Мякотин, "Придворный публицист при Екатерине" - История русской культуры, 1898
  • Н.Д.Чечулин, "Русские социальные романы, XVIII век" ", 1892
  • Щербатов М.М., Лентин А. «О коррупции нравов в России», 1969.
Последняя правка сделана 2021-05-30 11:34:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте