Менахем Зиемба

редактировать
Менахем Зиемба
Менахем zamba.jpg Менахем Зиемба
Личное
Родившийся ( 1883-09-15 ) 15 сентября 1883 г. 13 элула 5643 (дата на иврите) Прага, Польша
Умер 24 апреля 1943 г. (1943-04-24) (59 лет) Варшава, Генерал-губернаторство, Германия
Религия Иудаизм
Национальность Польский
Yahrtzeit 19 нисана 5703

Раввин Менахем Зиемба (1883–1943) ( иврит : מנחם זמבה ) был выдающимся раввином до Второй мировой войны, известным как талмудический гений и вундеркинд. Известно, что он свободно владеет всем Талмудом, а также многими работами более поздних раввинов, таких как раввин Йозеф Розен и раввин Меир Симха из Двинска. Он был застрелен немцами в Варшавском гетто.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
  • 2 Вторая мировая война
  • 3 Смерть
  • 4 Постскриптум
  • 5 Работ
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
биография

Раввин Зиемба родился в Праге, пригороде Варшавы, в 1883 году. Его отец, Элазар, умер, когда Менахем был еще маленьким мальчиком, а сироту воспитывал его дед раввин Авраам Зиемба. Раввин Авраам был хасид из Kotzker Ребе и студент Chiddushei Хариму, и теперь последователь SFAS Эмес из Гур.

Раввин Зиемба был воспитан в хасиде Геррера своим дедом и оставался верным хасидом всю свою жизнь. Даже годы спустя, когда он стал всемирно известным знатоком Торы, Посеком и мастером хасидской мысли, он все еще считал себя простым хасидом ребе Гер. Когда он посетил Гер, его позвали по имени и он отказался сесть за верхний стол Ребе - честь, предназначенная для известных посетителей.

Когда раввин Зиемба вырос в Варшаве, он приобрел репутацию выдающегося талмида Хахама (ученого) и ослепительного гения. Он поддерживал уникальную переписку с гаоном Рогачева, пылкой личностью, не известной ни своей терпимостью к посредственности, ни терпимостью к младшим школьникам.

В восемнадцать лет раввин Зиемба женился на дочери богатого местного купца. Таким образом, он мог беспрепятственно изучать Тору в течение следующих двадцати лет, которые он запомнил как самые счастливые годы своей жизни. Его слава распространилась дальше, привлекая внимание раввина Меира Симха из Двинска и других. Однажды он признался, что написал более 10 000 страниц новелл Торы в этот золотой период.

Когда его тесть умер, раввин Зиемба счел необходимым помочь в магазине первого, чтобы и дальше поддерживать свою семью. Он отклонил многочисленные предложения стать раввином во многих городах, включая главного раввина Иерусалима и раввина Люблина, заявив, что у него было больше времени на учебу во время работы, чем в качестве раввина общины.

Однако по просьбе своего возлюбленного Геррера Ребе раввин Зиемба занялся коммунальными делами. Он был назначен представителем Праги в Совете Кехиллы в Варшаве в 1935 году. Между 1930 и 1935 годами мировая экономическая депрессия затронула раввина Зиембу. Его магазин был вынужден закрыть. Ему предложили престижную должность главного раввина в Иерусалиме, но он отказался. После безвременной смерти рабби Меир Шапиро, раввин Ziemba предложили должность в качестве своего преемника в качестве как раввин Люблина и рош ешивы из ешивы Chachmei Люблине. По неизвестным причинам этого не произошло.

В 1935 году он вместе с раввином Яаковом Майером Бидерманом, зятем Геррер Ребе, и раввином Авраамом Вайнбергом был назначен членом Варшавского раввината, став одним из главных представителей ортодоксального еврейства в Польше. Помимо своей обретенной политической известности, раввин Зиемба стал важным галахическим решателем, отвечая на вопросы со всего мира, а также из Польши.

Раввин Зиемба также играл активную роль в Agudas Yisroel на раннем этапе. На первом собрании Кнесиа Гедола (большое собрание) ему еще не было сорока, когда его выбрали почетным секретарем в Moetzes Gedolei HaTorah. На втором мероприятии Knessia Gedola раввин Хаим Озер Гродзенский согласился стать председателем Moetzes Gedolei HaTorah только в том случае, если раввин Зиемба останется на своем посту, в то время как 45-летний раввин Зиемба чувствовал себя слишком молодым и стремился оставаться в тени. На третьем празднике Кнесии Гедола в 1937 году в Мариенбаде, Австрия, который стал свидетелем последнего массового собрания европейского православия перед Холокостом, раввин Зиемба был на пике своей славы. Он дважды говорил перед всем собранием, и каждый раз его встречали тишиной и трепетом.

Вторая Мировая Война

В январе 1943 года на собрании варшавского еврейского руководства раввин Зиемба объявил, что традиционное мученичество (Киддуш ха-Шем - освящение божественного имени) больше не является вариантом ответа на преследования со стороны Германии. Он заявил, что «освящение Божественного имени» должно происходить через сопротивление врагу. Он сказал группе лидеров гетто:

«В настоящее время мы сталкиваемся с заклятым врагом, чья беспримерная безжалостность и цели полного уничтожения не знают границ. Галаха [еврейский закон] требует, чтобы мы сражались и сопротивлялись до самого конца с непревзойденной решимостью и доблестью ради освящения Божественного имени ».

С началом Второй мировой войны и вторжением Германии в Польшу раввин Зиемба стал самой важной силой в Варшавском гетто. В самые мрачные дни отчаяния он был источником надежды, оптимизма и вдохновения. Он создавал секретные места для изучения Торы и, подвергая себя огромному личному риску, постоянно посещал эти тайные места, чтобы укрепить тех, кто там учился. Его жена умерла в гетто. Раввин Зиемба был одним из немногих лидеров раввинов, которые призывали к вооруженному сопротивлению. Он переопределил традиционное мученичество «Киддуш ха-Шем» как «Кидуш ха-Хаим», освящение жизни. По словам ученого Песаха Шиндлера, раввин Зиемба резюмировал свое представление о Кидуш ха-Хаим, когда умолял евреев сопротивляться прямо перед восстанием в Варшавском гетто в апреле 1943 года:

Таким образом, авторитетом Торы Израиля я настаиваю на том, что смерть еврея не имеет абсолютно никакой цели и никакой ценности в Киддуш Ашеме. Киддуш Ашем в нашей нынешней ситуации воплощен в воле еврея к жизни. Эта борьба за стремление и стремление к жизни - мицва, которую нужно осуществить посредством некамы, мести, месирас нефеш и освящения разума и воли ».

Рабби Зиемба получил две возможности сбежать из гетто. Усилиями Хаима Исраэля и семьи Штернбухов из Швейцарии ему отправили паспорт Коста-Рики и документы о гражданстве. Однако его фамилия была написана неправильно - Зембер вместо Зиемба. Это было достаточным поводом для того, чтобы его бумаги были признаны недействительными.

В другом случае раввин Зиемба вместе с двумя другими выжившими членами Варшавского раввината, раввином Шимшоном Штохамером и раввином Давидом Шапиро, были внезапно вызваны в юденрат. Им сказали, что католическая церковь готова их спасти. Все трое отказались ехать, заявив, что существование раввината дает евреям силы продолжать борьбу, хотя такая формальность больше не нужна.

Раввин Зиемба учредил комитет по обеспечению жителей гетто припасами для Песаха. Он находился под постоянным наблюдением властей и поэтому не мог лично участвовать в подполье гетто. Однако, когда потребовались деньги для приобретения боеприпасов, он был первым, кто пожертвовал их и добавил личные благословения этому движению сопротивления.

Он был одним из трех последних оставшихся раввинов в Варшавском гетто с раввином Шимшоном Штокхамером (Самсон Штокхаммер) и раввином Давидом Шапиро. Незадолго до начала восстания в Варшавском гетто архиепископ Варшавский предложил трем раввинам убежище в своем дворце. После непродолжительного обсуждения все трое отказались от предложения, не желая бросать евреев из гетто.

Смерть

Восстание в Варшавском гетто началось незадолго до Песаха. Пока вокруг него бушевала битва, рабби Зиемба готовился к приближающемуся празднику, как ни в чем не бывало. Вечером боевые действия прекратились, и Зиемба провела седер как в обычное время.

Следующие несколько дней они провели в убежищах, наблюдая за сожжением гетто. Немцы методично разрушали гетто, дом за домом, чтобы сломить сопротивление. Среди сожженных были дома вокруг Купецкой 7, в том числе дом, в котором укрывался Зиемба.

С воздухом толщиной с дымом и почти невозможно дышать, Ziemba и люди с ним решили попытаться бежать через дорогу, мимо SS мужчина комплектования пулеметов, в здание, где «ВОЛЯ Рав», раввин Бер, прятался.

Во время кратковременного затишья в стрельбе, когда все казалось безопасным, дочь Зиембы Роза сначала сумела перебежать, а затем махнула рукой остальным. Ее сигнал был неправильно понят. Полагая, что это безопасно, Зиемба, держа за руку своего пятилетнего внука Янкеле Бера, попытался бежать изо всех сил. Последовали дикие крики и стрельба. Зиемба упал на пол; остальные отступили под яростным нападением.

Весть о смерти раввина быстро распространилась по всем соседним убежищам. Несмотря на большую опасность, собралось несколько миньянов. Бет Дин была создана, который решил похоронить Равви временно в могиле во дворе Kupiecka 4. Когда гетто было окончательно ликвидировано, все его ближайшими родственники были доставлены в Треблинку, где все они погибли.

Постскриптум

В 1958 году, узнав, что польское правительство планирует восстановить территорию гетто, в которой находится могила рабби Зиембы, его племянники рабби Авраам и рабби Ицхок Меир Зиемба (которые были с ним до самого конца) и другие приложили огромные усилия для эксгумации его тело и принесите его в Израиль. После нескольких недель работы геодезистов и других специалистов его могила наконец-то была обнаружена - все памятники, запомненные выжившими, за это время были уничтожены. Его тело было доставлено самолетом в Израиль, и после похорон, на которых присутствовали все Моэцес Гедолей а-Тора и десятки тысяч людей, его наконец похоронили на Хар-а-Менухот.

Работает
  • Totzos Хаим, работа по законам, касающимся проведения на Шаббат, написанной в честь рабби Ziemba отец-в-законе, который умер в 1920 году
  • Зера Авраам (семя Авраама ), переписка между раввином Зиембой и раввином Авраамом Люфтибером из Варшавы, зятем рава Меира Симхи из Двинска, который умер в очень молодом возрасте.
  • Гур Арье Иегуда, книга новелл Моше Иегуды Арье, выдающегося сына раввина Зиембы, который умер в 19-летнем возрасте в 1924 году. Она также содержала некоторую переписку между отцом и сыном.
  • Он написал работы о Сифре и Сифри, и они называются Оцар Хасифра и Отзар Хасифри.

Десятки тысяч страниц произведений раввина Зиембы были уничтожены в ходе сожжения Варшавского гетто. Среди них был трактат по всему Рамбаму под названием Махазе Хамелех, другой по Талмуду Йерушалми под названием Менахем Йерушалаим, а также сотни респонсов и новелл по Бавли, Шулхан Арух, Мидраш и многим другим частям Торы. Эти произведения утеряны для потомков.

Рекомендации
Внешние ссылки

СМИ, связанные с Менахемом Зиембой на Викискладе?

Последняя правка сделана 2024-01-02 07:02:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте