Джозеф Розен

редактировать
Джозеф Розен
Rogatchover Gaon.jpg
Родился 1858 г. Рогачев, Беларусь
Умер 1936 г. Вена, Австрия

Джозеф Розен ( идиш : יוסף ראָזין, Йосеф Росин ; 1858 - 5 марта 1936), известный как Рогачовер Гаон (Гений Рогачева) и Цофнат Панеах (Расшифровщик секретов - название его главной работы), был раввином и одним из наиболее выдающиеся талмудисты начала 20 века. Розен был известен как гаон (возвышенный) из-за своей фотографической памяти и склонности связывать источники из Талмуда с не связанными друг с другом ситуациями. Розена называют выдающимся талмудическим гением своего времени.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 стипендия
  • 3 Работы
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

биография

Иосиф Розен родился в Рогачеве, ныне Беларусь, в хасидской семье хабад-копустских хасидов и получил образование в местной хедере (начальной школе). Его необычные способности заметили в 13 лет, когда его отправили учиться в Слуцк вместе с Хаимом Соловейчиком (на 5 лет его старше), у Йосефа Дов Соловейчика (Бейс Галеви). Впоследствии он учился у Иегошуа Лейба Дискина (Махарила Дискина) в Шклове. В 1889 году он почти на 50 лет стал раввином хасидской общины Двинска, где его нехасидским коллегой был Меир Симха из Двинска. Они служили параллельно до конца 1920-х годов и поддерживали прекрасные отношения.

Среди тех, кто получил семиха (раввинское рукоположение) от него, были Менахем Мендель Шнеерсон (седьмой Любавичский Ребе, 1902–1994), Мордехай Савицкий (1911–1991) из Бостона, Цви Ольшванг (1873–1959?) Из Чикаго (шурин -закон Шимона Шкопа ) и Авраама Элиягу Плоткина (1888-1948; автор Birurei Halachot - копия фактической семихи включена в эту работу).

Розена помнят за его широту знания Торы и едкий остроумие. Он нелегко переносил неполноценность. Точно так же он имел репутацию редкого цитирования какого-либо раввинского авторитета после Маймонида и избегал недавних раввинских работ ахаронимов в пользу ришонимов (предшествовавших концу 15 века). Его ответы на вопросы о еврейском законе обычно загадочны и загадочны.

Розен умер в Вене в 1936 году в Венском санатории, а его тело было отправлено в Двинск для захоронения.

На протяжении всей своей жизни, несмотря на то, что он не был официальным любавичским хасидом, он поддерживал очень тесные связи с любавичскими хасидами и их ребе Шолом Довбер Шнеерсон и Йосеф Ицхак Шнеерсон. После смерти Шолома Довбера он поддержал решение назначить молодого Йосефа Ицхака новым Ребе. Розен - известная фигура в фольклоре Хабад-Любавич. Его имя часто упоминается в историях, рассказываемых в ешивах и во время фарбренгенов (хасидских собраний). Рассказы варьируются от самопожертвования и преданности ценностям Торы, несмотря на давление со стороны российского правительства, до особой чувствительности к хасидам и каббале (духовные измерения Торы) и его гениальности в явленной Торе.

Стипендия

Розен был известным талмудистом и опубликовал ряд своих работ по Талмуду и Маймониду. Его главный труд, комментарий к Маймониду, был опубликован при его жизни, как и пять томов галахических (еврейских законов) респонсов. Остальные его сохранившиеся сочинения появились в Соединенных Штатах и ​​Израиле через много лет после его смерти; все озаглавлены Tzofnath Пане (Дешифровщик Тайн-заголовок данного в библейском Иосифе от фараона ). Его рукописи были вывезены из Латвии в виде микрофотографий, отправленных по почте семье Саферн в Бронксе в начале Второй мировой войны его преемником Исраэлем Альтер Саферн-Фуксом (1911–1942), который оставался в Латвии для выполнить это задание и его дочь Рахиль Цитрон, приехавшая в Двинск из Земли Израиля, чтобы помочь сохранить рукописи своего отца. Оба были убиты во время Холокоста. Часть этих рукописей была отредактирована и опубликована Менахемом Менделем Кашером. Семь рукописей были опубликованы Махон Цофнас Панеах во главе с Мордехаем Пинхасом Тейтцем. Махон Хамаор в Иерусалиме сейчас публикует оставшиеся рукописи.

Подход Розена к изучению Торы обсуждается в книге Шломо Йосефа Зевина « Ишим в'Шитот» («Личности и подходы»).

Среди произведений Розена - респонсы и новеллы на Тору и Талмуд. Они считаются трудными и недоступными, поскольку он использует философскую терминологию Маймонида « Путеводитель для недоумевших» даже в нефилософских анализах. Поэтому Кашер включил « Мефаанах Цефунот» («Расшифровщик секретов»), пояснительный комментарий, чтобы облегчить понимание влиятельной работы Розена.

Работает

Розен является автором ряда работ по еврейскому праву, некоторые из которых были опубликованы при его жизни.

  • Цафнат Паанеах - его великий опус, двухтомный комментарий к Мишне Торы Маймонида
  • Цафнат Паанеах аль-Ха-Тора - пятитомный комментарий к библии
  • Tzafnath Paane'ach аль HaShas - это четыре тома комментарии к Талмуду, охватывающий трактатов Бава KAMMA, Бава Меция, Makkos, Синедрион, Horayos
  • Цафнат Паанеах Респона - его респонсы по еврейскому закону
  • Шаалос Утшувос Цафнат Паанах Хахадаш - дополнительные тома респонса по еврейскому праву
  • Чибур аль-Морех Невучим - комментарий к «Путеводителю для недоумевших», опубликованный в конце его комментария к Библии.
  • Михтвей Тора - переписка между Гаоном и раввином Мордехаем Калиной

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-29 07:36:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте