Марк Марий Гратидиан

редактировать

Марк Марий Гратидиан (ок. 125–82 до н.э.) был римским претором и сторонником политической фракции, известной как populares, во главе со своим дядей Гаем Марием во время гражданской войны между последователями Мариуса и Луция Корнелиуса Суллы. Как претор, Гратидиан известен своей политикой денежной реформы во время экономического кризиса 80-х годов.

Хотя этот период римской истории отмечен крайним насилием и жестокостью, практикуемыми партизанами с каждой стороны, Гратидиан особенно жестоко умер во время сулланских запретов ; Согласно наиболее сенсационным сообщениям, Катилина пытала и расчленила его у гробницы Квинта Лутация Катулла, что напоминало человеческое жертвоприношение, и его отрубленную голову пронесли по улицам Рима на пике.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Семья и карьера
    • 1.1 Денежная реформа и поклонение культу
    • 1.2 Дважды претор
  • 2 Жертвенная смерть
    • 2.1 В комментариях
    • 2.2 Нероновские версии
    • 2.3 Политическая жертва
  • 3 ссылки
  • 4 Избранная библиография
Семья и карьера

Родился Марк Gratidius, Gratidianus был сыном Марка Gratidius из Arpinum и Марии, сестры Гая Мария. После смерти отца он был усыновлен своим дядей Марком Марием, имя которого он затем принял согласно римскому обычаю, став Маркусом Марием Гратидианом. Тетя Гратидиана вышла замуж за Марка Туллия Цицерона, деда знаменитого оратора. Гратидиан был близким другом своего кузена, молодого Цицерона. У него также могли быть особенно острые отношения со своим зятем; есть основания полагать, что его сестра, Гратидия, была первой женой Луция Сергия Катилины, или «Катилины», которую Цицерон позже обвинил в пытках и убийстве Гратидиана.

Гратидий, его естественный отец, был близким другом Марка Антония, оратора и консула 99 г. до н. Э. Он был убит около 102 г. до н.э., когда служил префектом Антония в Киликии. В 92 г. до н. Э. Антоний применил свои знаменитые ораторские способности, защищая сына своего друга, когда на Гратидиана подал в суд на Гратидиана, занимавшегося разведением устриц и спекулянтом недвижимостью Сергием Оратом, по гражданскому делу, касающемуся продажи собственности на озере Люкрин. У Ората не было своего собственного мощного оратора в лице Луция Лициния Красса. Цицерон говорит, что Ората пытался заставить Гратидиана выкупить собственность, когда бизнес-план Ораты по выращиванию устриц на ферме провалился, возможно, из-за непредвиденных осложнений, связанных с правами на воду или рыбалку. Незадолго до 91 г. до н.э. Гай Визеллий Акулеон подал иск, вероятно, также гражданский, против Гратидиана, которого снова поддержал Красс. Луций Элий Ламия говорил от имени Гратидиана, но основания для иска неизвестны.

Гратидиан, вероятно, был плебейским трибуном в 87 г. до н.э.; Если так, то он был среди шести трибунов, которые покинули город, чтобы взяться за оружие, когда был изгнан Луций Корнелиус Цинна, один из союзников его дяди. В том же году он был легатом, вероятно, командиром по имени Мариус, которого Цинна послала на север с целью захватить Ариминум и отрезать все подкрепления, которые могли быть посланы Сулле из Цизальпинской Галлии. Этот Марий победил Публия Сервилия Ватию и взял под свой контроль его армию.

К концу 87 года Гратидиан вернулся в Рим с Цинной и Гаем Марием. Он взял на себя судебное преследование Квинта Лутация Катула, и этот шаг позже оказался роковым. Катул был коллегой Мариуса во время его консульства в 102 г. до н.э. и разделил его триумф над кимврами, но позже порвал с ним. Вместо того чтобы предстать перед неизбежным обвинительным приговором, Катул покончил жизнь самоубийством. Обвинение, вероятно, было perduellio, представленное на суд народа ( iudicium populi), наказанием за которое была смерть через бичевание на костре.

Валютная реформа и следование культу

См. Также Фурре.

Будучи претором в 85 г., Гратидиан был среди тех чиновников, которые пытались разрешить экономический кризис Рима. Ряд преторов и трибунами подготовлен проект денежной реформы меры, чтобы вновь подтвердить прежний официальный курс серебра (в динарий ) и бронзу в качестве, которое было позволено колебаться и дестабилизировать. Гратидиан воспользовался случаем, чтобы прикрепить свое имя к указу и заявить о праве на его публикацию первым. Денежная мера понравилась всадникам, или бизнес-классу, больше, чем закон о реформе долга Луция Валериуса Флакка, который разрешал погашение ссуд в размере одной четверти суммы долга, и был чрезвычайно популярен у плебса.

Этот рисунок фрагментарного барельефа с изображением компиталии показывает вид изображения почитаемого на улице святынях ( compita)

Альтернативный взгляд на реформу, основанный главным образом на «безнадежно запутанном» заявлении Плиния, состоит в том, что Гратидиан ввел метод обнаружения фальшивых денег. Эти две реформы не являются несовместимыми, но историк и нумизмат Майкл Кроуфорд не находит широко распространенных доказательств наличия посеребренных или поддельных денариев в сохранившихся кладах монет периода, предшествовавшего указу. Поскольку меры, принятые Гратидианом, не могут быть продемонстрированы для решения проблемы фальшивых денег, указ лучше всего понимать как часть усилий правительства Циннана по восстановлению и созданию ощущения стабильности после первой гражданской войны Суллы.

Цицерон говорит, что люди выражали свою благодарность, предлагая вино и благовония перед изображениями Гратидиана в святынях на углу ( compita, единственное compitum). Каждый район ( Викус) был compitum, в течение которого его духов - хранителей, или Лары, как думал жить. В компиталии, в новом году фестиваль, культовые изображения были показаны в процессии. Фест и Макробиус думали, что «куклы» были ритуальной заменой человеческих жертвоприношений духам мертвых. Источники не выражают удивления или неодобрения в отношении культа живого человека, что, возможно, было традицией, о которой в противном случае было бы мало свидетельств; Богословская основа почитания Гратидиана неясна. В исторические времена Compitalia включала очищение ( lustratio ) и принесение в жертву свиньи, которую впервые выставили напоказ по городу. Особенностью был уличный театр, в том числе фарсы, высмеивающие текущие политические события. Поскольку это побуждало людей собираться и, возможно, разжигать восстание, среди элиты были спорадические попытки регулировать или подавлять Compitalia.

Политический аспект подсказывает, почему демонстрация образа Гратидиана может рассматриваться как опасная в соперничестве между народными массами и оптиматами, фракцией Суллы. Цицерон использует последующее падение своего кузена как предостерегающий рассказ о том, как полагаться на поддержку народа. На эту форму преданности живому человеку также указали как на прецедент так называемого « поклонения императору » в имперскую эпоху.

Сенека, следуя примеру Цицерона, критикует Гратидиана за то, что тот поставил под угрозу свою честность, требуя признания закона, которым он надеялся заручиться поддержкой своей кандидатуры в качестве консула. В этом случае его партия не поддержала его заявку, и честь, оказанная ему людьми, вероятно, способствовала злобности действий, предпринятых против него позже сторонниками Суллы.

Дважды претор

Гратидиан получил необычное второе преторское место, возможно, в качестве «утешительного приза», предоставленного ему, когда его фракция решила поддержать младшего Мариуса и Гнея Папириуса Карбона на посту консульства 82-го года. Хотя его амбиции были известны, а его квалификация намного превышала квалификацию его кузена, Gratidianus, вероятно, никогда не сделал официальное заявление о своей кандидатуре на консульству, и, как предполагается, отошел в сторону ради единства Популяры. Более вероятными кандидатами от их партии были Гратидиан и Квинт Серторий ; политическая курносый, очевидно, способствовали последнему отделению в Испании. Даты претуры Гратидиана спорны; TRS Broughton дает 86 и 84, но сроки денежной реформы делают 85 более надежной датой, со вторым сроком в 84, 83 или 82.

Жертвенная смерть
См. Также Сулла: Второй поход на Рим.

Во время завершающей вспышки гражданской войны Гратидиан был замучен и убит. Его судьба при диктатуре Суллы никогда не вызывала сомнений; его смерть не подлежала обсуждению. Детали меняются и со временем становятся все более жестокими. Цицерон и Саллюстий предлагают самые ранние отчеты, но работы, в которых они сохранились, фрагментарны.

Молодой Цицерон мог быть свидетелем казни Гратидиана.

Цицерон описал убийство своего кузена в речи во время его кандидатуры на пост консульства в 64 г. до н.э., почти через два десятилетия после этого. На момент убийства он был молодым человеком лет двадцати и, возможно, очевидцем. Что известно об этой речи и, следовательно, версии событий Цицерона, зависит от примечаний, предоставленных грамматиком I века Асконием. Случайно в сохранившихся цитатах из Цицерона не упоминается ни жертва, ни палач; их поставляет Асконий. Одной из целей Цицерона в речи было очернить своих соперников, в том числе Катилину, о причастности которой к преступлению Цицерон неоднократно заявлял. Оратор утверждал, что Катилина отрубила Гратидиану голову и пронесла ее через город от Яникула до храма Аполлона, где он доставил ее Сулле, «полной души и дыхания».

Во фрагменте « Историй Саллюстия» отсутствует упоминание Катилины при описании смерти: Гратидиан «фактически лишил его жизни по частям: его ноги и руки были сначала сломаны, а глаза выколоты». Более показательным упущением является то, что казнь Гратидиана не входит в число обвинений Саллюстия против Катилины в его Bellum Catilinae («Война Катилины»). Описание смерти Саллюстия, однако, повлияло на описание смерти Ливия, Валерия Максима, Сенеки, Лукана и Флора, при этом пытки и увечья изменялись и усиливались. Хотя Б.А. Маршалл утверждал, что версии Цицерона и Саллюстия представляют собой две разные традиции и что только Цицерон замешан в Катилине, другие ученые не обнаружили в двух позднереспубликанских отчетах деталей, которые являются взаимоисключающими или оправдывают Катилину.

Более поздние источники добавляют подробности о том, что Гратидиана пытали в гробнице рода Lutatia, потому что его преследование спровоцировало самоубийство Квинта Лутация Катулла. Несмотря на силу и настойчивость традиции, согласно которой Катилина играла ведущую роль в казни, более логичным подстрекателем был бы сын Катула, демонстрирующий пиетас своему отцу, стремясь отомстить в качестве альтернативы правосудию. Но послушный сын, возможно, не хотел окровавить свои руки этим поступком: «Нельзя было ожидать, что отполированный Катулус действительно возглавит пытку и отнесет голову Сулле», - замечает Элизабет Роусон, отмечая, что Катулус был позже известен как друг и защитник Катилины. Место семейной гробницы, иначе неизвестное, упоминается только в связи с этим инцидентом и неопределенно идентифицируется как «через Тибр », что согласуется с утверждением Цицерона о том, что голову перенесли из Яникула в Храм Аполлона.

Сам Саллюстий может косвенно указать место убийства у гробницы в речи, в которой Марк Эмилий Лепид, консульский коллега Катула в 78 г. до н.э., который в конечном итоге столкнулся с ним на поле битвы, обратился к римлянам, выступающим против Суллы: «Именно так поступили. вы видели человеческие жертвы и могилы, залитые кровью граждан ». Кровь, пролитая в гробнице предполагает, что убийство составили жертвы, в умиротворении для предка Манеса. Человеческие жертвоприношения в Риме были редкостью, но задокументированы в исторические времена - «их жестокость была тесно связана с религией» - и были запрещены законом всего за пятнадцать лет до смерти Гратидиана.

В комментариях

Относительная «задержка» определения гробницы Катула в качестве места убийства также зависит от датировки одного из других источников об убийстве, Commentariolum petitionis, эпистолярной брошюры, традиционно приписываемой брату Цицерона, Квинту, но подозреваемой в том, что это было упражнение. в просопопее другого писателя имперских времен. Послание представляется как написанное в 64 г. до н.э. Квинтом для своего брата во время его кандидатуры на консульство; если бы это был подлинный труд Квинта, он был бы современником собственного описания смерти Гратидиана Цицероном и обеспечил бы своего рода «недостающее звено» в повествовательной традиции. В Commentariolum говорится, что Катилина

убил человека, наиболее любимого римлянами; На глазах у римлян он бичевал М. Мариуса виноградными посохами по всему городу, пригнал его к гробнице и там искалечил его всеми пытками. Пока он был жив и в вертикальном положении, Катилина взяла меч в свою правую руку и перерубила ему шею, придерживая левой рукой волосы на макушке. Он держал голову рукой, в то время как струи крови текли между его пальцами.

Гробница не указана как гробница Lutatii, но Commentariolum делает акцент на римском народе как на свидетеле, который присутствует также в речи Цицерона и заметках Аскония, а также в «Речи Лепида» Саллюстия.

Нероновские версии

Сенека, хотя и полностью повторяет формулировку Саллюстия, называет Катилину, добавляет к списку увечий вырезание языка Гратидиана и помещает убийство у могилы Катула, явно связывая благосклонность народа с крайними мерами, принятыми после его смерти.:

Люди посвятили статуи Марку Мариусу по всему району и совершили молитвы с ладаном и вином; Люциус Сулла приказал сломать ему ноги, выколоть глаза, отрезать язык и руки и - как если бы он мог умереть столько же раз, сколько был ранен - ​​систематически вырезал его тело дюйм за дюймом. Кто был под командованием? Кто еще, кроме Катилины, даже тогда тренирующей свои руки перед каждым проступком? Перед гробницей Квинта Катулла он схватил Мариуса - человека, который создал плохой прецедент, но, тем не менее, защитник народа, любил не столько незаслуженно, сколько слишком хорошо - и с большой серьезностью относился к праху. самого нежного человека, пролил каплю крови за мерной каплей. Мариус был достоин того, что он пострадал, Сулла был достоин того, что он приказал, а Катилина была достойна того, что он сделал, но республика не заслуживала того, чтобы в самую глубину своей души проникали клинки врагов и мстителей.

Лукан, племянник Сенеки и, как и он, писавший под имперским террором Нерона, который довел их обоих до самоубийства, имеет самый обширный список пыток в его эпической поэме о гражданской войне 40-х годов. К историчности эпоса Лукана следует относиться осторожно; его цели больше похожи на цели исторической пьесы Шекспира или современного исторического романа, в том смысле, что фактологичность подчинена характеру и теме. Лукан помещает свой рассказ в уста старика, который пережил гражданскую войну Суллы за четыре десятилетия до времени, описанного в стихотворении, и, как и в более ранних источниках, подчеркивает, что римляне были свидетелями этого акта. «Мы видели», - утверждает безымянный старик, выходя из толпы, чтобы говорить, как лидер трагического хора, каталогизирующего расчленение. Убийство представляется однозначно как человеческие жертвоприношения: «Что я должен сообщить о крови, умиротворить духи Катула умерших предков ( гривы. .. Catuli ?) Мы наблюдали, когда Мариус был натянут как жертва для ужасных ритуалов преисподней хотя сами тени, возможно, не хотели этого, благочестивый поступок, о котором не следует говорить для гробницы, которую нельзя было заполнить ». Лукан, однако, уводит чувство вины от любого человека, распределяя определенные увечья среди безымянных многочисленных нападавших: «Этот человек отрезает уши, другому - ноздри крючковатого носа; этот человек выколол им глазные яблоки из орбит - он вырывал глаза последним, после того, как они засвидетельствовали другие части тела ".

Роусон указал, что скопление зверств в отчетах о римских гражданских войнах не следует слишком быстро сбрасывать со счетов как литературное изобретение: «Скептически настроенные современные историки иногда страдают от счастливой нехватки воображения, отказываясь представить себе ужасы, которые мы все должны знать. происходят слишком часто в гражданской войне ». Она отметила, что такие ужасные каталоги характерны скорее для римских историков, чем для их греческих образцов, и Саллюстий был первым, кто предоставил списки конкретных и «ужасающих примеров ».

Политическая жертва

Хотя это и задокументировано, человеческие жертвоприношения в Риме в тот исторический период были редкостью. Ливий и Плутарх считали это чуждым римской традиции. Это отвращение утверждается также в этиологическом мифе о жертвоприношении, в котором Нума, второй король Рима, ведет переговоры с Юпитером о замене запрошенных человеческих жертв овощами. В первом веке до нашей эры человеческие жертвы сохранились, возможно, только как пародия или обвинение. Юлия Цезаря обвиняли - довольно расплывчато - в принесении в жертву двух восставших солдат на Марсовом поле. В годовщину смерти Цезаря в 40 г. до н.э., одержав победу при осаде Перуджи, будущий Август казнил 300 сенаторов и рыцарей, которые сражались против него при Луции Антонии. Люциуса пощадили. Восприятие милосердия Августа по этому поводу сильно различается. И Светоний, и Кассий Дион характеризуют резню как жертвоприношение, отмечая, что она произошла в мартовские иды у алтаря богу Юлию, недавно обожествленному приемному отцу победителя. Может быть трудно понять, было ли такое действие задумано как подлинная жертва или только для того, чтобы вызвать сакральную ауру страха в умах наблюдателей и тех, кому о нем будет доложено. Более того, эти два инцидента произошли в условиях победы и наказания в военной обстановке, за пределами гражданского и религиозного царства Рима.

Намерения тех, кто совершил эти действия, могут быть неизгладимыми; сохранившиеся источники лишь указывают, какие элементы заслуживают внимания и могут быть истолкованы как сакральные. Орозий, чьим основным источником для Республики были утерянные части истории Ливия, приводит любопытную деталь: Гратидиана держали в загоне для коз, прежде чем его связали и выставили на обозрение. Как жертвенную свинью в Compitalia, его проводили по улицам, мимо тех самых святынь, у которых его изображение было удостоено почестей, в то время как его били плетью. Различные формы порки или ударов были ритуальными действиями в римской религии, например, священник Мамурио, во время которого старик был прогнан по городу, и его били палками, что было интерпретировано как фармакос или ритуал козла отпущения ; избиения, такие как полуритуализированный фустуарий, также были дисциплинарной и карательной мерой в вооруженных силах. Отчеты подчеркивают, что Гратидиан был методично расчленен, что было еще одной особенностью жертвоприношения. В конце концов, его отрубленная голова, описанная как все еще сочащаяся жизнью, была доставлена ​​в Храм Аполлона на Марсовом поле, место, связанное с ритуалом Октябрьского коня, чья голова была выставлена ​​на обозрение и чей хвост также пронесли через город и доставлен только что окровавленным к Regia. « Сакральность исполнения Gratidianus',» было отмечено, „был символическим отрицанием его полубожественного статус народного спасителя и героя. “

использованная литература
Избранная библиография
  • Кембриджская древняя история (Издательство Кембриджского университета, 2-е издание, 1994 г.), т. 9.
  • Дэймон, Синтия. " Com. Pet. 10." Гарвардские исследования по классической филологии 95 (1993) 281–288, ограниченный просмотр онлайн.
  • Дейка, AR Комментарий Цицерона, De officiis. University of Michigan Press, 1996. Ограниченный предварительный просмотр онлайн.
  • Маршалл, Брюс. «Катилина и казнь М. Мариуса Гратидиана». Classical Quarterly 35 (1985) 124-133.
  • Роусон, Элизабет. "Саллюстий восьмидесятых?" Classical Quarterly 37 (1987) 163–180.
  • Спина, Луиджи. Ricordo "elettorale" di un assassinio (Q. Cic., Comm. Pet. 10) в Classicità, Medioevo e Umanesimo (Studi in onore di S. Monti), изд. Дж. Джермано, Неаполь, 1996, стр. 57-62.
Последняя правка сделана 2023-03-31 04:24:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте