Люк Келли | |
---|---|
Келли в 1967 году | |
Исходная информация | |
Родился | ( 1940-11-17)17 ноября 1940 г. Sheriff Street, Дублин, Ирландия |
Умер | 30 января 1984 г. (1984-01-30)(43 года) Дублин, Ирландия |
Жанры | Ирландский фолк |
Род занятий |
|
Инструменты | Вокал, банджо |
Активные годы | 1962–1984 |
Связанные действия | Дублинцы |
Люк Келли (17 ноября 1940 - 30 января 1984) был ирландским певцом, народным музыкантом и актером из Дублина, Ирландия. Родившись в семье рабочего в Дублине, Келли переехал в Англию в подростковом возрасте и к 20 годам был вовлечен в возрождение народной музыки. Вернувшись в Дублин в 1960-х годах, он стал одним из основателей группы The Dubliners в 1962 году. Прославившись своим отличительным стилем пения, а иногда и политическими посланиями, Irish Post и другие комментаторы считали Келли одним из величайших людей Ирландии. певцы.
Люк Келли родился в семье рабочего в коттеджах Латтимора на улице Шерифа, 1. Его бабушка по материнской линии, Макдональд из Шотландии, жила с семьей до своей смерти в 1953 году. Его отец, который был ирландец, которого также звали Люк, был ранен в детстве британскими солдатами из собственных шотландских пограничников короля во время войны. Резня на холостяцкой прогулке 1914 года. Его отец всю жизнь проработал на бисквитной фабрике Джейкоба и любил играть в футбол. Старший Люк был страстным певцом: брат Люка-младшего Пэдди позже вспоминал, что «у него был этот талант... петь негритянские спиричуэлы такими людьми, как Поль Робсон, мы сидели без дела и присоединялись - это было нашим развлечением». После того, как Dublin Corporation снесла Lattimore Cottages в 1942 году, семья Келли стала первой семьей, переехавшей в апартаменты St. Laurence O'Toole, где Люк провел большую часть своего детства, хотя семья была вынуждена переехать из-за пожара в 1953 году и поселилась. в районе Уайтхолла. И Люк, и Пэдди в детстве играли в клубный гэльский футбол и футбол.
Келли бросил школу в тринадцать лет и после нескольких лет подработок в 1958 году уехал в Англию. Работая вместе со своим братом Пэдди на стройке в Вулверхэмптоне, он был уволен из-за того, что попросил более высокую зарплату. Он работал несколько случайных заработков, в том числе работал продавцом пылесосов. Описывая себя битником, он путешествовал по Северной Англии в поисках работы, резюмируя свою жизнь в этот период как «мыть туалеты, мыть окна, мыть железные дороги, но очень редко мыть лицо».
Келли интересовался музыкой в подростковом возрасте: он регулярно посещал céilithe со своей сестрой Моной и слушал американских вокалистов, включая Фэтса Домино, Эла Джолсона, Фрэнка Синатру и Перри Комо. Он также интересовался театром и мюзиклами, участвуя в постановке пьес Дублинского общества марианских искусств.
Первый фолк-клуб, с которым он столкнулся, был в отеле «Бридж» в Ньюкасл-апон-Тайн в начале 1960 года. Уже научившись играть на банджо, он начал запоминать песни. В Лидсе он приносил свое банджо на занятия в пабе McReady's. В Англии началось народное возрождение: в центре его был Эван МакКолл, написавший радиопрограмму « Баллады и блюз». Возрождение жанра скиффл также внесло определенную энергию в народное пение того времени.
Келли начала уезжать. В поездке домой он по совету Джонни Мойнихана отправился к блохому шоилу в Миллтаун Мальбей. Он слушал записи Вуди Гатри и Пита Сигера. Он также развил свои политические убеждения, которых, как отметил Ронни Дрю после его смерти, он придерживался на протяжении всей своей жизни. Как также отметил Дрю, он «научился петь с идеальной дикцией».
Келли подружилась с Шоном Малреди в Бирмингеме и какое-то время жила в его доме. Малреди был учителем, которого вынудили уволиться с работы в Дублине из-за своих коммунистических убеждений. У Мюлреди были сильные музыкальные связи; сестра, Кэтлин Мойнихан, была одним из основателей Comhaltas Ceoltóirí Éireann, и он был связан браком с Фести Конлон, игроком в свисток графства Голуэй. Шурин Малреди, Нед Стэплтон, учил Келли « Скалистая дорога в Дублин ». В течение этого периода он изучал литературу и политику под руководством Малреди, его жены Молли и классика марксизма Джорджа Дервента Томсона : Келли позже заявил, что его интерес к музыке рос параллельно с его интересом к политике.
Келли купил свое первое банджо с пятью струнами и длинным грифом и играл на нем в стиле Пита Сигера и Томми Макема. В то же время Келли приобрела привычку читать, а также начала играть в гольф на одном из муниципальных полей Бирмингема. Он стал участником фолк-клуба Jug O'Punch, которым руководил Ян Кэмпбелл. Он подружился с Домиником Беханом, и они выступали в фолк-клубах и ирландских пабах от Лондона до Глазго. В лондонских пабах, таких как «Фаворит», он мог слышать уличную певицу Маргарет Бэрри и музыкантов в изгнании, таких как Роджер Шерлок, Симус Эннис, Бобби Кейси и Майртин Бирнс.
Люк Келли был к тому времени активен в Ассоциации Коннолли, левой группировке, наиболее сильной среди эмигрантов в Англии, и он также присоединился к Лиге коммунистов молодежи : он гастролировал по ирландским пабам, играя свой сет и продавая газету Ассоциации Коннолли « Ирландский демократ». К 1962 году Джордж Дервент Томсон предложил ему возможность продолжить свое образовательное и политическое развитие, посетив университет в Праге. Однако Келли отклонил предложение в пользу продолжения своей карьеры в народной музыке. Он также стал часто посещать Лондонский клуб певцов Эвана Макколла и Пегги Сигер.
В 1961 году в Ирландии ожидало возрождение народной музыки, или «балладный бум», как его позже назвали. Сеансы Abbey Tavern в Хоуте были предшественниками сессий в Hollybrook, Clontarf, International Bar и Grafton Cinema. Люк Келли вернулся в Дублин в 1962 году . Паб О'Донохью уже был основан как сессионный дом, и вскоре Келли пела, среди прочих, с Ронни Дрю и Барни МакКенной. Среди других первых людей, играющих в О'Донохуэ, были Фьюри, отец и сыновья, Джон Кинан и Шон Ог Маккенна, Джонни Мойнихан, Энди Ирвин, Симус Эннис, Вилли Клэнси и Мэйртин Бирнс.
Концерт, организованный Джоном Моллоем в отеле Hibernian, привел к его «Балладному турне по Ирландии» с балладной группой Ронни Дрю (выставленной в одном городе как балетная группа Ронни Дрю). Этот тур привел к таверне Abbey и отелю Royal Marine, а затем к забитым сессиям на набережной в Таллахте. К группе присоединился Чиран Бурк, а затем Джон Шихан. Они переименовали себя в Дублинцы по предложению Келли, когда он в то время читал книгу рассказов Джеймса Джойса под названием Дублинцы. Келли был ведущим вокалистом одноименного дебютного альбома группы в 1964 году, который включал его исполнение «The Rocky Road to Dublin». Позже Барни Маккенна заметил, что Келли была единственным певцом, которого он слышал, петь ее в том ритме, в котором она игралась на скрипке.
В 1964 году Люк Келли покинул группу почти на два года, и его заменили Бобби Линч и Джон Шихан. Келли вместе с Дейрдрой О'Коннелл, основательницей Focus Theater, на которой он должен был жениться в следующем году, вернулся в Лондон и стал участником «собрания» Юэна МакКолла. «Критика», как ее называли, была создана для изучения народных традиций и помощи молодым певцам. В течение этого периода он сохранил свои политические обязательства, становясь все более активным в Кампании за ядерное разоружение. Келли также познакомилась и подружилась с Майклом О'Риорданом, генеральным секретарем Ирландской рабочей партии, и у них возникла «личностно-политическая дружба». Келли поддержал О'Риордана на выборах и провел митинг от его имени во время предвыборной кампании 1965 года. В 1965 году он спел « The Rocky Road to Dublin » с Лиамом Клэнси на своем первом одноименном сольном альбоме.
Бобби Линч покинул Дублинцы, Джон Шихан и Келли вернулись. Они записали альбом в Театре Гейт в Дублине, отыграли Кембриджский фольклорный фестиваль и записали концертный альбом Irish Night Out, в котором участвовали, в частности, изгнанники Маргарет Бэрри, Майкл Горман и Джимми Пауэрс. Они также отыграли концерт на Национальном стадионе в Дублине с Питом Сигером в качестве специального гостя. Они были на пути к успеху: первая двадцатка хитов с " Seven Drunken Nights " и " The Black Velvet Band ", шоу Эда Салливана в 1968 году и тур по Новой Зеландии и Австралии. Бум баллад в Ирландии становился все более коммерциализированным: владельцы баров и пабов строили все более крупные площадки для выступлений с оплатой за билеты. Юэн МакКолл и Пегги Сигер во время визита в Дублин выразили Келли беспокойство по поводу его пьянства.
Кристи Мур и Келли познакомились в 1960-х годах. За время работы в Planxty Мур хорошо познакомился с Келли. В 1972 году дублинцы сами выступили в «Пробковой ноге Ричарда», основанной на «незавершенных произведениях» Брендана Бехана. В 1973 году Келли вышла на сцену, исполнив роль царя Ирода в « Иисусе Христе суперзвезда».
Прибытие нового менеджера The Dubliners, композитора Дерри Фила Колтера, привело к сотрудничеству, в результате которого Келли выпустила три самых известных выступления: « Город, который я так любил », «Передай мне мою Библию» и « Не презирай его. Простота », песня о сыне Фила, страдавшем синдромом Дауна. Келли так уважал последнюю песню, что исполнил ее только один раз для телевизионной записи и редко, если вообще когда-либо, пел ее на часто шумных мероприятиях дублинцев.
Его интерпретации « On Raglan Road » и «Scorn Not His Simplicity» стали важными ориентирами в ирландской народной музыке. Его версия «Рэглан-роуд» появилась, когда автор стихотворения Патрик Кавана услышал, как он поет в дублинском пабе, и подошел к Келли, чтобы сказать, что он должен спеть стихотворение (которое установлено на мелодию « Рассвета дня» »). Келли оставался политически активным музыкантом, стал сторонником движения против южноафриканского апартеида и выступал на благотворительных концертах для сообщества ирландских путешественников, и многие из записанных им песен касались социальных проблем, гонки вооружений и холодной войны, профсоюзного движения. и ирландский республиканизм («Бедствие в Спрингхилле», «Джо Хилл», «Толкатель кнопки», «Алабама 1958» и « Боже, храни Ирландию » - все это примеры его забот).
Люк Келли на сцене в 1980 годуЛюк Келли женился на Дейдре О'Коннелл в 1965 году, но в начале 1970-х они расстались. Келли провел последние восемь лет своей жизни, живя со своей партнершей Мадлен Зайлер, которая приехала из Германии.
В 1970-е годы здоровье Келли ухудшилось. Сам Келли рассказал о своих проблемах с алкоголем. 30 июня 1980 года во время концерта в оперном театре Корк он потерял сознание на сцене. Он уже некоторое время страдал от мигрени и забывчивости, в том числе от того, что забыл, в какой стране он находился во время посещения Исландии, что объяснялось его напряженным графиком, употреблением алкоголя и «вечеринками». Была диагностирована опухоль головного мозга. Хотя Келли гастролировал с дублинцами после операции, его здоровье еще больше ухудшилось. Он забыл тексты песен, и ему приходилось делать более длительные перерывы в концертах, так как он чувствовал слабость. Вдобавок после экстренной операции после коллапса в Корке он стал более замкнутым, предпочитая домашнюю компанию Мадлен выступлениям. Во время своего европейского турне ему удалось отыграть с группой большую часть концерта в Carre для их альбома Live in Carre. Однако осенью 1983 года ему пришлось покинуть сцену в Трауне, Австрия, и снова в Мангейме, Германия. Вскоре после этого ему пришлось отменить тур по южной Германии, и после недолгого пребывания в больнице в Гейдельберге он был отправлен обратно в Дублин.
После очередной операции он провел Рождество со своей семьей, но на Новый год снова был доставлен в больницу, где умер 30 января 1984 года. Похороны Келли в Уайтхолле привлекли тысячи скорбящих со всей Ирландии. Его надгробие на кладбище Гласневин в Дублине имеет надпись: Люк Келли - дублинец.
Шон Кэннон занял место Келли в Дублинцах. Он выступал с дублинцами с 1982 года из-за ухудшения здоровья Келли.
Наследие Люка Келли и его вклад в ирландскую музыку и культуру были описаны как «знаковые» и отражены в ряде документальных фильмов и антологий.
Влияние его шотландской бабушки повлияло на помощь Келли в сохранении важных традиционных шотландских песен, таких как "Mormond Braes", канадская народная песня " Peggy Gordon ", "Robert Burns", " Parcel of Rogues ", "Tibbie Dunbar", Hamish " Freedom Come-All-Ye " Хендерсона и "Scottish Breakaway" Турсо Бервика.
Мост Баллибоу в северной центральной части Дублина был переименован в мост Люка Келли, а в ноябре 2004 года городской совет Дублина единогласно проголосовал за возведение бронзовой статуи Люка Келли. Тем не менее, Управление Дублинского Доклендса впоследствии заявило, что больше не может позволить себе финансировать статую. В 2010 году член городского совета Дублина Кристи Берк обратился к членам музыкального сообщества, включая Боно, Фила Коултера и Энию, с просьбой помочь в его строительстве.
Пэдди Рейли записал дань уважения Келли под названием «Дублинский менестрель». Он был включен в его " Золотые и серебряные годы", " Кельтские коллекции" и " Essential Paddy Reilly ". Дублинцы записали песню на DVD / CD " Live at Vicar Street". Песня была написана Деклан О'Донохью, Гоночного корреспондентом The Irish Sun.
На Рождество 2005 года был выпущен документальный фильм сценариста и режиссера Майкла Фини Каллана « Люк Келли: Исполнитель», который превзошел по продажам последний DVD U2 во время праздничного сезона и в 2006 году, получив статус платиновых. Документальный фильм рассказывал историю Келли словами дублинцев, Донована, Ральфа МакТелла и других, а также включал полные версии редко увиденных спектаклей, таких как Шоу Эда Салливана начала шестидесятых. Позже был принят документальный фильм « Люк Келли: принц города».
Две статуи Келли были открыты в Дублине в январе 2019 года в ознаменование 35-й годовщины его смерти. Один из них, сидящий из бронзы в натуральную величину, работы Джона Колла, находится на Саут-Кинг-стрит. Вторая скульптура, мрамор портрет голова от Vera Klute, на Шериф - стрит. Скульптура Клютэ неоднократно подвергалась вандализму в 2019 и 2020 годах, и в каждом случае ее реставрировали специалисты по удалению граффити.
Год | Детали альбома | График ирландских альбомов | ||
---|---|---|---|---|
1994 г. | Коллекция
| 1 | ||
1999 г. | Герой рабочего класса
| 10 | ||
2004 г. | Лучший из
| 2 | ||
2005 г. | Исполнитель
| 14 | ||
2007 г. | Герой рабочего класса
| 33 | ||
2010 г. | Окончательная коллекция
| 7 |
Год | Отдельные детали | Ирландский рейтинг синглов | ||
---|---|---|---|---|
2013 | Старый треугольник с дублинцами
| 80 |
Год | Детали альбома | Ирландский чарт DVD | ||
---|---|---|---|---|
2005 г. | Исполнитель
| 1 |