Литовизация

редактировать

Литовизация (или литованизация ) - это процесс культурной ассимиляции, где литовская культура или его язык принят добровольно или принудительно.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Межвоенная Литовская Республика
      • 1.1.1 Образование
      • 1.1.2 Религия
  • 2 Современная Литва
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания и ссылки
История

Аннексия литовцами русинских земель между 13 и 15 веками сопровождалась некоторой литовизацией. Большая часть Великого княжества Литовского оставалась русинами; из-за религиозного, языкового и культурного различия между правящей знатью языческих литовцев и побежденными православными восточными славянами было меньше ассимиляции. После военно-дипломатической экспансии герцогства на русские земли (Киевская Русь ) местные лидеры сохранили автономию, что ограничивало слияние культур. Когда некоторые местности получили назначенных гедиминидов (правителей), литовская знать в Малороссии в основном приняла славянские обычаи и православие и стала неотличима от русинов знать. Культуры слились; многие русины из высшего сословия слились с литовской знатью и стали называть себя литовцами (литвины ) gente Rutenus natione Lituanus, но по-прежнему говорили по-русински. Литовское дворянство стало в основном русинов, а знать этнической Литвы и Жемайтии продолжала использовать свой родной литовский язык. Он адаптировал старославянский и (позже) русинский язык и приобрел статус главного канцелярского языка в местных делах и отношениях с другими православными княжествами как lingua franca ; Латынь использовалась в отношениях с Западной Европой. Постепенно он был обращен вспять в результате полонизации Литвы, начавшейся в 15 веке и в 19-м и начале 20-го веков русификации бывшего Речи Посполитой.

Заметным примером литовки было вытеснение евреев в 19 веке (многие литовские евреи, но также польские евреи ), до того времени самой большой этнической группой в Литве крупные города России с этническими литовцами, мигрирующими из сельской местности. Литовизация была в первую очередь демографической, а не институциональной. Когда Литва стала независимым государством после Первой мировой войны, ее правительство институционализировало литование.

Межвоенное Литовская РеспубликаPoster of Gediminas' Tower, a shackled person and a red flag Межвоенное Литовское пропаганда плакат с изображением башни Гедиминаса, призывающий литовцев не забывать утерянный Вильнюсский край

Примерно во время независимости Литвы страна начала двигаться в направлении культурной и языковой ассимиляции больших групп неграждан Литвы (в первую очередь поляков и немцев). Литовское правительство изначально было демократическим и защищало культурные традиции других этнических групп; Резолюция Вильнюсской конференции 1917 года обещала национальным меньшинствам культурную свободу. После Первой мировой войны Совет Литвы (законодательная ветвь власти) был расширен за счет представителей евреев и Беларуси. Первые правительства Литвы включали министерства по делам евреев и Беларуси; когда Вильнюсский край был отделен от страны после восстания Желиговского, однако крупнейшие общины белорусов, евреев и поляков оказались за пределами Литвы, и специальные министерства были упразднены. В 1920 г. еврейской общине Литвы была предоставлена ​​национальная и культурная автономия с правом издавать обязательные постановления; однако отчасти из-за внутренних разногласий между группами иврита и идиша их автономия была прекращена в 1924 году. Евреи все больше маргинализировались и отчуждались политикой «Литва для литовцев»

.

По мере того как Литва обретала независимость и укреплялись ее националистические настроения, государство стремилось расширить использование литовского в общественной жизни. Среди мер правительства была принудительная литовка нелитовских имен. Самая большая сеть школ для меньшинств находилась в ведении еврейской общины; в 1919 году было 49 еврейских гимназий, 107 в 1923 году и 144 в 1928 году. В 1931 году, частично из-за консолидации, количество школ сократилось до 115 и оставалось стабильным до 1940 года.

Образование

Продуманный шестипанельный мультфильм Между мировыми войнами. антипольская карикатура

В начале 1920 года в Литве было 20 польских школ для поляков в Литве. Число увеличилось до 30 в 1923 году, но упало до 24 в 1926 году. Основной причиной сокращения стала политика Литовской христианско-демократической партии, которая переводила студентов, чьи родители имели гражданство «Литва», на своих паспорта в литовские школы. После того, как партия потеряла контроль, количество школ увеличилось до 91. Вскоре после государственного переворота 1926 г. к власти пришли националисты во главе с Антанасом Сметона. Националисты решили запретить литовцам посещение польских школ; детей из смешанных семей заставляли посещать литовские школы. Многие поляки в Литве были указаны в паспортах как литовцы и были вынуждены посещать литовские школы. В 1940 году количество польских школ сократилось до девяти. В 1936 году был принят закон, разрешавший ученику посещать польскую школу только в том случае, если оба родителя были поляками. Это привело к появлению неаккредитованных школ, которых в 1935 году насчитывалось более 40, и в значительной степени спонсировались Pochodnia. Аналогичная ситуация сложилась в отношении немецких школ в Клайпедском крае.

На отношение литовцев к этническим полякам повлияла концепция обращения с ними как с коренными литовцами, полонизированными в течение нескольких столетий и нуждающимися в возвращении в их «истинная личность». Другим важным фактором были напряженные отношения между Литвой и Польшей по поводу Вильнюсского края и культурных (или образовательных) ограничений для литовцев там; в 1927 году председатель Литовского общества образования Ритас и 15 учителей были арестованы, а 47 школ закрыто.

Религия

Хотя Конституция Литвы гарантирует равное права на все религии, правительство конфисковало православные церкви (некоторые из которых были преобразованы из католических церквей). Были конфискованы и бывшие восточно-католические церкви, в том числе православная церковь Круониса. Были снесены 13 православных церквей.

.

Другой целевой группой дискриминации были поляки; Антипольские настроения возникли в первую очередь из-за оккупации столицы Литвы Вильнюса в 1920 году. Литовские католические священники (уничижительно называемые литвами на польском языке) продвигали литовский язык наравне с польским, который во многих местах использовался навязчиво местным жителям центральными церковными властями. Часто приходилось населять литовский народ, но они знали свои молитвы только по-польски, поскольку священники пытались полонизировать их.

Эугениуш Ремер (1871- 1943) отмечал, что литовское национальное возрождение в некоторых отношениях было положительным, он описывал некоторые эксцессы, которые он часто находил забавными, хотя и агрессивными по отношению к полякам и польской культуре. Примером такого превышения было то, что литовские священники были вынуждены изгонять из исповедальных ящиков людей, которые хотели исповедоваться на польском языке или отказывались петь польские песни, которые веками пели в этих церквях во время дополнительных служб, предпочитая использовать литовский язык. вместо.

Антипольская пропаганда спонсировалась правительством; в межвоенный период публиковались карикатуры и пропаганда, нападающие на поляков и изображавшие их преступниками или бродягами.

Современная Литва

В современной Литве, которая стала независимой после распада Советского Союза, литовизация не является официальной государственной политикой. Однако его пропагандируют такие группы, как Vilnija, деятельность которых создает напряженность в польско-литовских отношениях. По словам бывшего министра образования и науки Литвы Зигмаса Зинкявичюса, литовские поляки - это полонизированные литовцы, которые «неспособны понять, где они на самом деле принадлежат», и «каждый преданный литовец обязан» заново литовать. их. Литовизация способствовала сотрудничеству польских и русских меньшинств, которые поддерживают избирательную кампанию поляков в Литве..

Закон об этнических меньшинствах, который оставался в силе до 2010 года, позволял петь на двух языках в районах, где «значительное количество меньшинство с другим языком ". После прекращения его действия муниципальные власти в Шальчининкай и Вильнюсе получили приказ удалить двуязычные польско-литовские знаки, большинство из которых были размещены в период, когда такие знаки были разрешены. В 2013 году Вильнюсский окружной суд оштрафовал административного директора самоуправления Шальчининкайского района (где поляки составляли 77,8% населения в 2011 году) на 30 евро за каждый день просрочки, а в январе 2014 года обязал его выплатить штраф. более 12500 евро. Люцина Котловская из самоуправления Вильнюсского района была оштрафована на сумму около 1738 евро. Двуязычные вывески, даже приобретенные в частном порядке и размещенные на частной собственности, теперь рассматриваются властями Литвы как незаконные. Единственное исключение - названия организаций национальных меньшинств и их информационные знаки. По мнению Консультативного комитета ЕС, это нарушает обязательства Литвы по статье 11 (3) Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Польско-литовская женщина выразила протест, когда ее фамилия (Вардынь) была переименована в Вардынь.. В 2014 году административный директор самоуправления Шальчининкайского района Болеслав Дашкевич был оштрафован на сумму около 12 500 евро за неисполнение постановления суда об удалении польских дорожных знаков. Польские и русские школы объявили забастовку в сентябре 2015 года, организованную Избирательной акцией поляков в Литве.

См. Также
Примечания и ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-28 03:36:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте