Конституция Литвы

редактировать

Конституция Литовской Республики (Литовский : Lietuvos Respublikos Konstitucija) определяет правовую основу всех законов, принятых в Литовской Республике. Он был одобрен на референдуме 25 октября 1992 года.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Устав Литвы
    • 1.2 Конституция от 3 мая 1791 года
    • 1.3 Межвоенные конституции
  • 2 Современная конституция
    • 2.1 Начало
    • 2.2 Принятие
    • 2.3 Содержание
      • 2.3.1 Права человека
      • 2.3.2 Правительство
      • 2.3.3 Парламент
      • 2.3.4 Президент
      • 2.3.5 Конституционный суд
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

История

Статуты Литвы

Первая попытка кодифицировать законы Великое княжество Литовское приняло форму Статута Литовского, с первым Статутом в силе в 1529 году. Документ, написанный на русинском языке, выполнил роль высшего закона страны, даже включая положения, которым не мог противоречить никакой другой закон.

Конституция от 3 мая 1791 года

Конституция от 3 мая на литовском языке

В 18 веке Речи Посполитой, субъект федерации, состоящий из Гра Литовское княжество и Корона Польского королевства пережили период упадка из-за все более дисфункциональной внутренней политики. В запоздалой попытке исправить ситуацию 3 мая 1791 г. была принята конституция . - одна из старейших кодифицированных национальных конституций в мире.

Новая конституция отменила liberum veto и запретил шляхетские конфедерации, что помешало государству принимать решения. Конституция также предусматривала разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, установила «народный суверенитет» и расширила политические права буржуазии. Крестьянство увеличило свои права, но не отменило крепостное право, которое было подтверждено. Сохранялась религиозная терпимость, хотя статус католической веры был признан.

Взаимная гарантия двух народов от 22 октября 1791 года сопровождала конституцию, подтверждающую единство и неделимость Польши и Великого княжества Литовского в рамках единого государства и их равное представительство в органах государственного управления.

Документ 1791 г. оставался в силе менее 19 месяцев; после непродолжительной войны с Россией он был отменен гродненским сеймом 23 ноября 1793 года. К 1795 году Речь Посполитая была разделена между Российской империей., Королевство Пруссия и Габсбургская Австрия, большая часть земель Великого княжества находилась под властью России.

Межвоенные конституции

На завершающем этапе Первой мировой войны Литва провозгласила независимость 16 февраля 1918 года. 2 ноября 1918 года, 4 апреля были приняты три отдельные временные конституции. 1919 г. и 10 июня 1920 г.

2 ноября 1918 г. Государственный совет принял конституционный акт. В то время это все еще ограничивалось решением от 11 июля 1918 г., объявившим Литву конституционной монархией, имеющей тесные связи с Германией. В меняющейся обстановке совет решил принять конституционный акт без указания формы правления или главы государства, оставив решения на усмотрение Учредительного собрания (Steigiamasis Seimas).

4 апреля 1919 года Государственный совет принял измененные Основополагающие принципы временной конституции. Изменения в основном касались введения должности президента вместо Президиума Совета. Собравшись, Учредительное собрание приняло 10 июня 1920 года еще один временный конституционный акт, подтверждающий, что Литва является парламентской республикой, и устанавливающий рамки и ограничения для его собственных полномочий.

Учредительное собрание не приняло конституцию до 1 августа. 1922 г. Демократическая конституция, она напоминала современные западноевропейские конституции, закрепляя основные права и свободы людей, политические свободы, политический плюрализм и механизм демократических выборов. Конституция предусматривала сильный парламент (Сейм ) и политически ослабленного президента в качестве главы государства.

Президент Антанас Сметона провозгласил конституцию 1928 года.

Переворот 17 декабря 1926 г. положил начало процессу преобразования Литовской Республики в авторитарное государство во главе с Антанасом Сметона в качестве президента. Конституция 1922 года не была принята во внимание уже 12 апреля 1927 года, когда президент распустил Сейм без объявления новых выборов. Была предложена конституционная реформа, укрепляющая власть президента и ослабляющая парламент.

Новая конституция была провозглашена Сметоной в мае 1928 года без какой-либо попытки следовать процедуре изменения Конституции, установленной в документе 1922 года (что потребовало одобрения Сейма). Вместо этого конституция была представлена ​​народу как «предложение» для утверждения в течение 10 лет, хотя это положение не было сочтено значимым. По конституции сохранялся парламент, но все его функции, такие как принятие законов, ратификация договоров, а также составление и исполнение бюджета, возлагались на президента, когда парламент не заседал. Сейм не собирался до 1936 года.

Конституция 1928 года так и не была представлена ​​на утверждение нации. Вместо этого правительство начало работу над новой конституцией, одобренной вновь собранным Сеймом в 1938 году (оппозиции не разрешили баллотироваться на выборах). Конституция перевернула либеральные идеи конституции 1922 года, введя представление о том, что государство является основой существования его граждан, а не наоборот. Конституция отменила разделение властей, заявив, что власть, которой обладают президент, Сейм, правительство и суды, «неделима» и возглавляется президентом.

В 1940 году Литва была оккупирована Советским Союзом. По иронии судьбы конституция 1938 г. помогла Советам узаконить свои действия, сосредоточив власть в руках президента, пост, который де-факто занял Юстас Палецкис. В 1940 и 1978 годах были приняты новые конституции Литовской ССР, основанные на советских конституциях 1936 и 1977 соответственно.

Конституция 1938 года была восстановлена ​​11 марта 1990 года, когда Литва провозгласила свою независимость от Советского Союза. Он служил цели установления правовой преемственности между Литовской Республикой межвоенного периода и новым независимым государством. В тот же день действие конституции было приостановлено и заменено Временным основным законом во время разработки новой конституции.

Современная конституция

Начало

Витаутас Ландсбергис, Председатель Верховного Совета

Верховный Совет Литовской ССР, его парламент, провозгласила независимость Литвы от Советского Союза 11 марта 1990 года. В тот же день она приняла временную конституцию - Временный основной закон. Закон заложил основу для нового государства, гарантируя демократические права и устанавливая правила демократического процесса. Однако структура правительства была аналогична его советскому предшественнику: законодательные и исполнительные функции были объединены в рамках парламента (Верховный Совет, Литовский : Aukščiausioji Taryba), а судебная власть не была независимой.. Функции правительства выполнял президиум Верховного Совета, а председатель президиума становился председателем парламента и главой государства.

Советская модель оказалась не подходящей для новой демократической системы правления. Основной закон не отражал меняющихся экономических и социальных отношений и меняющихся требований общества и государства.

В течение следующих двух лет велась работа над новой конституцией, независимые проекты были подготовлены в 1990 г. 1991. В конце 1991 года Верховный совет учредил комиссию, которой было поручено подготовить проект конституции. Получившееся в результате предложение было одобрено Верховным Советом 21 апреля 1992 г. и представлено общественности. Альтернативный проект конституции был подготовлен коалицией во главе с Саюдисом. Основное различие между двумя предложениями заключалось в балансе между различными ветвями власти. Предложение, одобренное Верховным Советом, предусматривало парламентскую систему, в то время как альтернативное предложение предлагало президентскую модель. Итоговый документ представлял собой компромисс между чисто парламентской системой и президентской.

Принятие

Новая конституция была одобрена Верховным Советом в октябре 1992 г. и представлена ​​на всеобщее рассмотрение. голос. Конституция была одобрена на референдуме 25 октября 1992 г.. Семьдесят пять процентов проголосовавших (57% всех имеющих право голоса) проголосовали за принятие документа при явке в 75,3%.

Содержание

FIAV 111100.svg Государственный флаг и гражданский прапорщик. Соотношение флагов: 3: 5

Конституция 1992 года отражает совокупное влияние институтов и опыта западных демократий, литовских традиций и системы социальных гарантий, унаследованных от Советского Союза.

Вводные положения документа (Глава I) содержат фундаментальные принципы государства, придающие большое значение демократии, но также утверждающие коллективное и индивидуальное право на защиту от попыток силового посягательства на "независимость, территориальную целостность или конституционный порядок государства ". Положения также запрещают разделение территории Литвы на какие-либо «производные от государства» - ссылка на территориальную автономию как решение проблем этнических меньшинств в стране. Статья 150 конституции включает в себя конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским восточным альянсам», фактически запрещающий членство в Содружестве Независимых Государств и аналогичных структурах.

Права человека

Основные права человека и демократические ценности, включая свободу «мысли, веры и совести», закреплены в конституции, которая также гарантирует статус юридического лица к религиозным конфессиям и разрешает преподавание религии в государственных школах. В дополнение к личным, политическим и религиозным правам конституция гарантирует социальные права. Как уже отмечалось, это бесплатное медицинское обслуживание, пенсии по старости, пособия по безработице, а также поддержка семей и детей.

Правительство

Власть управления разделена между законодательной и исполнительной ветвями, при этом независимая судебная власть действует в качестве толкователь конституции и юрисдикции филиалов, а также арбитр конфликтов между ними. Конституция четко признает опасность концентрации власти в руках одного человека или одного учреждения. Законодательный орган вернулся к своему старому названию Сейм, которое использовалось в межвоенные годы. Исполнительная власть состоит из президента и премьер-министра с кабинетом, известным как Совет министров. Судебная власть состоит из Верховного суда и нижестоящих судов (Апелляционный суд, окружные суды и местные суды). Конституционный суд Литовской Республики, который решает вопрос о конституционности актов Сейма, Президента и Правительства, считается отдельным от судебной власти. Генеральная прокуратура является автономным учреждением судебной власти. Допускается создание специальных судов, таких как административные или семейные суды, хотя создание судов с «особыми полномочиями» запрещено в мирное время.

Парламент

Дворец Сейма

Парламент Литвы - это однопалатный законодательный орган, именуемый Сеймом. Сейм состоит из 141 члена, семьдесят избираются по партийным спискам на основе пропорционального представительства и семьдесят один - по одномандатным округам. Для того чтобы попасть в Сейм на основе пропорционального представительства, партия должна получить не менее 5 процентов поданных голосов. Законодательный орган избирается на четыре года. Кандидатам в законодательные органы должно быть не менее двадцати пяти лет. Члены Сейма могут быть премьер-министрами или членами Кабинета министров, но не могут занимать другие должности в центральных или местных органах власти, а также в частных предприятиях или организациях. Парламент должен утвердить премьер-министра и кабинет, состоящий из министров, а также премьер-министра, а также их правительственную программу. Он также может вызвать отставку правительства, дважды последовательно отклонив его программу или проголосовав тайным голосованием, чтобы выразить недоверие правительству.

Полномочия законодательного органа проверяются рядом средств: во-первых, некоторыми конституционными ограничениями; во-вторых, президентом, как это определено в конституции; и в-третьих, Конституционным судом. Статьи 64, 131 и 132 Конституции ограничивают возможность Сейма контролировать правительство, особенно бюджет. В статье 64 указано время парламентских сессий. Хотя продление возможно, обычно законодательный орган не может заседать более семи месяцев и трех дней, разделенных на две сессии. Представленный правительством бюджет может быть увеличен законодательным органом только в том случае, если последний указывает источники финансирования дополнительных расходов. Если бюджет не утвержден до начала бюджетного года, предлагаемые расходы не могут быть выше, чем в предыдущем году. Наконец, законодательный орган не уполномочен принимать решения, касающиеся основных характеристик литовской государственности и демократии. Они оставляются гражданам на референдуме. Точно так же инициатива по принятию законов не ограничивается законодательным органом, но также принадлежит гражданам, которые могут заставить законодательный орган рассмотреть закон, подав петицию с 50 000 подписей.

Президент

Президентский дворец в Вильнюсе

Полномочия законодательного органа дополнительно проверяются полномочиями президента, который может наложить вето законы, как обычные, так и конституционные, принятые законодательными органами. Законы не публикуются без подписи президента. Президентское вето может быть отменено, но только абсолютным большинством членов Сейма. Президент также может распустить парламент, если он отказывается утвердить бюджет правительства в течение шестидесяти дней или если он выражает недоверие правительству напрямую. Однако следующий избранный парламент может принять ответные меры, потребовав досрочных президентских выборов.

Президент избирается прямым голосованием народом сроком на пять лет и не более двух сроков подряд. Строго говоря, президент не является единственным руководителем исполнительной власти или главным администратором. Литовцы позаимствовали французскую модель президентства, а затем адаптировали ее к своим потребностям. Кандидатам должно быть не менее сорока лет. Чтобы быть избранным в первом туре, кандидат должен получить более половины от общего числа поданных голосов с участием 50 процентов электората. Если оказывается менее 50 процентов электората, кандидат может победить в первом туре с большинством голосов, если он или она наберет не менее одной трети от общего числа голосов. Если в первом раунде не будет президент, в течение двух недель проводится второй раунд между двумя лучшими кандидатами, в котором для победы достаточно большинства.

Президент является главой государства. Президент также выбирает Премьер-министра и назначает Кабинет по своему совету (Премьер-министр и их Кабинет утверждаются Сеймом), утверждает кандидатуры министров и назначает главнокомандующего вооруженными силами - с законодательное подтверждение. Президент решает основные вопросы внешней политики и может присваивать воинские и дипломатические звания, назначать дипломатов без одобрения законодательного органа и издавать указы при условии, что законодательный орган имеет право позднее отменить указ путем принятия законодательного акта. Как правило, президент имеет большую власть во внешней политике, чем во внутренней.

Наконец, президент обладает значительными полномочиями влиять на судебную власть. Президент имеет право назначить (а Сейм утвердить назначение) трех судей Конституционного суда и всех судей Верховного суда. Президент также назначает с одобрения законодательного органа судей Апелляционного суда. Однако законодательное подтверждение не требуется для назначения или перевода судей в местные, районные и специальные суды.

Дворец Конституционного суда

Конституционный суд

Конституционный суд проверяет как законодательную, так и исполнительную ветви власти, вынося решения на предмет соответствия их законодательства и / или действий конституции. Суд состоит из девяти судей, назначаемых законодательным органом, по три каждого из кандидатов президента, председателя парламента и председателя Верховного суда. Президент назначает председателя Конституционного суда. Однако дела на рассмотрение Конституционного суда могут быть поданы только одной пятой членов Сейма, судов общей юрисдикции или Президентом Республики.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 10:33:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте