Боковое мышление

редактировать

Боковое мышление - это способ решения проблем с использованием косвенного и творческого подхода с помощью рассуждений, которые не сразу очевидны. Он включает идеи, которые могут быть недоступны при использовании только традиционной пошаговой логики. Считающийся некоторыми псевдонаукой, этот термин впервые был использован в 1967 году Эдвардом де Боно в его книге «Использование бокового мышления». Де Боно цитирует Суд Соломона в качестве примера нестандартного мышления, где царь Соломон разрешает спор о происхождении ребенка, призывая разделить ребенка пополам и вынося свое решение в соответствии с реакции, которые получает этот заказ. Эдвард де Боно также связывает нестандартное мышление с юмором, утверждая, что происходит переключение от знакомого шаблона к новому, неожиданному. Именно этот момент удивления, вызывающий смех и новое понимание, облегчает способность видеть другой образ мышления, который изначально не был очевиден. Согласно де Боно, латеральное мышление сознательно дистанцируется от стандартного восприятия творчества как «вертикальной» логики, классического метода решения проблем.

Содержание
  • 1 Методы
    • 1.1 Инструмент для генерации идей случайного входа
    • 1.2 Инструмент для генерации провокационных идей
    • 1.3 Методы движения
    • 1.4 Вызов
    • 1.5 Формирование концепции
    • 1.6 Опровержение
    • 1.7 Дробление
  • 2 Решение проблем
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Методы

Латеральное мышление следует отличать от критического мышление. Критическое мышление в первую очередь связано с оценкой истинной ценности утверждений и поиском ошибок, тогда как латеральное мышление больше фокусируется на «двигательной ценности» утверждений и идей. Человек использует нестандартное мышление, чтобы перейти от одной известной идеи к новой. Эдвард де Боно определяет четыре типа инструментов мышления:

  1. инструменты генерирования идей, предназначенные для разрушения существующих моделей мышления - рутинные шаблоны, статус-кво
  2. инструменты сосредоточения, предназначенные для расширения круга областей поиска новых идей
  3. инструменты сбора урожая, предназначенные для обеспечения большей ценности результатов, генерирующих идеи
  4. инструменты обработки, которые способствуют учету реальных ограничений, ресурсов и поддержки

Инструмент генерации идей случайного ввода

Мыслитель наугад выбирает предмет или существительное из словаря и связывает его с областью, о которой он думает. Де Боно иллюстрирует это случайно выбранным словом «нос», применяемым к офисному копировальному аппарату, что приводит к идее, что копировальный аппарат может издавать запах лаванды, когда кончается бумага.

Провокация Создание идей Инструмент

Провокация - это утверждение, которое, как мы знаем, неверно или невозможно, но используемое для создания новых идей. Де Боно приводит пример рассмотрения загрязнения реки и создания провокации «завод находится ниже по течению», в результате чего завод вынужден забирать воду из точки, расположенной ниже по течению от выхода, идея, которая позже стала законом в некоторые страны. Провокации могут быть созданы с помощью любого из провокационных приемов - желательного мышления, преувеличения, обращения вспять, бегства, искажения или возникновения. Мыслитель составляет список провокаций, а затем использует самые диковинные, чтобы продвигать свое мышление к новым идеям.

Техники движения

Цель техники движения - создать как можно больше альтернатив, чтобы стимулировать новые способы мышления как о проблемах, так и о решениях. Производство альтернатив имеет тенденцию давать множество возможных решений проблем, которые, казалось, имели только одно возможное решение. От провокации к новой идее можно перейти с помощью следующих методов: извлечь принцип, сосредоточиться на различии, момент за моментом, положительных аспектах или особых обстоятельствах.

Задача

Инструмент, предназначенный для того, чтобы задавать вопрос «Почему?» Без угрозы: почему что-то существует или почему это делается именно так. Результатом является очень четкое понимание «Почему?», Которое, естественно, приводит к новым идеям. Цель состоит в том, чтобы иметь возможность бросить вызов чему-либо, а не тем, что проблематично. Например, можно бросить вызов ручкам кофейных чашек : кажется, что ручка связана с тем, что чашка часто слишком горячая, чтобы держать ее прямо; возможно, кофейные чашки можно было бы приготовить с изолированными ручками для пальцев, или могли бы быть отдельные держатели для кофейных чашек, подобные держателям пива, или кофе вообще не должен быть таким горячим.

Формирование концепции

Идеи воплощают концепции. Этот инструмент систематически расширяет диапазон и количество концепций, чтобы в итоге получить очень широкий спектр идей для рассмотрения.

Опровержение

Основано на идее, что большинство всегда ошибочно (как предложено Хенриком Ибсеном и Джоном Кеннетом Гэлбрейтом ), принимать все очевидное и общепринятое как «само собой разумеющееся», подвергать сомнению, принимать противоположную точку зрения и пытаться убедительно опровергнуть это. Эта техника похожа на «Черную шляпу» де Боно из Шесть мыслящих шляп, которая пытается выявить причины для осторожности и консервативности.

Фракционирование

Цель фракционирования состоит в том, чтобы создать альтернативное восприятие проблем и решений, взяв заурядный взгляд на ситуацию и разбив его на несколько альтернативных ситуаций, чтобы оторваться от фиксированного взгляда и увидеть ситуацию с разных сторон, таким образом, имея возможность генерировать несколько возможных решений, которые могут быть синтезированы в более исчерпывающие ответы.

Решение проблем
Решение проблем
Когда что-то создает проблему, производительность или статус-кво ситуации падает. Решение проблем занимается выяснением того, что вызвало проблему, а затем выяснением способов решения проблемы. Цель состоит в том, чтобы довести ситуацию до нужного места. Например, производственная линия имеет установленную производительность 1000 изделий в час. Внезапно скорость выполнения падает до 800 элементов в час. Необходимо подумать о том, почему это произошло, и о решениях для ремонта производственной линии, например о повышении заработной платы рабочего. Исследование способностей студентов инженерных специальностей отвечать на очень открытые вопросы показывает, что студенты, демонстрирующие более латеральное мышление, смогли решить проблемы намного быстрее и точнее.
«Решение» боковой проблемы
Боковое мышление поможет часто предлагают решения, при которых проблема в ретроспективе кажется «очевидной». Такое нестандартное мышление часто приводит к проблемам, о которых вы даже не подозревали, или решает простые проблемы, имеющие огромный потенциал. Например, если производственная линия производила 1000 книг в час, нестандартное мышление может предполагать, что падение выпуска до 800 приведет к повышению качества и большей мотивации работников. Студенты продемонстрировали нестандартное мышление в применении множества индивидуальных, уникальных концепций для решения сложных задач.
См. Также
  • Философский портал
  • Психологический портал
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки

Цитаты, связанные с Боковое мышление в Wikiquote

Последняя правка сделана 2021-05-26 14:23:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте