Дивергентное мышление

редактировать
Метод генерация творческих идей

Дивергентное мышление - это мыслительный процесс или метод, используемый для генерации творческих идей путем изучения множества возможных решений. Обычно это происходит спонтанно, плавно, «нелинейно», так что многие идеи генерируются возникающим когнитивным способом. За короткий промежуток времени исследуются многие возможные решения и выявляются неожиданные связи. Следуя дивергентному мышлению, идеи и информация организуются и структурируются с использованием конвергентного мышления, которое следует определенному набору логических шагов для достижения одного решения, которое в некоторых случаях является «правильным» решением.

Психолог Дж.П. Гилфорд впервые ввел в употребление термины конвергентное мышление и дивергентное мышление в 1956 году.

Карта того, как работает дивергентное мышление
Содержание
  • 1 Связанные черты
  • 2 Действия
  • 3 Игривость
  • 4 Влияние позитивного и негативного настроения
  • 5 Влияние недосыпания
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Связанные черты

Психологи обнаружили, что только высокий IQ не гарантирует творческий подход. Вместо этого более важны черты личности, способствующие дивергентному мышлению. Дивергентное мышление встречается у людей с такими личностными качествами, как несоответствие, любопытство, готовность идти на риск и настойчивость.

Действия

Действия, которые способствуют дивергентному мышлению, включают создание списков вопросов, выделить время для размышлений и, мозгового штурма, составить карту темы, карту пузыря, вести дневник, играть в настольные ролевые игры, создавать иллюстрации, и свободное письмо. В свободном письме человек сосредотачивается на одной конкретной теме и непрерывно пишет о ней в течение короткого периода времени в потоке сознания.

Игривость

Были проведены параллели между игривостью у детей детсадовского возраста и дивергентным мышлением. В исследовании, задокументированном Либерманом, была изучена взаимосвязь между этими двумя чертами характера, при этом игривость «концептуализировалась и оперативно определялась в терминах пяти черт: физической, социальной и когнитивной спонтанности; явной радости и чувства юмора». Автор отметил, что в ходе исследования, наблюдая за поведением детей в игре, они «отметили индивидуальные различия в спонтанности, оттенках радости и чувстве юмора, которые подразумевают связь между вышеуказанными качествами и некоторыми факторами, обнаруженными в интеллектуальной структуре. творческих взрослых и подростков ». Это исследование выявило связь между поведением дивергентного мышления или творчества в игровой форме в детстве и поведением, проявляющимся в более поздние годы у творческих подростков и взрослых.

Возможности будущих исследований в этой области могут позволить изучить продольное исследование детей детсадовского возраста и развитие или эволюцию способностей дивергентного мышления в подростковом возрасте до взрослого возраста, чтобы подтвердить связь, проводимую между игривостью и дивергентным мышлением в более поздняя жизнь. Это долгосрочное исследование поможет родителям и учителям определить это поведение (или его отсутствие) у детей, особенно в том возрасте, когда оно может быть усилено, если оно уже проявляется, или поддержано, если оно еще не проявлено.

Влияние позитивного и негативного настроения

В исследовании, проведенном в Бергенском университете, Норвегия, влияние позитивного и негативного настроения на расходящиеся -мышление. В нем приняли участие около двухсот студентов, изучающих искусство и психологию, которые сначала измерили их настроение с помощью контрольного списка прилагательных, прежде чем выполнять необходимые задания. Результаты показали четкое различие в производительности между теми, у кого самооценка положительного и отрицательного настроения:

Результаты показали естественное положительное настроение, которое значительно облегчает выполнение задания, и отрицательное настроение, чтобы препятствовать этому... Результаты показывают, что люди в приподнятом настроении могут предпочесть удовлетворительные стратегии, которые приведут к большему количеству предлагаемых решений. Люди в плохом настроении могут выбирать стратегии оптимизации и больше беспокоиться о качестве своих идей, что пагубно сказывается на выполнении такого рода задач.

— (Vosburg, 1998)

Серия связанных исследований предложила ссылку между позитивным настроением и развитием когнитивной гибкости. В исследовании 1990 года, проведенном Мюрреем, Суданом, Хиртом и Суджаном, эта гипотеза была изучена более внимательно, и «выяснилось, что участники с позитивным настроением могли видеть отношения между концепциями», а также демонстрировать продвинутые способности «различать различия между концепциями». Группа исследователей провела параллель между «своими выводами и творческим решением проблем, утверждая, что участники в позитивном настроении лучше способны различать необычную и разнообразную информацию и интегрировать ее». Это показывает, что их испытуемые имеют явное когнитивное преимущество, когда выполнение задач, связанных с дивергентным мышлением, в приподнятом настроении. Дальнейшие исследования могли бы продвинуть эту тему еще на один шаг и изучить эффективные стратегии улучшения дивергентного мышления в плохом настроении, например, как перейти от «стратегий оптимизации» к «стратегиям удовлетворения». чем сосредоточиться на «качестве своих идей», чтобы генерировать больше идей и творческих решений.

Effec ts депривации сна

Хотя мало исследований было проведено о влиянии депривации сна на дивергентное мышление, одно исследование J.A. Хорн проиллюстрировал, что даже при сохранении мотивации к хорошей работе сон все равно может влиять на эффективность дивергентного мышления. В этом исследовании двенадцать субъектов были лишены сна на тридцать два часа, в то время как контрольная группа из двенадцати человек сохраняла нормальный режим сна. Работоспособность испытуемых как в задании на беглость слов, так и в сложном невербальном тесте планирования была «значительно снижена из-за недосыпания», даже когда фактор личной мотивации к хорошей работе контролировался. Это исследование показало, что даже «недосыпание на одну ночь может повлиять на дивергентное мышление», что «контрастирует с результатами задач конвергентного мышления, которые более устойчивы к кратковременной потере сна». Исследования депривации сна и дивергентного мышления могут быть продолжены исследуется на биологическом или химическом уровне, чтобы определить причину, по которой на когнитивное функционирование, связанное с дивергентным мышлением, влияет недостаток сна, и есть ли разница в его воздействии, если субъекты лишены REM по сравнению с медленным сном.

См. также
  • Философский портал
  • Психологический портал
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 09:33:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте