J. П. Гилфорд | |
---|---|
Родился | (1897-03-07) 7 марта 1897. Маркетт, Небраска, США |
Умер | 26 ноября 1987 (1987- 11-26) (90 лет). Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Alma mater | Университет Небраски. Корнельский университет |
Род занятий | Психолог |
Джой Пол Гилфорд (7 марта 1897 г. - 26 ноября 1987 г.) был американским психологом, которого больше всего запомнили за его психометрическое исследование человеческого интеллекта, включая различие между конвергентным и расходящимся производством.
Развитие взглядов Л. Л. Терстон, Гилфорд отверг точку зрения Чарльза Спирмена о том, что интеллект может быть охарактеризован одним числовым параметром. Он предположил, что для точного описания необходимы три измерения: операции, содержание и продукты. В обзоре Review of General Psychology, опубликованном в 2002 году, Гилфорд занял 27-е место среди наиболее цитируемых психологов 20 века.
Гилфорд окончил Университет Небраски, прежде чем учился у Эдварда Титченера в Корнелл. В 1938 году Гилфорд стал третьим президентом Психометрического общества, следуя по стопам его основателя Луи Леона Терстона и Эдварда Торндайка, который занимал этот пост в 1937 году. постов в Небраске и кратко в Университете Южной Калифорнии. В 1941 году он поступил в армию США в звании подполковника и занимал должность директора отдела психологических исследований № 3 на армейской авиабазе Санта-Ана. Там он работал над отбором и ранжированием стажеров для летных экипажей, поскольку ВВС США выясняли, почему значительная часть стажеров не заканчивает учебу.
Повышен до начальника отдела психологических исследований в штабе учебного командования ВВС США. в Форт-Уэрте Гилфорд курировал проект Stanine (Standard Nine) в 1943 году, который выявил девять особых интеллектуальных способностей, имеющих решающее значение для управления самолетом. (Станины, ныне общий термин в педагогической психологии, был придуман во время проекта Гилфорда). В ходе Второй мировой войны использование Гилфордом этих факторов при разработке двухдневной батареи классификационных тестов сыграло значительную роль в увеличении числа выпускников стажеров летных экипажей.
Демобилизовавшись после войны полковником, Гилфорд поступил на педагогический факультет Университета Южной Калифорнии и продолжил исследования факторов интеллекта. Он широко публиковал то, что он в конечном итоге назвал теорией структуры интеллекта, а его послевоенное исследование выявило в общей сложности 90 дискретных интеллектуальных способностей и 30 поведенческих способностей.
20 лет исследований Гилфорда в Южной Калифорнии финансировались Национальным научным фондом, Управлением образования бывшего Департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения и Управлением военно-морских исследований. Хотя испытуемые Гилфорда набирались в учебном командовании ВВС на базе ВВС Рэндольф в Сан-Антонио, этим исследованием руководило Управление военно-морских исследований.
Послевоенное исследование Гилфорда привело к разработке классификационных тестов, которые, измененные по-разному, входили в различные оценки персонала, проводимые всеми видами вооруженных сил США. Итак, вообще говоря, все квалификационные экзамены в армии США 1950-х, 1960-х и 1970-х годов были основаны на исследованиях Гилфорда.
Согласно теории Гилфорда «Структура интеллекта» (SI) (1955), результативность индивидуума на тестах интеллекта может быть прослежена до основных умственных способностей или факторов интеллекта. Теория SI включает до 180 различных интеллектуальных способностей, организованных по трем измерениям: операции, контент и продукты.
Структура теории интеллекта, разработанная Гилфордом, была применена Мэри Н. Микер в образовательных целях.
SI включает шесть операций или общие интеллектуальные процессы:
SI включает четыре обширных области информации, для которых человеческий интеллект применяет шесть операций:
Как следует из названия, это измерение содержит результаты применения определенных операций к определенному содержанию. Модель SI включает шесть продуктов с возрастающей сложностью:
Следовательно, согласно Гилфорду, существует 5 x 6 x 6 = 180 интеллектуальных способностей или факторов (его исследования подтвердили только около три поведенческих способности, поэтому обычно не включаются в модель). Каждая способность обозначает конкретную операцию в определенной области контента и приводит к определенному продукту, например, пониманию фигурных единиц или оценке семантических значений.
Первоначальная модель Гилфорда состояла из 120 компонентов (с учетом поведенческого компонента), потому что он не разделял Фигурное содержимое на отдельные слуховое и визуальное содержимое, а также не разделял память на запись в памяти и сохранение в памяти. Когда он разделил Фигурное на Слуховое и Визуальное содержание, его модель увеличилась до 5 x 5 x 6 = 150 категорий. Когда Гилфорд разделил функции памяти, его модель, наконец, увеличилась до 180 факторов.
Различные исследователи критиковали статистические методы, используемые Гилфордом. Согласно Дженсену (1998), на утверждение Гилфорда о несостоятельности g-фактора повлияло его наблюдение о том, что когнитивные тесты персонала ВВС США не показывают корреляции, существенно отличной от нуля. Согласно одному из повторных анализов, это произошло из-за артефактов и методологических ошибок. При применении более надежных методологий корреляции в наборах данных Гилфорда положительны. В другом повторном анализе было обнаружено, что случайно сгенерированные модели так же хорошо подтверждаются, как и собственная теория Гилфорда.
Модель человеческих способностей «Структура интеллекта» Гилфорда сегодня имеет мало сторонников. Кэрролл (1993) резюмировал точку зрения более поздних исследователей: