Конвергентное мышление

редактировать

Конвергентное мышление - термин, придуманный Джой Полом Гилфордом как противоположность дивергентного мышления. Обычно это означает способность давать «правильный» ответ на стандартные вопросы, не требующие значительного творчества, например, в большинстве школьных заданий и на стандартных тестах с множественным выбором для интеллекта.

Содержание
  • 1 Актуальность
  • 2 Конвергентное и дивергентное мышление
    • 2.1 Личность
    • 2.2 Мозговая деятельность
    • 2.3 Интеллектуальные способности
    • 2.4 Творческие способности
    • 2.5 Настроение
  • 3 Практическое использование
  • 4 Критика
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
Актуальность
Карта того, как работает конвергентное мышление

Конвергентное мышление - это тип мышления, который фокусируется на едином, хорошо- установил ответ на проблему. Он ориентирован на получение единственно правильного или, чаще всего, правильного ответа на вопрос. Конвергентное мышление подчеркивает скорость, точность и логику и фокусируется на распознавании знакомых, повторном применении техник и накоплении сохраненной информации. Он наиболее эффективен в ситуациях, когда ответ существует и его просто нужно вспомнить или проработать с помощью стратегий принятия решений. Важнейшим аспектом конвергентного мышления является то, что оно приводит к единственному наилучшему ответу, не оставляя места для двусмысленности. С этой точки зрения ответы либо правильные, либо неправильные. Решение, полученное в конце процесса конвергентного мышления, в большинстве случаев является наилучшим возможным ответом.

Конвергентное мышление также связано с знанием, поскольку оно включает в себя манипулирование существующими знаниями с помощью стандартных процедур. Знания - еще один важный аспект творчества. Это источник идей, предлагает пути к решениям и предоставляет критерии эффективности и новизны. Конвергентное мышление используется как инструмент творческого решения проблем. Когда человек использует критическое мышление для решения проблемы, он сознательно использует стандарты или вероятности для вынесения суждений. Это контрастирует с дивергентным мышлением, когда суждение откладывается, пока ищут и принимают множество возможных решений.

Конвергентное мышление часто используется в сочетании с дивергентным мышлением. Дивергентное мышление обычно возникает спонтанно и свободно, когда генерируется и оценивается множество творческих идей. Множественные возможные решения исследуются за короткий промежуток времени, и вырисовываются неожиданные связи. После того, как процесс дивергентного мышления был завершен, идеи и информация систематизируются и структурируются с использованием конвергентного мышления, чтобы стратегии принятия решений использовались, приводя к единственно лучшему или, чаще всего, правильному ответу. Примеры дивергентного мышления включают использование мозгового штурма, свободного письма и творческого мышления в начале процесса решения проблемы для выработки возможных решений, которые могут быть оценены позже. Когда изучено достаточное количество идей, можно использовать конвергентное мышление. Знания, логика, вероятности и другие стратегии принятия решений принимаются во внимание, поскольку решения оцениваются индивидуально в поисках единственного наилучшего ответа, который при достижении однозначен.

Конвергентное и дивергентное мышление

Личность

Были изучены корреляты личности дивергентного и конвергентного мышления. Результаты показывают, что две личностные черты в значительной степени связаны с дивергентным мышлением. Было обнаружено, что эти черты, а именно Открытость и Экстраверсия, способствуют выработке дивергентного мышления. Открытость оценивает интеллектуальную любознательность, воображение, художественные интересы, либеральные взгляды и оригинальность.

Тот факт, что Открытость оказалась самым сильным личностным коррелятом дивергентного мышления, не Удивительно, поскольку предыдущие исследования показали, что открытость следует интерпретировать как показатель творчества. Хотя открытость концептуализирует индивидуальные различия в других аспектах, помимо творчества, высокая корреляция между открытостью и дивергентным мышлением свидетельствует о двух разных способах измерения одних и тех же аспектов творчества. Открытость - это самоотчет о своем предпочтении мышления «нестандартно». Тесты на дивергентное мышление представляют собой меру этого, основанную на производительности.

Никаких личностных эффектов на конвергентном мышлении, что свидетельствует о том, что личностные черты Большой пятерки лучше предсказывают дивергентное мышление, чем конвергентное мышление, или что все типы людей практикуют конвергентное мышление независимо от их личности.

Мозговая активность

Изменения мозговой активности изучались у испытуемых во время как конвергентного, так и дивергентного мышления. Для этого исследователи изучили электроэнцефалографию (ЭЭГ) испытуемых во время задач конвергентного и дивергентного мышления. Во время каждого типа мышления были обнаружены разные паттерны изменения параметров ЭЭГ. По сравнению с контрольной группой, которая отдыхала, конвергентное и дивергентное мышление вызывало значительную десинхронизацию ритмов Альфа 1,2. Между тем конвергентное мышление индуцировал увеличение когерентности в полосе Theta 1, которая была более каудальной и правосторонней. С другой стороны, дивергентное мышление продемонстрировало уменьшение амплитуды в каудальных областях коры в диапазонах Theta 1 и 2. Значительное увеличение амплитуды и когерентности указывает на тесную синхронизацию между обоими полушариями мозга.

Успешное формирование гипотезы во время выполнения дивергентного мышления, кажется, вызывает положительные эмоции, которые, отчасти, могут быть связаны с увеличением сложности и показателей творческого мышления, психо-меж- межполушарной когерентности. Наконец, полученное доминирование правого полушария и «когнитивной оси», соединение левой затылочной - правой лобной в отличие от правой затылочной - левой фронтальной «оси», характеризующей аналитическое мышление, может отражать паттерн ЭЭГ бессознательной психической обработки во время успешного дивергентного мышления.

Конвергентное и дивергентное мышление зависит от системы голубого пятна нейротрансмиссии, которая модулирует уровень норадреналина в головном мозге. Эта система играет важную роль в когнитивной гибкости и проблеме компромисса между исследованиями и использованием (проблема многорукого бандита ).

Интеллектуальные способности

A Для измерения способностей конвергентного и дивергентного мышления подростков использовались серии стандартных тестов интеллекта. Результаты показывают, что у испытуемых с высоким уровнем дивергентного мышления были значительно более высокие показатели владения словом беглость и оценки чтения, чем у испытуемых с низким уровнем дивергентного мышления. Кроме того, те, у кого было высокое дивергентное мышление, также продемонстрировали более высокие показатели тревожности и степени проникновения. Таким образом, субъекты с высоким уровнем дивергентного мышления могут быть охарактеризованы как имеющие зрелые процессы восприятия и адекватно контролируемые нетрадиционным способом.

И наоборот, субъекты из группы с высоким уровнем конвергентного мышления продемонстрировали более высокие средние оценки за предыдущие учебный год, меньше трудностей с домашними заданиями, а также указали, что родители подталкивали их к послесреднему образованию. Это были единственные значимые отношения, касающиеся показателей конвергентного мышления. Это говорит о том, что эти когнитивные измерения независимы друг от друга. В будущих исследованиях этой темы следует уделять больше внимания развивающим, когнитивным и постоянным аспектам личности среди расходящихся и конвергентных мыслителей, а не их структурам отношения.

Творческие способности

Творческие способности измерялись в учиться с использованием конвергентных задач, требующих единственного правильного ответа, и расходящихся задач, требующих получения множества разных ответов с разной степенью правильности. Были использованы два типа конвергентных задач, первая из которых - это задачи удаленного сотрудника, которые давали испытуемому три слова и спрашивали, к какому слову относятся предыдущие три слова. Вторым типом задач конвергентного мышления были задачи понимания, которые давали испытуемым некоторые контекстуальные факты, а затем задавали им вопрос, требующий интерпретации.

Для задач удаленных сотрудников конвергентные мыслители правильно решали из пяти проблем удаленных сотрудников больше, чем у тех, кто использует дивергентное мышление. Однофакторный ANOVA продемонстрировал, что это значительно отличается. Кроме того, при ответе на проблемы инсайта участники, использующие конвергентное мышление, решали больше задач инсайта, чем контрольная группа, однако не было существенной разницы между испытуемыми, использующими конвергентное или дивергентное мышление.

Для задач дивергентного мышления, хотя вместе все дивергентные задачи продемонстрировали корреляцию, они не были значимыми при изучении между условиями.

Настроение

Все больше данных свидетельствует о том, что эмоции могут влиять на лежащие в основе когнитивные процессы, недавние подходы также исследовали обратное, что когнитивные процессы также могут влиять на настроение. Исследования показывают, что подготовка к задаче творческого мышления вызывает колебания настроения в зависимости от того, какой тип мышления используется для выполнения задачи.

Результаты показывают, что выполнение задачи, требующей творческого мышления, действительно влияет на настроение. Это в значительной степени подтверждает идею о том, что настроение и познание не только связаны, но и что эта связь взаимна. Кроме того, расходящееся и конвергентное мышление влияет на настроение противоположным образом. Дивергентное мышление привело к более позитивному настроению, тогда как конвергентное мышление имело противоположный эффект, приводя к более негативному настроению.

Практическое использование
Вопросы с несколькими вариантами ответов, требующие конвергентного мышления

Конвергентное мышление - фундаментальный инструмент в детском образовании. Сегодня большинство образовательных возможностей связано с успеваемостью по стандартизированным тестам, которые по своей природе часто предполагают множественный выбор. Когда учащийся обдумывает возможные варианты ответов, он использует конвергентное мышление, чтобы взвесить альтернативы в рамках конструкции. Это позволяет найти единственное лучшее решение, которое поддается измерению.

Примеры совпадающих вопросов при обучении в классе:

  • Обдумывая всю пьесу «Гамлет», каковы были основные причины, по которым Офелия ушла. сумасшедший?
  • Какова химическая реакция фотосинтеза?
  • Каковы признаки дефицита азота у растений?
  • Какие породы домашнего скота лучше всего подходят для Южного Техаса?
Критика

Идея конвергентного мышления подвергалась критике со стороны исследователей, утверждающих, что не все проблемы имеют решения, которые можно эффективно ранжировать. Конвергентное мышление ставит одно решение выше другого. Проблема в том, что когда кто-то имеет дело с более сложными проблемами, человек может быть не в состоянии надлежащим образом ранжировать доступные ему решения. В этих случаях исследователи указывают, что при решении сложных проблем другие переменные, такие как внутреннее чутье или инстинктивная способность решать проблемы, также играют роль в определении решения данной проблемы.

Кроме того, конвергентное мышление обесценивает аргументы меньшинства. В исследовании, в котором экспериментальные манипуляции использовались для мотивации субъектов к конвергентному или дивергентному мышлению при представлении убедительных аргументов в пользу поддержки большинства или меньшинства, в условиях конвергентного мышления возникла закономерность, при которой поддержка большинства приводила к более позитивному отношению к основной проблеме. И наоборот, поддержка аргумента меньшинством не повлияла на испытуемых. Конвергентные мыслители слишком сосредоточены на выборе лучшего ответа, что они не могут должным образом оценить мнение меньшинства и могут в конечном итоге отвергнуть точные решения.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:19:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте