ОКБ КузнецоваПромышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|
Судьба | Слияние с три другие компании |
---|
Преемник | ОАО «Кузнецов» |
---|
Основан | 1946 |
---|
Несуществующий | 2009 |
---|
Головной офис | Самара, Россия |
---|
Продукция | Авиационные двигатели, ракетные двигатели, турбины |
---|
КБ Кузнецова (русский : СНТК им. Н. Д. Кузнецова, также известная как ОКБ-276 ) было российским конструкторским бюро по авиационным двигателям, которым в советское время руководил Николай Дмитриевич Кузнецов. Оно также было известно как ГНПО Труд и Конструкторское бюро двигателей им. Куйбышева (ККБМ).
НПО «Труд» было заменено в 1994 году на открытое акционерное общество «Кузнецовский НПЗ». C.
К началу 2000-х недостаток финансирования из-за плохой экономической ситуации в России поставил Кузнецова на грань банкротства. В 2009 году правительство России приняло решение об объединении ряда двигателестроительных предприятий Самарской области в рамках нового юридического лица. Он был назван ОАО «Кузнецов», в честь конструкторского бюро.
Содержание
- 1 Продукция
- 1.1 Авиационные двигатели
- 1.2 Промышленные газовые турбины
- 1.3 Ракетные двигатели
- 2 См. также
- 3 Ссылки
- 4 Внешние ссылки
Продукция
Бюро Кузнецова впервые прославилось созданием чудовищного Кузнецова НК-12 турбовинтового двигателя который устанавливался на бомбардировщике Ту-95 , начиная с 1952 года как развитие двигателя Юнкерс 0022. Новый двигатель в конечном итоге вырабатывал около 15000 лошадиных сил (11,2 мегаватт ), и он также использовался в большом Антонов Ан-22 Советских ВВС транспорт.
Кузнецов также произвел ТРДД Кузнецова НК-8 в классе 90 кН (20000 фунтов f), на котором устанавливались Ильюшин Ил-62 и Туполев Ту-154 авиалайнеры. Затем этот двигатель был модернизирован и стал около 125 кН (28 000 фунтов f) Кузнецов НК-86, которым был установлен самолет Ильюшин Ил-86. Это бюро также произвело Кузнецов Н.К. -144 форсажный ТРДД. На этом двигателе устанавливались первые модели Ту-144 ССТ.
КБ Кузнецова также производило Кузнецов НК-87 ТРДД, который использовался на экраноплане класса «Лунь» (выпущен только один такой самолет.)
Самолет Кузнецова Мощный авиационный двигатель Кузнецов НК-321, который приводит в движение бомбардировщик Туполев Ту-160 и ранее использовался в более поздних моделях сверхзвукового транспортного Ту-144 (SST, которая сейчас устарела и больше не используется). NK-321 создавал максимальную тягу около 245 кН (55 000 фунтов f).
Авиационные двигатели
Бюро Кузнецова впервые прославилось созданием чудовищного турбовинтового двигателя Кузнецова НК-12, которым оснащался Ту полевский бомбардировщик Ту-95, начатый в 1952 году как развитие двигателя Юнкерс 0022. Новый двигатель в конечном итоге вырабатывал около 15000 лошадиных сил (11,2 мегаватт), и он также использовался в большом транспортном самолете Антонов Ан-22 советских ВВС.
Кузнецов также произвел ТРДД Кузнецова НК-8 в классе тяги 20 000 фунтов (90 килоньютон), который устанавливался на лайнеры Ил-62 и Туполев Ту-154. Затем этот двигатель был модернизирован, и он стал двигателем Кузнецова НК-86 мощностью около 28000 фунтов (125 килоньютон), который устанавливался на самолете Ил-86. На этом же заводе был изготовлен ТРДД Кузнецова НК-144 с форсажным двигателем. Этот двигатель устанавливался на ранних моделях Туполева Ту-144 ССТ.
КБ Кузнецова также изготовило ТРДД Кузнецова НК-87, который использовался на экраноплане класса «Лунь». (Только один такой самолет был выпущен.)
Самый мощный авиационный двигатель Кузнецова - это Кузнецов НК-321, который приводит в движение бомбардировщик Ту-160 и ранее использовался в более поздних моделях сверхзвукового Ту-144. транспорт (SST, который теперь устарел и больше не используется). НК-321 развивал максимальную тягу около 55000 фунтов (245 килоньютон).
К авиадвигателям Кузнецова относятся:
- турбореактивный.
- турбореактивный.
- турбовинтовой. Построено по лицензии BMW 003 ; установлен на турбовинтовом самолете МиГ-9.
- . Репродукция Junkers Jumo 022.
- турбовинтовой. Доработанная версия ТВ-022.
- турбовинтовой. Приводились в действие ранние Антонов Ан-10 и Ильюшин Ил-18.
- форсажный ТРДД. Работал на Туполев Ту-95ЛЛ и рассматривался для Туполев Ту-22 и Туполев Ту-123, но этого не произошло.
- НК-8 ТРДД. Работает на оригинальных Ил-62, А-90 Орленок экраноплан и Туполев Ту-154 моделей А и В.
- НК-12 противовращающийся турбовинтовой. Оснащен всеми модификациями самолетов Ту-95, Туполев Ту-114, Туполев Ту-126, Антонов Ан-22 и экраноплан А-90 Орленок. Первоначально обозначался как ТВ-12, но переименован в НК-12 в честь основателя компании Николая Кузнецова.
- НК-14 ядерный двигатель. Приведен в действие бортовой двигатель прототипа Туполев Ту-119 атомного самолета; модифицированный вариант Туполева Ту-95.
- турбовинтовой. Был установлен на Туполев Ту-96.
- форсажный ТРДД. Приводит в действие Туполев Ту-22М 0, М1 и М2.
- НК-25 форсажный ТРДД. Работает на турбовинтовом двигателе Ту-22М 3.
- . Предназначен для экранопланов.
- НК-32 форсажный ТРДД. Установлен на Ту-160 и более поздние модели Ту-144.
- НК-321 (136 кН, крейсерская 245 кН, НК321М от 280 до 300/350 кН, макс. 386)
- НК-32-02 для An-124 Ту-160 и ПАК ДА
- , редукторный двухконтурный турбовентиляторный вариант для Ан- 124 транспортных или авиалайнеров, созданных на основе НК-32 300 кН (макс. 328/350)
- проектного турбореактивного двигателя. Предназначен для гидросамолетов.
- ТРДД. 400 кН (макс. До 450 кН)
- ТРДД. Криогенная конструкция, предназначенная для установки на Туполев Ту-306 (450-местный вариант Ту-304 ).
- ТРДД. Предназначена для установки на Ильюшин Ил-96, но была отменена в пользу Авиадвигателя ПС-90.
- пропеллер. Sporting винты встречного вращения (четыре лопасти на винт) диаметром 4,7 м (15 футов 5 дюймов), двигатель имел тяга 245 кН (25000 кгс; 55000 фунтов силы) и удельный расход топлива (TSFC) 0,288 фунта / (фунт-сила-час) (8,2 г / (кН · с)) при взлет. НК-62 был самым мощным турбовинтовым или винтом из когда-либо построенных, хотя он так и не поступил на вооружение. Испытанный с 1982 по 1990 год, двигатель был разработан для круизного режима скорость 0,75 Маха на высоте 11000 м (36000 футов). Крейсерская тяга составляла 44,1 кН (4500 кгс; 9900 фунтов силы), а крейсерская TSFC составляла 0,48 фунта / (фунт-сила-час) (14 г / (кН⋅с)) НК-62 вкратце рассматривался для ранних проектов Антонов Ан-70 и для модернизации двигателя Антонов Ан-124.
- винтовой вентилятор. Разработан в 1985– 1987 г., это 4,85 Двигатель 0 кг (10 690 фунтов) был усилен на 285,2 кН (29 080 кгс; 64 100 фунтов силы) вариант тяги НК-62 с 314,7 кН (32 090 кгс; 70 700 фунтов силы) доступной аварийной тяги. Его TSFC составлял 0,28–0,29 фунта / (фунт-сила-час) (7,9–8,2 г / (кН⋅с)) во время взлета и 0,45 фунта / (фунт-сила-час) (13 г / (кН⋅с)) во время крейсерского полета. Двигатель предлагался для использования на гигантском отсоединяемом самолете Мясищев М-90.
- винтовой вентилятор. Канальный винтовой вентилятор на базе ТРДД НК-32.
- . 350 кН предназначен для ТРДД Ту-204
- . Предназначен для двигателя ПАК ДА
- 270 кН для доработанного Ту-160 для расширенной дальности
- НК-86 ТРДД. Модернизированный вариант НК-8, на котором установлен ТРДД Ил-86.
- НК-87 . Основан на НК-86, на базе экраноплана.
- экспериментального ТРДД класса «Лунь». Используется в самолетах Ту-155, работающих на водороде и СПГ.
- экспериментальный ТРДД. Применялся для установки на нестроенный Туполев Ту-156.
- НК-92 ТРДД (в дальнейшем модернизированный до НК-93). 220 по < 350 kN
- НК-93 пропфентилятор. Канальный винтовой вентилятор с редуктором предназначен для двигателей Ил-96, Туполев Ту-204 и Туполев Ту-330.
- ВРВ. Криогенный, сжиженный природный газ (СПГ) версия НК-93. Предлагается для 160-местных Туполев Ту-156 М2, Ту-214, Ту-338.
- пропфан. Аналогичен НК-110, за исключением трактора вместо толкателя.
- винтовой вентилятор. Как и НК-62, этот двигатель имел четырехлопастные винты встречного вращения диаметром 4,7 м (15 футов 5 дюймов) в диаметре и поддерживал крейсерскую скорость 0,75 Маха на высоте 11000 м (36000 футов). НК-110 имел взлетную тягу 176,5 кН (18 000 кгс; 39 700 фунтов силы) и TSFC 0,189 фунта / фунт-силы / ч (5,4 г / кН / с). В крейсерском режиме он обеспечивал тягу 47,64 кН (4858 кгс; 10710 фунтов силы) с TSFC 0,440 фунта / фунт-сила / ч (12,5 г / кН / с). Двигатель был испытан в декабре 1988 г., но не был сертифицирован из-за проблем с финансированием. Предназначен для ТРДД Туполев Ту-404.
- . Криогенная конструкция, предназначенная для установки на двухмоторный Туполев Ту-336 (120-местный удлиненный вариант Ту-334 ).
- турбореактивный. Производный от НК-93.
- НК- 144 форсажный ТРДД. Используется на ранних моделях сверхзвукового транспортного самолета Ту-144.
- Проектный двигатель с взлетом тягой до 200-220 кН
Промышленные газовые турбины
К промышленным газовым турбинам Кузнецова относятся:
- . Производная от турбовинтового НК-12. Серийное производство начато в 1974 году. Двигатель предназначен для газопроводов.
- . Производная от ТРД НК-8. Серийное производство начато в 1982 г. Используется на газокомпрессорных станциях.
- /. Модернизированные версии газовой турбины НК-16СТ.
- . (25 МВт) Производная турбовентиляторного двигателя НК-32. Опытно-конструкторские испытания проведены в 1990 г.
- . (25 МВт) Модификация газовой турбины НК-36СТ.
- . (16 МВт) Производная от винтового вентилятора НК-93. Опытно-конструкторские испытания проведены в 1995 г. Серийное производство запущен в 1998 году.
Ракетные двигатели
В 1959 году Сергей Королев заказал в КБ Кузнецова новую конструкцию ракетного двигателя для Global Rocket 1 (GR-1) Система дробно-орбитальной бомбардировки (FOBS) межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), которая была разработана, но так и не была развернута. Результатом стал НК-9, один из первых ракетных двигателей с ступенчатым сгоранием. Конструкция двигателей НК-15 и НК-33 была разработана Кузнецовым в 1960-х годах и утверждала, что они являются самыми мощными из когда-либо созданных ракетных двигателей, которые должны были приводить в движение Лунная ракета N1 - никогда не запускалась. По состоянию на 2011 год стареющий НК-33 остается самым эффективным (по соотношению тяги к массе) ракетным двигателем LOX / Kerosene из когда-либо созданных.
Orbital Sciences Ракета-носитель малой и средней грузоподъемности Antares имеет на первой ступени два модифицированных НК-33, на второй ступени твердую и на гиперголическую орбитальную ступень. NK-33 сначала импортируются из России в Соединенные Штаты, а затем модифицируются в Aerojet AJ26, что включает в себя снятие некоторых ремней безопасности, добавление американской электроники, квалификацию ее для американского топлива и модификацию системы рулевого управления.
Antares Ракета была успешно запущена 21 апреля 2013 года с космического комплекса Уоллопс НАСА. Это был первый успешный запуск традиционных двигателей НК-33, построенных в начале 1970-х годов.
Ракетные двигатели Кузнецова включают:
- Кузнецовский кислородный- богатое семейство ракетных двигателей ступенчатого сгорания RP1 / LOX. В том числе НК-9, НК-15, НК-19, НК-21, НК-33, НК-39, НК-43. Первоначальный вариант был разработан для питания межконтинентальной баллистической ракеты. В 1970-х годах были построены несколько улучшенных версий для злополучной советской лунной миссии. С тех пор было произведено и хранилось на складе более 150 двигателей НК-33, из которых 36 двигателей были проданы Aerojet General в 1990-х годах. Два двигателя НК-33 (Aerojet AJ-26) используются на первой ступени ракеты Antares, разработанной Orbital Sciences Corporation. Ракета «Антарес» была успешно запущена с летного комплекса НАСА в Уоллопсе 21 апреля 2013 года. Это был первый успешный запуск традиционных двигателей НК-33, построенных в начале 1970-х годов. ЦСКБ-Прогресс также использует запасные НК -33 в качестве двигателя первой ступени облегченного варианта ракетного семейства «Союз», ракетного двигателя «Союз-2-1в.
- РД-107А. Используется в ускорителях семейства Р-7, включая ракетный двигатель Союз-ФГ и Союз-2.
- РД-108А. Используется в основной ступени семейства Р-7, включая Союз-ФГ и Союз-2.
.
См. Также
Литература
Внешние ссылки
- "ОАО" Кузнецов ".
- Двигатели, пришедшие с холода. Равноденствие. 1 марта 2001 г. 10 минут - через Телекомпания «Четвертый канал».
- Гриценко Евгений; Орлов, Владимир (2001). «Вклад научно-конструкторской школы Н.Д. Кузнецова в развитии отечественного двигателестроения» [Вклад Н.Д. Кузнецовой в развитие отечественного двигателестроения]. Двигатель. № 13 (опубликовано в январе – феврале 2001 г.). С. 26+.
- «СНТК им.Н.Д.Кузнецова». Авиабаза. Архивировано из оригинала 4 июля 2019 г.
- Кузнецов Н.Д. (28–30 июня 1993 г.). Проповентиляторные двигатели. Совместная конференция по движению и выставка (29-е изд.). Монтерей, Калифорния, США. doi : 10.2514 / 6.1993-1981.
- Зрелов, В. А.; Проданов, М. Э.; Белоусов А.И. (2008), «Анализ динамики развития отечественных авиадвигателей газотурбинных двигателей», Российская Аэронавтика (Из ВУЗ), 51 (4): 354–361, doi : 10.3103 / S1068799808040028, S2CID 110659677