Ан-10 | |
---|---|
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Антонов |
Конструктор | Н. С. Трунченков, В. Н. Гельприн |
Первый полет | 7 марта 1957 г. |
Введение | 1959 |
На пенсии | 1974 |
Статус | На пенсии |
Основной пользователь | Аэрофлот |
Количество построенных | 104 |
Разработано в | Антонов Ан-12 |
Антонов Ан-10 (Русский : Антонов Ан-10; по классификации НАТО : Cat ) - четырехмоторный турбовинтовой пассажирский транспортный самолет, разработанный в Советском Союзе.
Разработка четырехмоторного авиалайнера, предназначенного для использования на маршрутах протяженностью от 500 до 2000 километров (от 310 до 1262 миль), началась в конце 1955 года. Вдохновлено Изделие N (Изделие - изделие) пассажирский вариант Антонов Ан-8, КБ Антонова разработало Изделие У («У» - «Универсал»), четырехмоторный самолет с аналогичной компоновкой. Ан-8, но с увеличенными габаритами и гермофюзеляжем круглого сечения. В начале процесса проектирования выбор двигателей был между и Ивченко АИ-20, и, несмотря на превосходные характеристики, Кузнецов НК-4 был исключен, а Ивченко АИ-20 был выбран, отчасти благодаря ЦК. Коммунистической партии Украины, которая хотела, чтобы как можно больше продукции производилось на Украине, где находился завод Ивченко.
Первый прототип поднялся в воздух 7 марта 1957 года, обнаружив плохую курсовую устойчивость, которая привела к более высокому вертикальному оперению, и позже к шестиугольным вспомогательным килям на концах оперения. Поступив в производство на Заводе №64, Воронеж в 1957 году, первые три самолета были поставлены с двигателями Кузнецова НК-4 из-за отсутствия двигателей Ивченко АИ-20. С 1958 года серийные самолеты поставлялись с двигателями Ивченко АИ-20А, которые имели больший ресурс и сопоставимые характеристики по сравнению с двигателями Кузнецова. Новый самолет впервые был представлен публике в июле 1957 года. после завершения испытаний в июне 1959 года конструкция была одобрена к серийному производству. Аэрофлот начал эксплуатацию Ан-10 с 22 июля 1959 года по маршруту Москва - Симферополь.
В салоне было 85 мест, он был просторным и хорошо обставленным, с удобными сиденьями, широко расположенными, давая много места для ног, но из-за низкого пола и большого диаметра в салоне было много непригодного для использования пространства, что ограничивало багаж и объем груза. Неэффективное использование объема кабины во многом способствовало низкому соотношению грузоподъемность / буксируемость, которое было намного ниже, чем у современного Ил-18, но все же выше, чем у Туполев Ту-104. Более поздняя серийная версия, Ан-10А, решила некоторые проблемы эффективности за счет увеличения количества кресел с 85 до 89 и 100 (в двух вариантах Ан-10А), а затем до 117– 118 и, наконец, 132 за счет уменьшения шага сидений и изменения компоновки салона. Оснащенный двигателями Ивченко АИ-20К, Ан-10А продемонстрировал превосходные характеристики и увеличенную максимальную грузоподъемность 14,5 тонн (31 970 фунтов). Вспомогательные ребра концевых пластин в конечном итоге уступили место улучшенным расширенным подфюзеляжным ребрам под задней частью фюзеляжа. Устойчивость по направлению была теперь приемлемой, а новые подфюзеляжные стабилизаторы также улучшили продольную устойчивость при больших g и заходе на посадку, а также задержали наступление удара Маха до M0,702. Из-за того, что новые нижние ребра были расположены в зоне разделения потока, они также вызывали неприятные вибрации. По результатам летных испытаний и по меньшей мере двух аварий со смертельным исходом на всех оставшихся самолетах была установлена эффективная противообледенительная система хвостового оперения.
Всего было построено 104 самолета, включая прототип и планер для статических испытаний, поступившие на вооружение Аэрофлота с 27 апреля 1959 года, что доказало свою популярность благодаря большому грузовому объему (с уменьшенными сиденьями) и отличным полям. летные характеристики, что делает самолет пригодным для использования на небольших неосвоенных аэродромах. В ОКБ Антонова одновременно разрабатывались и производились средний военно-транспортный самолет Ан-8, гражданский авиалайнер Ан-10 и военно-десантный транспорт, а также военно-грузовой транспортный самолет Ан-12.
16 ноября 1959 г. самолет CCCP-11167 потерпел крушение на конечном этапе захода на посадку около Львова из-за обледенения.
22 апреля 1962 г. самолет Ан-10А, пилотируемый А.Митрониным, достиг мировой рекорд скорости 500 км по замкнутому контуру, составляющий в среднем 730,6 км / ч (454,0 миль / ч).
26 февраля 1960 г. во Львовском международном аэропорту имени Данила Галицкого произошла авария CCCP-11180 из-за снижения продольной устойчивости и из-за обледенения хвостового оперения.
Использование Ан-10 в военных целях было довольно обширным: 45 Ан-10Ц были построены для ВТА, 16 эксплуатировались исключительно воинскими частями, а остальные 38 были переданы во временное пользование. Министерство гражданской авиации, а также летательные аппараты, оставшиеся после вывода из эксплуатации Аэрофлота.
18 мая 1972 г. при снижении до Международный аэропорт Харьков потерпел крушение Ан-10 , в результате чего погибли восемь членов экипажа и 113 пассажиров. Расследование выявило усталостное растрескивание стрингеров центроплана крыла на многих оставшихся самолетах. После этого происшествия Аэрофлот прекратил эксплуатацию Ан-10.
После вывода из эксплуатации Аэрофлота 27 августа 1972 года 25 самолетов Ан-10А в хорошем состоянии были переданы ВВС (Советские ВВС ) и другие подразделения МАП (Министерства авиастроения). Эти оставшиеся Ан-10А были списаны к 1974 году.
Некоторые экземпляры сохранились в качестве экспонатов в музеях, а некоторые были преобразованы в детские театры (в Киеве, Самаре и Новочеркасске).
За время эксплуатации Ан-10 пережил 14 аварий, 373 погибших. Ан-10 перевез более 35 миллионов пассажиров и 1,2 миллиона тонн грузов.
Дата | Регистрация | Место нахождения (все в Советском Союзе) | Пострадавшие | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
29 апреля 1958 г. | CCCP-L7256 | Воронеж | 1/5 | разбился во время испытательного полета |
16 ноября 1959 года | CCCP-11167 | Львов | 40/40 | впал в пикирование при приземлении из-за обледенения крыльев |
26 февраля 1960 г. | CCCP-11180 | Львов | 32/33 | упал при приземлении из-за обледенения крылья |
27 января 1962 г. | CCCP-11148 | Ульяновск | 13/14 | разбился при взлете из-за реверсивного винта |
28 июля 1962 г. | CCCP- 11186 | Сочи | 81/81 | столкновение с горой из-за ошибки диспетчера |
2 августа 1963 года | CCCP-11193 | Сыктывкар | 7/7 | попадание льда в двигатели во время тренировочного полета |
8 августа 1968 г. | CCCP-11172 | Мирный | 0 / нет данных | сбежал с взлетно-посадочной полосы, ударился автомобиль |
12 октября 1969 г. | CCCP-11169 | Мирный | 0 / нет данных | приземлился у взлетно-посадочной полосы |
15 мая 1970 г. | CCCP-11149 | Кишинев | 11/11 | потеря управления во время тренировочного полета при имитации ухода на второй круг на двух двигателях |
8 августа 1970 г. | CCCP-11188 | Кишинев | 1/114 | аварийная посадка в поле из-за пожара в полете |
31 марта 1971 г. | CCCP-11145 | Ворошиловград | 65/65 | разбился при заходе на посадку из-за отрыва крыла |
12 октября 1971 | CCCP-11137 | Кишинев | нет данных | грубая посадка |
фев 1972 | CCCP-11142 | Ростов | нет данных | сгорел при ремонте |
18 мая 1972 года | CCCP-11215 | Харьков | 122 / 122 | оба крыла отвалились при посадке, усталость металла |
Данные с советских транспортных самолетов с 1945 года, Jane's All the World's Aircraft 1970–71
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Родственная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурация и эпоха
Связанные списки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Антонов Ан-10. |