Антонов Ан-10

редактировать
Ан-10
СССР-11205 Ан-10.jpg
РольАвиалайнер
ПроизводительАнтонов
КонструкторН. С. Трунченков, В. Н. Гельприн
Первый полет7 марта 1957 г.
Введение1959
На пенсии1974
СтатусНа пенсии
Основной пользовательАэрофлот
Количество построенных104
Разработано вАнтонов Ан-12

Антонов Ан-10 (Русский : Антонов Ан-10; по классификации НАТО : Cat ) - четырехмоторный турбовинтовой пассажирский транспортный самолет, разработанный в Советском Союзе.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 История эксплуатации
  • 3 Операторы
  • 4 Варианты
  • 5 Несчастные случаи и происшествия
  • 6 Технические характеристики (Ан-10А)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Дизайн и разработка

Антонов Ан-10А Ан-10 на советской почтовой марке 1958 года

Разработка четырехмоторного авиалайнера, предназначенного для использования на маршрутах протяженностью от 500 до 2000 километров (от 310 до 1262 миль), началась в конце 1955 года. Вдохновлено Изделие N (Изделие - изделие) пассажирский вариант Антонов Ан-8, КБ Антонова разработало Изделие У («У» - «Универсал»), четырехмоторный самолет с аналогичной компоновкой. Ан-8, но с увеличенными габаритами и гермофюзеляжем круглого сечения. В начале процесса проектирования выбор двигателей был между и Ивченко АИ-20, и, несмотря на превосходные характеристики, Кузнецов НК-4 был исключен, а Ивченко АИ-20 был выбран, отчасти благодаря ЦК. Коммунистической партии Украины, которая хотела, чтобы как можно больше продукции производилось на Украине, где находился завод Ивченко.

Первый прототип поднялся в воздух 7 марта 1957 года, обнаружив плохую курсовую устойчивость, которая привела к более высокому вертикальному оперению, и позже к шестиугольным вспомогательным килям на концах оперения. Поступив в производство на Заводе №64, Воронеж в 1957 году, первые три самолета были поставлены с двигателями Кузнецова НК-4 из-за отсутствия двигателей Ивченко АИ-20. С 1958 года серийные самолеты поставлялись с двигателями Ивченко АИ-20А, которые имели больший ресурс и сопоставимые характеристики по сравнению с двигателями Кузнецова. Новый самолет впервые был представлен публике в июле 1957 года. после завершения испытаний в июне 1959 года конструкция была одобрена к серийному производству. Аэрофлот начал эксплуатацию Ан-10 с 22 июля 1959 года по маршруту Москва - Симферополь.

В салоне было 85 мест, он был просторным и хорошо обставленным, с удобными сиденьями, широко расположенными, давая много места для ног, но из-за низкого пола и большого диаметра в салоне было много непригодного для использования пространства, что ограничивало багаж и объем груза. Неэффективное использование объема кабины во многом способствовало низкому соотношению грузоподъемность / буксируемость, которое было намного ниже, чем у современного Ил-18, но все же выше, чем у Туполев Ту-104. Более поздняя серийная версия, Ан-10А, решила некоторые проблемы эффективности за счет увеличения количества кресел с 85 до 89 и 100 (в двух вариантах Ан-10А), а затем до 117– 118 и, наконец, 132 за счет уменьшения шага сидений и изменения компоновки салона. Оснащенный двигателями Ивченко АИ-20К, Ан-10А продемонстрировал превосходные характеристики и увеличенную максимальную грузоподъемность 14,5 тонн (31 970 фунтов). Вспомогательные ребра концевых пластин в конечном итоге уступили место улучшенным расширенным подфюзеляжным ребрам под задней частью фюзеляжа. Устойчивость по направлению была теперь приемлемой, а новые подфюзеляжные стабилизаторы также улучшили продольную устойчивость при больших g и заходе на посадку, а также задержали наступление удара Маха до M0,702. Из-за того, что новые нижние ребра были расположены в зоне разделения потока, они также вызывали неприятные вибрации. По результатам летных испытаний и по меньшей мере двух аварий со смертельным исходом на всех оставшихся самолетах была установлена ​​эффективная противообледенительная система хвостового оперения.

История эксплуатации

Антонов Ан-10 в Центральном музее ВВС

Всего было построено 104 самолета, включая прототип и планер для статических испытаний, поступившие на вооружение Аэрофлота с 27 апреля 1959 года, что доказало свою популярность благодаря большому грузовому объему (с уменьшенными сиденьями) и отличным полям. летные характеристики, что делает самолет пригодным для использования на небольших неосвоенных аэродромах. В ОКБ Антонова одновременно разрабатывались и производились средний военно-транспортный самолет Ан-8, гражданский авиалайнер Ан-10 и военно-десантный транспорт, а также военно-грузовой транспортный самолет Ан-12.

16 ноября 1959 г. самолет CCCP-11167 потерпел крушение на конечном этапе захода на посадку около Львова из-за обледенения.

22 апреля 1962 г. самолет Ан-10А, пилотируемый А.Митрониным, достиг мировой рекорд скорости 500 км по замкнутому контуру, составляющий в среднем 730,6 км / ч (454,0 миль / ч).

26 февраля 1960 г. во Львовском международном аэропорту имени Данила Галицкого произошла авария CCCP-11180 из-за снижения продольной устойчивости и из-за обледенения хвостового оперения.

Использование Ан-10 в военных целях было довольно обширным: 45 Ан-10Ц были построены для ВТА, 16 эксплуатировались исключительно воинскими частями, а остальные 38 были переданы во временное пользование. Министерство гражданской авиации, а также летательные аппараты, оставшиеся после вывода из эксплуатации Аэрофлота.

18 мая 1972 г. при снижении до Международный аэропорт Харьков потерпел крушение Ан-10 , в результате чего погибли восемь членов экипажа и 113 пассажиров. Расследование выявило усталостное растрескивание стрингеров центроплана крыла на многих оставшихся самолетах. После этого происшествия Аэрофлот прекратил эксплуатацию Ан-10.

После вывода из эксплуатации Аэрофлота 27 августа 1972 года 25 самолетов Ан-10А в хорошем состоянии были переданы ВВС (Советские ВВС ) и другие подразделения МАП (Министерства авиастроения). Эти оставшиеся Ан-10А были списаны к 1974 году.

Некоторые экземпляры сохранились в качестве экспонатов в музеях, а некоторые были преобразованы в детские театры (в Киеве, Самаре и Новочеркасске).

Эксплуатанты

Советский Союз

Варианты

  • Изделие У - Внутреннее обозначение четырехмоторного пассажирского самолета, полученное от Изделие N Проект Ан-8.
  • Ан-10 - Обозначение опытного образца и начальных серийных версий с двигателями Кузнецова НК-4 или Ивченко Аи-20А.
  • Ан-10А - Производство самолет с декабря 1959 г. с увеличенными сиденьями, уменьшенной массой пустого / увеличенной грузоподъемностью и двигателями Ивченко АИ-20К.
  • Ан-10АС - несколько самолетов, модифицированных для перевозки мелких грузов без кресел.
  • Ан-10ТС - (Транспорт / Санитарный - транспорт / скорая помощь) 45 самолетов заказаны для ВТА (Военно-Транспортная авиация - транспортная авиация), 38 самолетов переданы в аренду Министерству гражданской авиации.
  • Ан-10КП - (Komandny Punkt - командный пункт) Отдельный самолет (CCCP-11854), модифицированный в качестве воздушного командного пункта для использования на аэродроме Сперенберг, недалеко от Берлина в DDR.

Авиационные происшествия и происшествия

За время эксплуатации Ан-10 пережил 14 аварий, 373 погибших. Ан-10 перевез более 35 миллионов пассажиров и 1,2 миллиона тонн грузов.

ДатаРегистрацияМесто нахождения (все в Советском Союзе)ПострадавшиеКраткое описание
29 апреля 1958 г.CCCP-L7256Воронеж 1/5разбился во время испытательного полета
16 ноября 1959 года CCCP-11167Львов 40/40впал в пикирование при приземлении из-за обледенения крыльев
26 февраля 1960 г. CCCP-11180Львов 32/33упал при приземлении из-за обледенения крылья
27 января 1962 г.CCCP-11148Ульяновск 13/14разбился при взлете из-за реверсивного винта
28 июля 1962 г. CCCP- 11186Сочи 81/81столкновение с горой из-за ошибки диспетчера
2 августа 1963 годаCCCP-11193Сыктывкар 7/7попадание льда в двигатели во время тренировочного полета
8 августа 1968 г.CCCP-11172Мирный 0 / нет данныхсбежал с взлетно-посадочной полосы, ударился автомобиль
12 октября 1969 г.CCCP-11169Мирный0 / нет данныхприземлился у взлетно-посадочной полосы
15 мая 1970 г.CCCP-11149Кишинев 11/11потеря управления во время тренировочного полета при имитации ухода на второй круг на двух двигателях
8 августа 1970 г.CCCP-11188Кишинев 1/114аварийная посадка в поле из-за пожара в полете
31 марта 1971 г. CCCP-11145Ворошиловград 65/65разбился при заходе на посадку из-за отрыва крыла
12 октября 1971CCCP-11137Кишинев нет данныхгрубая посадка
фев 1972CCCP-11142Ростовнет данныхсгорел при ремонте
18 мая 1972 года CCCP-11215Харьков 122 / 122оба крыла отвалились при посадке, усталость металла

Технические характеристики (Ан-10А)

Антонов Ан-10 Кот двукрытый силуэт.png

Данные с советских транспортных самолетов с 1945 года, Jane's All the World's Aircraft 1970–71

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 летного экипажа + бортпроводник
  • Вместимость: 100 или 130 человек / 14 500 кг (32 000 фунтов)
  • Длина: 34 м (111 футов 7 дюймов)
  • Размах крыльев: 38 м (124 футов 8 дюймов)
  • Высота: 9,83 м (32 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 120 м (1300 кв. футов)
  • Объем: 222 м (7800 куб. футов) Объем кабины
  • Объем подпольного трюма: 32 м ( 1100 куб. Футов)
  • Максимальный взлетный вес: 55100 кг (121 475 фунтов)
  • Запас топлива: 13000 л (3400 галлонов США; 2900 имп гал) (10250 кг (22600 фунтов))
  • Силовая установка: 4 × Ивченко АИ-20К турбовинтовые двигатели мощностью 3000 кВт (4000 л.с.) каждый (эквивалент)
  • Гребные винты: 4-лопастные гребные винты AV-68 с постоянной скоростью и изменяемым шагом, диаметром 4,5 м (14 футов 9 дюймов)

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 715 км / ч ( 444 миль / ч, 386 кН)
  • Крейсерская скорость: 680 км / ч (420 миль / ч, 370 кН) максимум на высоте 10 000 м (33 000 футов)
  • Экономическая крейсерская скорость: 630 км / ч (390 340 кН) на высоте 10 000 м (33 000 футов)
  • Взлетная скорость: 190–210 км / ч (120–130 миль / ч; 100–110 кН)
  • Дальность: 1200 км (750 миль, 650 морских миль) с максимальной полезной нагрузкой + 60 минут запаса топлива.
4075 км (2532 миль) с максимальной топливной полезной нагрузкой 8,440 кг (18610 фунтов) и без резервов
  • Практический потолок: 10,200 м (33,500 фут)
  • Нагрузка на крыло: 430 кг / м (88 фунтов / кв. фут)
  • Мощность / масса : 4,4 кг / кВт (7,2 фунт / л.с.)
  • Посадочный разбег : 500–650 м (1,640–2,130 футов) с обратным шагом

См. Также

Родственная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурация и эпоха

Связанные списки

Список литературы

Дополнительная литература

  • Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации скопа 1875–1995. Лондон: скопа. С. 23–24. ISBN 1-85532-405-9.

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Антонов Ан-10.
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:37:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте