Kreuzspiel

редактировать

Kreuzspiel (английский: Crossplay) - это композиция Карлхайнца Штокхаузена, написанная для гобой, бас-кларнет, фортепиано и четыре перкуссиониста в 1951 году (позже он был переработан только для трех перкуссионистов вместе с другими изменениями). В каталоге произведений композитора ему присвоен номер / 7.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Анализ
  • 3 Дискография
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
История

Штокхаузен считал Кройцшпиля своим первым оригинальным сочинением, поскольку в отличие от упражнений по подражанию стилям, которые он делал в рамках своих музыкальных занятий (Stockhausen 1989, 34, 55). По словам композитора, на него повлияли произведения Оливье Мессиана «Mode de valeurs et d'intensités » (1949) и Карел Гойвертс Соната для двух фортепиано (1950), и является одним из самых ранних примеров «точечной» музыки. Премьера "Кройцшпиля" состоялась летом 1952 года на Darmstädter Internationale Ferienkurse под управлением композитора. По словам Штокхаузена, спектакль «закончился скандалом» (Stockhausen 1964, 11).

Анализ

Кройцшпиль анализировался в печати чаще, чем любая другая работа Штокхаузена, хотя все, кроме одной (Borio and Garda 1991), ограничиваются только первым его трех этапов.

Несмотря на то, что Кройцшпиль обычно описывается (как композитором, так и другими) как "серийное ", он не использует ссылочный, повторяющийся двенадцатитональный упорядоченный набор. Скорее, он использует постоянное переупорядочение наборов из двенадцати элементов (связанная высота тона, длительность, динамический и - в исходной версии - атака) - устройство, которое иногда называют «пермутационный сериализм » ( например, Howell 1995, 111). В нем также используется перестановочная система из семи элементов для управления регистром (Toop 1974, 159–61).

Композиция состоит из трех связанных движений, или «этапов». На первом этапе шесть нот начинаются в верхнем регистре, а шесть других - в нижнем регистре. Они постепенно переходят в четыре средние октавы, пока в центре движения не будет достигнуто равное распределение высот во всем диапазоне. С этого момента до конца движения процесс меняется на противоположный, так что все ноты снова поступают в два крайних регистра, только шесть нот, первоначально находившихся в верхней части, теперь находятся внизу, и наоборот. Вторая часть выполняет аналогичный формальный процесс, только начинается в среднем регистре, распространяется на все семь октав, а затем снова сокращается до середины. Третье движение накладывается на первые два (Stockhausen 1964, 11–12; Stockhausen 1989, 55–56).

Композиционный контроль этих форм определяется на первом этапе через параметр длительности, тогда как на втором этапе доминирующим элементом является высота звука (Kohl 1981, 18).

Дискография
  • 50 Jahre neue Musik в Дармштадте, Vol. 1. Включает Kreuzspiel (только 3-я ступень, версия с четырьмя перкуссионистами). Ромоло Грано, гобой; Фридрих Вильдганс, бас-кларнет; Ирмела Сандт, фортепиано; Ганс Россманн, Бруно Мадерна, Вилли Трампфеллер и Пол Гепперт, ударные; под управлением Карлхайнца Штокхаузена. Записано 21 июля 1952 года. Запись на компакт-диске. Col Legno WWE 1CD 31894. Мюнхен: Col Legno, 1996. Также выпущен как часть набора из 4 компакт-дисков 50 Jahre neue Musik в Дармштадте. Col Legno WWE 4CD 31893 (коробка); т. 1: WWE 1 CD 31894; т. 2: WWE 1 CD 31895; т. 3: WWE 1 CD 31896; т. 4: WWE 1 CD 31897. Мюнхен: полковник Леньо, 1996
  • Штокхаузен: Кройцшпиль; Контра-Пункте ; Zeitmaße ; Прощай. Лондонская Симфониетта, конд. Карлхайнц Штокхаузен. Кройцшпиль записан в Лондоне 21 марта 1973 года. Запись на LP. 12 дюймов Deutsche Grammophon 2530-443 (стерео). [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1974. Переиздан на компакт-диске в другом сочетании, например, Stockhausen: Chöre für Doris ; Хоровой; Драй Лидер ; Сонатин ; Кройцшпиль. Штокхаузен Полное издание, компакт-диск 1. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2002.
  • Passeport pour le XXe siècle: Voyage guidé par Pierre Boulez. Ансамбль InterContemporain, дирижёр Пьер Булез. Запись 1987–88 гг. Ансамбль InterContemporain, дирижер Пьер Булез. L'oeuvre du XXe siècle. Записано в Париже, IRCAM, 1987–1988. (Только отрывок Кройцшпиля; с произведениями Игоря Стравинского, Эдгарда Вареза, Антона Веберна, Лучано Берио, Дьёрдь Лигети и Пьер Булез). Запись CD. Disques Montaigne WM 334 88 518. Париж: Disques Montaigne, 1989. [Музыка из шестисерийного телесериала Boulez xx siècle, представленного Жан-Пьером Котте. Совместное производство: FR3, la Sept, Caméras Continentales, IRCAM, Ensemble InterContemporain и Centre Georges Pompidou при поддержке Caisse des Dépôts et Consignations и при участии Национального центра кинематографии. Кройцшпиль встречается в части 3, «Ритм».] Переиздан как Disques Montaigne 780518. Отрывок Кройцшпиля с другим материалом переиздан на третьем диске D'un siècle à l'autre. Комплект из 3 компакт-дисков. (С произведениями Яначека, Малера, Дебюсси, Сибелиуса, Равеля, Бартока, Стравинский, Шостакович, Шенберг, Айвс, Веберн, Варез, Берг, Мессиан, Дютийе, Картер, Ксенакис, Лигети, Берио, Кагель, Харви и Дюсапин.) Montaigne / Naïve MO 782096 (коробка), диск 1: MO 782096-1, диск 2: MO 782096-2, диск 3: MO 782096 -3. Париж: Монтень / Наив, 2000.
  • Силбери Эйр. Sydney Alpha Ensemble (Линда Уолш, гобой; Сью Ньюсом, бас-кларнет; Стефани МакКаллум, фортепиано; Дэрил Пратт, Элисон Эддингтон и Элисон Лоу Чой, ударные), дирижер Дэвид Стэнхоуп. Запись CD. ABC Classics 465 651-2. [Сидней]: Австралийская радиовещательная корпорация, 2000. (Помимо Кройцшпиля, включает работы Харрисона Биртвистла, Найджела Баттерли, Луиджи Даллапиккола и Дона Бэнкса.)
  • Musik in Deutschland 1950–2000 11, № 1: «Instrumentale Kammermusik: Moderne Ensembles 1950–1970». Ансамбль Avance and Ensemble Modern. Запись компакт-диска. BMG Ariola 74321 73619 2. [Мюнхен]: BMG-Ariola, 2005. (Помимо Кройцшпиля, включает произведения Стефана Вольпе, Рудольфа Вагнера-Регени, Вольфганга Фортнера, Герберта Брюна, Пола. Дессау, Фридрих Гольдман и Вернер Хайдер.)
  • Карлхайнц Штокхаузен: Плюс-минус. Ives Ensemble (Эстер Пробст, гобой; Рука Петра, бас-кларнет; Джон Снейдерс, фортепиано; Арнольд Marinissen, Wilbert Grootenboer и Fedor Reunisse, перкуссия), дирижер Ричард Рейнвос. Записано с 29 июня по 2 июля 2002 года в Theater Romein, Леуварден, Нидерланды. (В дополнение к Kreuzspiel, включает Штокхаузен: Refrain и Плюс-Минус.) CD r запись. Hat Hut hat [сейчас] ИСКУССТВО 178. Базель: Hat Hut, 2010.
Библиография
  • Блюмрёдер, Кристоф фон. 1993. Die Grundlegung der Musik Karlheinz Stockhausens. Дополнение к Archiv für Musikwissenschaft 32, под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг.
  • Борио, Джанмарио и Микела Гарда. 1991. "Проблемы анализа серийной музыки: Kreuzspiel di Karlheinz Stockhausen". В L'analisi musicale: Atti del congno di Reggio Emilia, 16–19 марта 1989 г., под редакцией Россанны Дальмонте и Марио Барони, 144–61. Милан: Unicopli. ISBN 88-7061-929-X.
  • Брачанин, Филипп. 1971. "Абстрактная система как композиционная матрица". Исследования в области музыки нет. 5: 90-114.
  • Харви, Джонатан. 1975. "Глава 2: Кройцшпиль". В музыке Штокхаузена: введение, 14–20. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press.
  • Хауэлл, Тим. 1995. "Сериализм Эйслера: концепции и методы". В Hanns Eisler: A Miscellany, под редакцией Дэвида Блейка, 103–32. Исследования современной музыки 9. Люксембург; Австралия; Нью-Йорк: Harwood Academic Publishers. ISBN 3-7186-5573-X (ткань); ISBN 3-7186-5575-6 (pbk).
  • Келлер, Макс Ойген. 1972. "Hörte und komponierte Struktur in Karlheinz Stockhausens Kreuzspiel". Мелос 39 № 1 (январь – февраль), 10–18.
  • Келсалл, Джон. 1975. «Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) ». Дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Кинцлер, Хартмут. 1997. «Viereinhalb Marginalien zum ersten Stadium von Stockhausens 'Kreuzspiel'». Musiktheorie 12, no. 1: 71–86.
  • Коль, Иероним. 1981. «Серийные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена с 1962 по 1968 год». Кандидат наук. дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена. Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6.
  • Misch, Imke. 2016. «Карлхайнц Штокхаузен: вызов наследия: введение». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед» под редакцией М.Дж. Гранта и Имке Миш, 11–19. Хофхайм: Wolke Verlag. ISBN 978-3-95593-068-4.
  • Саббе, Герман. 1981. "Die Einheit der Stockhausens-Zeit...: Neue Erkenntnismöglichkeiten der seriellen Entwicklung anhand des frühen Wirkens von Stockhausen und Goeyvaerts. Dargestellt aufgrund der Briefe Stockhausens an Goevaerts". В Musik-Konzepte 19: Karlheinz Stockhausen:... wie die Zeit verging..., изд. Хайнц-Клаус Мецгер и Райнер Рин, 5–96. Мюнхен: Edition Text + Kritik, 1981.
  • Stenzl, Jürg. 1972. "Kreuzspiel Карлхайнца Штокхаузена (1951)". Zeitschrift für Musiktheorie 3, no. 1 (январь): 35–42.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1964. "Kreuzspiel (1951), für Oboe, Baßklarinette, Klavier und Schlagzeug". В Karlheinz Stockhausen, Texte, Band 2: «zu eigenen Werken, zur Kunst Anderer, Aktuelles», под редакцией Дитера Шнебеля, 11–12. DuMont Dolumente. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью, составитель Робин Макони. Лондон и Нью-Йорк: Марион Бояре. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань); ISBN 0-7145-2918-4 (pbk).
  • Туп, Ричард. 1974. "Мессиан / Goeyvaerts, Фано / Штокхаузен, Булез". Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень-зима): 141–69.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 14:17:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте