Джулиан Андерсон CBE (родился 6 апреля 1967 г.) - британский композитор и преподаватель композиции.
Андерсон родился в Лондоне. Он учился в Вестминстерской школе, затем у Джона Ламберта в Королевском музыкальном колледже, у Александра Гёра в Кембриджском университете, в частном порядке у Тристана Мюрайля в Париже и на курсах, которые читали Оливье Мессиан, Пер Норгард и Дьёрдь Лигети.
С 2000 по 2004 год он был главой отдела композиции в Королевском музыкальном колледже, а с 2004 по 2007 год - профессором музыки Фанни П. Мейсон в Гарвардском университете. В настоящее время он является профессором композиции и композитором в Школе музыки и драмы Гилдхолл. С 2001 по 2005 год он был композитором Симфонического оркестра Бирмингема, а с 2005 по 2007 год - стипендиатом Дэниела Р. Льюиса в составе Кливлендского оркестра. С 2002 года до конца концертного сезона 2010-11 годов он был артистом. директор серии концертов «Музыка сегодняшнего дня» Лондонского филармонического оркестра. С 2013 по 2016 год он был композитором в резиденции Wigmore Hall.
Бывший издатель Андерсона, Faber Music, описывает свою музыку так:
... характеризуется свежим использованием мелодии, яркими контрастами текстур и живым ритмическим импульсом. Он проявляет постоянный интерес к музыке традиционных культур за пределами западных концертных традиций. Он особенно любит народную музыку Восточной Европы, особенно литовскую, польскую и румынскую традиции, а также на него сильно повлияла модальность индийских раг.
Эти влияния в сочетании с элементами модернизма, спектральной музыки и электронной музыки составляют то, что Граммофон назвал «яркими, захватывающими звуковыми мирами композитора».
Первое оркестровое произведение Андерсона, « Диптих», было завершено в 1990 году и имело большой успех, как и « Хоровод» (завершено в 1994 г.) и « Фантазия Альгамбры» (2000 г.), написанные для Лондонской симфониетты. Последняя работа была выполнена Ensemble InterContemporain, Asko Ensemble и Ensemble Modern, часто под руководством Оливера Кнуссена, который до своей смерти в 2018 году был постоянным соавтором и защитником музыки Андерсона.
Его первая работа, написанная для CBSO, Imagin'd Corners, премьера которой состоялась в 2002 году, была описана Daily Telegraph как «видение с разнообразием текстуры, динамики и цвета, от атмосферной неподвижности проема до высокой плотности и яркости. шум, когда произведение достигает своего финального апогея. Это прекрасная партитура, полная оптимизма и настоящего творческого драйва ». Годом позже была написана « Симфония» для CBSO и их главного дирижера Сакари Орамо. В 2004 году он выиграл премию Британской ассоциации композиторов и авторов песен за лучшую новую оркестровую пьесу.
За последнее десятилетие Андерсон написал большое количество хоровой музыки без аккомпанемента, в том числе Sing Unto the Lord (написано для Вестминстерского собора), I Saw Eternity (2003, впервые исполнено лондонским филармоническим хором ) и Four American Choruses (2001- 4; написано для Симфонического хора Бирмингема и их дирижера Саймона Хэлси, впервые выступившего в Великобритании в 2005 году). Хотя эти произведения кажутся более простыми по стилю, чем его инструментальная музыка, они часто связаны с более крупными произведениями, как технически (например, «У фонтана», последний из четырех американских хоров, имеет ту же мелодическую и гармоническую основу, что и отрывок из Альгамбра Фэнтези) и эстетически ( постоянно присутствует американская поэтесса Эмили Дикинсон, как и темы внеконфессиональной духовности или секуляризованного христианства).
Андерсон также использовал как живую, так и предварительно записанную электронику в своей крупномасштабной Книге часов для 20 исполнителей и электронике, написанной для Бирмингемской группы современной музыки, которая впервые выступила с Оливером Кнуссеном в феврале 2005 года. Его третья и последняя полная оркестровая работа, сочиненная для сил Бирмингема, « Иден», была впервые услышана на Международном музыкальном фестивале в Челтенхэме в 2005 году в исполнении CBSO под руководством Мартина Брэббинса и представляет собой исследование нетемперированной настройки гармонического ряда. Эта озабоченность слиянием умеренной модальности и нетемперированного резонанса продолжается в его крупнейшей на сегодняшний день работе, Heaven is Shy of Earth, оратории для меццо-сопрано, хора и оркестра продолжительностью почти 35 минут, заказанной BBC для Променад-концертов 2006 года., где его премьера была исполнена певицей Анжеликой Кирхшлагер и Симфоническим оркестром и хором BBC под управлением сэра Эндрю Дэвиса. Новая версия этой работы, расширенная за счет добавления новой (третьей) части, «Глория (с Птицей)», состоялась 26 ноября 2010 года в Barbican Center с солисткой Сьюзен Бикли.
Дальнейшие хорово-оркестровые произведения появились в форме Аллилуйи для хора и оркестра, написанной для открытия Королевского Фестивального Зала (« Лондонский филармонический хор, которому негде спрятаться в такой откровенной акустике, превосходно поддерживал высоту звука и представлял виртуозную каденцию. анимированного шепота ») и более короткой« Хармони », заказанной в качестве вступительной работы сезона 2013 года для BBC Proms. Между ними были Fantasias, 25-минутное оркестровое произведение, премьера которого состоялась Кливлендским оркестром в ноябре 2009 года, демонстрирующее новый интерес к мультичастичным структурам, и The Discovery of Heaven, премьера которого состоялась в рамках резиденции композитора Андерсона с Лондонским филармоническим оркестром. ; последние два произведения представлены на недавнем диске с портретами композитора в исполнении того же оркестра.
Более ранний диск с портретами, Alhambra Fantasy, включающий пять оркестровых и ансамблевых пьес Андерсона под управлением Оливера Кнуссена, выиграл в 2007 году премию Gramophone Best of Category (Contemporary) Award, из шорт-листа, который также включал диск NMC Book of Hours. (Оба компакт-диска были выпущены в 2006 году и были первыми двумя коммерчески доступными дисками, полностью посвященными творчеству Андерсона.)
В мае 2014 года первая опера Андерсона « Фиваны» получила мировую премьеру в Английской национальной опере под управлением Эдварда Гарднера. Драматург Фрэнк МакГиннесс написал трехактное либретто по мотивам трех фиванских пьес Софокла: «Царь Эдип», « Эдип в Колоне» и « Антигона». Пьер Ауди, художественный руководитель оперы De Nederlandse, руководил совместной постановкой Английской национальной оперы и театра Бонна. Фиванцы выиграл 2015 Basca Award в категории Stage работ.
Музыка Андерсона издается Schott Music. Работы, написанные до 2014 года, публикуются Faber Music.
Андерсон был назначен главнокомандующим Ордена Британской империи (CBE) в новогодних наградах 2021 года за заслуги перед музыкой.